Преобразование в механизме российского государства в период правления Александра !

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 14:24, реферат

Описание работы

В данной работе мы выяснили как складывались черты характера Александра I, каким образом про-ходило его воспитание. Тем более, что политические идеи и личные взгляды были тесно связаны с воспитанием, какое получил император, и с его характером, какой образовался под влиянием его воспитания. Вот почему воспитание Александра I, как и характер его, получают значение важных факторов в истории нашей государственной жизни.

Содержание работы

Содержание 1
1. Восшествие на престол Александра I. 2
2. Реформаторская деятельность Александра. 3
2.1 Крестьянский вопрос. 3
2.2 Реформы в сфере образования. 4
2.3 Цензура. 6
2.4 Конфессиональная политика. 6
2.5 Преобразование органов центрального управления. 6
3. Появление влиятельной фигуры на политической арене эпохи правления Александра I. 7 3.1 План государственного преобразования России М.М. Сперанским. 8
3.2 Опала Сперанского. 11
4.Внутренняя политика в 1815-1819 гг. 12
4.1 Распространение мистицизма. Библейское общество. Министерство духовных дел и народного просвещения 13
4.2 Военные поселения. 14
5. Реакционный внутриполитический курс Александра I 15
6. Неудача преобразований Александра I. 17
Заключение. 18
Список используемой литературы. 18

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 71.39 Кб (Скачать файл)

Александр I признал проект Сперанского "удовлетворительным и полезным". Сперанский даже составил календарный план проведения в жизнь своего проекта (в течение 1810-1811 гг.). Однако его проект встретил упорное сопротивление сенаторов, министров и других сановников, считавших его слишком радикальным и "опасным". Александр I, встретив сильное противодействие со стороны правящих кругов, отклонил одобренный им План Сперанского.

Из Плана государственного преобразования Сперанского были реализованы те его части, которые касались введения Государственного совета и завершения министерской реформы. 1 января 1810 г. был обнародован Манифест об учреждении Государственного совета, и в тот же год состоялось его открытие. Это был высший законосовещательный орган при императоре. В функции Государственного совета входили обсуждение внесенных в него законопроектов, "толкование" (разъяснение) смысла уже изданных законов, принятие мер к их проведению в жизнь через исполнительные органы власти, распределение по министерствам и ведомствам расходов на их содержание, рассмотрение годовых отчетов министров.

Государственный совет состоял из четырех департаментов:

1) департамента законов, рассматривавшего  общегосударственные законопроекты,

2) гражданских и духовных дел, ведавшего вопросами юстиции, полиции  и духовного ведомства,

3) государственной экономии, в ведении которого находились вопросы финансов, промышленности, торговли и наук, и

4) военного.

При Государственном совете существовали Комиссия составления законов и Комиссия прошений. Для организации деятельности Государственного совета учреждалась Государственная канцелярия во главе с государственным секретарем - им был назначен Сперанский. Поскольку все законопроекты первоначально направлялись в эту канцелярию, где они "редактировались" перед обсуждением в Совете, канцелярия и особенно ее начальник Сперанский приобретали большой вес и влияние. Окончательное обсуждение законов проходило в Общем собрании Государственного совета - объединенном заседании департаментов. Законы вступали в силу только после утверждения их императором. При этом он мог внять мнению как большинства, так и меньшинства Совета, мог отвергнуть и то, и другое, приняв собственное решение. В состав Государственного совета входили все министры (по их должности), а также назначаемые пожизненно императором лица из высших сановников. Во главе Государственного совета стоял назначаемый императором председатель, он же одновременно являлся и председателем Комитета министров. Если император присутствовал на заседании Государственного совета, то занимал место его председателя. Первоначально Государственный совет состоял из 25 членов, в 1825 г. - из 36, в конце XIX в. в нем числилось свыше 70 членов. В виде законосовещательного органа при царе Государственный совет просуществовал до 20 февраля 1906 г., когда в связи с образованием законодательной Государственной думы ему был придан статус верхней законодательной палаты, а его состав существенно изменен.

Учреждением в 1810 г. Государственного совета и преобразованием в 1811 г. министерств завершилась реорганизация органов центрального управления, которые с некоторыми изменениями просуществовали вплоть до 1917 г.

Приближалась "гроза двенадцатого года". Необходимо было готовиться к тяжелой войне с сильным противником - наполеоновской Францией. В первую очередь следовало укрепить финансовую систему. Из-за почти беспрерывных войн, которые вела Россия начиная с 1804 г., резко возросли военные расходы, а присоединение к континентальной блокаде Англии усугубило расстройство финансовой системы, находившейся в состоянии кризиса. Дефицит в бюджете возрос в четыре раза, ценность ассигнационного рубля по отношению к серебряному за 1804- 1810 гг. упала с 80 до 25 коп.

Оздоровление финансовой системы было поручено Сперанскому. Он привлек к разработке плана финансовых реформ Н. С. Мордвинова и ряд профессоров - знатоков финансового дела. В первую очередь были изысканы пути сокращения государственных расходов. Затем были повышены прямые и косвенные налоги: удвоены размеры подушной подати с крестьян, утроены - с мещан; увеличены гильдейские сборы с купцов и за свидетельства на право торговли с "торгующих крестьян"; повышены "питейные сборы", в 2,5 раза поднята цена на соль; увеличены пошлины на паспорта, гербовую бумагу, почтовые услуги; в Москве и Петербурге была введена пошлина на недвижимость.

Было принято решение выпустить внутренний заем и приступить к продаже части казенных земель. Наконец, Сперанский пошел на введение налога на помещичьи имения в размере 50 коп. с каждой ревизской души. Все эти меры позволили в течение 1810-1811 гг. увеличить государственный доход более чем вдвое и устранить угрозу финансового банкротства. Впоследствии (в 1813 г.) Сперанский писал императору, что если бы эти меры не были приняты, "то не только вести настоящую войну, но и встретить ее было бы не с чем".

Вместе с тем планы и деятельность Сперанского встретили мощное противодействие в консервативных дворянских кругах. Недовольство вызвали не только его реформы в управлении и финансовые меры, но и особенно ущемлявшие дворянство указы от 3 апреля и б августа 1809 г. о "придворных чинах" и об "экзаменах на чин", изданные по инициативе реформатора. Согласно первому указу, находившиеся в званиях камер-юнкера и камергера обязаны были избрать себе определенный род службы, в противном случае их звания объявлялись лишь почетными отличиями, не дававшими никакого чина. Второй указ в целях повышения грамотности и профессионального уровня чиновников требовал, чтобы чины коллежского асессора и статского советника (первый давал личное, а второй потомственное дворянство) присваивались только при предъявлении диплома об университетском образовании или сдаче экзамена в объеме университетского курса.

 

 

 

3.2 Опала Сперанского.

 

Вокруг Сперанского плелись интриги. На него посыпались доносы, в которых он обвинялся даже в шпионаже в пользу Франции. Сначала он не обращал внимания на эти наветы и инсинуации, надеясь на поддержку и расположение к себе императора, но вскоре он почувствовал нависшую над ним опасность. В начале февраля 1811г. Сперанский просил императора об отставке, но просьба была отклонена. Более того, Александр демонстративно стал оказывать ему знаки "благосклонности", а это, как знали по собственному опыту царедворцы, служило верным признаком приближения опалы. 1 января 1812 г. Сперанский был награжден орденом Александра Невского, а 17 марта был вызван на аудиенцию к императору. После двухчасового конфиденциального разговора он вышел из кабинета царя "в великом смущении". В своем доме он застал министра полиции А.Д. Балашова с помощником - они опечатывали его бумаги. У дома стоял возок для отправки Сперанского в ссылку. Сначала Александр I распорядился поселить его в Нижнем Новгороде. Через полгода, по новому доносу, Сперанского сослали в Пермь.

Опала Сперанского вызвала бурю восторга в придворных кругах. Некоторые даже удивлялись "милосердию" царя, "не казнившего этого преступника, изменника и предателя". Все эти обвинения были вздорны. Сам царь был убежден в невиновности Сперанского, но был вынужден, по собственному признанию, принести его в жертву, чтобы погасить растущее недовольство дворянства, вызванное преобразовательными мерами.

В 1814 г. Сперанский был вызван из пермской ссылки. В 1816 г. он был назначен пензенским губернатором, а в 1819г. - сибирским генерал-губернатором, где провел крупную административную реформу. В 1821 г. Александр I возвратил Сперанского в Петербург, назначил членом Государственного совета и управляющим "Комиссией о составлении законов". Но Сперанский уже не мог вернуть своего былого положения, находясь на второстепенных ролях.

 

 

4.Внутренняя политика в 1815-1819 гг.

 

Политический курс Александра I в последнее десятилетие его царствования носил противоречивый характер. Примерно до 1819-1820 гг. наряду с проведением ряда реакционных мер продолжали разрабатываться планы преобразований, просвещение и печать пока еще не подвергались тем суровым гонениям, какие начались позднее - в последнее пятилетие царствования Александра. Издаются книги К.И. Арсеньева "Российская статистика", А.П. Куницына "Право естественное", Н.И. Тургенева "Опыт теории налогов", в которых излагались просветительские идеи, а К.И. Арсеньев открыто заявлял о вреде крепостного права. В журналах продолжали публиковаться и комментироваться тексты западноевропейских конституций.

15 ноября 1815 г. Александр I утвердил  конституцию Королевства (Царства) Польского. Польская корона объявлялась  наследственной для российских  императоров, но власть их ограничивалась  конституцией. Управление Польшей  вверялось наместнику царя, таковым  Александр I назначил генерала из  старинного польского рода Иосифа  Зайончека, возведя его в княжеское достоинство. Но фактическим наместником царя в Польше стал его брат цесаревич Константин Павлович, назначенный командующим Польским корпусом, включенным в состав российских вооруженных сил. Высшую законодательную власть осуществлял выборный Сейм, собиравшийся один раз в два года на 30 дней, а между сессиями - Государственный совет, действовавший постоянно. Все государственные должности замещались только поляками, и официальные акты составлялись на польском языке. Объявлялись неприкосновенность личности и жилища, свобода печати; господствующей религией являлся католицизм, но гарантировалась свобода вероисповедания и другим конфессиям.

При открытии первого заседания Сейма в Варшаве 15 (27) марта 1818 г. Александр I произнес речь, в которой намекнул о своем намерении ввести подобную конституцию на всей территории России. Варшавская речь Александра I произвела сильное впечатление на умы прогрессивных людей России, внушив им надежды на конституционные намерения царя.

В том же году Александр I дал министру юстиции Н. Н. Новосильцеву секретное поручение подготовить "Государственную уставную грамоту" для России. К 1820 г. текст ее был готов и одобрен царем. В ней проводились идеи политической свободы и представительного правления, однако она не ограничивала самодержавной власти царя и не меняла сословную структуру общества. Был составлен высочайший манифест, долженствующий возвестить о предстоящем обнародовании этого документа, но из-за революционных событий в том году в Европе это свое намерение Александр I отложил.

В 1816-1820 гг. проводились меры и в решении крестьянского вопроса. В 1816 г. было завершено проведение крестьянской реформы в Эстонии и Латвии, начало которой было положено в 1804-1805 гг. 23 мая 1816 г. издано "Положение об эстляндских крестьянах". Они получили личную свободу, но без земли, которая провозглашалась собственностью помещиков. Крестьянам предоставлялось право владения земельными наделами на условиях аренды, но в перспективе они могли приобрести их в собственность посредством выкупа у помещика. Устанавливался 14-летний переходный период, в течение которого помещик в значительной мере сохранял свою власть над крестьянами. Аналогичные условия освобождения были определены и "Положением о лифляндских крестьянах", принятым 26 марта 1819 г.

В 1818 г. Александр I дал двенадцати сановникам секретные поручения разработать проекты отмены крепостного права для русских губерний. С проектами решения крестьянского вопроса выступили в это время П.Д. Киселев, Н.С. Мордвинов, В.Н. Каразин, П.А. Вяземский, Н.Г. Репнин. Их проекты объединял принцип постепенного освобождения крестьян, не ущемляя при этом экономических интересов помещиков. Любопытен проект, подготовленный по поручению царя А.А. Аракчеевым, Проект предусматривал поэтапный выкуп помещичьих крестьян казной. Помещики получали за отпускаемых на волю крестьян от казны деньги, которые, по мысли Аракчеева, могли бы избавить их от долгов и наладить хозяйство на рациональной основе.

Летом 1818 г. состоялась встреча Александра I с представителями дворянства Полтавской и Черниговской губерний. Он призывал их проявить инициативу в деле освобождения крепостных крестьян, но дворяне не вняли этим призывам царя.

 

 

4.1 Распространение мистицизма. Библейское общество. Министерство духовных дел и народного просвещения

 

Война 1812 г. породила мистические настроения среди русского дворянства. Революционные потрясения способствовали распространению мистицизма среди высших сословий Монархов во многих европейских странах. Захватили они и Александра I. Он покровительствует различного рода духовным собраниям, приближает к себе воинствующего фанатика архимандрита новгородского Юрьева монастыря Фотия (П.Н. Спасского), берет под свое покровительство учрежденное в 1812 г. в России Библейское общество, президентом которого стал фаворит царя князь А.Н. Голицын, занимавший с 1803 г. пост обер-прокурора Св. Синода.

Библейское общество ставило своей целью издание и распространение книг Священного Писания и другой духовной литературы. Общество развернуло свою работу с 1816 г. Александр I пожертвовал ему 25 тыс. руб. и обязался делать ежегодные взносы по 10 тыс. руб. Общество получило в собственность большой каменный дом в Петербурге, в котором разместились его правление, типография, книжная лавка и склад книжной продукции. К 1824 г. в России действовало 57 отделений Библейского общества, было издано 185 тыс. экземпляров Библии и 520 тыс. ее разных частей. Библейское общество также способствовало распространению школ взаимного обучения, занималось благотворительностью. Однако оно задевало прерогативы Русской Православной Церкви. Его деятельность рассматривалась как вмешательство в русские церковные дела. Православные иерархи выражали недовольство участием в нем "иноверцев" - католиков и протестантских проповедников.

В 1817 г. Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения, во главе которого был поставлен тот же А. Н. Голицын. Учреждение этого министерства под управлением светских чиновников и вторжение его в прерогативы Св. Синода вызвало неодобрение духовных лиц.

Информация о работе Преобразование в механизме российского государства в период правления Александра !