Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 11:27, реферат
Тяжелым испытание стала Гражданская война и подавление повстанческого движения в первые годы Советской власти. В годы индустриализации в Хакасии развивались добывающие отрасли промышленности. Серьезные изменения произошли в облике сельского хозяйства, обернувшиеся трагедией “раскрестьянивания”.
1. Введение ……………………………………….……2
2. Территория проживания…………………………..3
3. Традиции и основные занятия ……………………4
4. Культ огня………………………………………….8
5. Субэтнические группы…………………………..13
6. Язык ………………………………………………16
7. Религия: шаманизм…………………………….....21
8. Заключение ………………………………………. 28
9. Список литературы ……………………………….
В средние века этногенез хакасов шел в два этапа. Первоначальный «кыргызский этап» (VI-XIII вв.) связан с периодом существования кыргызского государства (одного из первых на территории современной России). В это время происходит формирование особенностей хакаской культуры, языка и современного антропологического типа. Следующий этап (XIV-XVIII вв.) - время сложения и развития этнополитического объединения, известного по концепции В.Я. Бутанаева как «Хонгорай», ставшего основой для хакасского народа. Государственное этнополитическое объединение в административном отношении разделялось на четыре княжества (улуса) - Езерское, Алтырское, Алтысарское и Тубинское. Ядром объединения стала элитарная группа кыргызов, которые сплотили вокруг себя родоплеменные группы. Впоследствии на месте прежних княжеств сложились четыре племенных группы хакасов. Резких конфессиональных, культурных, языковых и других барьеров не было, это благоприятствовало процессу сложения местного населения в единый этнос. На это указывают данные исторического фольклора, русские письменные свидетельства 17 в., отмечавшие, что большинство родоплеменных групп в роду и племени кыргызам, этнографические данные по современным фуюйским кыргызам (проживающим на северо-востоке КНР) и др.
В 1703 году значительная часть населения Хакасско-Минусинского края была принудительно переселена ойратскими властями в Джунгарию. Данная акция способствовала присоединению Хакасии к России и положила начало новому «российскому» этапу этногенеза (XVIII-XIX вв.), который характеризуется процессом консолидации населения прежних кыргызских улусов и их кыштымских (зависимых, вассальных) урочищ. К этому времени на смену общему национальному понятию «кыргызы» и «кыргызские татары» или «кыргызские люди» приходит этноним «татары» (абаканские, минусинские). Сложение хакасского этноса завершается в начале 19 в.
В XIX в. хакасы подразделялись на шесть этнических групп в пределах образованных четырех Степных дум. Названия дум обусловили принятие населением прежних княжеств новых племенных названий от имен наиболее крупных родов. На севере-западе Хакасии, в долине рек Июсов и Чулыма сформировалось племя кызыльцев. Низовье Абакана и вся левобережная долина Среднего Енисея являлись территорией проживания качинцев. На правом берегу Енисея и междуречье Абакана и Енисея проживали койбалы. Южная Хакасия являлась территорией проживания сагайцев (вместе со слившимися с ними бельтырами и бирюсинцами - южными шорцами). Анализ родоплеменного состава демонстрирует нам, что среди хакасов бытует примерно 1360 фамилий, которые ведут генеалогию от имен предков, живших в середине XVIII в. Приблизительно около 800 различных фамилий (более 60% общего числа) связаны своими корнями с населением бывших улусов Кыргызской землицы, из них около 75, или 7% восходят к потомкам бывших князей.
В 1918 г. после смены власти в стране коренное население юга Енисейской губернии на общенациональном съезде принимает решение о принятии в качестве общенационального самоназвания этноним «хакасы». В дальнейшем на протяжении ХХ - нач. ХХI вв. происходила нивелировка локальных особенностей культуры и языка хакасских субэтнических групп, в том числе и под воздействием советской культурной революции и модернизации. Исследователь современных этнических процессов хакасского народа В.П. Кривоногов отмечал, что принадлежность к той или иной субэтнической группе не играет важной роли в жизни современных хакасов, порой представляя лишь память о былом разделении. Следует также отметить наличие ассимиляционных процессов, приводящих к тому, что значительная часть хакасского населения не знает родной язык, утратила этническое сознание, вступает в межэтнические браки.
На сегодняшний день хакасское население компактно проживает на значительной части Аскизского района, а также в отдельных населенных пунктах Республики Хакасия. Делятся на субэтнические (диалектные) группы:
К хакасам по культуре и языку близки теленгиты, телеуты, чулымцы, шорцы.
Для сохранения и развития этноса хакасов необходимо восстанавливать среди них традиционные формы хозяйствования (коневодство, овцеводство и пр.)5.
Язык
Хакасские (кыргызские) языки
— группа восточнотюркских языков,
предположительно сложившихся на основе
древнекыргызского (енисейско-кыргызского)
языка. Сформировавшиеся предположительно
на основе древнекыргызского сарыг-
Древнекыргызский язык
Древнекыргызский язык первоначально
был близкородственным орхоно-
Современные языки
Сарыг-югурский язык. Варианты названия: юйгу (от китайского наименования уйгуров), сары-югурский, язык желтых уйгуров; соседствующие с сарыг-югурами говорящие на языке монгольской семьи шира-югуры называют их хара-йогурами.
Проживают в районе Минхуа волости Лянхуа и Минхай Китайской Народной Республики. Сарыг-югурский язык официально считается бесписьменным (вероятно, используется на практике китайская письменность), в прошлом предположительно использовалось староуйгурское письмо. Противопоставляются сильные и слабые согласные, придыхание соответствует фарингализации в саянском ареале.
Современный облик сложился в XI-XIX вв. в результате контакта с кыпчакскими (наличествуют ногайские переходы š > s, č > š), монгольским, китайским и тибетскими языками.
По переходу š > s, č > š
сарыг-югурский язык сближается с мелетским
говором среднечулымского диалекта
хакасско-алтайского ареала (и с
некоторыми ногайско-кыпчакскими идиомами)
В начальной позиции
Фуюйско-кыргызский язык
Самоназвание: кыргыз. Проживают в провинции Хэйлунцзян Китайской Народной Республики, уезд Фуюй, а также Хайлар. В Хэйлунцзяне поселились во II половине XVII века.
Язык бесписьменный (латинская
письменность в разработке). Отражает
особенности языка енисейских кыргызов
XVI-XVII вв. Противопоставляются сильные
и слабые согласные. Как и в
сарыг-югурском, есть нечто вроде
саянской фарингализации. Начальный
звук j- может отражаться как n- (мягкий?).
Традиционно считается
Хакасско-алтайские диалекты
Выделяются свистящие и шипящие диалекты.
Свистящие диалекты: сагайско-бельтирский (сагайский и бельтирский говоры различаются слабо) — Аскизский и Таштыпский районы Хакасии.
Для сагайско-бельтирской зоны характерно совпадение: š > s/z, č > š > s/z (интервокально, начальное j > č обычно сохраняется).
Шипящие диалекты: мелетский (причисляется к среднечулымским) — пос. Пасечное Тюхтетского района Красноярского края;
качинский (качинско-койбальский) — Усть-Абаканский, Алтайский и Ширинский районы Хакасии и камасинский (кангаласский) — верховья рек Маны и Кана Красноярского края;
шорский — Северный Алтай (Кузнецкий Алатау), реки Кондома, Мрассу, Томь; Таштыпский район Хакасии, Кемеровская область, Республика Алтай;
кызыльский — Ширинский и Орджоникидзевский районы Хакасии (реки Черный и Белый Июс), Ужурский и Шарыповский районы Красноярского края и среднечулымский (разделяется на среднечулымский (тутальский) и верхнечулымский диалекты) — река Чулым; Томская область, Красноярский край.
При классификации в состав хакасского языка включаются сагайско-бельтирский, качинский (в том числе камасинский), кызыльский диалекты и шорский диалект в Таштыпском районе Хакасии, под собственно шорским понимается шорский диалект в Кемеровской области и Республике Алтай; мелетский и среднечулымский диалекты включены в состав чулымского.
В мелетском диалекте изменение
ногайского типа š > s, č (в том числе
из j) > š. В остальных диалектах
шипящие сохраняются или
Литературная форма хакасского языка создана на основе сагайско-бельтирского и качинского диалектов, литературная форма шорского на основе шорского диалекта Северного Алтая. Письменность для хакасского языка известна с 1924 года, письменность для шорского с 1927 года, но первый букварь для шорского был издан миссионерами еще в 1885 году.
Чулымский язык письменности и литературной нормы не имеет, но выделяются так называемые наиболее существенные говоры следующих деревень: Туталы, Новой деревни, Тызырачева, Пуштакова и др.
Основания для выделения в самостоятельную группу
Хакасские (кыргызские) языки характеризуются следующими признаками:
рефлексация пратюркского интервокального и конечного пратюркского -d- в виде -z-; распространение озвончения интервокальных согласных на спиранты
1 Потачаков К.М., ПМА 1958, С. 96
2 Дыренкова Н.П., 1927, С.71
3 Традиционное мировоззрение, 1989, С.103
4 Хелимский Е. А. Очерк истории самодийских народов // Финно-угорский мир. Ред. Д. Нановски. Будапешт, 1996, 101—115. [1], с. 34-35; Он же. Древнейшие угорско-самодийские языковые связи (Анализ некоторых аспектов генетических и ареальных взаимоотношений между уральскими языками). Автореферат канд. дисс. Тарту, 1979, 20 стр. С.
5 Доклад о реализации Комплексного плана действий по гармонизации межэтнических отношений в Республике Хакасия в 2001 г.