Предпосылки иконоборческого движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи. Целью данной работы является по возможности полно раскрыть смысл иконопочитания, в его различных аспектах, показать, что являет собой икона, ее истинное назначение в жизни христианина. Показать, почему победа православия в иконоборческом споре является именно Торжеством православия, как итогом практически всех богословских споров, терзавших Восток на протяжении столетий.
Поставленная цель достигалась при написании работы, путем решения следующих задач. В работе кратко была изложена история иконоборчества, причины его возникновения. Дан анализ, какие же из причин являлись главенствующими: политические или внутрицерковные.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
2. Причины иконоборчества……………………………………………..…5
3. История иконоборства…………………………………………………....8
4. Богословское обоснование иконоборческого спора его участниками..10
5. Различные аспекты смысла иконопочитания…………………………...13
5.1. Эсхатологический смысл иконопочитания……………………………17
5.2. Сотериологический смысл иконопочитания………………………….18
Заключение ………………………………………………………………..20
Литература ………………………………………………………………...21

Файлы: 1 файл

История христианской церкви.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Спасение человека, по выражению свт. Афанасия Великого, это "воссоздание" и "обновление" в нем образа Божия. Оно не могло совершиться "через людей, потому что сами они сотворены по образу; не могло — и через ангелов, потому что они не образы. Посему-то Божие Слово пришло самолично, чтобы Ему, как Отчему Образу, можно было воссоздать по образу сотворенного человека" (8, 344с.).

Икона имеет мистический  и сотериологический характер. Она соединена с лицом, изображенным на ней. Благодать, то есть ипостась святого, проявляется в его образе через особое духовно-энергетическое поле. В этом смысле икона является источником сил, исцелений и сверхъестественных явлений, которые зафиксированы в истории Церкви и в наименовании некоторых икон чудотворными.

Бог нисходит и открывается  человеку, человек отвечает, восходя  к Богу, сообразуя свою жизнь с  полученным Откровением. Другими словами, икона есть видимое свидетельство  как схождения Бога к человеку, так и устремления человека к Богу. Если Церковное слово и пение как выражение Божественного Откровения освящают нашу душу посредством слуха, то образ освящает ее посредством зрения — первого из чувств, по толкованию святых Отцов. «Светильник тела есть око, — говорит Господь, — если око твое будет светло, то все тело твое будет светло» /Мф; 6, 22/. Поэтому определением Седьмого Вселенского Собора Церковь и предписывает «подобно изображению Честного и Животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах на священных сосудах и одеждах, на стенах и досках, в домах и на пути честныя и святыя иконы». Она видит в иконе одно из средств, которые могут и должны помочь в осуществлении поставленного перед нами задания — уподобления нашему божественному Первообразу, осуществление в жизни того, что было нам открыто и передано Богочеловеком. Святость — это призвание для всех верующих /Мф. 5, 48/; и иконы поставляются повсюду как образ этой святости, как откровение грядущей святости мира, как план и проект его преображения. Кроме того, поскольку благодать, стяжанная при жизни святыми, неистощимо пребывает в их изображениях, и они полагаются повсюду, как освящение мира присущей им благодатью. Иконы — как бы вехи на пути к новой твари; и мы все, по словам апостола Павла, «взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ». /2 Кор. 3, 18/.

 Заключение.

Итак, отрицание иконы  в глазах иконопочитателей выглядело, во-первых, как отрицание Боговоплощения или, по крайней мере, как еретически неполное принятие догмата о реальности Боговоплощения, во-вторых, как непонимание во всей глубине тайны нераздельного и неслиянного единения в Ипостаси Христа двух естеств, двух природ. Отрицание же иконопочитания воспринималось как неверное понимание единосущия Христа Богу Отцу по Божеству и человеку по человечеству, ведь именно единосущие утверждает неразрывную связь между Богом и человеком через Христа, через Образ Бога невидимого. Поэтому свою миссию иконопочитатели видели не просто в защите икон, но в утверждении самих основ православного вероучения и миропонимания. На VII Вселенском Соборе было упомянуто, что иконоборство в своих доводах, возражениях, "анафематизмах" повторило почти все ошибочные мнения и ереси, родившиеся на протяжении веков в христологических и тринитарных спорах. Иконоборство было отвергнуто Собором как последняя наиболее тонкая и вместе с тем всеобъемлющая ересь, а праздник в честь восстановления почитания икон был назван позже "Торжеством Православия". Так иконопочитание и Православие были соединены навеки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники и  литература.

 

1. Алфеев И., иеромонах. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. М. Эксмо, 2007, 400с.

2. Андрей Критский, преп. О иконопочитании святых икон. // ЖМП, 1980.

3. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. Т.4. – М.: Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный монастырь, 1994, 599.

     4. Василий Великий, свят. О святом Духе. http://apologia.narod.ru

     5.  Евсевий Памфил. Церковная история. М.: Амфора, 2007, 491c.

     6. Иоанн Дамаскин, преп. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. http://aleteia.narod.ru

      7. Карташев А. Вселенские соборы. М.: Харвест, 2010, 639с.

      8. Успенский Л. Богословие иконы Православной церкви. М.: ДарЪ, 2007, 480с.

      9. Языкова И. Богословие иконы. Учебное пособие. М.: изд-во Общедоступного Православного Университета, 1995, 212 с.

 

 

  




Информация о работе Предпосылки иконоборческого движения