Предпосылки и особенности индустриализации в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 13:44, контрольная работа

Описание работы

«Мы отстали от передовых стран на 50 - 100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Этой речи Сталина, произнесенной в феврале 1931 г. на первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности, суждено было стать поразительным пророчеством. [2, с. 138]
По уровню народнохозяйственного развития, т. е. по состоянию производительных сил и их технико-экономической организации, СССР в конце 20-х годов находился на начальных этапах индустриализации. Хотя переход от доиндустриального к индустриальному технологическому способу начался еще в XIX в., темпы этого процесса были таковы, что вплоть до революции Россия оставалась аграрной страной, в народном хозяйстве которой преобладало мелкое производство и домашние формы труда. Опустошенная мировой, а затем гражданской войной резко ослабили и те элементы индустриального производства, которые имелись в российской экономике.

Содержание работы

1. Предпосылки и особенности индустриализации в СССР…………………….3
2. Цели, методы модернизации сельского хозяйства в СССР…………………..8
3. Экономические и социальные итоги, цена и последствия индустриализации и коллективизации……………………………………………………………………….11
4. Цели, направления и методы проведения «культурной революции» в СССР……………………………………………………………………………………...17
Список используемой литературы……………………………………………….23

Файлы: 1 файл

Отечественная история Тема № 36.docx

— 51.09 Кб (Скачать файл)

Ряд исследователей рассматривают культурную революцию в узком смысле, лишь в той ограниченной сфере, которая относится, так сказать, к ведению министерств культуры, образования и просвещения, т.е. к сфере «обслуживания» населения культурными ценностями. При таком подходе культурная революция характеризуется ими, с одной стороны, изменением содержания культурных ценностей, создаваемых интеллигенцией (переходом художников на рельсы социалистического реализма, ученых - на позиции диалектического и исторического материализма и т.д.), а с другой, преобразованием системы, способов и принципов распределения этих ценностей и потребления их основной массой людей. В этом случае для большинства исследователей вопрос сводится в основном к количественным показателям к перераспределению ценностей, к расширению их потребления, к усвоению уже накопленных человечеством знаний. Разумеется, само количественное изменение несет в себе основу и качественных превращений. Однако установление качественных критериев при таком подходе оказывается отодвинутым на второй план, а то и вообще невозможным.

И не случайно при перечислении задач культурной революции у сторонников этой точки зрения в большинстве случаев преобладают такие критериальные характеристики, как «рост», «повышение», «расширение», «совершенствование» и т.п.

Выделить этапы культурной революции при этом оказывается невозможным, поскольку «нет предела совершенству», поскольку рост, расширение и т. п. происходят, и будут происходить всегда. Отсюда и вытекают споры о противоречии между тем, что культурная революция совершилась, и тем, что она не завершилась.

Тем не менее, исходя из конкретного содержания и задач культурной революции в ходе социалистического строительства, проблемы периодизации являются исходным моментом для определенной части научных разработок.

А.И. Арнольдов считает, что культурная революция проходит два основных этапа, составляющих единый процесс становления и формирования культуры коммунистической формации. Хронологически первый этап культурной революции охватывает период от взятия политической власти пролетариатом до построения и утверждения в стране основ социализма. Культурные преобразования, начатые на первом этапе культурной революции, расширяются и углубляются на ее втором этапе, когда социализм достигает стадии зрелости. На этом этапе в идеологической жизни общества утверждается научное мировоззрение, идеи марксизма - ленинизма становятся внутренними убеждениями многих людей, происходит количественный рост и осуществляется качественное совершенствование материально-технической базы культуры, что способствует ликвидации остатков социального неравенства в этой области. Характерная черта этого этапа - прогрессирующая интернационализация духовной жизни на основе расцвета, тесного взаимовлияния, взаимообогащения и постепенного сближения социалистических национальных культур; возрастает руководящая роль Коммунистической партии в развитии культуры, повышается научный уровень управления процессами культурного строительства, растет влияние общественности. [1, с. 154]

Аналогичную точку зрения отстаивает И. Писаржовский, высказывая следующие положения: «В Советском Союзе было два этапа развития культурной революции; речь идет, прежде всего, о ликвидации неграмотности и приближении основ культуры к народным массам». [5, с. 158]

С.А. Галкин утверждает, что культурная революция проходила в три этапа. Первый ее этап - от победы Великого Октября до середины 30-х годов. Это был переходный период от капитализма к социализму в СССР. Характерен он тем, что произошло революционное преобразование общественного сознания широких народных масс в сознание социалистическое. Социалистическая идеология одержала победу над буржуазной и мелкобуржуазной идеологией.

В этот период сложилась социалистическая система народного образования, культурно-просветительных учреждений, творческих союзов. Была достигнута грамотность большинства населения, введено всеобщее начальное образование. Значительное развитие получили средняя и высшая школа, наука, художественная литература. Успешно решались задачи создания советской интеллигенции, свободного развития социалистических по содержанию и национальных по форме культур всех наций и народностей Союза ССР.

Время второго этапа культурной революции - с конца 30-х до конца 50-х годов. В этот период осуществляются дальнейшие культурные преобразования.

Третий - завершающий этап социалистической культурной революции - совпадает по времени с периодом создания в СССР развитого социалистического общества. [5, с. 160]

М.П. Ким и многие другие исследователи при крупномасштабной периодизации в истории культурной революции в СССР выделяются три основных этапа:

1. Этап становления советской культуры (1917 - 1927 гг.);

2. Этап решающих успехов и  победы культурной революции (1928 - 1958 гг.);

3. Завершающий этап (с 1959 года) [5, с. 162]

В литературе, однако, до сих пор существуют разногласия по вопросу о том, может ли революция протекать на протяжении многих десятилетий. Ведь революция - это коренной и резкий переворот в общественно-политических отношениях, насильственным путем разрешающий назревшие противоречия между способом производства и производственными отношениями и приводящий к захвату государственной власти общественно-передовым классом. [5, с. 163]

А культурная революция - это коренной переворот в области культурной жизни, и его временные рамки, как показывает практика, несравненно больше, чем время осуществления политического переворота.

В философии под «революцией», «скачком» понимают любое качественное изменение, - независимо от того, сколько времени оно длится и в каких специфических формах оно протекает. Любой скачок - это коренное, качественное изменение.

Несмотря на то, что перед советской республикой стояли труднейшей задачи, на решение которых требовалось длительное время, преобразования, которые планировалось осуществить имели революционный характер. Поэтому В.И. Ленин этот довольно длительный процесс называл «революцией»: «...За великим политическим переворотом, - говорил он, - встает, однако, другая задача, которую нужно понять: нужно этот переворот переварить, претворить его в жизнь... Тут надо быть трезвым и отдавать себе отчет, что это завоевание сделано, но в плоть и кровь экономики обыденной жизни и в условия существования масс еще не вошло. Тут работа целых десятилетий, и на нее нужно потратить огромные усилия». [7, с. 326]

Тем не менее, ряд авторов склоняется к тому, что изменениям, происходившим в области культуры, больше подходит термин «культурное строительство», более логично характеризующий процесс осуществления всех преобразований в культурной жизни страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Арнольдов А.И. и др. Марксистско-ленинская  теория культуры. - М., 1984.

2. Боффа Джузеппе. История Советского Союза: том 1: От революции до второй мировой войны 1917-1941.-Москва: Международные отношения, 2007.

3. Верт Н. История советского государства., - Москва: Прогресс-академия, 2005.

4. Гордон Л.А., Клопов Э. В. Что это было? Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40-е годы.- Москва: Издательство политехнической литературы, 2009.

5. Кабанов П.И. История культурной  революции в СССР. - М., 1971.

6. Культурная революция в СССР. Под ред. М.П. Кима и др. - М., 1967.

7. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 4 изд., - М., 1967

8. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. 2 изд., т. 1. - М., 1984.

9. Семеникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций.- Брянск: Курсив, 2005.

10. Хостинг Джеффри. История Советского Союза 1917-1991.-Москва: Вагриус, 2004.

 

 

 


Информация о работе Предпосылки и особенности индустриализации в СССР