Преобразование в механизме российского государства в период правления Александра !

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 14:24, реферат

Описание работы

В данной работе мы выяснили как складывались черты характера Александра I, каким образом про-ходило его воспитание. Тем более, что политические идеи и личные взгляды были тесно связаны с воспитанием, какое получил император, и с его характером, какой образовался под влиянием его воспитания. Вот почему воспитание Александра I, как и характер его, получают значение важных факторов в истории нашей государственной жизни.

Содержание работы

Содержание 1
1. Восшествие на престол Александра I. 2
2. Реформаторская деятельность Александра. 3
2.1 Крестьянский вопрос. 3
2.2 Реформы в сфере образования. 4
2.3 Цензура. 6
2.4 Конфессиональная политика. 6
2.5 Преобразование органов центрального управления. 6
3. Появление влиятельной фигуры на политической арене эпохи правления Александра I. 7 3.1 План государственного преобразования России М.М. Сперанским. 8
3.2 Опала Сперанского. 11
4.Внутренняя политика в 1815-1819 гг. 12
4.1 Распространение мистицизма. Библейское общество. Министерство духовных дел и народного просвещения 13
4.2 Военные поселения. 14
5. Реакционный внутриполитический курс Александра I 15
6. Неудача преобразований Александра I. 17
Заключение. 18
Список используемой литературы. 18

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 71.39 Кб (Скачать файл)

 

 

2.3 Цензура.

 

9 июля 1804 г. был издан Устав о  цензуре, который считается самым "либеральным" в России XIX в. Цензуру  проводили цензурные комитеты  при университетах из профессоров  и магистров. Общее руководство  цензурными комитетами осуществляло  Министерство народного просвещения. Цензорам рекомендовалось руководствоваться "благоразумным снисхождением, удаляясь [от] всякого пристрастного толкования сочинений или мест в оных, которые по каким-либо причинам кажутся подлежащими запрещению; когда место, подверженное сомнению, имеет двоякий смысл, в таком случае лучше истолковать оное выгоднейшим для сочинителя образом, нежели его преследовать". Авторы и издатели получали право обжалования действий цензоров в Главном управлении училищ при Министерстве народного просвещения.

Цензурные послабления в первые годы царствования Александра I способствовали расширению издательской деятельности. Появился ряд новых журналов и литературных альманахов, увеличилось издание переводов иностранной литературы. По инициативе самого Александра I за счет казны были переведены на русский язык и изданы произведения известных западноевропейских просветителей - философов, экономистов, юристов (А. Смита, Дж- Бентама, Ч. Беккариа, Ш. Монтескье и др.).

 

 

2.4 Конфессиональная политика.

 

Ряд мер либерального характера был осуществлен в области конфессиональной политики.

В 1801 г. Александр I заявил о соблюдении веротерпимости по отношению к не относящимся к православию конфессиям. Прекратились гонения старообрядцев и представителей других сект, если в их учениях и деятельности не было явного неповиновения "установленной власти". Довольно широкой свободой пользовались католичество, протестантизм, а также нехристианские религии - ислам, буддизм и др. В 1803 г. был снят запрет на учреждение и деятельность масонских лож. Это было время увлечения масонством. Масонами были все члены Негласного комитета, многие генералы и министры, а также 120 будущих декабристов.

В первой четверти XIX в. в России было до 200 масонских лож (объединений), насчитывавших до 5 тыс. членов. Масоны интересовались нравственно-религиозными вопросами, не преследовали никаких политических целей, вполне лояльно относились к правительству.

 

 

2.5 Преобразование органов центрального управления.

 

В 1801-1811 гг. было проведено преобразование органов центрального управления. 30 марта 1801 г. был учрежден Непременный (постоянный) совет - совещательный орган при императоре для обсуждения важнейших государственных вопросов. Он заменил собой прежний Совет при высочайшем дворе, собиравшийся от случая к случаю. Непременный совет состоял из 12 титулованных сановников, назначаемых императором. Однако этот Совет не играл серьезной роли в центральной администрации.

Был восстановлен Сенат как высший судебно-административный орган и "хранитель законов". В 1802 г. был издан указ о правах Сената, который объявлялся верховным органом в империи и сосредоточивал в себе высшую административную, судебную и контролирующую власть. Ему предоставлялось право делать "представления" по поводу издаваемых указов, если они противоречили другим законам. Однако первая же попытка Сената возразить против царского указа 1803 г. о введении обязательной 12-летней службы дворян, не достигших офицерского чина (указ противоречил Жалованной грамоте дворянству 1785 г.), вызвала резкое недовольство императора, а Сенату было "разъяснено", что он может делать возражения лишь по ранее изданным законам, а не по настоящим и будущим.

В 1802-1811 гг., в два этапа, была проведена министерская реформа. Старые петровские коллегии, ликвидированные Екатериной II и восстановленные Павлом I, уже не отвечали усложнившимся задачам управления страной. Манифестом 8 сентября 1802 г. учреждалось 8 министерств: военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, иностранных дел (до 1832 г. оно еще сохраняло свое название-коллегия иностранных дел), юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения. В отличие от коллегий министерства управлялись единолично министром, назначаемым императором и лично перед ним ответственным.

Учреждение министерств знаменовало собой дальнейшую бюрократизацию управления и усовершенствование центрального аппарата управления. Каждый министр имел заместителя (товарища министра) и канцелярию. Министерства подразделялись на департаменты, возглавляемые директорами, департаменты - на отделения во главе с начальниками отделений, а отделения - на столы во главе со столоначальниками. Для совместного обсуждения дел учреждался Комитет министров. Первыми министрами и товарищами министров были назначены как представители старой, екатерининской, знати (Г.Р. Державин, Н.С. Мордвинов, П.В. Завадовский и др.), так и новой, в том числе "молодые друзья" Александра I (Н.Н. Новосильцев, В.П. Кочубей, А. Чарторыйский, С.М. Воронцов, П.А. Строганов).

Первоначально структура и функции министерств еще не были четко определены. Они были подробно разработаны в утвержденном царем 25 июня 1811 г. документе "Общее учреждение министерств", что знаменовало собой завершение министерской реформы. К этому времени число министерств увеличилось до 12. Были добавлены Министерство полиции и приравненные к министерствам главные управления - духовных дел и разных (неправославных) исповеданий, ревизий государственных счетов (государственное казначейство), путей сообщения (преобразованное потом в министерство) во главе с главными управляющими этих трех ведомств. Упразднялось Министерство коммерции - его функции передавались Департаменту мануфактур и торговли Министерства финансов. Все министры (по должности) входили в состав Сената. Закон устанавливал точное разграничение функций каждого министерства, единые принципы их структуры и общий порядок прохождения дел в них, проводил принцип строгого единоначалия и подчиненности внутри министерских подразделений, определял взаимоотношения министерств с другими органами государственного управления.

 

 

3. Появление влиятельной фигуры на политической арене эпохи  правления Александра I.

 

В 1807 г. на арену политической жизни страны выдвинулся Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839). Историческая значимость того, что сделано Сперанским, определяется не только разработкой им далеко идущих планов государственного преобразования России, но и его многогранной деятельностью политика-практика, талантливого администратора, а также кодификатора законов и теоретика права.

Выходец из семьи бедного сельского священника Владимирской губернии, Сперанский, благодаря своему выдающемуся уму, энциклопедической эрудиции, энергии и необычайной работоспособности, быстро сделал блестящую служебную карьеру. Службу он начал еще при Павле I в должности начальника канцелярии генерал-прокурора. В 1803 г. Сперанский уже директор одного из департаментов Министерства внутренних дел, которым управлял тогда В.П. Кочубей.

Поворот в дальнейшей карьере Сперанского произошел в связи со следующим событием. В конце 1806 г. Кочубей, будучи больным, вместо себя с докладом по министерству послал к императору Сперанского. Доклад произвел самое благоприятное впечатление на Александра I, который был изумлен его ясностью и изяществом стиля, а после беседы со Сперанским сразу оценил его незаурядный ум. Сначала Александр приблизил к себе Сперанского как "делового секретаря", а затем сделал его своим ближайшим помощником - стал давать ему и более важные поручения, брать с собой в частые поездки.

1808-1811 г. - время могущества и  славы Сперанского, который в  это время был фактически вторым, после императора, лицом в государстве, вершителем внутренней политики  и автором многих задуманных  или проведенных преобразований. Он назначается членом Комиссии  для составления законов, товарищем  министра юстиции, входит в состав  многочисленных комитетов, учреждавшихся  по разным вопросам. Все современники  Сперанского единодушно свидетельствуют, что никто не мог, как он, с  таким блеском и строгой логикой  написать доклад или проект, оформить  текст закона.

В конце сентября 1808 г. Александр I, отправляясь на встречу с Наполеоном в г. Эрфурт, взял с собой Сперанского. Здесь Сперанский имел несколько "приватных" бесед с Наполеоном, который после отзывался о Сперанском как о "единственно светлой личности" в России. По возвращении из Эрфурта Сперанский становится наиболее приближенным к императору лицом. Александр проводил с ним целые вечера в чтении и обсуждении проектов и записок по разным вопросам, составленных ранее либо самим Сперанским, либо представленных другими лицами: об устройстве администрации, совершенствовании законодательства и даже "о предметах научных и религиозных". Все сразу заметили возросшее могущество и влияние Сперанского, что возбуждало зависть, а затем и ненависть придворной камарильи к этому "поповичу".

В декабре 1808 г. Александр I поручил ему составление плана государственного преобразования России. Сперанский принялся за разработку проекта с присущими ему энергией и обстоятельностью, веря в возможность осуществления разрабатываемой им реформы.

 

 

3.1 План государственного преобразования России М.М. Сперанским.

 

В октябре 1809 г. проект под названием "Введение к уложению государственных законов" был готов и представлен императору. Во вводной части проекта Сперанский подчеркнул неотложность преобразований. В основу государственного устройства страны по плану Сперанского был положен принцип разделения властей - на законодательную, исполнительную и судебную при верховенстве власти самодержавного монарха.

План предлагал четкую структуру всех трех видов власти на всех уровнях, начиная с волости - первичной административной единицы. В волостном центре один раз в три года созывается первое звено местного распорядительного органа власти - Волостная дума, в которую избираются представители от всех владельцев недвижимой собственности (независимо от сословной принадлежности), а также от казенных крестьян - из расчета один представитель от 500 душ муж. пола. Волостная дума избирает своего председателя, секретаря, а также депутатов в Окружную думу. В центре округа - окружном городе (в составе губернии предполагалось образовать от двух до пяти округов) созывается также один раз в три года Окружная дума, которая избирает, помимо председателя, главного секретаря, Окружной совет, Окружной суд и депутатов в Губернскую думу. Точно так же один раз в три года в губернском городе созывается Губернская дума, избирающая председателя, Губернский совет, Губернский суд и депутатов в высший представительный орган империи - Государственную думу (она называлась также Думой империи). Председатель (или канцлер) Думы назначался императором из числа представленных ею трех кандидатов. В системе высших органов власти Государственная дума занимает положение, равное Сенату. За императором закрепляется право прервать сессию Думы или распустить ее, назначив новые выборы. Государственная дума, по проекту Сперанского, не обладала законодательной инициативой. Последняя - прерогатива "одной державной власти", т. е. императора, который и вносил на ее обсуждение законопроекты. Таким образом, хотя Государственная дума и называлась "законодательным учреждением", ее законодательные функции были существенно ограничены. На основе принципа выборности формировались первые три инстанции исполнительной власти - волостные, окружные и губернские правления, избиравшиеся на волостных, окружных и губернских собраниях. Высшей исполнительной властью ("Управление государственное") являлись министерства; министры и их "товарищи" (заместители) назначались императором. Принцип выборности был положен и в основу формирования судебной власти: волостные, окружные и губернские суды избирались соответственно волостными, окружными и губернскими собраниями. Окружные и губернские суды состояли каждый из уголовного и гражданского отделений.

В первых трех судебных инстанциях вводились суд присяжных заседателей и гласное судопроизводство. Высшей судебной инстанцией ("Верховным судилищем для всей империи") являлся Сенат Судебный (при сохранении и Сената Правительствующего). В составе его были два департамента по гражданским и два по уголовным делам (по каждому из них в Петербурге и Москве). Сенат Судебный был высшей контрольной, кассационной и апелляционной инстанцией в империи. В него императором назначались лица из представленных губернскими думами кандидатов.

Высшим органом, призванным координировать деятельность законодательной, исполнительной и судебной властей, являлся Государственный совет - связующее звено между тремя ветвями власти и императором. "Все законы, уставы и учреждения, - говорится в проекте, - в первых их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном совете и потом действием державной (императорской) власти поступают к предназначенному их свершению в порядке законодательном, судном и исполнительном". Члены Государственного совета назначаются императором, который и председательствует в Совете. Ни один закон не может вступить в силу без утверждения его императором.

Сперанский считал правомерным "разделение состояний" (социальных категорий) по обладанию гражданскими и политическими правами. Под гражданскими правами он подразумевал личную свободу, право занятий, передвижений, участия в судебных исках от своего имени, заключать разного рода имущественные сделки, под политическими - участие в государственном управлении. Гражданские права предоставлялись всему населению, политические же только тем, кто владеет недвижимой собственностью.

В соответствии с этим Сперанский устанавливал следующее "разделение состояний":

1) дворянство, как владельцы недвижимой  собственности,

2) "среднее состояние" (купцы, мещане, государственные крестьяне) и 

3) "народ рабочий" (помещичьи  крестьяне, "домашние слуги, ремесленные  и рабочие люди и поденщики").

Он допускал переход из "низших состояний" в "высшие" путем приобретения недвижимой собственности, а также посредством выслуги лет на военной или гражданской службе. Проект обходил вопрос о крепостном праве, однако Сперанский, как видно по его другим запискам, стоял за его отмену в три этапа:

1) определение законом повинностей  крестьян,

2) предоставление им права перехода  от одного помещика к другому  и 

3) полная отмена крепостной зависимости.

Информация о работе Преобразование в механизме российского государства в период правления Александра !