Предки человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 11:27, реферат

Описание работы

Тяжелым испытание стала Гражданская война и подавление повстанческого движения в первые годы Советской власти. В годы индустриализации в Хакасии развивались добывающие отрасли промышленности. Серьезные изменения произошли в облике сельского хозяйства, обернувшиеся трагедией “раскрестьянивания”.

Содержание работы

1. Введение ……………………………………….……2
2. Территория проживания…………………………..3
3. Традиции и основные занятия ……………………4
4. Культ огня………………………………………….8
5. Субэтнические группы…………………………..13
6. Язык ………………………………………………16
7. Религия: шаманизм…………………………….....21
8. Заключение ………………………………………. 28
9. Список литературы ……………………………….

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 48.09 Кб (Скачать файл)

Замужние женщины поверх халатов и шуб по праздникам обязательно надевали безрукавку (сигедек). Девушки и вдовы не имели право носить его.

Сигедек шили распашным, с  прямым разрезом, из четырёх проклеенных  слоев ткани, благодаря чему он хорошо сохранял свою форму, сверху крыли шёлком или плисом. Широкие проймы, ворот  и полы украшались радужной каймой (чеек), нашитыми вплотную в несколько  рядов шнурами, вручную сплетёнными  из цветных шёлковых ниток.

Весной и осенью молодые  женщины надевали распашной кафтан (сикпен или хаптал) из тонкого сукна двух типов: отрезной и прямой. Шалевый воротник покрывали красным шёлком или парчой, на лацканы нашивали

перламутровые пуговицы или  раковины каури, края окаймляли жемчужными пуговицами. Концы обшлагов сикпена (как и другой женской верхней  одежды) в долине Абакана делали со скошенным выступом в форме  конского копыта (омах) - для прикрытия  лица стыдливых девушек от назойливых взглядов. Спинка прямого сикпена  украшалась растительным орнаментом, линии проймы обшивались декоративным швом орбе - "козлик". Отрезной сикпен украшали аппликациями (пыраат) в форме  трёхрогой короны. Каждый пыраат обшивали декоративным швом. Над ним вышивали рисунок "пять лепестков" (пис  азыр), напоминающий лотос.

   Зимой носили овчинные шубы (тон). Под рукавами женских выходных шуб и халатов делали петли, куда привязывали большие шёлковые платки.

Зажиточные женщины вместо них привешивали длинные сумочки (iлтiк) из

плиса, шёлка или парчи, вышитые шёлком и бисером.

Типичным женским украшением был нагрудник пого. Основу, вырезанную в 

виде полумесяца с закруглёнными  рожками, обтягивали плисом или бархатом, обшивали перламутровыми пуговицами, кораллом или бисером в виде кругов, сердечек, трилистников и других узоров. По нижнему краю пускалась бахрома  из бисерных снизок (силбiрге) с мелкими  серебряными монетками на концах. Пого готовили женщины своим дочерям  перед свадьбой. Замужние женщины  носили коралловые серёжки ызырва. Кораллы покупались у татар, которые  привозили их из Средней Азии. Мужчины  носили косичку кичеге, с конца XVIII в. стали подстригать волосы

"под горшок".

Пища. Основной пищей хакасов  служили зимой мясные, летом - молочные

блюда. Распространены супы (угре) и бульоны (мун) с отварным мясом.

Наиболее популярными  были крупяной суп (чарба угре) и  ячменный (коче

угре). Праздничным блюдом считается кровяная колбаса (хан-сол). Основным напитком был айран из кислого коровьего молока. Айран перегоняли на молочную водку (айран арагазы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культ огня

 

 

    Культ огня являлся и является одним из самых важных, центральных, структурообразующих в общей обрядовой системе культов. Он охватывал самые разнообразные явления религиозной культуры хакасов. Традиционное сознание хакасов видело в огне живое существо, имевшего много общего с людьми. Дух огня (От инезi – мать огня) имел антропоморфный облик. Чаще это была женщина. Пожилые хакасы про нее говорят: «От iне – это белая красивая, обнаженная женщина. Она разговаривает, подает звуки». По другим сведениям, хозяйка огня показывалась в образе полной женщины в пестром платье и платке, хотя иногда ее видят одетой во все черное. Нередко хакасы про нее говорят: «Хозяйка огня – это седовласая старушка». На антропоморфность духа огня также указывают следующие запреты: нельзя ворошить огонь ничем острым – можно поранить его, выколоть глаза.

Это представление хорошо иллюстрируется, записанным нами мифом: «Две старушки разговаривают между  собой. У одной из них нет глаза, а у второй – зуба. Одноглазая старушка говорит: «Мой хозяин открыл дверцу печки и ножом проткнул мой глаз». А вторая говорит: «А меня, хозяйка проткнула ножницами  и выбила мне зуб». Поэтому у  хакасов не принято острыми предметами касаться огня. Вообще к огню надо относиться очень аккуратно и с почтением.

 

   В традиционном понимании хакасов, богиня огня От-ине давала тепло и свет, постоянно охраняла домашний очаг и семью от злых сил, очищала пространство, приносила удачу и богатство хозяину, ила заботами главы дома. Поэтому ее называли чурттын-ээзи — хозяйка жилища, чурттын-хадарчизы – хранительница жилища, кизинин-хулгы — оберег человека, хадарганын-халхазы – щит пасущегося (скота) и т.д. Для сохранения благополучия семьи женщины были обязаны ежедневно кормить духа огня. Наши информаторы говорили: «У хакасов принято с почтением относиться к огню. Огонь живой, он имеет своего духа-хозяина. Его всегда кормили. Любая хозяйка, когда готовит пищу, обязательно кормит хозяина огня. В огонь запрещалось бросать что попало». Прежде чем садиться за стол, подкармливали духа огня кусочками мяса, сала, кашицы, бросая их в огонь. Перед употреблением хмельных напитков также в первую очередь угощали духов огня и дома (иб ээзi) 1.

 

 

 

 

 

 

   Если случался пожар, считалось, что дух огня чем-то обижен на хозяина дома и вызвал пожар в доме. Поэтому старались не обижать, не разгневать духа огня. Как указывалось выше, хозяйка огня могла показываться некоторым людям. Как правило, такие люди считались с «чистой» душой. Хакасы говорят: «Иногда можно увидеть, как От-iчек в облике старушки сидит у очага. Когда ее не покормишь, то она сердится. При кормлении хозяйки огня говорили такие слова: «Матушка-огонь, тебя кормим! Удачи и счастья нам дай!» Очень важно было покормить хозяйку огня утром, это связывалось с верой в то, что после этого священнодействия, день сложится удачно. Поэтому, хакасские старики говорят: «Утром, в любом случае необходимо покормить хозяйку огня». По хакасским поверьям: «Когда огонь свистит, это означает, что хозяйка огня захотела кушать»

Помимо ежедневного кормления  духа огня, хакасы совершали ежегодное  домашнее жертвоприношение огню –  от тайных. Обычно его проводили весной на девятый день новолуния, когда распустятся листья, закукует кукушка и «проснутся» горы и реки. Это жертвоприношение могли возглавлять, как шаманы, так и служители белой веры, называемые по-хакасски, пурхан, т.е. святой человек. В честь духа огня закалывается обыкновенно «марай пастыг ах сiлакка», т.е. белый холощеный баран с черными щеками [Катанов Н.Ф., 1897, С. 90]. В тоже время, совершались регулярные кормления домашних фетишей – Чалбах-тес или От Инези-тес и Хызыл-тес, находившихся в каждой юрте и являвшихся олицетворением богини огня и ее атрибутов (сабыт - жезл). Для обеспечения благополучия и отвращения бед, духу огня также посвящали ызыхов (священных лошадей). Обряд проводился шаманом.

В традиционных воззрениях хакасов, огонь наделялся всеми  свойствами медиатора. Ни одно домашнее и общественное жертвоприношение не обходилось без жертвенного огня. Ни одно божество не могло «вкусить»  жертвуемой им пищи без помощи огня. Наши информаторы говорили: «Самым почитаемым духом является хозяйка  огня – От ине. Через нее достается  пища духам-хозяевам гор, воды и т.д. В тайге мужчины, когда начинают промысел, в первую очередь кормят хозяйку огня. Она помогает в добыче зверей. Благодаря ее помощи, за зверьми не надо будет далеко ходить».

Свойство посредника между  людьми и духами, сближало значение огня с фигурой шамана. В архаических  воззрениях хакасов, дух огня считался одним из главных помощников шамана. Шаман перед отправлением в свои далекие путешествия во время  камлания, прежде всего, обращался за помощью к хозяину огня: «Ни один кам не согласиться идти ни к какому духу без разрешения матери-огня. Без нее идти нельзя»,– говорила камка, «а если она с тобой, то идти и светло и легко». Вот почему каждое камлание начинается с обращения к матери-огню и молитвы к ней» 2 .

 

 

    Считалось, что «если будет какой-нибудь черт нападать на шамана, то От эзи (дух огня) опояшется вокруг кама, этим самым защитит его от нападений черта, так что, если даже черт одолеет кама, он все равно не сможет его съесть, а без него уже кам умрет» .

   Велика была роль огня в традиционной хакасской медицине. Как правило, ни одна лечебная процедура не обходилась без использования огня. Большое значение огонь имел в семейно-бытовых обрядах. Огню поклонялась молодая женщина, вступающая в брачную жизнь, молодая кормящая мать. При родах в доме обязательно должен был гореть огонь. Значимая роль огня в погребальном обряде. Образ хозяйки огня неразрывно связан с очагом. Среди символов культуры, символ очага – это центральный образ. Он обозначал неподвижную значимую точку пространства, ее центр, от которой проводился отсчет времени и сторон света. Он олицетворял собой стабильность, являлся отражением сущностных свойств мира. Очаг – это семантический центр юрты, который выступает как точка отсчета при организации ее пространства, и место, вокруг которого протекает жизнь семьи. Кроме того, очаг – связующее звено между предками и потомками, символ преемственности поколений. Лучистый огонь очага, имевший ту же природу, что и небесное пламя, занимал видное место в культурной традиции Саяно-Алтая3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    В религиозно-мифологическую систему хакасов, в результате этнокультурного взаимодействия с русским населением, органично вошел иноэтничный мифологический персонаж – Сузетка или домовой (по-хакасски Туранын, ээзi или Чуртын ээзi, Чурт хуягы). Мифологические сюжеты, переходя от одного народа к другому, подвергаются изменениям не только соответственно конкретной обстановке национального быта и конкретным социально-историческим обстоятельствам, но и своеобразному мышлению, характерному для той или иной народной среды. По своему статусу – охранителя жилища, Сузетка встал в один ряд с хозяйкой огня. «Чуртын ээзi тiпчелер, хуйах» – «Хозяин дома – это защита» . «Пicтiн хуйагы пар, чуртан ээзiнiн андыг ох» – «У нас есть хуйах (защита), у «хозяина дома», он также есть.

  Хакасами до сих пор строго соблюдается обычай поклонения хозяину огня и «хозяину» дома при постройки нового жилища. «Когда построишь новый дом, то необходимо затопить печь и положить в огонь часть пищи. Так ты одновременно поклоняешься хозяйке огня и хозяину дома. Они оба охраняют дом от всяких болезней, не пускают в дом несчастье. Образ Сузетки, как и хозяйки огня наделяется антропоморфными чертами. «Чуртан ээзi кiзi ла осхас» – «Хозяин дома похож на человека». «По внешнему виду Сузетка бывает разной, чаще она показывается в виде маленького человечка с взъерошенными волосами и в белой одежде. Когда построят новый дом, то в первую очередь кормят духов огня и горы. Как раз в это время в доме и поселяется Сузетка».

Семантическая связь очага  с Сузеткой у хакасов прослеживается на том факте, что обычно, местообитанием последнего, являлся очаг (печь), либо место около него. «Сузетка живет  возле печки в подполье». Пожилые  хакасы говорят, что «тура ээзi или  «чурт хуягы» живет в каждом доме. Раньше, когда переезжали в другой дом, то брали с собой домового. Его приглашали таким образом, из печи в платок высыпали три щепотки  золы и говорили: «Пойдем с нами в другое место!». Затем эту золу разбрасывали по углам нового дома». Согласно другим сведениям, при постройке нового дома хакасы «перевозили» хозяина дома следующим образом. В новом доме порог обязательно переступают правой ногой, которая считается счастливой. Из печи старого дома берут угольки, которые кладут в новый очаг. На эти угольки льют масло и зазывают «хозяина дома». Обряд освящения нового дома, как правило, проводил старик либо уважаемый взрослый мужчина. Он кропил по углам дома араку и произносил алгысы – благопожелания. Затем обходил весь двор и приглашал «Туранын, ээзi»..

  Изложенный материал позволяет нам сделать некоторые выводы. Традиционное сознание хакасов характеризовало огонь качествами живого существа. В верованиях хакасов огонь представлялся в образе женщины. С течением времени, этот образ усложняется и постепенно преобразуется в сложную по своим функциональным характеристикам фигуру «хозяйки очага». В ней видят мифическую покровительницу и прародительницу рода. Дух огня характеризуется амбивалентными свойствами, как источника жизни и одновременно ее разрушителя. Со временем, в результате исторических событий, в мифологическую картину мира хакасов, в один ряд с хозяйкой огня встал славянский мифологический персонаж – Сузетка. Это явление придало особый колорит хакасским народным верованиям.

Сам по себе образ Сузетки, является примером взаимодействия славянских (как дохристианских, так и христианских) представлений с местными анимистическими воззрениями. Хотя Сузетка происходит, скорее всего, от русского «соседка», этот дух не тождественен русскому домовому в полном смысле этого слова. В этом смысле, Сузетка представляет собой локальное явление в тюркских верованиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Субэтнические группы

 

  Географические особенности и четко очерченные границы превратили долину Среднего Енисея в своеобразный «этногенетический котел». К этому следует добавить, что горные хребты вокруг Минусинской котловины создавали относительную изоляцию местного населения от других районов Центральной Азии, что отразилось на этническом самосознании местного населения. Хакасско-Минусинский край - территория, отличающаяся пестротой ландшафтов, что влияло на процессы этногенеза.

 

   Процесс формирования хакасского этноса уходит своими корнями в предтюркскую эпоху. Свидетельством этого служат антропологические материалы, данные археологии, исторического фольклора, топонимики и этнонимики. Формирование этнической базы современных хакасов начинается в хунно-сарматское время после прихода на территорию Саяно-Алтая с территории Центральной Азии ряда этнических групп тюркоязычных гянь-гуней и хуннов. В это время происходит смешение с прежним «сибирско-скифским» населением тагарской культуры. Этнические процессы в таштыкский период (I в до н.э. - V в н.э.) привели к сложению древнекыргызского этноса. Современные хакасы унаследовали в значительной степени антропологические черты тагарцев и таштыкцев. Это отмечали авторитетные отечественные антропологи Г.Ф. Дебец и В.П. Алексеев. Интерес представляет точка зрения на происхождение европеоидных особенностей у хакасов одного из основоположников советской антропологии А.И. Ярхо. Он указывал на то, что хакасы, по всей видимости, принадлежат к особой, недифференцированной, «чистой» расе.

Информация о работе Предки человека