Предпосылки возникновения западников и славянофилов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 17:04, реферат

Описание работы

После 1825 г. осмысление событий 14 декабря представители почти всех слоев русского общества способствовало еще большей его поляризации. Общим было убеждение в необходимости перемен, а выход каждый видел свой, хотя не все сознавали, что какой бы ни был выбран путь - эволюционный или революционный,- ни тот, ни другой не могли полностью исключить или заменить друг друга. Таким образом, в либеральных кругах, наиболее близких к тайным обществам 1820-х гг., тактика “военной революции”, использованная 14 декабря, не нашла поддержки.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 52.67 Кб (Скачать файл)

Нравственный кодекс западников предполагал  воспитание в людях таких качеств, как чувство собственного достоинства  и личной суверенности. Это связано  было, однако, с далеко идущей толерантностью по отношению к любому проявлению «не нашего» и интересом к иным культурам и иной ментальности (не только западной). Кроме того, чтобы подчинить себе механизмы природы и истории, человек должен был выработать в себе чувство здравого смысла, умение действовать легально, дисциплинированно и лояльно по отношению к вышестоящим. С этой точки зрения западники смотрели и на культуру повседневного быта. Они ценили комфорт, жизнь в достатке, порицали лень и безалаберность, презрение к порядку и удобствам.

Способы пропаганды славянофилов.

Общественно-политические взгляды  славянофилов не получили широкого распространения  даже в дворянско-помещичьей среде. В 40-х годах у славянофилов не было и собственного печатного органа. Для своих литературных выступлений  они чаще всего пользовались реакционным  журналом М. П. Погодина "Москвитянин", который имел ничтожное даже для  тех лет количество подписчиков - не более 300 человек.

Статьи славянофилов выходили также в различных сборниках — “Синбирский сборник” (1844), “Сборник исторических и статистических сведений о России и народах ей единоверных и единоплеменных” (1845), “Московские сборники” (1846, 1847, 1852). Свои газеты и журналы славянофилы стали издавать только с середины 1850-х, но и тогда подвергались разным цензурным ограничениям и притеснениям. Славянофилы издавали журналы: “Русская беседа” (1856-60), “Сельское благоустройство” (1858-59); газеты: “Молва” (1857), “Парус” (1859), “День” (1861-65), “Москва” (1867-68), “Москвич” (1867-68), “Русь” (1880-85).

Своим творчеством славянофилы  создали мощное общественное и интеллектуальное движение, сильно пошатнувшее идущее еще с эпохи Петра I космополитическое мировоззрение и низкопоклонство перед Западом. Славянофилы показали тупиковый, ущербный, бездуховный характер западноевропейской цивилизации. Призывая людей обратиться к своим историческим основам, традициям и идеалам, славянофилы способствовали пробуждению национального сознания. Много ими было сделано для собирания и сохранения памятников русской культуры и языка (Собрание народных песен П. В. Киреевского, Словарь живого великорусского языка В. И. Даля). Славянофилы-историки (Беляев, Самарин и др.) заложили основу научного изучения русского крестьянства, в том числе его духовных основ. Огромный вклад славянофилы внесли в развитие общеславянских связей и славянское единство. Именно им принадлежала главная роль в создании и деятельности славянских комитетов в России в 1858-1878.

Несмотря на огромный вклад в  развитие русского самосознания, славянофилы  не смогли выработать целостного мировоззрения, что в значительной степени объяснялось  характером той космополитической  среды, из которой многие из них вышли, и которая толкала их в сторону либерализма.

Способы пропаганды западников.

Для пропаганды своих взглядов западники  использовали периодическую печать, художественную литературу, университетскую  кафедру, литературные салоны. Они выступали  с научными и публицистическими  статьями, в которых показывали несостоятельность  теории славянофилов, противопоставлявшей  Россию странам Западной Европы, сообщали о политической и общественной жизни  в буржуазных государствах, а также  о новейших зарубежных научных трудах, произведениях иностранной художественной литературы и искусства. Большим  успехом пользовались публичные  лекции, прочитанные в середине 40-х  годов профессором Московского  университета историком Т. Н. Грановским. По свидетельству Герцена, «его речь была строга, чрезвычайно серьезна, исполнена силы, смелости и поэзии, которые мощно потрясали слушателей...» 

Мировоззрение западничества объективно отражало интересы нарождавшейся буржуазии  и для того времени было прогрессивным. Этим объясняется значительное влияние  западников на широкие круги современников. Журнал А. Краевского «Отечественные записки» имел до 4 тыс. постоянных подписчиков  и пользовался в 40-х годах большой  популярностью.

В области литературы западники  выступали в поддержку реалистического  направления и прежде всего творчества Н. В. Гоголя. Главной трибуной западников были журналы «Отечественные записки» и "Современник".

Белинский, наиболее глубоко понимавший современную политическую ситуацию и основные задачи времени, считал главными своими противниками идеологов официальной  народности и близкую к ним  часть славянофильства. По отношению же к оппозиционным тенденциям внутри западничества он выдвигал, как наиболее правильную, тактику объединения. В 1847 году он писал: «У нас большое счастье для журнала, если он успеет соединить труды нескольких людей и с талантом и с образом мыслей, если не совершенно тождественным, то, по крайней мере, не расходящимся в главных и общих положениях. Поэтому требовать от журнала, чтобы все его сотрудники были совершенно согласны даже в оттенках главного направления, значит требовать невозможного».

Заключение.

При всем отличии  западников и славянофилов, у них  было много общего. И этим общим  у них была любовь к свободе, любовь к России, гуманизм. На первое место  по шкале ценностей они ставили  духовные ценности, были глубоко озабочены  проблемой нравственного роста  личности, ненавидели мещанство. Различия взглядов относились, прежде всего, к  таким вопросам: какой должна быть форма правления, законы; нужны ли правовые гарантии свободы личности; каковы оптимальные пределы автономии  личности; какое место должна занимать религия; каково значение национальных элементов культуры, традиций, обычаев, обрядов. Главное принципиальное различие между западниками и славянофилами проходило по вопросу о том, на какой основе можно и нужно следовать к социальному и нравственному идеалу: религии и веры, опоры на исторический опыт народа, его сложившуюся психологию, или опоры на разум, логику, науку, на преобразование в соответствии с ними социальной реальности.

Споры западников и славянофилов стали частью истории, но актуальность их просвечивает сквозь века. Можно отыскать множество источников противоречий между этими двумя  философскими направлениями: возможность  политического обустройства, и ход  исторического развития, и положение  религии в государстве, образование, ценность народного наследия и т.д. Главная причина кроется в  обширности территории страны, которая производила на свет личностей с совершенно противоположными взглядами на жизнь и на собственное положение в ней. Россия велика. Увлечь одной идеологией ее народ очень сложно. Один из самых сложных вопросов русской философской мысли является вычленение русской народности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

 

  1. Беседы в Обществе любителей российской словесности. Вып. 2. СПб., 1868.
  2. Козьмин Б. П. Из истории революционной мысли в России. М., 1961.
  3. Лосский Н. О.История русской философии. Пер. с англ. - М.: Советский писатель, 1991.
  4. Олейников. Д. И. "Славянофилы и западники". "Механик". М.- 1966.
  5. Сухов А.Д.  Русская философия: особенности, традиции, исторические судьбы. - М., 1995.
  6. Хомяков А.С. Сочинения в двух томах. -М.: Медиум, 1994.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. М. В. ЛОМОНОСОВА

_____________________________________________________

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

Кафедра истории русской журналистики и  литературы

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

«Источники разногласия между западниками и славянофилами»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              Выполнила студентка

3 курса д/о (гр.310)

                                                         Ткач А.В.

 

Преподаватель

Кременская И.К.

 

 

Москва 2011.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Предпосылки возникновения западников и славянофилов