Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 15:48, доклад
Руководство многонациональным государством было централизовано — все более или менее значимые решения во всех областях жизни огромной страны утверждались центральными органами КПСС, контролировавшими всю иерархию органов власти. Руководители союзных республик утверждались центральным руководством. Это фактическое положение дел несколько отличалось от идеализированной конструкции, описанной в Конституции СССР. Белорусская ССР и Украинская ССР по результатам достигнутых на Ялтинской конференции договорённостей, имели своих представителей в ООН с момента её основания.
2 октября 1991 на аэродроме Юбилейный (Байконур) прошла встреча руководителей 12 республик СССР (не присутствовали лидеры Латвии, Литвы и Эстонии).
28 октября 1991 на пост Председателя Верховного Совета РСФСР избран Р. И. Хасбулатов.
6 ноября 1991 указом Президента РСФСР Б. Ельцина деятельность КПСС и Коммунистической партии РСФСР на территории РСФСР была прекращена.
14 ноября 1991 семью республиками
из двенадцати (Белоруссия, Казахстан, Киргиз
Референдум на Украине, проведённый 1 декабря 1991, на котором сторонники независимости победили даже в таком традиционно пророссийски настроенном регионе как Крым, сделал (по мнению некоторых политиков, в частности, Б. Н. Ельцина) сохранение СССР в каком бы то ни было виде окончательно невозможным.
В декабре 1991 года главы трех республик,
основателей СССР, — Белоруссии, России и У
8 декабря 1991 года они констатировали, что СССР прекращает своё существование, объявили о невозможности образования ССГ и подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Подписание соглашений вызвало негативную реакцию Горбачёва, однако после августовского путча реальной властью он уже не обладал. Как подчёркивал впоследствии Б. Н. Ельцин, Беловежские соглашения не распускали СССР, а лишь констатировали его фактический к тому моменту распад.
11 декабря Комитет конституционного надзора СССР выступил с заявлением, осуждавшим Беловежское соглашение. Практических последствий это заявление не имело.
12 декабря Верховный Совет РСФСР
под председательством Р. И.
17 декабря председатель Совета
Союза К. Д. Лубенченко констат
21 декабря 1991 года на встрече президентов
в Алма-Ате (Казахстан) к СНГ присоединилось
ещё 8 республик: Азербайджан, Армени
СНГ было основано не в качестве конфедерации, а как международная (межгосударственная) организация, которая характеризуется слабой интеграцией и отсутствием реальной власти у координирующих наднациональных органов. Членство в этой организации было отвергнуто прибалтийскими республиками, а также Грузией (она присоединилась к СНГ только в октябре 1993 года и заявила о выходе из СНГ после войны в Южной Осетии летом 2008 года).
Органы власти СССР как субъект международного права прекратили существование 25—26 декабря 1991 года. Россия объявила себя правопреемником[77] и государством-продолжателем СССР.
Российская Федерация
получила официальное либо молчаливое
признание в качестве государства,
воспринявшего от Союза ССР основные
компоненты его международно-правового
статуса. В договорах, заключенных
Российской Федерацией с отдельными
государствами, был использован
новый термин «государство-продолжатель»…
Вместе с тем можно отметить, что
далеко не все такого рода договоры
используют такую формулу, исходя, очевидно,
из того, что она относится лишь
к определенным международным делам
и не претендует на вытеснение традиционной
категории правопреемства. Концепция
государства-продолжателя проявилась
при определении, во-первых, судьбы
членства Союза ССР в ООН и
в других международных организациях,
а во-вторых, судьбы дипломатических
и консульских представительств
СССР в зарубежных государствах. Оба
вопроса решались по согласованию с
заинтересованными
— Международное право. Игнатенко. Тиунов. Норма. 2005. стр. 76
По предоставленным РФ данным, на конец 1991 года пассивы бывшего Союза оценивались в 93,7 млрд $, а активы — в 110,1 млрд $. Депозиты Внешэкономбанка составляли около 700 миллионов долларов. В Соглашении государств СНГ о собственности бывшего Союза ССР за рубежом от 30 декабря 1991 года предусматривалось, что каждое из государств-участников СНГ получает справедливую долю в собственности СССР за рубежом, размеры долей были определены Соглашением о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом от 6 июля 1992 года. Впоследствии, однако, на двусторонней основе Россия договорилась с государствами-участниками СНГ, за исключением Украины, о принятии их долей внешнего долга бывшего СССР и долей в активах бывшего СССР за границей.
25 декабря Президент СССР М. С. Горбачев объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР «по принципиальным соображениям», подписал указ о сложении с себя полномочий Верховного главнокомандующего Советских Вооружённых Сил и передал управление стратегическим ядерным оружием Президенту России Б.Ельцину.
В Викитеке есть полный текст Декларации Совета Республик ВС СССР в связи с созданием Содружества Независимых Государств от 26.12.1991 № 142-Н
26 декабря сессия верхней палаты
Верховного Совета СССР, сохранившей кворум —
Совета Республик (образованной Законом
СССР от 05.09.1991 N 2392-1), — из которой на тот
момент не были отозваны только представители
Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана
и Туркменистана, приняла под председательством А. Алимжанова декларацию № 142-Н о
прекращении существования СССР, а также
ряд других документов (постановление
об освобождении от должности судей Верховного
и Высшего арбитражного судов СССР и коллегии
Прокуратуры СССР (№ 143-Н), постановления
об освобождении от должности председателя
Госбанка В. В. Геращенко (№
После распада СССР Россия и «ближнее зарубежье» составляют т. н. постсоветское пространство.
Распад СССР привёл к практически немедленному началу Ельциным и его сторонниками широкой программы преобразований. Самыми радикальными первыми шагами были:
В последние годы существования СССР на его территории разгорелся ряд межнациональных конфликтов. После его распада большинство из них немедленно перешли в фазу вооружённых столкновений:
По данным Владимира Мукомеля, число погибших в межнациональных конфликтах в 1988-96 годах составляет около 100 тыс. человек. Число беженцев в результате этих конфликтов составило не менее 5 млн.человек[80].
Ряд конфликтов так и не привели к полномасштабному военному противостоянию, однако продолжают осложнять обстановку на территории бывшего СССР до сих пор:
Стремление отгородиться от советской экономики, начиная с 1989 года вступившей в фазу острого кризиса, подтолкнуло бывшие советские республики к введению национальных валют. Советский рубль сохранился только на территории РСФСР, однако гиперинфляция (за 1992 год цены увеличились в 24 раза, в дальнейшие несколько лет — в среднем в 10 раз за год) практически полностью уничтожила его, что послужило поводом для замены советского рубля на российский в 1993 году. C 26 июля по 7 августа 1993 года в России была проведена конфискационная денежная реформа в ходе которой из денежного обращения России были изъяты казначейские билеты Госбанка СССР. Реформа также решала задачу по разделению денежных систем России и других стран СНГ, использовавших рубль в качестве платежного средства во внутреннем денежном обороте.
В течение 1992—1993 годов
практически все союзные республики вводят
собственные валюты. Исключением является Таджикистан(
В ряде случаев национальные валюты происходят от введённой в последние годы существования СССР талонной системы путём превращения одноразовых талонов в постоянную валюту (Украина, Белоруссия, Литва, Грузия и др.).
Следует отметить, что советский рубль имел наименования на 15 языках — языках всех союзных республик. Для некоторых из них названия национальных валют первоначально совпадали с национальными названиями советского рубля (карбованец, манат, рубель, сом и др.)
В течение первых
месяцев существования СНГ
Первое военное
ведомство появилось в РСФСР
в соответствии с законом «О республиканских
министерствах и
Собственное министерство обороны РСФСР учреждено 19 августа 1991 года, временно, 9 сентября 1991 года упразднено. Также власти РСФСР предпринимали во время путча 1991 года попытки учреждения Российской гвардии[82], формирование которой было поручено президентом Ельциным вице-президенту Руцкому.
Предполагалось сформировать 11 бригад численностью 3—5 тыс. чел. каждая. В ряде городов, в первую очередь в Москве и Санкт-Петербурге, начался приём добровольцев; в Москве этот набор был прекращён 27 сентября 1991 года, к этому времени комиссия московской мэрии успела отобрать в предполагаемую Московскую бригаду национальной гвардии РСФСР около 3 тыс. чел.
Был подготовлен проект соответствующего указа Президента РСФСР, вопрос проработан в ряде комитетов Верховного Совета РСФСР. Однако соответствующий указ так подписан и не был, и формирование национальной гвардии было прекращено. С марта по май 1992 года Борис Ельцин был и. о. министра обороны РСФСР.[83]
Вооружённые Силы Российской Федерации образованы указом Президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина от 7 мая 1992 года № 466 «О создании Вооружённых Сил Российской Федерации».[84] В соответствии с этим указом вновь создаётся министерство обороны Российской Федерации.
С 7 мая 1992 года Борис Николаевич Ельцин вступил в должность Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации,[85] хотя действовавший на тот момент закон «О Президенте РСФСР» этого не предусматривал. 9 декабря 1992 года Съезд народных депутатов РФ внес соответствующие изменения в Конституцию Российской Федерации[86]
23 мая 1992 года в соответствии с этим указом министр обороны Павел Грачёв издал приказ № 16[87]: