Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 19:40, контрольная работа
В преддверии нового тысячелетия Россия вновь встала перед выбором: какой путь избрать, на кого ориентироваться, на Запад, на Восток или же пытаться идти своим самобытным путем? Со времён принятия христианства и до эпохи Петр I жизнь русского общества текла по раз и навсегда заведённому руслу. Страна переживает переломный момент: упадок экономики, производства, деградация общественного сознания. Только сильная рука может вытащить государство из этого "постсоветского пика" и поставить его вновь на ноги. Для успешного выхода из кризисной ситуации такого масштаба необходимо хорошо знать историю, изучить подобные ситуации имевшие место, прежде всего, в родной стране.
1. «Введение».
2. Основная часть:
1. Алфавит
2. Календарь
3.Новые культуры
4.Европеизация быта
5.«Юности честное зерцало»
6.Изобразительное искусство
7.Придворный быт
8.Цифирные школы.
9.Причины нововведений (значение нововведений)
10.Общественная мысль
11.Зарождение исторических знаний
12.Театр
13.Эффективность инноваций.
3. Заключение.
4.Библиография.
настоящую минуту все еще как будто держит свою руку над нами, и которой,
кажется, никогда не потеряем мы из виду, как бы далеко не ушли мы в
будущее".
Ф.Энгельс называл
Петра I действительно великим
высоко ценил не только преобразовательную деятельность, но и личность Петра
I, хотя и называл
его метод преобразования
Однако, как сказано выше, деятельность Петра подвергалась сомнениям и
критике, а подчас и жестокой хуле. Известный и авторитетный историк
Карамзин обвинял Петра I в измене "истиннорусским" началам жизни, его
реформы он называл "блестящей ошибкой". Можно было бы привести немало
примеров негативного отношения к Петру I у славянофилов, ряда писателей
последующего периода. Но наиболее интересно отметить взрыв, всплеск
противоречивых оценок Петра I и его реформ в современных условиях. Казалось, в период реформ его деятельность должна быть примером, однако находится
немало политических деятелей и представителей творческой интеллигенции,
отрицательно
относящихся к этому
кинорежиссер Н.Михалков назвал Петра I первым большевиком, вложив в эти
слова крайне негативную оценку реформатору.
Однако, как бы не старались очернители Петра I, в истории его дела
оцениваются как прогрессивные.
11.Зарождение исторических знаний
Деятельность Петра I создала условия для более широкого знакомства России с культурой, техникой, образом жизни западноевропейского общества, что послужило началом коренной ломки норм и представлений Московской Руси.
Петровские преобразования затронули все слои общества, они властно вторглись в жизнь каждого человека – от боярина до самого бедного крестьянина. В этом их главная особенность. Когда царь Алексей Михайлович строил корабли в подмосковном селе Дединове, в этом участвовали лишь несколько русских плотников; строительство же флота при Петре I стало делом всей страны, так или иначе коснулось всего народа. Когда в 1672 г. в придворном театре Алексея Михайловича был дан первый в истории России спектакль, его смотрели лишь сам царь и несколько высших аристократов. При Петре I театр стал достоянием всего общества. И так было во всём. Вот почему и по сей день не утихают споры о значении Петровских реформ в русской истории.
Процесс европеизации России получил, пожалуй, самое яркое воплощение в культурных преобразованиях Петровского времени. И именно в них сильнее всего видна противоречивость всей Петровской эпохи.
Многие новшества, которые обычно принято относить ко времени Петровских преобразований, появились гораздо раньше – в XVII, а то и XVI вв. В 1630–1670 гг. заметно усилились связи с зарубежными странами, прежде всего – западноевропейскими. В Россию проникают европейские культурные традиции .Даже знаменитое бритьё бород уходит корнями в эпоху Московского государства. Так, в середине XVII в. среди высших слоев русского общества распространилось брадобритие по польскому образцу, с которым отчаянно, но безуспешно боролись «ревнители православного благочестия». Новые веяния появились и в искусстве. Патриарху Никону пришлось организовать целую кампанию по уничтожению икон, писанных «по фряжскому» образцу.
К XVII в. относится и открытие первого высшего учебного заведения, а также первого театра. Но дело не только в этом. Можно согласиться с мнением историка В.Я. Уланова: «Новым в постановке культурного вопроса при Петре Великом было то, что теперь культура была признана созидательной силой не только в области специальной техники, но и в её широких культурно-бытовых проявлениях, и не только в приложении к избранному обществу... но и по отношению к широким массам народа».
12.Театр
Просвещению народа должен был способствовать театр. В 1672 г. в России появился первый театр под руководством немецкого пастора И.-Г. Грегори при дворе Алексея Михайловича. В 1702 голу открылся общедоступный театр в Москве, в здании,
построенном на Красной площади и был приглашен странствующий немецкий театр под руководством актёра и драматурга Куншта. В театре ставились пьесы светского содержания, в основном трагедии античного периода. При дворе сестры царя Натальи Алексеевны действовал ещё один театр.
Однако такой театр был еще редким явлением. Более распространены были
частные театры, которые заводила знать для узкого круга зрителей. В
петровскую эпоху театром увлекались ученики различных академий, духовных
семинарий и т.д. В их постановках делались намеки на происходящие
политические события, например на мятежи стрельцов, на измену Мазепы,
высмеивались противники просвещения.
Ставили театры и чисто исторические по тематике пьесы. Наиболее
знаменита из них была трагикомедия Ф.Прокоповича "Владимир".
Видными деятелями театрального дела были Ф.Прокопович, доктор Бидеон, Федор Жуковский.
13.Эффективность инноваций.
Развитие просвещения и науки при Петре I тесно связано с нуждами
развития экономики, создания армии и преобразованием государственного
аппарата. В петровское время обучение переходит от церкви к государству,
богословие уступает место прикладным наукам. Величайшим достижением Петра
является то, что он заставил российских дворян учится, хотя и
преимущественно насильственными методами.
Реформы в сфере образования являлись логическим продолжением тех
процессов, которые проходили в Московии еще до царствования Петра I. Однако
школ было крайне мало и некоторые из них влачили жалкое существование. Уже
начальный этап преобразования выявил трудности с подготовкой специалистов и
вообще грамотных людей. Нельзя было находиться в постоянной зависимости от
иноземцев при комплектовании армии, флотских экипажей, в удовлетворении
колоссальных потребностей в мастерах кораблестроения, горного дела и т.д.
Практически не было специалистов-артиллеристов, фортификаторов, медиков,
рудознатцев, астрономов, геодезистов и др. Петр I вынужден был обращаться к
иностранным специалистам.
Но это имело серьезные
Иностранным специалистам приходилось платить жалование в три-четыре раза
больше чем отечественным. Зачастую на русскую службу приезжали не лучшие,
недостаточно квалифицированные люди. Некоторые офицеры готовы были служить
любому, кто больше заплатит, они были лишены чувства долга, патриотизма и
не выдерживали первых же серьезных испытаний.
Практические меры по созданию отечественных учебных заведений ведут
свое начало ко времени пребывания Петра в Англии, где он нанял трех
преподавателей. Эти преподаватели были предназначены для школы
навигационных наук.
Однако до открытия
навигационной школы приходилос
способ обучения — посылать русских учеников за границу. При этом им
вменялось в обязанность не столько усвоение теоретических знаний, сколько
приобретение практических навыков в кораблестроении, в управлении кораблем
во время боя, кораблевождении. Учащиеся постигали науки не столько за
партой, сколько с топором в руках на верфи и т.д.
Особо следует подчеркнуть, что отправка русских людей за границу для
обучения производила крутой переворот в сознании современников. В
допетровские времена общение с иностранцами не поощрялось. Разрешение на
выезд в зарубеж получали лишь две категории людей: лица, находившиеся в
составе посольств и купцы (гости). Для купцов это была существенная
привилегия: среди
промышленно-торгового
право покидать пределы страны для заключения торговых сделок. Теперь
отправка русских заграницу не только не запрещалась, но и поощрялась и даже
проводилась в принудительном порядке. В "Гистории Свейской войны" автор
повествует, что в 1699 году "государь дал позволение всем своим подданным
ездить в
иностранные европейские
было запрещено под казнию; и не только позволял, но еще к тому и
понуждал."
Это новшество многим было совершенно враждебно. Интересно привести в
пример первого ученика обученного в Европе. Это был сподвижник Петра I Петр
Васильевич постников. После обучения в славянско-греческо-латинской
академии его отправили в Италию обучаться медицине. В Падуанском
университете он получил две ученые степени — доктор медицины и философии.
Его эрудиция и знание европейских языков пригодились царю во время его
первого путешествия за границу, он сопровождал Петра в Амстердаме и
Лондоне, консультировал царя по поводу приобретения коллекций и
медикаментов. Позже он был использован на дипломатической службе.
Регулярная практика отправки недорослей на учебу за границу начинается
с конца 1696 года, когда был опубликован указ об отправке в разные
государства учиться всяким наукам для 61 человека. Из них 39 человек ехали
в Италию, 22 в Голландию и Англию. В числе отправленных 23 человека были
княжеского рода.Петр лично составил для этих учеников инструкцию, в которой изложил
программу обучения. В число наук, которые надлежало одолеть царь включил
навигацию и кораблестроение. О результатах обучения выдавались
свидетельства иностранных учителей, это были специальные дипломы. Кроме
учебы стольник, — посыльный за границу обязан был обучить овладеваемой
специальности прикрепленного солдата или сержанта, а также нанять на
русскую службу по два искусных мастера-кораблестроителя. Таким образом,
общее число отправившихся за границу на обучение составляло 122 человека.
В дальнейшем эта практика заграничного обучения вошла в систему.
Однако это был не главный, а вспомогательный путь развития просвещения.
В первой четверти ХVIII была создана целая сеть школ начального
обучения. Открыты цифирные школы для дворян, приказных, дьяческих и
подьяческих детей 10-15 лет. Скоро было уже 42 таких школы главным образом
в провинциальных городах.
Наиболее важными
в системе петровского
технические учебные заведения. В Москве в 1701 г. начались занятия в
Навигационной и Артиллерийской школах, а позднее вместо навигационной школы
была учреждена в Петербурге Морская академия. В 1712г. в Москве открылась
инженерная школа. Медицинский персонал готовился в Медицинском училище при
Московском госпитале. Создание системы подготовки кадров позволило
освобождаться от иностранцев наемников, и прежде всего в офицерском
корпусе. Уже после Прутского похода Петр уволил в отставку свыше 200
генералов и офицеров-иностранцев. К 20 годам ХVIII века офицерский корпус
на 90% состоял из русских.
Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г. титула российского монарха - Петр объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. Таким образом, было оформлено то, к чему шел Петр все годы своего царствования - создание государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику. В результате Петровских реформ государство не было связано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих целей. В итоге Петр 1 пришел к своему идеалу государственного устройства - военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного человека - капитана, и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.
Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с тем отсталость России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и принуждения.
Пётр I обладал выдающимся дипломатическим талантом. Он искусно владел всеми классическими приёмами европейской политики, которые в нужный момент легко «забывал», вдруг перевоплощаясь в загадочного восточного царя. Он мог неожиданно поцеловать в лоб ошеломлённого собеседника, любил использовать в своей речи народные прибаутки, ставя в тупик переводчиков, или же внезапно прекращал аудиенцию, сославшись на то, что его ожидает... жена. Внешне искренний и доброжелательный, русский царь, по мнению европейских дипломатов, никогда не раскрывал своих истинных намерений и потому неизменно добивался желаемого.
Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы не относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать - Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой истории.
И всё же один из ближайших сподвижников Петра, Феофан Прокопович, произнося в 1725 г. речь в память о недавно скончавшемся императоре, имел все основания сказать о нём:
«Оставляя нас разрушением тела своего, дух свой оставил нам». Несмотря на то, что почти всем Петровским преобразованиям предшествовали государственные начинания XVII в., реформы всё же имели революционный характер. После смерти Петра Россия была на пути к превращению уже в совершенно иную страну. Прежде всего из Московского государства, чьи контакты с внешним миром (несмотря на их существенное оживление в XVII в.) были довольно ограниченными, она превратилась в Российскую империю – одну из могущественнейших стран Европы. Пётр не только «прорубил окно в Европу», но и сделал всё от него зависевшее, чтобы Россия стала европейской страной (по крайней мере, как он это понимал). Выход к Балтийскому морю, строительство Санкт-Петербурга, активное вмешательство в европейскую политику были вехами на этом пути.
Библиография
1. О.В.Волубеев, В.А. Клоков, М.В. Понамарев, В.А. Рогожкин. Россия и мир с древнейших времен до конца XIX века: учеб для 10кл. общеобразоват. учеб. заведений .- М.: Дрофа; Издательско – образовательный центр «Веди - принт», 2002.
2. В.Н. Шевелев. История Отечества: Учебное пособие для студентов вузов.- Изд. 3-е испр. и доп. – Ростов н/ Д: Феникс, 2006 .
3.
Информация о работе Преобразования Петра 1 в области культуры и быта