Преступление и наказание по шариату

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

В системе мусульманского права отсутствует самостоятельный раздел об уголовно праве и уголовно-правовые нормы разбросаны среди других частей мусульманского права.
Такое явление не случайно, причины его нужно искать в первую очередь в пережитках патриархально-родового строя, влияние которых было очень сильно в период первоначального ислама. В первый период развития Арабского халифата так же, как и до ислама, наказание преступников было частным делом, так как потерпевшие по своему усмотрению наказывали преступников. Основатели ислама мало обращали внимание на установление уголовных норм в шариате. Гражданские правонарушения мало отличались от уголовных и поэтому отсутствовала грань между ними.

Содержание работы

1.Введение.............................................................................................................2

2.Глава 1.Преступления.........................................................................................4
1.1. Преступления против общества или бога.................................................6
1.2. Преступление против отдельных лиц или частное преступление...........................................................................................................9

3.Глава 2. Наказание..............................................................................................11
2.1. Наказание тазир...........................................................................................11
2.2. Наказание кисас............................................................................................13
2.3.Наказание хадд................................................................................................19

4. Заключение.........................................................................................................24

5. Список использованной литературы..............................................................................................................25

Файлы: 1 файл

курсовая 3) (2).doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Несколько позже мусульманское  право установило штраф диа и  за убийство и повреждения, наносимые  домашним животным. Так, если кто-то ранит животное или возьмет от него кусок мяса, он должен заплатить хозяину штраф, равный полной стоимости этого животного. Если кто-то убьет охотничью собаку, он платит хозяину 21 мискаль обычной серебряной монетой. За простую домашнюю или чабанскую собаку полагается уплатить 10,5 мискаля серебра. За убийство собаки, охраняющей посевные земли, полагается штраф в размере около 30 кг пшеницы или ее стоимости. Если же ущерб кому-либо нанесен животным, то этот ущерб должен быть возмещен его хозяином. По теории мусульманского уголовного права телесные повреждения, как уже отмечалось ранее, в принципе должны наказываться по талиону в соответствии со следующим предписанием Корана: «И предписали Мы им, что душа – за душа, и око – за око, и нос – за нос, и ухо – за ухо, и зуб – за зуб и раны – отмщение».22 Поэтому традиционная доктрина предлагала не наказывать преступника до излечения пострадавшего с целью выяснения всех последствий для здоровья нанесенного телесного повреждения и адекватного определения на этой основе ответственности за эти правонарушения. Если же наказание по талиону по каким-либо причинам невозможно, а также с согласия пострадавшего преступник платил соответствующий выкуп за кровь. Известный востоковед А.Ф. Ахадов отмечает, что вышеописанным предписанием «ислам распространял вражду и изуверскую мстительность среди мусульман». «Такие жестокие предписания, содержащиеся в Коране, отнюдь не свидетельствуют о гуманистической сущности ислама»23, - пишет он. Возможно, это правильная точка зрения, но, вместе с тем, следует отметить, что со временем, вопреки ясному предписанию Корана членовредительские наказания за подобные правонарушения перестали применяться и, как правило, заменялись уплатой диа.

 

 

2.3 Наказание хадд

«Хадд» по мусульманскому словарю имеет значение «граница чего-либо». По шариату, в Коране и в хадисах «хадд» имеет значение «Божье наказание за какое-либо преступление»24.Наказание хадд назначалось за самые опасные преступления: преступления против Аллаха, к которым, как уже отмечалось, относятся семь видов преступлений: измена исламу, бунт, разбой, хищение, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние и недоказанное обвинение в прелюбодеянии. Данный вид наказания включает в себя несколько разновидностей: смертную казнь, отсечение конечностей, бичевание (удары плетьми), тюремное заключение, ссылку и конфискацию имущества25.                                                Смертная казнь применяется за преступление против бога (отступничество), преступление против правителей, разбой и за повторное совершение некоторых преступлений. Смертная казнь применяется также за совершение прелюбодеяния, употребление спиртных напитков и за умышленное убийство в виде кисаса со стороны родственников убитого по приговору хакима или кади. Смертная казнь может совершаться через повешение, четвертование, что часто применялось к руководителям восставших.

Казнь обычно совершалась  в присутствии халифа или султана  и всей знати. На кожаную скатерть ставился тазик и над ним палач  одним ударом отсекал голову виновному. Голову и тело на некоторое время выставляли на показ народу, для устрашения, чтобы люди видели судьбу противников власти.

Другим  видом бесчеловечного наказания было избиение камнями  — раджам. По учению Корана, это наказание  применялось за совершение прелюбодеяния. По приговору кади или указанию хакима заранее собирался народ; люди с собой приносили камни. В определенном для раджам месте преступника на смерть забивали камнями. Смертная казнь применялась и в виде утопления в реке, море или путем погребения заживо.

Отсечение конечностей. По Корану оно применялось к похитителям. Это наказание по — разному толковалось представителями различных сект и школ. Коран предложил только отсечение рук. В дальнейшем правоведы решали вопрос об этом наказании в зависимости от обстоятельств.

Бичевание(удары плетьми). Это наказание в мусульманском  праве применяется при различных  преступлениях. В некоторых преступлениях  число ударов определяется Кораном, как, например, в случае зина; прелюбодеяние  и др. Однако по вопросу о количестве ударов среди правоведов существуют разногласия. Шиитские правоведы не определяют число ударов и передают его на усмотрение кади. Но большинство юристов высказываются за то, что максимальное количество ударов не должно превышать 100, а минимальное  - два удара. Сила ударов меняется в зависимости от состояния наказуемого и не должна повредить мышцы. Несовершеннолетние не подвергаются бичеванию.

Тюремное заключение. В начале ислама этот вид наказания  применялся редко. Он был наиболее распространен  в период Арабской империи. В городах под наблюдением хакима и шурта были построены страшные тюрьмы. В них держали главным образом крупных преступников до суда. Кроме того, сажали в тюрьму лиц, отказавшихся платить алименты, а также разбойников и других правонарушителей. Шиитские правоведы считали, что разбойников надо пожизненно держать в тюрьме. При смягчающих обстоятельствах тюремное заключение применялось на ограниченные сроки не более шести месяцев.

Ссылка и высылка применялись в мусульманском праве как самостоятельный вид наказания или как дополнительные меры. Так, например, ссылка применялась как дополнительное наказание к холостому мужчине за прелюбодеяние с незамужней женщиной. Основное же наказание в этом случае было 100 ударов плетью, пострижение бороды. Высылка применялась также к мелким разбойникам как основная мера наказания. Кроме того, во всех городах объявлялось запрещение поддерживать с ними какие-либо связи или совершать с ними сделки.

Часть шиитских правоведов стоит за то, чтобы эта мера, применявшаяся  к разбойникам, не превышала срока одного года. Это наказание было направлено на исправление преступника. В случае, если преступник официально перед кади или хакимом попросит прощение или даст обещание никогда не заниматься разбоем, то он освобождается от наказания и не лишается прав.

Конфискация имущества  применяется в редких случаях  и является дополнительной мерой  наказания при самых тяжелых  преступлениях против правителей. Конфискация  имущества в период Аббасидов  часто применялась в отношении  к высшим феодалам или чиновникам по указанию кади. При этом конфискация иногда сопровождалась тюремным заключением. В дальнейшем это наказание стало традицией и применялось к разным преступникам, например, занимавшимся обмериванием, обвешиванием, лихоимством и др.

Таким образом, проанализировав особенности наказания хадд, можно отметить, что это очень суровый вид наказания, но налагалось оно «единственно в тех случаях, когда погрешение или преступление делаются известными и доказанными».26 Доказательствами преступлений или погрешений служили собственное признание (экрор) и свидетельские показания (шеходет). Число свидетелей и количество объявления признаний зависело от вида преступления. Свидетели должны были давать четкие показания с точным обозначением времени и места совершения преступления. В случае, если свидетели преднамеренно дают неясные, неопределенные показания, они сами подвергаются тому наказанию, за преступление против которого свидетельствуют.27

Группа преступлений, за которые полагалось наказание  хадд, охватывает правонарушения, ведущие к нарушению общественного порядка и порче нравов. Имеется немало преданий о том, что Пророк требовал убивать тех, кто пытался сеять раздор в общине и не подчиняется властям. Подчеркивается, что правитель должен сначала принять меры для убеждения бунтовщиков в необходимости повиновения властям. Но если такая попытка оказывается безуспешной, то решительное преследование и казнь смутьянов является законной обороной со стороны мусульманского государства и справедливой войной во имя интересов всех мусульман с целью предотвращения агрессии против общины.28                                                                                                Наказанию хадд подвергаются также лица, совершившие разбой. Обычно приводится следующий допускающий неоднозначное толкование стих Корана: «Действительно, воздаяния тех, которые воюют с Аллахом и Его посланником и стараются на земле вызвать нечестие, в том, что они будут убиты, или распяты, или будут отсечены у них руки и ноги накрест, или будут они изгнаны из земли. Это для них – позор в ближайшей жизни, а в последней – для них – великое наказание, - кроме тех, которые обратились прежде, чем вы получили власть над ними. Знайте же, что Аллах прощающий, милосердный!»29                            В случае отнесения кражи к преступлению категории хадд, преступник наказывался отсечением правой руки. За вторую кражу, по общему мнению, полагалось отрубить левую ногу ( в зависимости от толка – по лодыжку или по колено). В случае совершения аналогичного преступления в третий раз шафииты требовали отрубить левую руку, а в четвертый – правую ногу.30 Это наказание носит название «крест-накрест».                                                       Местные законы могут быть суровыми и неумолимыми, однако это не значит, что в исламском обществе отсечение руки производится поспешно и небрежно: обвинили человека в воровстве, тут же поволокли на плаху и без промедления отрубили ему руку. Каждое обвинение в воровстве всегда тщательно рассматривается, обязательно должны быть опрошены свидетели правонарушения. Если будет доказано, что воровство совершено в силу каких-то упущений и недостатков со стороны государства, местного правительства или общины, например, кража еды голодным человеком, который долгое время не мог найти работу, его вина за преступление ляжет на общину, которая в этом случае должна обеспечить работой и деньгами человека, вынужденно совершившего воровство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Человеку современной  правовой культуры, который придерживается гуманистических принципов, трудно представить, что сегодня, в конце XX века, могут приниматься акты, предусматривающие в качестве видов наказания забивание камнями (!), отсечение рук и ног, бичевание. Тем не менее, как можно будет заметить в дальнейшем, имеются данные о продолжении подобной практики в мусульманских странах даже в 80-х гг. нашего столетия.    Мусульманские идеологи пытаются убедить массы верующих и государственные власти в том, что шариатские меры наказания могут быть более эффективными в борьбе с преступностью, безнравственностью, чем светские законы. Так, например, ректор мусульманского университета аль-Азхар откровенно утверждал: «Даже если мы отрубим руку только одному вору, воровство исчезнет совершенно.31                                                                          Подводя итоги, можно сказать, что мусульманское уголовное право существовало, с одной стороны, в виде изощренных теоретических спекулятивных построений, а с другой - в виде упрощенной практической деятельности. Основным методом регулирования и воздействия права на народ были наказания, в основном телесные, которым в принципе мог быть подвергнут каждый мусульманин без каких-либо сословных изъятий. Это освящено словами Мухаммеда: «С помощью наказания делается добро для жителей земли».32 Широко использовалась смертная казнь, в том числе и квалифицированные ее виды.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Шарль Р. Мусульманское  право. – М.: Изд-во иностр. Лит., 1959

2. Лихачев В.А. Уголовное  право в независимых странах Африки. – М.: Гл. ред. вост. лит. Изд-ва Наука, 1974

3. Артемов В. Мусульманское  право. Исторический очерк

4. Садагдар М.И. основы  мусульманского права. – М.: Изд-во  ун-та дружбы народов имени  Патриса Лумумбы, 1968.

5. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: вопросы теории и практики  – М.: Наука, 1986

6.  Лихачев В.А. Уголовное  право в независимых странах  Африки. – М.: Гл. ред. вост. лит.  Изд-ва Наука, 1974

7. Массэ А. Ислам:  очерк истории. М. Изд-во вост. Лит., 1963

8. Лихачев В.А., Сюкияйнен  Л.Р. Мусульманское деликтное право и уголовное законодательство стран зарубежного Востока//Мусульманское право: структура и основные институты. М.: ИГПАН, 1984

9. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV веках. – Л.: Изд-во Л. ун-та, 1966

10. Фахретдин Р. Ислам.  – Казань: Изд-во Иман, 1997

11. Хидая. Комментарии мусульманского права. – Т.2. – Ташкент, 1893.

12. Хрестоматия по исламу. Под ред. С.М. Прозорова. Пер.  с араб. – М.: Изд-во Наука, 1994

13. Боголюбов А.С. Пресечение  и наказание в мусульманском  праве (VIII – IX вв)// Ислам. Религия, общество, государство. – М.: Гл. ред. вост. Лит. Изд-ва Наука, 1984

14. Абу Йусуф. Китаб  ал-харадж. – Казань: Изд-во Иман, 1997

15. Туси Ш. Кровная  месть в мусульманском праве.  – Казань: Изд-во Иман, 1994

16. Керимов Г.М. Шариат  и его социальная сущность. – М.: Наука, 1978

17. Ахадов А.Ф. Ислам  в погоне за веком. – М.: Политиздат, 1988

18. Мухтасар Викая: Краткий свод законов шариата. Пер. с узбекского. – Казань: Изд-во Иман, 1999

19.Коран. 

 

 

 

 

 

 

1 Шарль Р. Указ. Соч. – С. 42.

2 Лихачев В.А. Уголовное право в независимых странах Африки. – М.: Гл. ред. вост. лит. Изд-ва Наука, 1974. – С. 11; Садагдар М.И. Указ. соч. – С. 111.

3 Артемов В. Мусульманское право. Исторический очерк. – С. 22.

4 Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: вопросы теории и практики. – С. 188.

5 Садагдар М.И. Указ. соч. – С. 112.

6  Лихачев В.А. Уголовное право в независимых странах Африки. – М.: Гл. ред. вост. лит. Изд-ва Наука, 1974. –

7 Коран. – С. 223.

8 Садагдар М.И. Указ. соч. – С. 117.

9 Лихачев В.А., Сюкияйнен Л.Р. Указ. соч. – С. 87.

10  Садагдар М.И. Указ. соч. – С. 120

11 Садагдар М.И. "Основы мусульманского права" - С.118

12 Садагдар М.И. Указ. соч. – С. 119.

13 Фахретдин Р. Ислам. – Казань: Изд-во Иман, 1997 - – С. 48.

14 Хидая. Комментарии мусульманского права. – Т.2. – Ташкент, 1893. – С. 58-59.

15 Коран. – С. 7.

16 Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: вопросы теории и практики. – М.: Наука, 1986 - С. 197.

17 Хрестоматия по исламу. Под ред. С.М. Прозорова. Пер. с араб. – М.: Изд-во Наука, 1994. – С. 169

18 Туси Ш. Кровная месть в мусульманском праве. – Казань: Изд-во Иман, 1994. – С. 24.

19 Коран. – С. 33.

20 Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. – М.: Наука, 1978 - С. 142.

21 Хрестоматия по исламу. Под ред. С.М. Прозорова. Пер. с араб. – М.: Изд-во Наука, 1994.. – С. 177-182.

22 Коран - С.95

23 Ахадов А.Ф. Ислам в погоне за веком. – М.: Политиздат, 1988. – С. 38.

24 Мухтасар Викая: Краткий свод законов шариата. Пер. с узбекского. – Казань: Изд-во Иман, 1999. – С. 79.

25 Садагдар М.И. Указ. соч. – С. 126-128.

26 Торнау Н. Особенности мусульманского права. – Дрезден, 1880. – С. 115.

27 Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения. – С. 463

28 Лихачев В.А., Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское деликтное право и уголовное законодательство стран зарубежного Востока//Мусульманское право: структура и основные институты. М.: ИГПАН, 1984 – С. 85

29 Коран. – С. 94.

Информация о работе Преступление и наказание по шариату