Преступление и наказание по шариату

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

В системе мусульманского права отсутствует самостоятельный раздел об уголовно праве и уголовно-правовые нормы разбросаны среди других частей мусульманского права.
Такое явление не случайно, причины его нужно искать в первую очередь в пережитках патриархально-родового строя, влияние которых было очень сильно в период первоначального ислама. В первый период развития Арабского халифата так же, как и до ислама, наказание преступников было частным делом, так как потерпевшие по своему усмотрению наказывали преступников. Основатели ислама мало обращали внимание на установление уголовных норм в шариате. Гражданские правонарушения мало отличались от уголовных и поэтому отсутствовала грань между ними.

Содержание работы

1.Введение.............................................................................................................2

2.Глава 1.Преступления.........................................................................................4
1.1. Преступления против общества или бога.................................................6
1.2. Преступление против отдельных лиц или частное преступление...........................................................................................................9

3.Глава 2. Наказание..............................................................................................11
2.1. Наказание тазир...........................................................................................11
2.2. Наказание кисас............................................................................................13
2.3.Наказание хадд................................................................................................19

4. Заключение.........................................................................................................24

5. Список использованной литературы..............................................................................................................25

Файлы: 1 файл

курсовая 3) (2).doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

 1.Введение.............................................................................................................2

 

2.Глава 1.Преступления.........................................................................................4

  1.1.   Преступления против общества или бога.................................................6

  1.2.   Преступление против  отдельных лиц или частное  преступление...........................................................................................................9

 

3.Глава 2. Наказание..............................................................................................11

 2.1.  Наказание тазир...........................................................................................11

2.2.  Наказание кисас............................................................................................13

2.3.Наказание хадд................................................................................................19

 

4. Заключение.........................................................................................................24

 

5. Список использованной  литературы..............................................................................................................25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В системе мусульманского права отсутствует самостоятельный  раздел об уголовно праве и уголовно-правовые нормы разбросаны среди других частей мусульманского права.

Такое явление не случайно, причины его нужно искать в первую очередь в пережитках патриархально-родового строя, влияние которых было очень сильно в период первоначального ислама. В первый период развития Арабского халифата так же, как и до ислама, наказание преступников было частным делом, так как потерпевшие по своему усмотрению наказывали преступников. Основатели ислама мало обращали внимание на установление уголовных норм в шариате. Гражданские правонарушения мало отличались от уголовных и поэтому отсутствовала грань между ними.

Во второй период развития Арабского халифата (империи) в связи с завоеванием обширных территорий, покорением разных народов и развитием новых производственных отношений страна нуждалась в усовершенствовании уголовных норм, что отвечало интересам господствующих классов.

Мусульманские правоведы  на основе шариата и указов - «фирманов» халифов разработали новые правовые нормы. Однако эта отрасль правовой науки, по сравнению с другими отраслями права, была наименее разработана и в дальнейшем мало развивалось.

В уголовное право  ислама вошли многие нормы патриархально-родового строя: кровная месть, коллективная ответственность рода  и племени за преступления, совершаемые их членами, изгнание из рода и другие. Глава рода и семьи на основе обычаев без предоставления суду сам наказывал преступников по принципу кровной мести.

В дальнейшем по инициативе Омара(второго праведного халифа) были созданы судебные органы и значительно ограничен самосуд.

Основное различие и, вместе с тем, основная черта, характеризующая  мусульманское право вообще, и  мусульманское уголовное право  в частности, заключается в его религиозной природе. Мусульманское право – религиозная правовая система, основанная на исламе. Без понимания этого невозможно понять такие институты мусульманского уголовного права как преступление и наказание. Таким образом, необходимо, изучив особенности вышеназванных институтов, раскрыть их сущность, главное, выявить какова взаимосвязь мусульманской религии и этих правовых институтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Преступление

По мусульманскому праву  преступления разделяются на преступления против бога или общества и преступления против людей и частных лиц.

Кроме того, существует категория преступлений, которая стоит как бы между этими группами. По первым группам преступлений не допускается помилование и примирение. Ради интересов общества (т.е. Господствующего класса), как утверждают мусульманские юристы, люди, совершившие преступления относящиеся к первой группе, должны быть строго наказаны. К этой категории преступлений относятся: отступничество, преступления против правителей, имущественные преступления, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, разбой.

 Ко второй категории  преступлений против людей относятся:  убийство, телесные повреждения, незаконное обогащение, нанесение повреждений и ущерба другим лицам, мелкие преступления, преступления против животных и другие. Р. Шарль называет преступления этой категории «кровавыми» преступлениями и указывает, что «эти преступления не должны быть отягощены воровством или грабежом».1 По этой группе преступлений также не допускается помилование и примирение. Эти преступления караются названной в Коране и сунне санкцией «кисас».

К третьей категории  относятся те преступления, которые одновременно совершаются против общества и людей. В определении этой категории  существуют разногласия между правоведами. Например, некоторые расценивают прелюбодеяние как преступление лишь против частных лиц. А Абу Ханифа и его сторонники видят в этом преступлении больше угрозу общественной безопасности, чем частной. Поэтому они считают необходимым включить его в первую категорию.

В отношении хищений  и мести существуют также подобные разногласия между правоведами. Преступления по степени тяжести  в мусульманском праве разделяются  на джинаят(крупные преступления) и  джуиха (мелкие преступления), и тахаллуф (нарушения).

   Некоторые правоведы,  в том числе шииты, разделяют преступления на кабира — крупные и сагира — мелкие. К кабира относятся:убийство,лихоимство,прелюбодеяние,мужеложство,сводничество,употребление спиртных напитков, клевета, уклонение от джихада(священной войны), принуждение свидетелей к даче ложных показаний, неповиновение сына, богохульство, обмеривание и обвешивание, ложное толкование поучений пророка, задержка в совершении паломничества, беспричинные телесные повреждения и мучение мусульман. Сюда также относятся отказ от дачи показаний, взяточничество, помощь тиранам, отказ от платы заката, злословие, ложный донос, аборт, растрата имущества сирот, зихар, употребление свинины, разбой, колдовство, азартные игры и др.

Остальные преступления считаются мелкими (сагир). Отличие кабира от сагира заключается в том, что к кабира относятся те преступления ,которые записаны в шариате. Определение сагира зависит от кади.

В шариате встречается  также деление преступлений на умышленные и неосторожные. В мусульманском уголовном праве допускается законная самозащита личности и имущества. Владелец имущества, преследуя вора, мог его даже убить, чтобы возвратить похищенные вещи. Обстоятельствами, исключающими уголовную ответственность, являлись исполнение приказа властей и принуждение к совершению преступления.

Соучастниками преступления считались те лица, которые фактически принимали участие в его совершение, подстрекали, руководили или содействовали  его совершению. Лица, стремившиеся скрыть преступника или преступление после его совершения, соучастниками не признавались. Так, укрыватели краденого не являлись соучастниками в краже, даже если это было заранее обещанное укрывательство. Разумеется, данная норма представляет собой большой недостаток мусульманского уголовного права, поскольку укрывательство преступления или преступника, тем более заранее обещанное, может значительно затруднить его изобличение

1.1 Преступления против общества или бога.

   Иртидад, или отступничество, охватывает три различных состава: вероотступничество (ридда), богохульство и язычество и по мнению практически всех исламоведов, считается самым тяжелым преступлением в исламе.2 Вероотступником является лицо, которое добровольно отреклось от ислама и перешло в другую религию либо поклоняется идолам или отрицает какой-либо из постулатов и догматов ислама. Богохульство заключается в хулении (оскорблении) Бога и всего святого.3  Преступник наказывается смертной казнью с конфискацией имущества. В случае, если он признает свою вину и покается, то снова приобретает право вернуться к исламу и освободиться от наказания.

Богат — преступление против правителей. Сюда относятся  действия, направленные на свержение правителей и захват власти. В первую очередь глава государства должен мирным путем предотвратить восстание. Если это не удается, то разрешается прибегнуть к насилию вплоть до полного уничтожения «преступников».

Субъектом в этом преступлении является лицо или группа мусульман. Поэтому ислам рекомендует прежде чем насильственно подавить восстание, ликвидировать конфликт мирным путем, чтобы избежать кровопролития мусульман. Но в практике редко встречается, чтобы в мусульманских странах мирным путем разрешались конфликты между трудящимися и господствующими классами. Правители сурово расправлялись с недовольным народом.

Куттаут-тарик (разбой) — вооруженное нападение на мирных людей в дороге. По мнению Абу Ханифы и некоторых правоведов, объективной стороной этого вида преступлений является грабеж людей и караванов в пути. Основанием такой нормы послужило реальное историческое событие. Согласно одной из версий, однажды Пророк дал разрешение группе мусульман-бедуинов остановиться в Медине на несколько дней для отдыха и лечения больных. Однако за такое благодеяние они оплатили неблагодарностью – напали в дороге на погонщика верблюдов, предназначавшихся для жертвоприношения, убили его и скрылись, прихватив с собой животных. Узнав об этом Пророк и сформулировал соответствующий стих Корана.4 Другие правоведы, в том числе шииты, распространяют куттаут-тарих на все виды вооруженного нападения независимо от места, где оно совершалось.5

Сирка — хищение в  мусульманском праве входит в  состав преступления против бога или  общества. Как мы увидим дальше, убийство невиновных людей считается частным преступлением, а хищение считается преступлением против бога. Из этого примера явствует, что главной задачей мусульманского права является  защита частной собственности. Самым строгим  образом наказываются мелкие хищения, но очень мягко поступают в отношении убийц.

Сирка в мусульманском праве считается одним из опаснейших преступлений. В его состав не входят растрата, захват чужого имущества и присвоение залога. Но некоторые правоведы, в том числе Ханбал, присвоение залога относят к хищению.6.

Истималаль — Мусаккар - употребление спиртных напитков относится к преступлению против бога или общества. Шииты считают преступлением не только употребление, а так же приготовление любых спиртных напитков: пива (фукка) и т.п. независимо от количества.

Ханифиты считают, что употребление малого количества спиртных напитков не является преступлением. Только в случае, если выпивший теряет сознание или не может различать вехи, понимать шутку, тогда можно его подвергнуть наказанию. Преступление доказывается показаниями не менее двух свидетелей и, по мнению Ибн Малика и Ибн Ханбала, самым достоверным доказательством является запах спирта изо рта. Абу-Ханифа разрешает употребление спиртных напитков как лекарства для лечения или в случае необходимости для утоления жажды.                                                                                                                                                       Зина — прелюбодеяние. По мусульманскому праву оно является преступлением против общества и бога. Зина является незаконным сожительством со свободными женщинами. Зина в исламе, как у евреев и других народов Востока, считается одним из самых тяжелых преступлений. По учению Корана никакого помилования и снисхождения не должно быть к лицам, совершившим зина. Особая общественная опасность данного преступления по мусульманскому праву обусловлена тем, что оно посягает на одну из основных охраняемых законом ценностей – продолжение рода, угрожая одновременно устоям морали и интересам семьи. Не случайно в Коране можно найти немало стихов, резко осуждающих прелюбодеяние. В нем также содержится обращенное к мусульманам решительное требование избегать этого греха: «И не приближайтесь к прелюбодеянию, ведь это – мерзость и плохая дорога!»7

Казаф - публичное клеветническое обвинение честной женщины в прелюбодеянии по мусульманскому праву входит в состав тяжелых преступлений. Казаф рассматривается как преступление против бога. Преступник не освобождается от ответственности даже если попросит прощения, исключается помилование или примирение с ним. Объектом этого преступления является честь благородной женщины. По учению Шафии и Малика, оскорбление не обязательно должно быть выражено прямо словом, но может быть высказано и намеком.8Оскорбление может наноситься самой потерпевшей или ее родственникам: мужу, брату, отцу и другим. Возбуждение дела является правом самой потерпевшей или лица, которое подверглось оскорблению — жены, сестры или матери.

 

 

 

 

1.2 Преступление против отдельных лиц или частное преступление

Обратимся ко второй группе преступлений, которую выделяет приведенная выше классификация, отстаиваемая большинством современных исследователей мусульманского уголовного права. Основными преступлениями данной категории Л.Р. Сюкияйнен, В.А. Лихачев и другие считают убийство (катл) и телесные повреждения (джарх).9 М.И. Садагдар, помимо вышеперечисленных, сюда же относит узурпацию (гасаб) – насильственный захват чужого имущества.10 Эти преступления рассматриваются фикхом как преступления против потерпевшего и его семьи, и кара за них квалифицируется как «право человека» (хакк адам).                                                                     Убийство — катл по мусульманскому праву является частным преступлением и наказание преступника зависит от решения наследника убитого. Убийство разделяется на абсолютно умышленное — амд, абсолютно неумышленное — хата, промежуточное между умышленным и неумышленным, когда характер преступления трудно установить — шубху амд. Умышленным убийство по мусульманскому праву считается тогда, когда оно совершается сознательно. Цель убийства в данном случае может быть заранее обдуманной или возникает в момент его совершения.11  По учению шиитов, умышленное убийство может совершаться в трех случаях: когда цель и действия убийцы направлены на уничтожение других лиц и убийство совершено, когда у преступника отсутствует цель преднамеренного убийства, но результат своего действия он должен был предвидеть; когда орудие , употребляемое убийцей, является смертельным, но заранее не подготовлено и у него не было осознанной цели убийства. Умышленное убийство на основе указания Корана карается смертью и лишь наследники убитого могут простить убийцу, если он имеет возможность откупиться определенной суммой, установленной по закону.

Неумышленное убийство — совершается тогда, когда у  преступника отсутствовала цель убийства. Орудие или действие используемые обычно для преступления не должны были причинить смерть, но случайно ее вызвали .

Информация о работе Преступление и наказание по шариату