Предмет исследования и предыстория экономических доктрин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:44, реферат

Описание работы

История экономических учений- экономическая наука, изучающая зарождение, становление, развитие и смену экономических концепций на всем протяжении истории общественного производства. В древности экономическая жизнь была в основном подчинена достижению определенных политических, религиозных, моральных и других целей. Изучение экономических доктрин необходимо для того, чтобы анализировать, пересматривать и пополнять кладезь экономических знаний, накопленных человечеством на протяжении веков.

Файлы: 1 файл

Молдавская Экономическая Академия.docx

— 23.69 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

‘’Предмет исследования и предыстория экономических доктрин’’

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План:

  • Введение 
  1. История экономических доктрин: предмет и переодизация

1.1 Филисофские и экономические идеи Ксенофонта

1.2 Платон о разделении труда

1.3 Платон о роли государства в экономике

    1. Аристотель о домашней экономике и хрематистике

1.5 Аристотель о законе господства и подчинения

  1. Экономические идеи Библии

2.1 Осуждение богатства и имущественного неравенства

2.2 О собственности

2.3 Библия: труд –священный долг

  1. Заключение

 

 

 

 

 

  • Введение

История экономических учений- экономическая  наука, изучающая зарождение, становление, развитие и смену экономических  концепций на всем протяжении истории  общественного производства. В древности  экономическая жизнь была в основном подчинена достижению определенных политических, религиозных, моральных  и других целей.  Изучение экономических  доктрин необходимо для того, чтобы  анализировать,  пересматривать и пополнять кладезь экономических знаний, накопленных  человечеством на протяжении веков.

  1. История экономических доктрин: предмет и переодизация

Дисциплина экономические доктрины изучает возникновение и развитие мысли от античности и до наших  дней.  Экономические доктрины, как  предмет, -это  система экономических  теорий, опирающихся на главную консолидирующую  идею, способную влиять на общество и экономику в соответствии с  требованиями социально-экономических  интересов различных социальных групп и классов населения  общества.

Экономическую мысль ( до рыночной экономики) можно разделить на два периода:

  1. Период античности (период древнего мира)
  2. Период средневековья

1.1 Филисофские  и экономические идеи Ксенофонта

У истоков экономической мысли  стоят такие знаменитые философы и защитники интересов духовной элиты, как Ксенофонт, Платон и Аристотель.

Ксенофонт считается обоснователем  идеи о разделении труда. Он говорил, что Разделение труда находится  в прямой зависимости от емкости  рынка(спроса). Также он дал название науке экономия, а его главный экономический труд-‘’ О доходах’’.

1.2 Платон  о разделении труда

Платон, ученик Сократа и учитель  Аристотеля, считал,что основной закон экономики- это закон разделения труда.Он дополнил  и поддержал идею разделения труда, выдвинутую Ксенофонтом. ‘’Великий идеалист” ввел понятие естественное разделение труда, т.е. он считал, что’’ каждый человек способен выполнить хорошо лишь одну работу и сообразно этому должен поступать’’. Он разделил классовую структутру общества на следующие категории:

  • Аристократы, которые должны управлять страной
  • Военные, защитники отечества
  • Рабочий класс- крестьяне и ремесленники.

Греческий философ выступал за разделение управленческих и производственных функций. Так,элита благодаря своему происхождению предназначены для управления государством и выполнения других интеллектуальных функций. Однако, ремесленники и крестьяне должны быть лишены всяких политических прав.По Платону рабы не люди. Их происхождение не позволяют им эффективно управлять государством.

 

1.3 Платон  о роли государства в экономике

Платон разрабатывал модель’’ идеального государства’’, упраляемого элитой, а также его можно назвать яростным противником политических и экономических свобод и защитником идеи широкого вмешательства государства в экономику. Главным из всех человеческих грехов и пороков , можно назвать, жажду обогащения, которая принижает человека, толкает его на нарушения правил сосуществования в обществе , противоречит моральным и этническим принципам. Именно поэтому, Платон считал, что государство должно держать под контролем жажду обогащения. Это можно было сделать путем инкассации судного процента, контроля за ростовщиками, регулируя цены таким образом,чтобы они обеспечивали продавцам лишь весьма умеренную прибыль.

Еще одна обдасть, в которой вмешательство  государство является бесспорным,- это внешняя торговля. Государство  должно проводить протекционистскую  политику: запрещать экспорт товаров,необходимых  для нормальной жизни города или  общества,и препятствовать импорту  продуктов, не являющихся остро необходимыми.

1.4 Аристотель о домашней экономике и хрематистике

Но ученик Платона, Аристотель, рассматривает  богатство с позиций его полезности и  выделяет две его формы: одна состоит из благ повседневного спроса, другая- из денежных накоплений. Он также выделил два способа преумножения богатства: домашнюю экономику и хрематистику.  Под домашней экономикой подразумевается разумное удовлетворение потребностей индивида и его семьи. Хрематистика- форма организации экономической деятельности, основанная на обмене. Её цель- накопление богатства в денежной форме. Вершина хрематистики-это ростовщичество, которое он осуждает, потому что, по его словам, деньги не  делают детей.

1.5 Аристотель о законе господства и подчинения

Аристотель считал, что идея общности материальных благ, выдвинутая Платоном, является в корне неверной. В законе господства и подчинения он говорил, что между рабами и рабовладельцами  существует естественное разделение труда- первые предназначены природой для выполнения тяжелых работ, а аристократы призваны выполнять функции контроля и управления. То есть, аристократы должны властвовать, а рабы беспрекословно подчинятся.

Классовая структура общества по Аристотелю делится на следующие классы:

  • Свободные люди( военные,ремесленники,матросы,крепостные и аристократы)
  • Рабы

Так как закон господства и подчинения является универсальным, он действует  и в отношении между странами. Аристотель утверждает,что некоторые  народы призваны господствовать над  другими,которым ничего не остается, как подчиняться и работать на них.

 

  1. Экономические идеи Библии: осуждение богатства и имущественного неравенства

Библия- священная книга христианства, согласно которой, все люди равны  перед Богом.Библия защищает самых  бедных и обездоленных. Она осуждает жадность, накопительство, воровство. Иисус говорил, что “любовь к деньгам есть корень всех зол”, и что “удобнее верблюду пройти сквозь игольные ушки,нежели богатому войти в Царствие Небесное”. Библия требует от верующих быть честными,умеренными во всем и не обманывать в экономических сделках.

2.2 О собственности

Частная собственность-главный тормоз духовного совершентсвования человека. Однако, Библия не требует открыто  замены частной собственности коллективной.Отказ  от собственности является добровольным. Он приемлем только для самых достойных, которые уже достигли определенного уровня сознания и пожелавших следовать по пути приближения к Богу.

2.3 Библия: труд-священный долг

Согласно Библии, труд является священным  долгом для всех: и для богатых, и для бедных. В отличие от философских  концепций Древней Греции, Святое Писание не призывает одних только к физическому труду, а других только к умственному. Трудиться  должны все. Апостол Павел говорил:” Тот,что не хочет трудиться, пусть не ест”, а Иисус Христос призывал:” Выходи, человек, на работу свою и трудись до вечера”.

3 Заключение

В этот период осуществлялся не только анализ экономических явлений, но и  их описание в контексте других социальных процессов. Пусть в этот период и  были выдвинуты некоторые идеи и  теории, не утратившие своего значения и до наших дней, большинство из них отражало свою эпоху, носило ограниченный, а иногда даже и ошибочный характер.

 

 

 


Информация о работе Предмет исследования и предыстория экономических доктрин