Преобразования Петра 1 в области культуры и быта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 19:40, контрольная работа

Описание работы

В преддверии нового тысячелетия Россия вновь встала перед выбором: какой путь избрать, на кого ориентироваться, на Запад, на Восток или же пытаться идти своим самобытным путем? Со времён принятия христианства и до эпохи Петр I жизнь русского общества текла по раз и навсегда заведённому руслу. Страна переживает переломный момент: упадок экономики, производства, деградация общественного сознания. Только сильная рука может вытащить государство из этого "постсоветского пика" и поставить его вновь на ноги. Для успешного выхода из кризисной ситуации такого масштаба необходимо хорошо знать историю, изучить подобные ситуации имевшие место, прежде всего, в родной стране.

Содержание работы

1. «Введение».


2. Основная часть:
1. Алфавит
2. Календарь
3.Новые культуры
4.Европеизация быта
5.«Юности честное зерцало»
6.Изобразительное искусство
7.Придворный быт
8.Цифирные школы.
9.Причины нововведений (значение нововведений)
10.Общественная мысль
11.Зарождение исторических знаний
12.Театр
13.Эффективность инноваций.

3. Заключение.

4.Библиография.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО ИСТОРИИ.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

                               КОНТРОЛЬНАЯ     РАБОТА 

             ПО ПРЕДМЕТУ:  ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА

ТЕМА: Преобразования Петра 1 в области культуры и быта.

ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО СТУДЕНТА

Зульфикарова Исбаният Абдурагимовна

КУРС      1             ГРУППА           12 Б         

МЕСТО  РАБОТЫ                МДОУ ДСКВ «Солнышко».

ДОЛЖНОСТЬ                       Воспитатель

ДОМАШНИЙ  АДРЕС, ТЕЛ.      г.Покачи, улица Молодежная 31. кв.56.          892265028003

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ  КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ  НА ОЗО                                                   10.01 2011 г

МЕТОДИСТ____________________

ЗАПОЛНЯЕТСЯ  ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ

РЕЦЕНЗИЯ____________________________________________________________________________________

ФАМИЛИЯ  ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Зубов В.Н.

 

 

 

 

Нижневартовск 2011

 

 

 

                                  План работы:

   

1. «Введение».

 

 

2. Основная часть:

1. Алфавит

2. Календарь

3.Новые культуры

4.Европеизация быта

5.«Юности честное зерцало»

6.Изобразительное искусство

7.Придворный быт

8.Цифирные школы.

9.Причины нововведений (значение нововведений)

10.Общественная мысль

11.Зарождение исторических знаний

12.Театр

13.Эффективность инноваций.

 

3. Заключение.

 

4.Библиография.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    

 

 

 

 Введение

Петр  I  "надеялся   грозою   власти

                                  вызвать  самодеятельность  в   порабощенном

                                  обществе   и    через    рабовладельческое

                                  дворянство водворить и России  европейскую

                                  науку,    народное     просвещение     как

                                  необходимое      условие      общественной

                                  самодеятельности".

В преддверии нового тысячелетия Россия вновь встала перед выбором: какой  путь избрать, на кого ориентироваться, на Запад, на Восток или же пытаться идти своим самобытным путем? Со времён принятия христианства и до эпохи Петр I жизнь русского общества текла по раз и навсегда заведённому руслу.                                                                                                          Страна переживает переломный момент: упадок экономики, производства, деградация общественного сознания. Только сильная рука может вытащить государство из этого "постсоветского пика" и поставить его вновь на ноги. Для успешного выхода из кризисной ситуации такого масштаба необходимо хорошо знать историю, изучить подобные ситуации имевшие место, прежде всего, в родной стране. Как говорится, все новое – это просто хорошо забытое старое, тем более что Россия переживала уже не одну подобную ситуацию. Но, бесспорно, самым ярким и эффективным политиком, поставившим страну на твердый курс, был в XVIII столетии великий человек, первый русский император – Петр I.                                                                                                                                                                  Пётр Алексеевич Романов (Пётр I, Пётр Великий) - первый император всероссийский, родился 30 мая 1672 года, от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Пётр был четырнадцатым ребёнком царя Алексея и первым от его второго брака. Первая жена царя Марья Ильинична, умерла, оставив ему двух сыновей Фёдора и Ивана, и много дочерей.                                                                                           Со смертью царя Алексея Михайловича глухая борьба Милославских и Нарышкиных переходит в открытое столкновение. Начались ссоры и интриги. Положение матери Петра стало очень затруднительно.                                                                                                 Обучение Петра шло довольно медленно. По старорусскому обычаю его начали учить с пяти лет. Учителем Петра стал дьяк Никита Моисеев, сын Зотов, человек учёный, но любящий выпить.                                                                                                                                            Зотов прошёл с Петром азбуку, часослов, псалтырь, евангелие и апостол. Зотов касался и русской старины, рассказывал царевичу про дела его отца, про царя Ивана Грозного, о Дмитрии Донском и Александре Невском. Впоследствии Пётр не терял интереса к истории, придавал ей большое значение для народного образования.                                       Полевая забава Петра получила широкие размеры и серьёзное значение. Пётр понял важность военного дела и стал учиться инженерному и артиллерийскому искусству.                    По необъяснимой причине январь вначале 1700-х был урожаем на реформы. Именно в этом месяце Пётр I провёл самые, пожалуй, значимые изменения в области культуры.          Реформы Петровские шли тяжело, но проводить их было необходимо. Иначе Россию ожидала бы судьба слабейших азиатских держав.                                                                         Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта.

 

 

1.Алфавит

Пётр I до крайности внимательно  изучал европейский опыт. Заметьте: он ориентировался на протестантские страны - Данию, Германию, Голландию, Англию. А протестантские страны появились после реформ Лютера, когда Библию с латыни перевели на немецкий, английский и другие европейские языки. Рывок в европейской культуре тогда был сделан огромный. Потому что, когда люди понимают корни своей религии, последствия этого велики. Любые религии, науки, обычаи, традиции время от времени неизбежно подвергаются модернизации. О важных вещах говорить нужно на понятном языке! Поэтому указ Петра, в светском алфавите изменивший, упростивший облик букв, помог всему обществу перейти от сложнейшего старославянского языка к современному русскому. Подсчитайте: Петра I от Пушкина отделяло меньше 100 лет! Как мало с точки зрения истории! Но как много для этого пришлось изменить. Потому что без реформ Петра на Руси с её сложнейшим церковнославянским языком, с её культурой, до XVIII века существовавшей и развивавшейся в основном в рамках религии, не появились бы ни Державин, ни Карамзин, ни Жуковский, ни Пушкин.                                                                                         За несколько лет он изменил практически всё: от календаря до одежды, стиля общения. В 1710 году утвердил новый алфавит с упрощённым начертанием букв (церковнославянский шрифт остался для печатания церковной литературы), несколько букв - в том числе «кси» и «пси» - были исключены. За следующие 25 лет в России книг было напечатано в два раза больше, чем за всю предыдущую историю книгопечатания на Руси.                                                                                                                                                          До Петра I школа была подчинена Церкви. Она не могла дать обществу технически грамотных и образованных людей. При Петре I отношение к школе стало политикой государства. Царь отправил за границу молодых дворян для обучения разным наукам. Он выписал из - за границы учителей. Но эти меры не решали проблемы. Тогда Пётр I начал создавать в России сеть школ. в этих учебных заведениях могли учиться как дети дворян, так и других сословий. В 1705 г. саксонец Глюк открыл общеобразовательную гимназию, в которой изучались география, латинская риторика, ораторское искусство, философия, иностранные языки, этика, политика, театральное искусство и верховая езда. В 1707 г. при московском военном госпитале была открыта Медицинская академия. Так, при Петре I в России было положено начало системе образования в России. В 1703 г. в России появилась первая газета "Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах". В редактировании газеты принимал участие сам царь. В 1708 г. церковнославянский шрифт был заменён на латинизированный "гражданский"-простой и четкий.

2.Календарь                                                                                                                    

При Петре Россия перешла на европейское  летоисчисление на основе юлианского календаря. Западная Европа ещё во времена ордынского ига перешла на летоисчисление от "рождества Христова", а в России летоисчисление велось от "сотворения мира". 31 декабря 7208 г. от "сотворения мира" стало 1 января 1700 г. от "рождества Христова"; новый год  велено было отмечать не 1 сентября, а 1 января. В 1582 г. римский папа Григорий ХIII убрал из календаря 10 дней. Европейские страны стали переходить на григорианский календарь. До октября 1917 г. Россия жила по юлианскому календарю, который в ХХ в. отставал от европейского григорианского уже на 13 суток. 1 февраля 1918 г. большевики перешли на григорианский календарь: своим декретом 1 февраля 1918 г. объявили 14 февраля 1918 г. Различные полезные сведения содержались в календарях, самым популярным из которых был «Брюсов календарь»

3.Новые культуры 

Если быть исторически честными, то первым радикальным реформатором в области культуры нужно считать всё-таки не Петра I, а Владимира Святого. Потому что проведённое им крещение Руси принесло за собой гигантский пласт христианской культуры, которая во многом задавила, растворила, уничтожила пласты культуры предшествующей - языческой, дохристианской.                                                                                                     Мы редко задумываемся, ещё реже вспоминаем, а многие так и просто не понимают, что культура не существует сама по себе. И когда наступает эпоха великих перемен, культура меняется вместе с наукой, политикой, экономикой - всем стилем жизни.                                       К реформам Петра I отношение до сих пор неоднозначное: а надо ли было насильно брить бороды, переодевать бояр в европейское платье, заставлять пить чай и кофе, по-другому писать другие буквы и цифры? Одним словом - надо ли было насильно загонять Россию в европейскую культуру? Мы, люди образованные, в состоянии понять: любая хирургическая операция всегда не только благо и исцеление больного, но и сильнейший стресс, травма для организма. Однако порой пациенту по-другому просто невозможно сохранить жизнь. Точно так же невозможны и самые благие реформы, которые прошли бы без всяких травм для общества. И правителю приходится взвешивать, какое из зол меньшее: травмировать общество переменами или оставить всё как есть. 
   
Да, Пётр пролил моря крови, при нём ощутимо уменьшилось население страны. Крестьяне бежали из деревень - кто в солдаты, кто в Польшу, кто в Сибирь. Но не забудем, что именно Пётр создал Академию наук, которая открылась в 1725 году, методом импорта немецких учёных. Ибо наука на тот момент в России отсутствовала полностью! Вообще! Как жанр! И это - только один из примеров. Как всякий фанат идеи, Пётр перехлёстывал. Все лыка он норовил вставить в одну строку. И его ассамблеи - новая форма общения между людьми, и его тройная перцовая, его безобразные попойки - это те недостатки, которые суть продолжение достоинств. Он мечтал так нетерпеливо и страстно увидеть Россию цивилизованной, просвещённой, развитой, образованной страной, что в прямом смысле слова готов был лично рубить головы, чтобы быстрее наступило обещанное счастье.                                                                                                                                                   XVIII столетие стало первым веком в истории русской культуры, когда её развитие происходило под непосредственным влиянием культуры европейской. При этом, несмотря на усиливающееся влияния Запада, культура Нового времени, формировавшаяся в России, была национальной по своему духу, впитывала в себя лучшие национальные культурные традиции.

 

4.Европеизация быта

В период пребывания в составе "Великого посольства" в Западной Европе, Пётр окончательно пришёл к выводу, что русское общество отстало от стран Западной Европы и в культурном отношении. И он решил европеизировать русское общество, т.е., перенести западноевропейские культурные традиции на русское общество. Европеизация воспринималась русскими дворянами субъективно, поскольку главным критерием европеизированного быта у них считалось отличие от крестьянской жизни. Для русского дворянина быть европейцем означало изменить одежду, прическу, манеры, т.е. отгородиться от крестьянской жизни. И это можно было сделать путем обучения европейской культуре.

По возвращении из Западной Европы Пётр стал решительно ломать русские  культурные традиции. Он направляет много молодых дворян в Европу для изучения различных специальностей, главным образом для овладения морскими науками. Царь заботился и о развитии образования в России. В 1701 г. в Москве, в Сухаревой башне открывается Школа математических и навигацких наук во главе с профессором Абердинского университета шотландцем Форварсоном. Одним из преподавателей этой школы был Леонтий Магницкий - автор "Арифметики...". В 1711 г. в Москве появляется инженерная школа.                                                                                                                                            Указы, коренным образом менявшие старый русский быт, следовали один за другим. Пётр запретил носить бороды (за ношение бороды полагался ежегодный налог в 100 рублей), дворянам велел пить кофе, солдатам курить. Бояре в них с трудом разбирались, роптали, стенали, но нужно было покоряться воле государевой.                                                                           Была открыта Славяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение в России. И все же деятельность Петра была революционной.

1702 г. в Москву приглашается  труппа Куншта для создания  театра.

Происходили важные изменения в  быту российских дворян, переделавшие российское дворянство "по образу и  подобию" европейского. В 1717 г. выходит  книга "Юности честное зерцало" - своего рода учебник этикета, а с 1718 г. существовали Ассамблеи - дворянские собрания по образцу европейских.

Однако нельзя забывать о том, что  все эти преобразования исходили исключительно сверху, а потому были достаточно болезненны как для высших, так и для низших слоев общества. Насильственный характер некоторых из этих преобразований внушал отвращение к ним и вел к резкому неприятию остальных, пусть даже самых прогрессивных, начинаний. Петр стремился сделать Россию европейской страной во всех смыслах этого слова и придавал большое значение даже самым мелким деталям процесса. Но все эти новшества не изменили традиционного характера культуры и быта в России.

 

 

 5.«Юности честное зерцало»

Русским дворянам нелегко давалось обучение, так как они родились и выросли еще в допетровской Руси и воспитывались в соответствии с традиционными ценностями. Поэтому русский дворянин в петровскую эпоху оказался у себя на родине в положении иностранца, которому во взрослом состоянии искусственными методами следует обучаться тому, что люди обычно получают в раннем детстве непосредственным опытом. Петр понимал, что обучить своих подданных новому “языку” с помощью одних только угроз и указов невозможно, поэтому под его непосредственным руководством выходили пособия и руководства по обучению “правильному” поведению.                                     Подлинным пособием для дворянина стало так называемое “Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению”. Это сочинение неизвестного автора формирует новый стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости придерживающегося европейских манер. Основная мораль данного произведения: молодость - подготовка к службе, а счастье - следствие прилежной службы.                                                                                                                                                 Изучение данного текста интересно с точки зрения выявления противоречий между традиционными и новыми ценностями и рассмотрения процесса адаптации на русской почве европейской культуры. Так, книга внушала, что благовоспитанный молодой человек должен отличаться тремя добродетелями: приветливостью, смирением и учтивостью. Чтобы пользоваться успехом в обществе, он должен владеть иностранными языками, уметь танцевать, ездить верхом, фехтовать, быть красноглаголивым и начитанным и т.д. В заключение перечислялись 20 добродетелей, которые украшают благородных девиц. Интересно, что наряду с вышеизложенными рекомендациями давались и следующие советы: “ обрежь свои ногти, да не явятся, якобы они не бархатом обшиты… Не хватай первой в блюдо и не жри, как свинья…Не сопи, когда яси, Ногами везде не мотай, не облизывай перстов, не грызи костей. Зубов ножом нечисти… Часто чихать, сморкать и кашлять не пригоже…”. Подобного рода соединение несопоставимых рекомендаций и советов очень характерно для культуры петровской эпохи и показательно при выявлении ее противоречий.

При анализе “Юности честное  зерцало…” просматривается одна из основных целей европеизации: “Младые отроки должны всегда между собой говорить иностранными языками, дабы тем навыкнуть могли, а особливо когда им что тайное говорить случится, чтоб слуги и служанки дознаться не могли и чтоб их от других незнающих болванов распознать”. Из данной цитаты видно, что для русских дворян иностранное должно стать нормой и “владение иностранными языками повышали социальный статус человека”. Дворянство становилось привилегированным сословием и Петр как бы санкционировал отгороженность дворян от крестьянской жизни, подтверждая своими наставлениями правильность выбора ими главного критерия европеизированного быта.                                                                                      В 1718 г. для проведения досуга дворян были учреждены ассамблеи - вольные собрания. До петровского времени русская женщина вела теремной (закрытый) образ жизни. При этом жизнь мужчин и женщин проходила отдельно. Пётр I потребовал, чтобы русская женщина заняла в обществе то место, которое она занимала в Западной Европе. Поэтому ассамблеи обязательно должны были проходить с участием женщин. Пётр лично посещал почти каждую ассамблею и зорко следил, что там делается, и обычно распоряжался танцами. Петр потребовал от женщины вступления в общественную жизнь, забывая, что она не совсем готова к этому и не может сразу же, в один момент, расстаться с домостроевским укладом жизни. Преобразователь  проявил заботу о женщине, указав ей как одеваться, говорить, сидеть и вообще себя вести. В первое время на ассамблеях, как отмечает С.Н.Шубинский, русские боярыни и боярышни были смешны и неуклюжи, “затянутые в крепкие корсеты, с огромными фижмами, в башмаках на высоких каблуках, с пышно расчесанною большей частью напудренною прическою, с длинными “шлепами”, или шлейфами, они не умели не только легко и грациозно вертеться в танцах, но даже не знали, как им стать и сесть”.  Заканчивались ассамблеи ужином, причём спаивание не только мужчин, но и женщин было обычным явлением.

Информация о работе Преобразования Петра 1 в области культуры и быта