Преобразования Петра 1 в области культуры и быта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 19:40, контрольная работа

Описание работы

В преддверии нового тысячелетия Россия вновь встала перед выбором: какой путь избрать, на кого ориентироваться, на Запад, на Восток или же пытаться идти своим самобытным путем? Со времён принятия христианства и до эпохи Петр I жизнь русского общества текла по раз и навсегда заведённому руслу. Страна переживает переломный момент: упадок экономики, производства, деградация общественного сознания. Только сильная рука может вытащить государство из этого "постсоветского пика" и поставить его вновь на ноги. Для успешного выхода из кризисной ситуации такого масштаба необходимо хорошо знать историю, изучить подобные ситуации имевшие место, прежде всего, в родной стране.

Содержание работы

1. «Введение».


2. Основная часть:
1. Алфавит
2. Календарь
3.Новые культуры
4.Европеизация быта
5.«Юности честное зерцало»
6.Изобразительное искусство
7.Придворный быт
8.Цифирные школы.
9.Причины нововведений (значение нововведений)
10.Общественная мысль
11.Зарождение исторических знаний
12.Театр
13.Эффективность инноваций.

3. Заключение.

4.Библиография.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО ИСТОРИИ.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

 

 6.Изобразительное искусство

XVIII изменились задачи изобразительного искусства, оно окончательно вышло за рамки церковной традиции(из этого разумеется, не следует , что в России перестали писать иконы), приобрело светский характер. Изменилось место художника в социальной иерархии – он стал творцом , отражающим своё время, а не просто исполнителем того или иного заказа. Значительные произведения изобразительного искусства превращались в яркие события общественной жизни. Со второй половины XVIII в. В России стали устраиваться художественные выставки.

В начале столетия широкое распространение получили гравюры, авторы которых стремились отразить события военной и государственной жизни, показать новые постройки Петербурга, корабли, сошедшие со стапелей Адмиралтейства.

Это был жанр близкий к повседневности и имевшими широкий круг ценителей.

Книги украшались гравюрами, гравюры украшали дома. Техника  гравюр была

весьма разнообразна.

Забытую технику  мозаики возродил М. В. Ломоносов. Под  его руководством молодые художники  создали белее сорока мозаичных  картин.

Особенно высокого уровня достигла портретная живопись. Знать, дворяне и состоятельные купцы стремились увидеть себя  и своих близких на полотнах, украшавших их дома. Дворцы вельмож и административные здания не могли обойтись без парадных портретов правящих особ. От художника требовалось передать не только сходство портретируемого, сколько создать идеализированное изображение героя.

Сильное влияние  на развитие русской живописи  оказало  творчество европейских художников, манерами которых стремились подражать  российские мастера.

Портреты ПетраI отличаются глубокой психологической характерностью, художник

выразил глубокую волю и целенаправленность государственного деятеля. На

батальных полотнах Никитина "Полтавское сражение", "Куликовская битва с

глубоким патриотизмом изображается героическая борьба русского народа

против иноземных  захватчиков.

      В начале ХVIII века издаются  специальные указы, касающиеся  подготовки

и воспитания художников. Царским указом большую группу "мастеровых людей

разных художеств" переселили в новую столицу для росписи церквей, новых

дворцов и других работ. За счет казны посылали наиболее талантливых

заграницу для  обучения. Среди них можно назвать  живописцев А.Матвеева,

И.Никитина, Р.Никитина, гравера С.Коровина других.

 В Россию  приглашали и иностранных художников, оставивших заметный след

в истории нашего искусства.

 

 

7.Придворный быт

 Петровские  реформы в быту касались, прежде  всего, дворян. Однако царь

не оставил  без внимания и так называемых "подлых людей", все податное

сословие. Подданным  предписывались типы домов, характер застройки с учетом

противопожарной безопасности, техника сооружения печей, размер дымоходов,

ширина и  ткацкого крестьянского полотна, уборка хлеба косой с граблями

вместо серпов и т.д.

 В городской быт в петровское время вошли гуляния по торжественным

датам, в честь  той или иной победы — взятие Азова, победа под Полтавой,

годовщина Ништадского  мира и др. В эти дни устраивались торжественные

процессии со множеством украшений. В моде были праздничные  фейерверки, на

площадях выставляли угощение.

Петровские  реформы кардинально изменили дворянский, да и не только

дворянский, быт. Царь считал своим долгом навести "добрый порядок" в

гражданской жизни  государства. В самом начале 18 в. царь был озабочен

внешним видом  подданных.

Сближение с западом проявилось и в том, что Петр I прилагал массу

усилий к  тому, чтобы русский человек и  внешностью походил на европейца.

26 августа 1698 года, на следующий день после  прибытия из-за границы,

царь выступил в роли цирюльника. Он велел подать ему ножницы и сам лично

обрезал бороды у шокированных этой выходкой бояр.

Подобную операцию Петр повтори несколько раз, решив  покончить со

старой русской бородой. О бритье бороды были изданы специальные  указы.

 Законодательно было установлено обложение налогом тех, кто носил

бороду. Знатные и богатые  платили по 50 руб. за бороду, остальные  по 2

гривны. Сохранившийся до нашего времени указ 1705 года обязывал все

население страны, за исключением  священников, монахов и крестьян брить

бороды и усы. Тем, кто не желал этого делать надлежало платить большие налоги с

учетом положения в  обществе.

В такой же форме Петр I организовал борьбу с долгополым платьем. 12

февраля 1699 года состоялось шуточное освящение у  Лефортова дворца. Гости прибыли  на пир разряженные в традиционную русскую одежду, в

шелковых зипунах  яркого цвета, поверх которых были надеты кафтаны с

длинными рукавами. Поверх кафтанов была ферязь — длинное  широкое платье из

бархата, затем  шуба и меховая шапка с высокой  тульей. Царю не нравилась эта

пышная одежда, стеснявшая движения, и мешавшая работе. На пиру Петр I взял

ножницы и принялся укорачивать рукава. Но у всех руками царя одежду не укоротишь. Поэтому в январе 1700г. в

Москве, в ряде людных мест были повешены листы с  царским указом: боярам,

думным чинам, служивым, приказным и торговым людям носить иноземные

короткие кафтаны. Были установлены сроки перехода на новую одежду для

мужчин: конец 1770г. Для женщин — чуть позже.

Эти перемены повлияли и на русскую легкую промышленность, стали

развиваться мастерские и фабрики, производящие новые виды тканей, кружева,

обувь, головные уборы, пряжки, застежки и другие украшения. Петр и здесь не

остался равнодушным  к происходящему. Производители  предметов обихода для

нового быта, предметов роскоши пользовались его покровительством и

надзором. Иногда царь специальными указами обязывал фабрикантов прежде

производить и  пускать в продажу предметы для  нового быта, а затем, при

выполнении  этих условий они могли производить  и продавать другие

промышленные  товары. Продавцам длинного платья и сапог, лицам, беспошлинно носившим бороды угрожала ссылка на каторгу и конфискация имущества.

В 1700 году у ворот Кремля были выставлены манекены с образцами новой одежды. Жители сибирских городов выпросили освобождение от новой одежды "по скудости своей".                                                                                                                                                                   В конечном счете камзолы, галстуки, жабо, чулки, башмаки и парики вытеснили

старую русскую  одежду. Быстрее всего утвердилась  западная одежда среди

женщин.

Дворянский  быт изменялся и в следствие  того, что царь заставлял дворян

учиться, служить  в армии и флоте, в учреждениях  гражданского управления.

Указы царя регламентировали правила поведения в присутствиях, в судах, в

церкви. За нарушение  предписаний предусматривался значительный штраф и

другие наказания.

Подданных Петр I снабдил массой распорядительных и нормативных актов,

определяющих  их семейную, хозяйственную и духовную жизнь. Разительные

перемены произошли  и в дворцовом быту. Этому способствовала личность царя.

Упрощались  традиции, исчезала скованность.

 

 

8.Цифирные школы.

Арифметические школы, государственные начальные общеобразовательные школы для мальчиков, существовавшие в России в 1714—44. По указу Петра I должны были открываться во всех губерниях и провинциях как школы обязательного обучения всех детей дворян и чиновников от 10 до 15 лет. Это требование позднее было распространено на детей духовенства и купечества. В Цифирные школы допускались дети всех других слоев населения, кроме крестьянских. В этих бесплатных светских школах, помимо овладения чтением гражданской печати, письмом и географией, основным был курс цифири — арифметики с началами геометрии. Цифирные школы готовили грамотных людей для государственных учреждений, армии и флота, промышленности и торговли, а также для поступления в профессиональные школы — навигацкие, адмиралтейские и т.п. Для обучения в Цифирных школах использовались воспитанники этих специальных учебных заведений, в частности московские Школы математических и навигацких наук.

Обязательную учебную повинность для дворянства, духовенства и  купечества Петру I осуществить не удалось. В 1723 было 42 Цифирных школ, а затем они начали сливаться с гарнизонными школами, архиерейскими школами горнозаводскими школами. В 1744 указ Сената «О соединении в губерниях и провинциях арифметических и гарнизонных школ в одно место» фактически положил конец существованию всех.

 

9.Причины нововведений (значение нововведений)

Духовный кризис общества, вызванный  обмирщением сознания и усиленный  расколом церкви, порождал потребность  качественных преобразований в сфере  культуры, призванных, с одной стороны, вернуть Россию в лоно европейской  цивилизации, а с другой - укрепить власть новой рационалистической идеологией, идущей на смену религиозному обоснованию ее всемогущества.                                                                               Древняя русская жизнь исчерпала себя вполне. Она развила все начала, которые в ней скрывались, все типы, в которых непосредственно воплощались эти начала. Она сделала все, что могла, и, окончив свое призвание, прекратилась. В XVII в. наше государство дошло до полной несостоятельности, нравственной, экономической и административной, и могло выйти на правильную дорогу только путем резкой реформы.                                                    Петр вывел Россию из этого кризиса на новый путь. Преобразования Петра представляются естественной исторической необходимостью. Приобщение к европейскому, более цивилизованному быту, стало главной задачей Петра в области культуры.                                                                                                                                                    Петр не был творцом культурного вопроса, но был первым человеком, решившимся осуществить культурную реформу. Результаты его деятельности были велики: он дал своему народу полную возможность материального и духовного общения со всем цивилизованным миром.                                                                                                                          В свое время Петр I сделал очень много для своей страны. И не его вина, что не все шло гладко: он не получил даже более или менее приличного образования. Только личный энтузиазм, упорство и воля позволили совершить такой качественный скачок вперед. Точки зрения на этот вопрос разные, однако я считаю, что несмотря на ущемление прав человека и интересов личности, Петр I вывел страну на новый путь и за это ему можно только сказать спасибо.                                                                                                                     Что бы было со страной, если бы не было Петра? Ответ очевиден: положение страны ухудшилось бы настолько (причем во всех сферах, а не только в социальной, как после реформ Петра), что страна впала бы в анархию и была бы оккупирована одной из соседних стран.                                                                                                                                                         Еще один вопрос – правильна ли была ориентация на запад – был решен чисто по-русски: зачем выдумывать что-то новое, когда можно взять пример соседа? Тем более, что времени на раздумья не оставалось, да и вероятность, что неграмотный Петр мог придумать что-то уж такое особенно самобытное, была неуклонно близка к нулю. Смекалка и талант императора, не получившего даже "начального" образования, вызывают уважение и по сей день. Петр не был сам западником – он просто "воспользовался на некотором этапе" достижениями западной цивилизации, чтобы позже, в более благоприятной обстановке, страна уже пошла своим путем. Опять же, некоторые утверждают, что можно было перенимать западные обычаи частично, но откуда знаешь что в чужой культуре важно, а что – нет? Особенно, когда от этого зависит судьба страны!

 

10.Общественная  мысль

 

Следует отметить, что преобразования в области культуры и

быта были органичной частью реформирования страны. Реформы  культуры, с

одной стороны удовлетворяли насущные требования других преобразований и с

другой стороны  нередко сами служили импульсом  ускорения изменений.

Необходимо  подчеркнуть также, что реформы  Петра I были глобальными. История

России до Петра  и после него знала немало реформ. Главное отличие

петровских  преобразований от реформ предшествующего  и последующего времени

состоит в том, что они охватывали все стороны  жизни народа, в то время как

другие внедряли новшества касающиеся лишь отдельных  сторон жизни общества и

государства.

В результате реформ и активной военной политики страна получила выход

к балтийскому  морю, было покончено с политической и экономической

изоляцией, укрепился  международный престиж России, она  стала великой

европейской державой.

Наиболее долговечным  осталось культурное наследие Петра I, сохранились

многие учреждения культуры, памятники искусства и  архитектуры, которыми

страна гордится и сегодня.

Петр I по праву  считается одним из ярких исторических деятелей

мирового масштаба. Много исторических исследований и художественных

произведений  посвящено преобразованиям, связанным  с его именем. Историки и

писатели по-разному, порой прямо противоположно оценивали  личность Петра I

и значение его  реформ. Уже современники Петра разделились  на два лагеря:

сторонников и  противников его преобразований. Спор продолжается и по сей

день.

В ХVIII М.В. Ломоносов  славил Петра, восторгался его деятельностью,

считал его  идеальным монархом, лишенным каких-либо недостатков. Для

Радищева, декабристов  Петр был поистине Великаном с  большой буквы.

Личность Петра I занимает особое место в творчестве А.С. Пушкина. Поэт

относился к  Петру I с глубоким уважением. Петру I посвящены такие

произведения, как "Полтава", "Медный всадник", "Арап Петра Великого".

Пушкин был  намерен написать историческое исследование о Петре I. Но вместе

с тем поэт видел  и жесткость царя, который "уздой  железной Россию поднял на

дыбы".

Очень высокую  оценку деятельности Петра I дал современник Пушкина

историк М.Н. Погодин  в 1841 году, то есть почти полтора  столетия спустя

после великих  реформ первой четверти ХVIII "В руках (Петра) концы всех

наших нитей  соединяются в одном узле. Куда мы не оглянемся, везде

встречаемся с этой колоссальной фигурой, которая бросает от себя длинную

тень на все  наше прошедшее, и даже застит нам  древнюю историю, которая в

Информация о работе Преобразования Петра 1 в области культуры и быта