Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 10:58, курсовая работа
Цели и задачи. Целью данной работы является по возможности полно раскрыть смысл иконопочитания, в его различных аспектах, показать, что являет собой икона, ее истинное назначение в жизни христианина. Показать, почему победа православия в иконоборческом споре является именно Торжеством православия, как итогом практически всех богословских споров, терзавших Восток на протяжении столетий.
Поставленная цель достигалась при написании работы, путем решения следующих задач. В работе кратко была изложена история иконоборчества, причины его возникновения. Дан анализ, какие же из причин являлись главенствующими: политические или внутрицерковные.
Введение………………………………………………………………….3
2. Причины иконоборчества……………………………………………..…5
3. История иконоборства…………………………………………………....8
4. Богословское обоснование иконоборческого спора его участниками..10
5. Различные аспекты смысла иконопочитания…………………………...13
5.1. Эсхатологический смысл иконопочитания……………………………17
5.2. Сотериологический смысл иконопочитания………………………….18
Заключение ………………………………………………………………..20
Литература ………………………………………………………………...21
КОНТРОЛЬНО-КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ»
Название темы
Предпосылки иконоборческого движения.
Оглавление
2. Причины иконоборчества……………………
3. История иконоборства…………………………
4. Богословское обоснование
иконоборческого спора его
5. Различные аспекты
смысла иконопочитания………………………
5.1. Эсхатологический
смысл иконопочитания…………………………
5.2. Сотериологический
смысл иконопочитания…………………………
Заключение ………………………………………………………………..20
Литература ………………………………………………………………...21
Введение.
Эпoxa иконоборческих споров, сотрясавших христианский мир в VIII-IX веках, оставила неизгладимый след в истории Церкви. Отголоски этого спора слышны в Церкви и по сей день. Это была жесточайшая борьба с жертвами с обеих сторон, и с величайшим трудом одержанная иконопочитателями победа вошла в церковный календарь как праздник Торжества Православия.
Неизгладимый след, оставленный периодом иконоборчества в истории Вселенской Церкви, обусловила детальное и всестороннее освящение этой темы, как в церковных, так и в светских науках. Истокам и формированию иконоборства посвящено довольно много работ. Научные дискуссии о его зарождении, развитии, о его сущности и богословских корнях продолжаются до сих пор.
Постановка проблемы. В наше десакрализированное время, когда икона для протестантов является идолом, для католиков — «книгой для неграмотных», а для множества номинальных православных — модным украшением дома, учение об иконопочитании, в частности, учение Седьмого Вселенского собора об иконе является новым откровением для всего христианского мира. Церковный образ всегда выражал Откровение Церкви, являя его в видимых формах верующим как ответ на их вопросы, как руководство и наставление, как жизненное задание, преображение и начаток Царствия Божия. Божественное Откровение и его принятие человеком составляют единое действие в двух направлениях: — путь откровения и путь познания.
В применении к современной действительности догмат иконопочитания имеет значение не только в плане вероучительном, но и в плане миссионерском. С одной стороны, ознакомление с православием и столь характерное для нашего времени возвращение к истокам христианства неизбежно приводит к встрече с образом, иконой, а это значит — к встрече с изначальной полнотой христианского откровения словом и образом. С другой же стороны, свидетельство, которое несет православная икона, созвучно проблематике современности потому, что эта проблематика носит ярко выраженный антропологический характер. Центральный вопрос нашего времени — человек, заведенный в тупик возросшим на римо-католической почве секуляризованным гуманизмом. И в наше время, с выходом православия в этот перевернутый «вверх ногами» мир, происходит встреча двух в корне различных ориентаций человека и его творчества: антропоцентризма секуляризованного, безрелигиозного гуманизма и антропоцентризма христианского. В этой встрече одна из главных ролей принадлежит иконе. Главное значение ее «открытия» в наше время состоит в том свидетельстве, которое она несет современному человеку, свидетельстве о победе человека над всяким распадом и разложением, свидетельстве иного плана бытия, которое ставит человека в иную перспективу в соотношении с его Творцом, в иную направленность по отношению к лежащему во грехе миру, дает ему иное ведение и видение мира.
Цели и задачи. Целью данной работы является по возможности полно раскрыть смысл иконопочитания, в его различных аспектах, показать, что являет собой икона, ее истинное назначение в жизни христианина. Показать, почему победа православия в иконоборческом споре является именно Торжеством православия, как итогом практически всех богословских споров, терзавших Восток на протяжении столетий.
Поставленная цель достигалась при написании работы, путем решения следующих задач. В работе кратко была изложена история иконоборчества, причины его возникновения. Дан анализ, какие же из причин являлись главенствующими: политические или внутрицерковные.
Иконоборчество родилось не где-то за пределами христианства, среди язычников, стремящихся к разрушению Церкви, а внутри самой Церкви, в среде православного монашества - духовной и интеллектуальной элиты своего времени.
В ходе написания работы автор обращался к писаниям великих отцов Церкви: преп. Иоанн Дамаскин, свт. Василий Великий, преп. Андрей Критский.
Историческая часть материала изложена с помощью знаменитого труда Евсевия Памфила «Церковная история».
Были использованы также труды знаменитого русского профессора, ученого В.В. Болотова, а именно его монументальный труд «Лекции по истории древней Церкви».
Кроме того, использовались работы крупных специалистов в области иконографии и церковной истории: Карташева А., Успенский Л., Языкова И.
2. Причины иконоборчества.
Как в Ветхом, так и в Новом Завете, слово икона иногда употребляется также в значении "изображение идола" (см. Вт.4:16; 4Цар.11:18; Иез.7:20;Ис.40:19, 20), "изображение зверя" (Откр.13:14, 15: 2,16:2). Но в таких случаях это слово, во-первых, стоит, как правило, во множественном числе, во-вторых, обозначает собственно изображение, в-третьих, встречается в стихах, осуждающих, запрещающих идолопоклонство или предостерегающих от него, наконец, в сходных по контексту стихах часто заменяется синонимами, более определенно указывающими на идоломорфный характер изображения. Однако, уже в этом двояком и иногда двусмысленном употреблении слова "икона" — в значении мысленного образа, запечатленного в изображении, и "без-óбраз-ного" идола — заключается возможность возникновения разных воззрений на икону, а также иконопочитательных и иконоборческих тенденций.
Для полноты картины постараемся перечислить целый комплекс причин, обусловивших возникновение, развитие и относительную живучесть иконоборства. Причины были самые разные: внешние и внутренние (по отношению к Церкви), теоретические (богословские) и практические, эстетические и психологические, политические и экономические. Назовем главные из них.
1. Причины государственного
характера, связанные с
2. Восточное (Исаврия,
Армения) происхождение
3. Влияние мусульманского
Востока, дозволявшего в
4. Восприятие икон и иконопочитания как одного из главных препятствий для обращения в Христианство евреев и мусульман, к чему стремился зачинатель иконоборства на государственном уровне император Лев Исавр.
5. Влияние иудейской
религии и через синагогу, и
через Ветхий Завет, запрещающи
6. Существование еще
не потерявших свое влиянием
ересей, в которых особенно
7. Влияние не внутрицерковных, а сектантских учений: монтанизма, маркианства, павликанства и некоторых других. Впрочем, как отмечено некоторыми исследователями, выявить прямую взаимосвязь между иконоборческими взглядами и принадлежностью к той или иной ереси, той или иной секте не всегда возможно.
8. Всплеск дохристианского
"эллинского спиритуализма", для
которого икона и
религии". (8,119с.)
9. Особое влияние на мышление той эпохи творений св. Дионисия Ареопагита с их акцентом на идее невыразимости (в том числе и неизобразимости) на человеческом языке, человеческими средствами всего того, что относится к сущности Бога. Однако, заметим, что именно у св. Дионисия мы находим довольно полное и самобытное, но вполне церковное, православное учение о символе и образе. Иконоборцы, таким образом, брали себе в союзники неверно понятого и истолкованного св. Дионисия.
10. Влияние "секулярной культуры", поднявшей первое, может быть, восстание против Церкви за освобождение искусства от всякой сакральности. В.В. Болотов находит возможным сравнить иконоборство с немецким Kulturkampf'ом и с борьбой французского республиканского правительства против клерикализма.
11. Суеверия и идолопоклоннические элементы в самом иконопочитании: так например, верующие нередко приходили в храм лишь для того, чтобы приложиться к иконам и попросить заступничества и помощи у них, часто не обращая внимания на богослужение и священников.
12. Широкое распространение икон, их некоторая обязательность, даже мода на них, и связанная с этим профанация священных изображений: в VII веке византийская аристократия носила "торжественные одеяния, украшенные изображениями святых.
13. Незаконченность процесса выработки иконописью собственного художественного языка, заметное влияние на иконы той эпохи элементов античной живописи, выросшей на почве языческой греческой религии и мифологии. Художественный язык икон доиконоборческого периода, был слишком сенсуалистичен: на мозаиках VII века лица "ангелов дышат такою чувственностью, что невольно ставилась под знак вопроса святость иконы".(9,77с.) Кроме того, пользоваться "греческим искусством для христианских целей — казалось возвращаться к язычеству".
14. Собственно богословские причины, т.е. усиление иконоборческих тенденций в самой Церкви, ставивших под сомнение необходимость икон и их почитания на основе теоретических богословских построений.
Но какие причины стали главными в возникновении иконоборческого движения, — государственные или церковные, богословские? До сих пор на этот счет высказываются двойственные соображения. Например, В.В. Болотов в "Лекциях по истории древней Церкви" вначале утверждает, что "иконоборческое движение скорее навязано было извне, чем возникло в недрах самой Церкви". (3, 508с.) Но через несколько страниц он уже говорит, что "движение против иконопочитателей началось в сфере церковной в Византии, по-видимому, ранее, чем в кругах политических". В конце главы, посвященной VII Вселенскому Собору, иконоборство характеризуется как явление сложное и лишь отчасти церковное, главным же образом политическое.
3. История иконоборства.
Историю борьбы иконоборства против иконопочитания можно разметить следующими датами: 726 — 754 — 787 — 815 — 843. Иконоборство как тенденция возникает довольно рано, отдельные высказывания и действия против икон встречаются, например, в IV веке. Фактически иконоборство может быть порождено любой христологической ересью или даже колебаниями в православном учении о Богочеловеке. В этом смысле иконоборство началось в Церкви, но точное время его зарождения при таком подходе не может быть определено.
Общепринятая же дата развертывания борьбы против икон — 726 год — это уже уничтожение икон, физические гонения на иконопочитателей, издевательства над почитанием. Для того, чтобы начать гонения императору хватило устной поддержки всего трех церковных иерархов (Константина Николийского из Фригии, Феодосия Эфесского, Фомы Клавдиупольского). До лжесоборного, богословского "опровержения" иконы оставалось еще двадцать восемь лет, а государство всей своей мощью уже обрушилось на почитание икон.
Официальное отвержение иконы и ее почитания, церковное "оформление" этого акта взял на себя впоследствии — 754 год — иконоборческий собор. На нем иконоборцы выступили с открытым забралом, подробно обосновывая свое отрицание икон. Так стал возможен богословский диалог, теоретическая полемика между иконопочитателями и иконоборцами.
Иконоборческий собор дал иконопочитателям обширный фактический материал, на основе которого и в ответ на который были выработаны постановления VII Вселенского — 787 год — Собора, сформулировано православное учение об иконе и дано богословское обоснование иконопочитания.
Показателен двойственностью и компромиссностью своих решений Софийский — 815 год — иконоборческий собор. Его участники знали и ранее изложенные доводы иконоборцев, и ответ Вселенского Собора. Этот поздний иконоборческий собор, решительно отвергнув иконопочитание, косвенно признал иконы, служащие необученным грамоте и основам христианской веры вместо Священного Писания. Собор допустил икону в качестве "книги для неграмотных", как ее называли и ранее. Было постановлено вынести иконы, висевшие низко, доступные для лобызания, и оставить иконы на возвышенных местах, но не возжигать перед ними лампад и не совершать перед ними каждения. Решение это нельзя считать уступкой иконопочитателям, ведь в ней тогда не было никакой необходимости.
Церковь нашла силы для богословской победы над болезнью иконоборства. Иконопочитание было восстановлено — 843 год — и стало уже не стихийным, а сознательным выражением православности.
В иконоборстве же легко
просматриваются несколько
1) богословское отрицание иконы; 2) отвержение иконопочитания; 3) физическое уничтожение икон; 4) гонения на иконопочитателей.
Такое деление помогает прояснить вопрос о доле участия государственной и церковной власти в иконоборческом движении. Задачу проведения в жизнь второго, третьего и четвертого направлений борьбы на первом этапе взяло на себя светское иконоборство, кровь мучеников и исповедников иконопочитания лежит преимущественно на государственной власти. Иконоборство этого периода точнее было бы назвать почитаниеборством. Оно начато до богословского "ниспровержения" иконы; государство, преследуя свои интересы, о которых упоминалось выше, просто воспользовалось удобным моментом. Внутрицерковное иконоборство в это время еще только готовилось теоретически обосновать иконоборческие взгляды (первое направление борьбы). На втором этапе государственная власть не менее активно, чем на первом, действовала в третьем и четвертом направлениях. Первое же направление хотя и сохранило актуальность, но потеряло остроту: иконоборцы высказались на своем "соборе", а Вселенский Собор дал достойный ответ. На церковном уровне иконоборцы стали склоняться к почитаниеборству (второе направление), а не собственно иконоборству: икона не изгонялась из храма, а перемещалась на высоту, недоступную для лобызания. Этот сдвиг в иконоборстве произошел под влиянием как постановлений VII Вселенского Собора, так и упорного противостояния на богословском и официально-церковном уровнях защитников икон — не столь многочисленных, сколь боговдохновенных, пламенных и бескомпромиссных.