Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:01, курсовая работа
В системе мусульманского права отсутствует самостоятельный раздел об уголовно праве и уголовно-правовые нормы разбросаны среди других частей мусульманского права.
Такое явление не случайно, причины его нужно искать в первую очередь в пережитках патриархально-родового строя, влияние которых было очень сильно в период первоначального ислама. В первый период развития Арабского халифата так же, как и до ислама, наказание преступников было частным делом, так как потерпевшие по своему усмотрению наказывали преступников. Основатели ислама мало обращали внимание на установление уголовных норм в шариате. Гражданские правонарушения мало отличались от уголовных и поэтому отсутствовала грань между ними.
1.Введение.............................................................................................................2
2.Глава 1.Преступления.........................................................................................4
1.1. Преступления против общества или бога.................................................6
1.2. Преступление против отдельных лиц или частное преступление...........................................................................................................9
3.Глава 2. Наказание..............................................................................................11
2.1. Наказание тазир...........................................................................................11
2.2. Наказание кисас............................................................................................13
2.3.Наказание хадд................................................................................................19
4. Заключение.........................................................................................................24
5. Список использованной литературы..............................................................................................................25
Несколько позже мусульманское право установило штраф диа и за убийство и повреждения, наносимые домашним животным. Так, если кто-то ранит животное или возьмет от него кусок мяса, он должен заплатить хозяину штраф, равный полной стоимости этого животного. Если кто-то убьет охотничью собаку, он платит хозяину 21 мискаль обычной серебряной монетой. За простую домашнюю или чабанскую собаку полагается уплатить 10,5 мискаля серебра. За убийство собаки, охраняющей посевные земли, полагается штраф в размере около 30 кг пшеницы или ее стоимости. Если же ущерб кому-либо нанесен животным, то этот ущерб должен быть возмещен его хозяином. По теории мусульманского уголовного права телесные повреждения, как уже отмечалось ранее, в принципе должны наказываться по талиону в соответствии со следующим предписанием Корана: «И предписали Мы им, что душа – за душа, и око – за око, и нос – за нос, и ухо – за ухо, и зуб – за зуб и раны – отмщение».22 Поэтому традиционная доктрина предлагала не наказывать преступника до излечения пострадавшего с целью выяснения всех последствий для здоровья нанесенного телесного повреждения и адекватного определения на этой основе ответственности за эти правонарушения. Если же наказание по талиону по каким-либо причинам невозможно, а также с согласия пострадавшего преступник платил соответствующий выкуп за кровь. Известный востоковед А.Ф. Ахадов отмечает, что вышеописанным предписанием «ислам распространял вражду и изуверскую мстительность среди мусульман». «Такие жестокие предписания, содержащиеся в Коране, отнюдь не свидетельствуют о гуманистической сущности ислама»23, - пишет он. Возможно, это правильная точка зрения, но, вместе с тем, следует отметить, что со временем, вопреки ясному предписанию Корана членовредительские наказания за подобные правонарушения перестали применяться и, как правило, заменялись уплатой диа.
2.3 Наказание хадд
«Хадд» по мусульманскому
словарю имеет значение «граница чего-либо». По шариату, в Коране
и в хадисах «хадд» имеет значение «Божье
наказание за какое-либо преступление»24.Наказание хадд назначалось за самые
опасные преступления: преступления против
Аллаха, к которым, как уже отмечалось,
относятся семь видов преступлений: измена
исламу, бунт, разбой, хищение, употребление
спиртных напитков, прелюбодеяние и недоказанное
обвинение в прелюбодеянии. Данный вид
наказания включает в себя несколько разновидностей:
смертную казнь, отсечение конечностей,
бичевание (удары плетьми), тюремное заключение,
ссылку и конфискацию имущества25.
Казнь обычно совершалась в присутствии халифа или султана и всей знати. На кожаную скатерть ставился тазик и над ним палач одним ударом отсекал голову виновному. Голову и тело на некоторое время выставляли на показ народу, для устрашения, чтобы люди видели судьбу противников власти.
Другим видом бесчеловечного наказания было избиение камнями — раджам. По учению Корана, это наказание применялось за совершение прелюбодеяния. По приговору кади или указанию хакима заранее собирался народ; люди с собой приносили камни. В определенном для раджам месте преступника на смерть забивали камнями. Смертная казнь применялась и в виде утопления в реке, море или путем погребения заживо.
Отсечение конечностей. По Корану оно применялось к похитителям. Это наказание по — разному толковалось представителями различных сект и школ. Коран предложил только отсечение рук. В дальнейшем правоведы решали вопрос об этом наказании в зависимости от обстоятельств.
Бичевание(удары плетьми).
Это наказание в мусульманском
праве применяется при
Тюремное заключение. В начале ислама этот вид наказания применялся редко. Он был наиболее распространен в период Арабской империи. В городах под наблюдением хакима и шурта были построены страшные тюрьмы. В них держали главным образом крупных преступников до суда. Кроме того, сажали в тюрьму лиц, отказавшихся платить алименты, а также разбойников и других правонарушителей. Шиитские правоведы считали, что разбойников надо пожизненно держать в тюрьме. При смягчающих обстоятельствах тюремное заключение применялось на ограниченные сроки не более шести месяцев.
Ссылка и высылка применялись в мусульманском праве как самостоятельный вид наказания или как дополнительные меры. Так, например, ссылка применялась как дополнительное наказание к холостому мужчине за прелюбодеяние с незамужней женщиной. Основное же наказание в этом случае было 100 ударов плетью, пострижение бороды. Высылка применялась также к мелким разбойникам как основная мера наказания. Кроме того, во всех городах объявлялось запрещение поддерживать с ними какие-либо связи или совершать с ними сделки.
Часть шиитских правоведов стоит за то, чтобы эта мера, применявшаяся к разбойникам, не превышала срока одного года. Это наказание было направлено на исправление преступника. В случае, если преступник официально перед кади или хакимом попросит прощение или даст обещание никогда не заниматься разбоем, то он освобождается от наказания и не лишается прав.
Конфискация имущества применяется в редких случаях и является дополнительной мерой наказания при самых тяжелых преступлениях против правителей. Конфискация имущества в период Аббасидов часто применялась в отношении к высшим феодалам или чиновникам по указанию кади. При этом конфискация иногда сопровождалась тюремным заключением. В дальнейшем это наказание стало традицией и применялось к разным преступникам, например, занимавшимся обмериванием, обвешиванием, лихоимством и др.
Таким образом, проанализировав особенности наказания хадд, можно отметить, что это очень суровый вид наказания, но налагалось оно «единственно в тех случаях, когда погрешение или преступление делаются известными и доказанными».26 Доказательствами преступлений или погрешений служили собственное признание (экрор) и свидетельские показания (шеходет). Число свидетелей и количество объявления признаний зависело от вида преступления. Свидетели должны были давать четкие показания с точным обозначением времени и места совершения преступления. В случае, если свидетели преднамеренно дают неясные, неопределенные показания, они сами подвергаются тому наказанию, за преступление против которого свидетельствуют.27
Группа преступлений,
за которые полагалось наказание
хадд, охватывает правонарушения, ведущие к нарушению
общественного порядка и порче нравов.
Имеется немало преданий о том, что Пророк
требовал убивать тех, кто пытался сеять
раздор в общине и не подчиняется властям.
Подчеркивается, что правитель должен
сначала принять меры для убеждения бунтовщиков
в необходимости повиновения властям.
Но если такая попытка оказывается безуспешной,
то решительное преследование и казнь
смутьянов является законной обороной
со стороны мусульманского государства
и справедливой войной во имя интересов
всех мусульман с целью предотвращения
агрессии против общины.28
Заключение
Человеку современной
правовой культуры, который придерживается гуманистических принципов, трудно
представить, что сегодня, в конце XX века,
могут приниматься акты, предусматривающие
в качестве видов наказания забивание
камнями (!), отсечение рук и ног, бичевание.
Тем не менее, как можно будет заметить
в дальнейшем, имеются данные о продолжении
подобной практики в мусульманских странах
даже в 80-х гг. нашего столетия.
Мусульманские идеологи пытаются убедить
массы верующих и государственные власти
в том, что шариатские меры наказания могут
быть более эффективными в борьбе с преступностью,
безнравственностью, чем светские законы.
Так, например, ректор мусульманского
университета аль-Азхар откровенно утверждал:
«Даже если мы отрубим руку только одному
вору, воровство исчезнет совершенно.31
Список использованной литературы
1. Шарль Р. Мусульманское право. – М.: Изд-во иностр. Лит., 1959
2. Лихачев В.А. Уголовное право в независимых странах Африки. – М.: Гл. ред. вост. лит. Изд-ва Наука, 1974
3. Артемов В. Мусульманское право. Исторический очерк
4. Садагдар М.И. основы мусульманского права. – М.: Изд-во ун-та дружбы народов имени Патриса Лумумбы, 1968.
5. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: вопросы теории и практики – М.: Наука, 1986
6. Лихачев В.А. Уголовное право в независимых странах Африки. – М.: Гл. ред. вост. лит. Изд-ва Наука, 1974
7. Массэ А. Ислам: очерк истории. М. Изд-во вост. Лит., 1963
8. Лихачев В.А., Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское деликтное право и уголовное законодательство стран зарубежного Востока//Мусульманское право: структура и основные институты. М.: ИГПАН, 1984
9. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV веках. – Л.: Изд-во Л. ун-та, 1966
10. Фахретдин Р. Ислам. – Казань: Изд-во Иман, 1997
11. Хидая. Комментарии мусульманского права. – Т.2. – Ташкент, 1893.
12. Хрестоматия по исламу. Под ред. С.М. Прозорова. Пер. с араб. – М.: Изд-во Наука, 1994
13. Боголюбов А.С. Пресечение и наказание в мусульманском праве (VIII – IX вв)// Ислам. Религия, общество, государство. – М.: Гл. ред. вост. Лит. Изд-ва Наука, 1984
14. Абу Йусуф. Китаб ал-харадж. – Казань: Изд-во Иман, 1997
15. Туси Ш. Кровная месть в мусульманском праве. – Казань: Изд-во Иман, 1994
16. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. – М.: Наука, 1978
17. Ахадов А.Ф. Ислам в погоне за веком. – М.: Политиздат, 1988
18. Мухтасар Викая: Краткий свод законов шариата. Пер. с узбекского. – Казань: Изд-во Иман, 1999
19.Коран.
1 Шарль Р. Указ. Соч. – С. 42.
2 Лихачев В.А. Уголовное право в независимых странах Африки. – М.: Гл. ред. вост. лит. Изд-ва Наука, 1974. – С. 11; Садагдар М.И. Указ. соч. – С. 111.
3 Артемов В. Мусульманское право. Исторический очерк. – С. 22.
4 Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: вопросы теории и практики. – С. 188.
5 Садагдар М.И. Указ. соч. – С. 112.
6 Лихачев В.А. Уголовное право в независимых странах Африки. – М.: Гл. ред. вост. лит. Изд-ва Наука, 1974. –
7 Коран. – С. 223.
8 Садагдар М.И. Указ. соч. – С. 117.
9 Лихачев В.А., Сюкияйнен Л.Р. Указ. соч. – С. 87.
10 Садагдар М.И. Указ. соч. – С. 120
11 Садагдар М.И. "Основы мусульманского права" - С.118
12 Садагдар М.И. Указ. соч. – С. 119.
13 Фахретдин Р. Ислам. – Казань: Изд-во Иман, 1997 - – С. 48.
14 Хидая. Комментарии мусульманского права. – Т.2. – Ташкент, 1893. – С. 58-59.
15 Коран. – С. 7.
16 Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: вопросы теории и практики. – М.: Наука, 1986 - С. 197.
17 Хрестоматия по исламу. Под ред. С.М. Прозорова. Пер. с араб. – М.: Изд-во Наука, 1994. – С. 169
18 Туси Ш. Кровная месть в мусульманском праве. – Казань: Изд-во Иман, 1994. – С. 24.
19 Коран. – С. 33.
20 Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. – М.: Наука, 1978 - С. 142.
21 Хрестоматия по исламу. Под ред. С.М. Прозорова. Пер. с араб. – М.: Изд-во Наука, 1994.. – С. 177-182.
22 Коран - С.95
23 Ахадов А.Ф. Ислам в погоне за веком. – М.: Политиздат, 1988. – С. 38.
24 Мухтасар Викая: Краткий свод законов шариата. Пер. с узбекского. – Казань: Изд-во Иман, 1999. – С. 79.
25 Садагдар М.И. Указ. соч. – С. 126-128.
26 Торнау Н. Особенности мусульманского права. – Дрезден, 1880. – С. 115.
27 Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения. – С. 463
28 Лихачев В.А., Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское деликтное право и уголовное законодательство стран зарубежного Востока//Мусульманское право: структура и основные институты. М.: ИГПАН, 1984 – С. 85
29 Коран. – С. 94.