Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 21:17, реферат
Мусульманское право оказало глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Сфера его действия как юридического и идеологического фактора в наше время также остается весьма широкой, что во многом предопределяется тесными связями мусульманского права с исламом как религиозной системой, которая до сих пор имеет едва ли не определяющее значение для мировоззрения самых широких слоев населения в этих странах? Кроме того, из всех мировых религий ислам, пожалуй, наиболее близко соприкасается с государством и правом
Для применения тазира, как и иных санкций, достаточно признания нарушителя или доказательства его вины свидетельскими показаниями. Однако в отличие от хадда или кисаса этот вид наказания может быть применен к любому лицу, находящемуся в здравом рассудке, в том числе к несовершеннолетнему, а также в случае “сомнения”.
Характерная особенность тазира заключается в том, что он не представляет собой систему строго установленных формально определенных санкций за конкретные проступки, и правоприменительный орган может достаточно гибко выбирать вид и размер наказания в зависимости от характера проступка и личности виновного. В случае необходимости одновременно используются несколько видов тазира, например, телесное наказание сочетается с высылкой. Причем избранное наказание не обязательно должно иметь жесткие рамки (например, срок лишения свободы) и во многих случаях применяется до тех пор, пока нарушитель не раскается или не исправится — уплатит долг, выполнит религиозную обязанность, которой он ранее избегал, и т. п. Вместе с тем в “публичных интересах” допускается даже превентивное наказание тазиром лиц, которые еще не совершили никаких проступков, но имеются достаточные основания подозревать, что они могут это сделать.
2. Мусульманские суды
Правосудие осуществляет духовенство. Высший судья государства – халиф. Он мог рассмотреть любое дело и вынести по нему решение.
Коллегия виднейших богословов (одновременно и правоведы) назначала судей – кади и уполномоченных, которые контролировали судей на местах (и те и другие – представители духовенства). Судебные решения и приговоры кади окончательные и обжалованию не подлежат. Исключения – сам халиф или лица им уполномоченные изменяли решения кади. Немусульманское население судилось представителями всего духовенства.
Процесс по мусульманскому праву носит, как правило, обвинительный характер. Дела возбуждаются не от имени государственных органов, а заинтересованными лицами (за исключением преступлений, направленных против государственной власти). Различия между уголовными и гражданскими делами (в самом судебном процессуальном порядке) практически отсутствуют. Судебные дела рассматриваются публично, обычно в мечети, где могут присутствовать все желающие. Стороны должны сами вести дело, не прибегая к помощи адвокатов.
Процесс проходит устно, письменное
делопроизводство не применяется, хотя
со времени правления Абассидов
по гражданским делам составлялись
судебные протоколы. Основными доказательствами
являются признания сторон, показания
свидетелей, клятвы. Дело должно решаться
на одном заседании и не может
откладываться на следующий день.
По существу процесс в суде превращался
в своеобразное состязание сторон,
где, естественно, богатый и бедный
не были в равном положении. При вынесении
решения судья, за исключением сравнительно
небольшой категории дел, обладает
большой свободой усмотрения, что
давало ему возможность
Общий анализ организации
и деятельности мусульманских судов
позволяет сделать вывод о
том, что в большинстве арабских
стран они продолжают играть важную
роль в механизме правового
Заключение
Мусульманское право —
сложное социальное явление, имеющее
долгую историю развития. Оно возникло
в период разложения родо-племенного
строя и становления
Мусульманское право — самостоятельная правовая система. Поэтому изучение его представляет не только исторический, но и общетеоретический интерес. Его анализ в сравнительном плане показывает, что некоторые понятия и выводы общей теории права, претендующие на характер общезначимых, нуждаются в дальнейшем развитии и уточнении с учетом особенностей ocновных правовых систем современности, одной из которых и являетсу мусульманское право. В частности, характерной чертой мусульманского права является то, что государство непосредственно не участвовало в формировании большинства его норм. Оно выполняло свою правотворческую роль косвенно — путем санкционирования выводов мусульманско-правовых толков (мазхабов). Роль основного источника мусульманского права в юридическом смысле принадлежала доктрине, а государство официально санкционировало ее выводы, назначая судей и налагая на них обязанность решать дела на основании учения определенного толка, Коран в этих условиях можно рассматривать как общую идеологическую основу мусульманского права, поскольку лишь небольшое число его норм исходит из “божественного откровения” и преданий о жизни Пророка (сунны).
Особенностью механизма
действия мусульманского права является
то, что оно выступало, главным
образом в виде казуальных норм,
индивидуально-правовых решений. Это
во многом объясняет характер мусульманского
права как системы
Система мусульманского отличается
неопределенностью, запутанностью
и противоречивостью. Такая черта
во многом объясняется тем, что мусульманское
право теоретически не знает принципа
судебного прецедента. В силу этого
со временем оно превратилось в собрание
огромного множества самых
Практика показывает, что в целом в идеологической борьбе мусульманское право выступает главным образом оружием в руках консервативных и даже прямо реакционных сил. Однако не исчерпан до конца и его положительный потенциал, демократические возможности. Прогрессивные силы в странах Востока заинтересованы в том, чтобы мусульманское право и его идеология не были использованы для подрыва антиимпериалистической борьбы. Учитывая глубокое влияние мусульманской религии на широкие слои населения, эти силы обращаются к мусульманскому праву для разъяснения своей политики. Мусульманское право и его идеология могут сыграть положительную роль на этапе радикальных общественных преобразований способствовать выбору пути демократической ориентации.
Список литературы
Информация о работе Преступление и наказание в мусульманском праве