Преступление и наказание по шариату

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

В системе мусульманского права отсутствует самостоятельный раздел об уголовно праве и уголовно-правовые нормы разбросаны среди других частей мусульманского права.
Такое явление не случайно, причины его нужно искать в первую очередь в пережитках патриархально-родового строя, влияние которых было очень сильно в период первоначального ислама. В первый период развития Арабского халифата так же, как и до ислама, наказание преступников было частным делом, так как потерпевшие по своему усмотрению наказывали преступников. Основатели ислама мало обращали внимание на установление уголовных норм в шариате. Гражданские правонарушения мало отличались от уголовных и поэтому отсутствовала грань между ними.

Содержание работы

1.Введение.............................................................................................................2

2.Глава 1.Преступления.........................................................................................4
1.1. Преступления против общества или бога.................................................6
1.2. Преступление против отдельных лиц или частное преступление...........................................................................................................9

3.Глава 2. Наказание..............................................................................................11
2.1. Наказание тазир...........................................................................................11
2.2. Наказание кисас............................................................................................13
2.3.Наказание хадд................................................................................................19

4. Заключение.........................................................................................................24

5. Список использованной литературы..............................................................................................................25

Файлы: 1 файл

курсовая 3) (2).doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Убийство хата — убийство, совершенное случайно, в результате ошибки при абсолютном отсутствии мысли  об убийстве, но в результате небрежности или халатности. Примером такого убийства является случай: охотник стрелял в дичь издалека и случайно попал в человека.12

Ханифиты рассматривают  следующие виды убийства: тасбиб, убийство при котором действие лица совершенно не направлено на убийство, человек не предвидел и не обязан был предвидеть последствия своего действия в этом плане. Однако убийство происходит, но абсолютно без намерения. Например, человек на своей земле вырыл колодец, в который случайно попал и погиб человек.

Телесные повреждения — джарх. Они, как  и убийство, разделяются на умышленные и неумышленные. В случае умышленного телесного повреждения преступник  по принципу кровной мести подвергается такому же повреждению, какое он нанес потерпевшему. Кроме того, преступник должен уплатить виру — выкуп. Если повреждение нанесено неумышленно, преступник выплачивает лишь диат. В некоторых случаях не разрешается применять месть за умышленное телесное повреждение. Например, при повреждении черепа или других костей месть не разрешалась. Преступник при этом обязан был выплатить лишь диа.

Одним из видов преступлений против личности, помимо вышеперечисленных, является гасаб. Как уже было ранее  отмечено, гасаб – это насильственный захват чужого имущества

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Наказание

В мусульманском праве оно имеет особый характер. Во многих юридических материалах в основе классификации преступлений лежит мера и характер наказания. Некоторые западные исследователи мусульманского права придерживаются этой классификации.

Большинство мусульманских правоведов выделяет три вида наказаний: 1) «хадд» - наказание, назначаемое за совершение преступлений против Аллаха; 2) «кисас» - возмездие однородным действием и 3) «тазир» - наказание, род которого устанавливается судьей.13

 

2.1 Наказание тазир

Тазир — наказание не предусмотренное по шариату, т.е. лишение некоторых гражданских прав, предупреждение кади, острижение бороды и волос и другие. Наказание тазир (назидание) назначалось за незначительные нарушения закона и порядка. Само название говорит, что эта мера понималась не как возмездие, а как воздействие на нравственность нарушителя. Относительно разновидностей тазира среди мусульманских исследователей нет единства: называют от 4 (например в Хидаи – комментариях мусульманского права14) до 11 видов этого наказания. Причем среди них указываются такие своеобразные санкции, как устное порицание (оно применялось, например, к лжесвидетелям) или просто молчаливое проявление осуждения, бойкот или отлучение («И покидайте их на ложах»15, - так советует Коран мужьям обращаться с провинившимися женами), унижение нарушителя бритьем головы (но не бороды), чернение лица или вождением его в полуобнаженном виде по улицам города с публичным оглашением совершенного им греха, распятие на три дня без лишения жизни, но с запретом принимать пищу.16

Широко применялось  в качестве меры наказания причинение правонарушителю материального, имущественного ущерба путем конфискации, наложение  штрафа и даже уничтожение имущества (например, лавки виноторговцев сжигались  Ханифиты, исходя из того, что тазир в любом случае должен быть меньше санкции хадд, устанавливали максимальный предел телесного наказания в 39 ударов для свободного и 19 для раба (напомним, что по ханифитскому толку за употребление алкоголя свободному мусульманину полагается 40 ударов, а рабу – 20). Согласно шафиитскому толку высший предел для этого вида наказания – 19 ударов для всех мусульман. Некоторые правоведы полагали, что тазир за наиболее опасные преступления при отсутствии всех необходимых условий для применения за их совершение точно установленной санкции хадд не может превышать максимального размера телесного наказания для этой категории преступлений, установленного в 100 ударов (за прелюбодеяние). Например, лицо, совершившее кражу, но не подлежащее по каким-либо причинам отсечению руки, может быть подвергнуто телесному наказанию 99 ударами.   

Для применения тазира, как и иных санкций, достаточно признания нарушителя или доказательства его вины свидетельскими показаниями.17 Однако в отличие от хадда или кисаса этот вид наказания может быть применен к любому лицу, находящемуся в здравом рассудке, в т.ч. к несовершеннолетнему, а также в случае «сомнения».                                                                                                Теория мусульманского уголовного права в отдельных случаях допускает освобождение от ответственности за правонарушения категории тазир. Так, этот вид наказания безусловно исключается при раскаянии виновного. Кроме того, если проступок затрагивает частные права, то компетентный государственный орган применяет тазир, как правило, только по требованию потерпевшего и вправе не прибегать к наказанию при прощении виновного потерпевшим.

 

 

 

 

2.2 Наказание кисас

 Кисас — кровная месть, является пережитком обычаев родоплеменного строя и сохранилась в уголовном праве ислама. В доисламской Аравии за умышленное убийство одного человека месть распространялась на десять родственников убийцы.

Если один из членов какого-нибудь племени совершал преступление против членов другого племени, то все племя отвечало за преступление. Часто кисас превращался в продолжительные войны между племенами. Ислам не отменял кисас, но значительно ограничил его действие.

Кисас в исламе является наказанием за преступление, которое направлено против частного лица и имеет частный характер. По учению Корана, кисас разрешается лишь при умышленном убийстве и умышленном телесном повреждении по принципу талиона. Кисас может быть приостановлен в том случае , если потерпевший или его наследники прощают преступника. По мнению многих правоведов, прощение убийцы принадлежит в первую очередь родителям убитого.

Малик утверждает, что только лишь сын, брат, дочь, сестра, жена и другие близкие родственники убитого могут  пользоваться правом помилования убийцы своего родственника, Абу Ханифа возражает против помилования со стороны пострадавшего(убитого) в предсмертном его слове и считает его недействительным. Шиитские правоведы предоставляют право помилования убийцы лишь родственникам убитого по отцовской линии. По их утверждению наследницы лишаются этого права. Другие правоведы утверждают, что любые законные наследники могут пользоваться правом кисаса или помилования преступника, а также получить диа или виру.

Шиитские правоведы считают, что  право на кисас за убийство не дается без разрешения кади. Запрещается во время кисаса мучить убийцу и рекомендуется уничтожить его одним ударом. Если наследник убитого несовершеннолетний, то, по мнению Шейха Туси (крупного шиитского правоведа), убийцу надо задержать в тюрьме до совершеннолетия наследника.18

Наследники имеют право убить  убийцу или помиловать, получить диа  или совсем отказаться от наказания  преступника и от диа. Кисас не распространяется на следующих лиц: на отца, который умышленно убивает  своего ребенка, если убитый является немусульманином. Кроме того, кисас не распространяется на убийство раба, а также не применяется в случае, если убитой является женщина.

Кисас применяется ко всем участникам умышленного убийства. В случае, если родственники убитого помиловали убийц, когда каждый из них обязан уплатить часть диа. Если родственники убитого не желают помиловать некоторых преступников, тогда последние подвергаются смертной казни. Те же, которых помиловали, платит диа.

Замена смертной казни  выкупом за кровь, как полагают мусульманские  правоведы, была закреплена единогласным мнением сподвижников Пророка, придерживавшихся следующего положения Корана относительно наказания за убийство: «А кому будет  прощено что-нибудь его братом, то – следование по обычаю и возмещение ему во благе. Это – облегчение от Господа вашего и милость; а кто преступит после того, для него – наказание болезненное».19

Диа — выкуп за убийство или телесное повреждение. Получение  диа, как и кисас, являются пережитком обычаев родоплеменного общества до исламской Аравии. Они относятся к тому периоду, когда все члены рода или племени после примирения платили другому племени.

Шариат устанавливает  шесть видов платы за кровь: 1) 100 верблюдов шестилетнего возраста; 2) 200 быков; 3) 1000 баранов; 4) 200 хуллэ (ткань хуллэ в раннем средневековье изготавливалась в Йемене, каждая хуллэ содержит два отреза); 5) 1000 мискалей золота; 6) 1000 дирхамов (серебряных монет).20 Здесь, как и во всех раннефеодальных законах, натуральная плата соотносится не только со специфическими товарами и продуктами, но и с их ценностным региональным значением.Диа – цена за «пролитую кровь» - на начальном этапе ислама выплачивалось за убийство. Затем она стала выплачиваться также за повреждение отдельных частей тела. В связи с этим шариат установил следующие виды платы диа (на основе диа за убийство):

1.  Полное диа – за полное ослепление, связанно с повреждением обоих глаз или век обоих глаз; за уничтожение одного глаза соответственно полагается штраф, равный половине диа.

2.  За отрезанные уши или ухо, в результате чего человек теряет слух, с преступника взимается плата в размере половины диа за убийство; за срезанную мочку уха – плата 1/3 диа.

3.  За отрезанный нос (весь или частично) или язык плата взимается в размере половины диа.

4.  За выбитые зубы с преступника взимается от 1/40 до 1/20 части диа.

5.  За одну и две руки уплачивается половина диа.

6.  За каждый отрезанный палец – 1/10 диа.

7.  За сломанную спину (так, что вылечить ее невозможно) преступник выплачивает полное диа.

8.  То же самое за обе отрезанные груди женщины. За одну отрезанную грудь – половина диа.

9.  Если отрезана ступня ноги или пальцы, то плата считается за каждый отрезанный палец – по 1/10 диа.

10. За кастрацию мужчины преступник выплачивает полное диа.

11. Полное диа выплачивается  и за удар, в результате которого  пострадавший потерял рассудок.

10. То же самое за  увечье, следствием которого является  потеря обоняния или мужской  силы.21                                                                                                                                               Этот вид наказания целиком перешел в ислам. Замена кровной мести получением диа была обязательна в следующих случаях: если убийца является родственником убитого по восходящей линии; в случае если убийцей была беременная женщина, то кровная месть откладывалась на время после родов. По учению Абу Ханифы, если свободный умышленно убьет чужого раба, то он наказывается смертной казнью. Шафии, шииты и многие другие правоведы считают, что убийца раба платит диа, равный его стоимости, но не выше ½ диа свободного человека.                                                                                                                          Если раб убьет свободного человека, то он выдается в распоряжение наследников убитого. При этом хозяин раба не несет ответственности за убийство, совершенное рабом. При нанесении рабом свободному человеку тяжелого повреждения, хозяин раба может выплатить диа или отдать раба в распоряжение потерпевшего.

По вопросу о применении диа за убийство или причинении тяжелых  повреждений неверным мнения правоведов расходятся. По учению Абу Ханифы, диа  немусульман равняется ½ диа  мусульманина. Шафии, Малик и шиитские правоведы считают, что при умышленном убийстве диа неверующих равняется диа мусульман. В случае неумышленного убийства диа неверующих составляет ½ диа мусульман.

Шафиитские правоведы  считают, что если один преступник убьет  несколько человек, то он несет наказание  за каждого в отдельности. Но, если наследники согласны на выкуп, то преступник платит выкуп за всех. Если же один из наследников не согласен, тогда преступник подвергается мести, а за других наследники убийцы обязаны платить диа из его имущества. Но Абу Ханифа и Шафии в данном случае освобождают убийцу от выплаты диа. Они считают, что он и так наказан смертной казнью.

Если убитой будет  женщина, а убийцей свободный  мужчина, кисас не применяется, поскольку  они находятся не в равном положении. По учению шиитов, можно применять кисас в том случае, когда родственники убийцы платят ½  диа наследникам убитой и отказываются от платы остальным.

Размер диа в мусульманском  праве строго не установлен. Он зависит  от социального положения, пола убитого  или убийцы, вида убийства и формы повреждения. Полный диа составляет 100 верблюдов, качество которых является спорным вопросом среди правоведов. Но верблюдов можно заменить деньгами: 1000 динаров золота или 10000 дирхамов серебра. Абу Ханифа, Малик, Ибн — Ханбал заменяют верблюдов 12000 дирхамов серебра. Шафии не настаивают на твердой сумме и предлагают стоимость 100 верблюдов выплатить по рыночной цене, потому что во времена пророка они стоили 800 динаров золота.

Между правоведами существуют разногласия относительно вещей, которые могут быть предметом диа. По учению Абу — Ханифы, верблюды, золото и серебряные монеты могут быть предметом диа. Шииты же еще добавляют коров, овец и драгоценные камни, которые также могут быть диа.

Шиитские правоведы  считают, что диа может равняться 200 быкам или 2000 баранов. Полный диа взимается в случае замены кисас при умышленном убийстве или тяжком телесном повреждении: отрезании носа, языка, повреждение органов чувств, отсечении рук, ног, ушей, губ, ослеплении. За отсечение всех пальцев требуется полный диа, а при повреждении одного глаза, руки или уха ½ диа.

Если повреждение нанесено беременной женщине, то диа исчисляется  по разному. В случае преждевременных  родов и рождения при этом живого ребенка, независимо от того, будет  ли он жить или нет, преступник платит полный диа. Если будет мертворожденный, то сумма диа составляет ½ полного диа.

Определение диа других повреждений зависит от характера  повреждений, социального положения  преступника и пострадавшего, а  также от решения кади. При легком повреждении вместо диа полагается выкуп — арш и его наибольший размер колеблется от 1/3 до 1/20 полного диа.

Правоведы по разному  решают вопросы о размере арш. Максимальный срок выплаты диа равен  трем годам. В течение этого времени  убийца или его родственники обязаны погасить диа. Шафии и шииты считают, что за умышленное убийство диа должен взиматься сразу после приговора кади.

Информация о работе Преступление и наказание по шариату