Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 19:40, контрольная работа
В преддверии нового тысячелетия Россия вновь встала перед выбором: какой путь избрать, на кого ориентироваться, на Запад, на Восток или же пытаться идти своим самобытным путем? Со времён принятия христианства и до эпохи Петр I жизнь русского общества текла по раз и навсегда заведённому руслу. Страна переживает переломный момент: упадок экономики, производства, деградация общественного сознания. Только сильная рука может вытащить государство из этого "постсоветского пика" и поставить его вновь на ноги. Для успешного выхода из кризисной ситуации такого масштаба необходимо хорошо знать историю, изучить подобные ситуации имевшие место, прежде всего, в родной стране.
1. «Введение».
2. Основная часть:
1. Алфавит
2. Календарь
3.Новые культуры
4.Европеизация быта
5.«Юности честное зерцало»
6.Изобразительное искусство
7.Придворный быт
8.Цифирные школы.
9.Причины нововведений (значение нововведений)
10.Общественная мысль
11.Зарождение исторических знаний
12.Театр
13.Эффективность инноваций.
3. Заключение.
4.Библиография.
НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ПРЕДМЕТУ: ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА
ТЕМА: Преобразования Петра 1 в области культуры и быта.
ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО СТУДЕНТА
Зульфикарова Исбаният Абдурагимовна
КУРС 1 ГРУППА 12 Б
МЕСТО РАБОТЫ МДОУ ДСКВ «Солнышко».
ДОЛЖНОСТЬ
ДОМАШНИЙ АДРЕС, ТЕЛ. г.Покачи, улица Молодежная 31. кв.56. 892265028003
ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ОЗО
МЕТОДИСТ____________________
ЗАПОЛНЯЕТСЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ
РЕЦЕНЗИЯ______________________
ФАМИЛИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Зубов В.Н.
Нижневартовск 2011
1. «Введение».
2. Основная часть:
1. Алфавит
2. Календарь
3.Новые культуры
4.Европеизация быта
5.«Юности честное зерцало»
6.Изобразительное искусство
7.Придворный быт
8.Цифирные школы.
9.Причины нововведений (значение нововведений)
10.Общественная мысль
11.Зарождение исторических знаний
12.Театр
13.Эффективность инноваций.
3. Заключение.
4.Библиография.
Введение
Петр I "надеялся грозою власти
самодеятельности".
В преддверии нового тысячелетия Россия
вновь встала перед выбором: какой
путь избрать, на кого ориентироваться,
на Запад, на Восток или же пытаться
идти своим самобытным путем? Со
времён принятия христианства и до эпохи
Петр I жизнь русского общества текла по
раз и навсегда заведённому руслу.
1.Алфавит
Пётр I до крайности внимательно
изучал европейский опыт. Заметьте:
он ориентировался на протестантские
страны - Данию, Германию, Голландию, Англию.
А протестантские страны появились после
реформ Лютера, когда Библию с латыни перевели
на немецкий, английский и другие европейские
языки. Рывок в европейской культуре тогда
был сделан огромный. Потому что, когда
люди понимают корни своей религии, последствия
этого велики. Любые религии, науки, обычаи,
традиции время от времени неизбежно подвергаются
модернизации. О важных вещах говорить
нужно на понятном языке! Поэтому указ
Петра, в светском алфавите изменивший,
упростивший облик букв, помог всему обществу
перейти от сложнейшего старославянского
языка к современному русскому. Подсчитайте:
Петра I от Пушкина отделяло меньше 100 лет!
Как мало с точки зрения истории! Но как
много для этого пришлось изменить. Потому
что без реформ Петра на Руси с её сложнейшим
церковнославянским языком, с её культурой,
до XVIII века существовавшей и развивавшейся
в основном в рамках религии, не появились
бы ни Державин, ни Карамзин, ни Жуковский,
ни Пушкин.
2.Календарь
При Петре Россия перешла на европейское летоисчисление на основе юлианского календаря. Западная Европа ещё во времена ордынского ига перешла на летоисчисление от "рождества Христова", а в России летоисчисление велось от "сотворения мира". 31 декабря 7208 г. от "сотворения мира" стало 1 января 1700 г. от "рождества Христова"; новый год велено было отмечать не 1 сентября, а 1 января. В 1582 г. римский папа Григорий ХIII убрал из календаря 10 дней. Европейские страны стали переходить на григорианский календарь. До октября 1917 г. Россия жила по юлианскому календарю, который в ХХ в. отставал от европейского григорианского уже на 13 суток. 1 февраля 1918 г. большевики перешли на григорианский календарь: своим декретом 1 февраля 1918 г. объявили 14 февраля 1918 г. Различные полезные сведения содержались в календарях, самым популярным из которых был «Брюсов календарь»
3.Новые культуры
Если быть исторически честными,
то первым радикальным реформатором
в области культуры нужно считать всё-таки
не Петра I, а Владимира Святого. Потому
что проведённое им крещение Руси принесло
за собой гигантский пласт христианской
культуры, которая во многом задавила,
растворила, уничтожила пласты культуры
предшествующей - языческой, дохристианской.
Да, Пётр пролил моря крови, при нём ощутимо
уменьшилось население страны. Крестьяне
бежали из деревень - кто в солдаты, кто
в Польшу, кто в Сибирь. Но не забудем, что
именно Пётр создал Академию наук, которая
открылась в 1725 году, методом импорта немецких
учёных. Ибо наука на тот момент в России
отсутствовала полностью! Вообще! Как
жанр! И это - только один из примеров. Как
всякий фанат идеи, Пётр перехлёстывал.
Все лыка он норовил вставить в одну строку.
И его ассамблеи - новая форма общения
между людьми, и его тройная перцовая,
его безобразные попойки - это те недостатки,
которые суть продолжение достоинств.
Он мечтал так нетерпеливо и страстно
увидеть Россию цивилизованной, просвещённой,
развитой, образованной страной, что в
прямом смысле слова готов был лично рубить
головы, чтобы быстрее наступило обещанное
счастье.
4.Европеизация быта
В период пребывания в составе "Великого посольства" в Западной Европе, Пётр окончательно пришёл к выводу, что русское общество отстало от стран Западной Европы и в культурном отношении. И он решил европеизировать русское общество, т.е., перенести западноевропейские культурные традиции на русское общество. Европеизация воспринималась русскими дворянами субъективно, поскольку главным критерием европеизированного быта у них считалось отличие от крестьянской жизни. Для русского дворянина быть европейцем означало изменить одежду, прическу, манеры, т.е. отгородиться от крестьянской жизни. И это можно было сделать путем обучения европейской культуре.
По возвращении из Западной Европы
Пётр стал решительно ломать русские
культурные традиции. Он направляет
много молодых дворян в Европу для изучения
различных специальностей, главным образом
для овладения морскими науками. Царь
заботился и о развитии образования в
России. В 1701 г. в Москве, в Сухаревой башне
открывается Школа математических и навигацких
наук во главе с профессором Абердинского
университета шотландцем Форварсоном.
Одним из преподавателей этой школы был
Леонтий Магницкий - автор "Арифметики...".
В 1711 г. в Москве появляется инженерная
школа.
1702 г. в Москву приглашается труппа Куншта для создания театра.
Происходили важные изменения в быту российских дворян, переделавшие российское дворянство "по образу и подобию" европейского. В 1717 г. выходит книга "Юности честное зерцало" - своего рода учебник этикета, а с 1718 г. существовали Ассамблеи - дворянские собрания по образцу европейских.
Однако нельзя забывать о том, что все эти преобразования исходили исключительно сверху, а потому были достаточно болезненны как для высших, так и для низших слоев общества. Насильственный характер некоторых из этих преобразований внушал отвращение к ним и вел к резкому неприятию остальных, пусть даже самых прогрессивных, начинаний. Петр стремился сделать Россию европейской страной во всех смыслах этого слова и придавал большое значение даже самым мелким деталям процесса. Но все эти новшества не изменили традиционного характера культуры и быта в России.
5.«Юности честное зерцало»
Русским дворянам нелегко давалось
обучение, так как они родились
и выросли еще в допетровской Руси и воспитывались
в соответствии с традиционными ценностями.
Поэтому русский дворянин в петровскую
эпоху оказался у себя на родине в положении
иностранца, которому во взрослом состоянии
искусственными методами следует обучаться
тому, что люди обычно получают в раннем
детстве непосредственным опытом. Петр
понимал, что обучить своих подданных
новому “языку” с помощью одних только
угроз и указов невозможно, поэтому под
его непосредственным руководством выходили
пособия и руководства по обучению “правильному”
поведению.
При анализе “Юности честное
зерцало…” просматривается одна
из основных целей европеизации:
“Младые отроки должны всегда между собой
говорить иностранными языками, дабы тем
навыкнуть могли, а особливо когда им что
тайное говорить случится, чтоб слуги
и служанки дознаться не могли и чтоб их
от других незнающих болванов распознать”.
Из данной цитаты видно, что для русских
дворян иностранное должно стать нормой
и “владение иностранными языками повышали
социальный статус человека”. Дворянство
становилось привилегированным сословием
и Петр как бы санкционировал отгороженность
дворян от крестьянской жизни, подтверждая
своими наставлениями правильность выбора
ими главного критерия европеизированного
быта.
Информация о работе Преобразования Петра 1 в области культуры и быта