Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 21:17, реферат
Мусульманское право оказало глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Сфера его действия как юридического и идеологического фактора в наше время также остается весьма широкой, что во многом предопределяется тесными связями мусульманского права с исламом как религиозной системой, которая до сих пор имеет едва ли не определяющее значение для мировоззрения самых широких слоев населения в этих странах? Кроме того, из всех мировых религий ислам, пожалуй, наиболее близко соприкасается с государством и правом
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ ПО МУСУЛЬМАНСКОМУ ПРАВУ
Введение
Мусульманское право оказало
глубокое влияние на историю развития
государства и права целого ряда
стран Востока. Сфера его действия
как юридического и идеологического
фактора в наше время также
остается весьма широкой, что во многом
предопределяется тесными связями
мусульманского права с исламом
как религиозной системой, которая
до сих пор имеет едва ли не определяющее
значение для мировоззрения самых
широких слоев населения в
этих странах? Кроме того, из всех мировых
религий ислам, пожалуй, наиболее близко
соприкасается с государством и
правом. Связующим звеном здесь выступают
мусульманское право и
В настоящее время общая численность мусульман, проживающих в зарубежных странах, составляет около 800 млн. человек. Причем из более чем 120 стран мира, где имеются мусульманские общины, почти в 40 последователи ислама представляют большинство населения, а в ряде других государств представляют весьма заметное и влиятельное меньшинство (например, в Индии мусульманская община насчитывает примерно 100 млн. человек). Более того, приблизительно в 30 странах мира ислам признан государственной религией.
Исламские страны отличаются
друг от друга как по социально-экономическим
и политическим характеристикам, так
и по масштабам и направленности
влияния ислама и мусульманского
права на их государственно-правовое
развитие. Наряду с общими чертами,
характеризующими такое влияние
в большинстве из них, можно обнаружить
и особенности, присущие .лишь отдельным
рассматриваемым странам. Однако в
целом роль, которая в настоящее
время отводится мусульманскому
праву в правовом развитии, политике
и идеологии стран Востока, наглядно
подтверждает, что оно сохранило
еще достаточно широкие возможности
активно действовать в новой
исторической обстановке. Важное значение
мусульманского права в качестве
нормативного регулятора и идейно-политического
фактора заставляет обратиться к
исследованию его специфических
черт как самостоятельной (правовой
системы. Особую актуальность приобретает
анализ того места, которое занимает
мусульманское право (в правовом
развитии зарубежного Востока, а
это в свою очередь предполагает
изучение ело теоретических основ,
выявление особенностей его структуры
и влияния на современное законодательство.
При этом важная задача состоит в
установлении юридических характеристик,
отличающих его от других крупнейших
правовых систем современности, а значит,
определении места
Указанные проблемы изучаются в работах советских историков, посвященные изучению различных сторон происхождения, исторической эволюции и современной роли ислама. Среди них выделяются труды В. В. Бартольда, Е. А. Беляева, Л. С. Васильева, П. А. Гряз-невича, Д. Е. Еремеева, Н. А. Иванова, А. И. Ионовой, Л. И. Климовича, 3. И. Левина, Л. И. Надирадзе, И. П. Петрушевского, М. Б. Пиотровского, Л. Р. Полонской, С. М. Прозорова, М. Т. Степанянц и др.
В советской юридической
литературе имеются исследования, в
которых затрагиваются
Все это предопределило цель
настоящей работы, которая заключается
в анализе отдельных
1. Классификация преступлений и наказаний в исламе
Разрабатывая теорию правонарушения,
мусульманские юристы исходили из двух
основополагающих философско-богословских
начал. Прежде всего, они считали, что
все поступки и даже мысли людей
гак или иначе предопределяются
волей Аллаха. Однако, по мнению представителей
большинства мусульманско-
Другим принципиально
важным моментом является рассмотрение
правонарушения как непослушания воле
Аллаха. Поэтому, по мнению мусульманских
ученых-юристов, любое неправомерное
в юридическом, смысле поведение
не просто представляет собой отклонение
от предписаний мусульманского права,
за которое следует
Подобный подход накладывает
отпечаток на всю уголовно-правовую
мусульманскую концепцию, в которой
широкое понимание
Авторитетные мусульманские
правоведы средневековья и
1.1 Преступления категории хадд
Большинство современных
исследователей мусульманского деликтного
права понимают под хадд ответственность
за деяния, которые, во-первых, посягают
только на интересы всей общины (“права
Аллаха”) и во-вторых, влекут наказания,
либо однозначно определенные Кораном
или сунной, либо нормативно точно
установленные
Такое весьма характерное отсутствие единства относительно классификации этих правонарушений наглядно подтверждает, что мусульманское право не отличается формальной определенностью, однозначным закреплением большинства принципов и норм, которые в рамках различных школ понимаются по-разному.
Кража
Исследователи мусульманского
деликтного права единодушны в отнесении
кражи к преступлениям, за которые
Кораном установлена строго определенная
мера наказания: “Вору и воровке
отсекайте их руки в воздаяние
за то, что они приобрели, как устрашение
от Аллаха. Поистине, Аллах — великий,
мудрый! А кто обратится после
своей несправедливости и исправит,
то Аллах обратится к нему. Поистине,
Аллах — прощающий милосердный!
Мусульманско-правовая теория
разработала строгие
Важно отметить, что кражей категории хадд считалось умышленное и тайное хищение, а открытое присвоение чужого имущества (грабеж) не наказывалось столь строго. Кроме того, по мнению большинства правоведов, относительно места нахождения похищенного имущества в момент кражи и права собственности на него не должно было быть шубха (“сомнения”). Это, прежде всего, означает, что для отсечения руки вору имущество должно быть тайно похищено с места его постоянного хранения, куда преступник не имеет свободного доступа. Поэтому, например, если ювелирное украшение украдено не оттуда, где оно постоянно хранится с обычными мерами предосторожности, а было подобрано на месте, в котором оно оказалось случайно, то такая кража не наказывается отсечением руки. Аналогично решается вопрос об ответственности за хищение из помещения, в которое вор мог беспрепятственно входить — например, если слуга украл что-либо в комнате своего хозяина, сын — у отца, гость — у пригласившего его хозяина и т. п. По мнению некоторых мусульманских юристов, не считалась преступлением хадд кража, совершенная в общественном месте (например, в общественной бане, торговой лавке или на транспорте), а также хищение домашних животных с открытого пастбища или плодов из неохраняемого сада. На этом основании отдельные правоведы полагали, что вор-карманник также не наказывается отсечением руки, в то время как другие не освобождали его от такого наказания.
Для наказания кражи отсечением руки само похищенное имущество должно отвечать ряду требований. Так, его стоимость не должна быть ниже определенного минимума, который. согласно выводам различных толков, устанавливался в сумме от 1/4 до 1 динара. Далее, данное имущество должно быть “разрешено” для мусульман и продаваться на рынке. Поэтому кража вина или свинины, запрещенных исламом к употреблению, не считалась преступлением хадд. Кроме того, ханифиты исключали отсечение руки за хищение скоропортящихся продуктов и рукописных экземпляров Корана (возможно потому, что преступник практически не мог реализовать их на рынке), а также так называемых разрешенных предметов — рыбы, выловленной в естественном водоеме, или дичи, подстреленной на охоте в диком лесу. В отличие от них шафииты не делали изъятия для последней категории вещей.
При наличии всех отмеченных
условий преступник наказывался
отсечением правой руки. За вторую кражу,
по общему мнению, полагалось отрубить
левую ногу (в зависимости от толка
— по лодыжку или по колено). В
случае совершения аналогичного преступления
в третий раз шафииты требовали
отpyбить левую руку, а в четвертый
— правую ногу. Однако, согласно выводам
большинства толков, начиная с
третьей кражи преступник наказывался
по усмотрению судьи (тазир), которому
рекомендовалось выбрать
Прелюбодеяние
К числу наиболее опасных
преступлений мусульманско-правовая теория
относит прелюбодеяние —
В соответствии с преданием,
для доказательства совершения прелюбодеяния
необходимы показания четырех свидетелей.
Причем последователи ханифитского
толка принимали показания
Интересно отметить, что муж, ложно обвинивший в прелюбодеянии свою жену, сам не привлекается к ответственности за такое преступление. Если он утверждает, что жена родила ребенка не от него и повторяет свое обвинение пять раз (лиан), то жена должна быть наказана за прелюбодеяние. Однако, если она, в свою очередь, пять раз поклянется Аллахом в том, что ребенок рожден от мужа, то отцом ребенка признается муж, но брак расторгается навсегда. Не случайно данная норма в качестве юридической фикции часто использовалась для расторжения брака по взаимному согласию между супругами, когда муж не имел формальных оснований требовать развода.
Информация о работе Преступление и наказание в мусульманском праве