Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 21:08, контрольная работа
События, происходившие на территории раннефеодального государства Киевская Русь, и связанные с переходом от политеизма в лице языческого идолопоклонничества к христианскому монотеизму, на наш взгляд актуальны по сей день. Много дискуссий вызывает не только причина принятия христианства князем Владимиром Святым, по прежнему, спорными остаются вопросы, касающиеся альтернатив в выборе религии в конце I тысячелетия, синкретизм двух религиозных систем – язычества и Православия, длительность процесса христианизации, и, разумеется, последствия принятия христианства.
Введение 4
Язычество Руси 6
Начало проникновения христианства на Русь 9
Крещение Руси 13
Причины и предпосылки 13
Альтернативы на пути перехода к монотеизму 15
Крещение и борьба с язычеством 17
Влияние христианства на судьбу Руси 21
Заключение 26
В 980 году вступил во власть князь Владимир. Он с помощью злодеяния и храбрых варягов овладел государством, но скоро доказал, что он родился быть государем великим.
Выдающиеся достижения Владимира Святославовича в области внешней политики способствовали укреплению его власти на Руси, росту его политического престижа в глазах жителей страны. В походах и сражениях закалялась и крепла княжеская дружина. Победоносные войны увеличивали великокняжеские богатства, что позволяло Владимиру Святославовичу приглашать к себе на службу новые контингенты опытных воинов-профессионалов, обеспечивая их всем необходимым за счет собственной казны. Росло военное могущество князя.
К концу 80-х гг. Х в. власть Владимира Святославича на Руси настолько окрепла, что он уже не нуждался в поддержке со стороны языческого населения. Напротив, и он сам, и его бояре, и дружинники остро нуждались в это время в христианской религии, которая бы помогла феодальному строю окончательно стабилизироваться на Руси.15
Отказ от веры предков — шаг трудный, мучительный. Ведь тем самым человек как бы признавал, что его предки ошибались, поклонялись ложным богам. Должны быть серьезные основания, чтобы совершить такой поступок.
Не достигшее большого развития и не имевшее внутренней крепости языческое миросозерцание восточных славян должно было легко уступать посторонним религиозным влияниям. Если славяне легко примешивали к своим суевериям суеверия диких финнов и подпадали влиянию финских шаманов – «волхвов» и «кудесников», то тем более должна была влиять христианская вера на тех славян, которые могли ее познать.16
Одна из причин, наверное, в том, что славянское язычество не различало мир земной и мир небесный. Богатство, накопленное при жизни, якобы могло послужить и в загробном мире (поэтому-то в курганы клали разные вещи). Знатный человек и «на том свете» оставался знатным, а нищий – нищим. Но даже знатных и богатых людей такая перспектива не радовала: она продлевала их земной путь с его заботами и неизбежными горестями до бесконечности (ученые называют ее «дурной»).
Чтобы «поладить» с богами,
язычникам следовало всего-
По сравнению с мировыми религиями славянское язычество казалось отсталым, примитивным: у него не было своих священных книг и мучеников за веру. Русские купцы-язычники подвергались в чужих странах насмешкам.
Торговые сношения с Грецией облегчали для Руси знакомство с Христовою верою. Варяжские купцы и дружинники, раньше и чаще славян ходившие в Царьград, прежде славян стали там обращаться в христианство и приносили на Русь новое учение, передавая его славянам.
Христианская вера, как было сказано выше, стала хорошо знакома киевлянам еще при первых варяжских князьях. Исключением является только князь-воитель Святослав.
В христианизации молодой, но могучей державы Руси была прямо заинтересована Византийская империя, считавшая, что каждый народ, принявший христианскую веру из рук императора и константинопольского патриарха, уже тем самым становился вассалом православной империи. Естественно, что при таком устойчивом контакте с христианскими землями христианство могло проникать в русскую среду, что мы и видим по ряду документов IX в., особенно с 860-х годов. Возникает миссионерская деятельность греческой православной церкви: на Русь был послан митрополит Михаил (болгарин), крестивший киевского князя Аскольда.
Соответственно христианизация была обусловлена прежде всего политическими причинами. Христианами становились киевские купцы, торговавшие с Византией, воины, посещавшие христианские страны.
Единому государству требовалась единая вера. Восточнославянские племена объединились под суровой властью киевского князя, но продолжали молиться разным богам. Недаром Владимир сначала попробовал преобразовать язычество, выделив несколько главных богов и обязав всех подданных поклоняться им. Но это не помогло – люди не понимали, чем киевские кумиры лучше их собственных, привычных. Тут требовалось нечто иное, что объединило бы и вятича, и словенина, и древлянина, и кривича...
В X в. Киевская Русь была сильным феодальным государством с высоким уровнем ремесла и торговли, духовной и материальной культуры. Дальнейшее развитие требовало консолидации сил внутри страны, а это было трудно сделать в условиях, когда разные города поклоняются разным богам. Нужна была объединяющая идея единого Бога. Международные отношения также требовали принятия христианства, так как Русь поддерживала постоянные контакты с христианскими странами Западной Европы и Византией. Для упрочения этих контактов нужна была общая идейная платформа.18
В завершении следует заметить, что принятие христианства было обусловлено и причинами экономического характера. И речь в данном случае идет не только о торговых связях Руси, но и о развитии хозяйства. Достаточно взглянуть на похоронно-погребальную обрядность язычников, и все становится ясным – в условиях, когда в ходе погребения усопшего в землю зарываются как материальные блага, так и люди со скотом, говорить о бурном развитии приходится с оговоркой.
Переход к монотеизму – шаг объективный. Однако, возникает вопрос – в следствии чего выбор пал именно на христианство восточного толка, а не на иные религии?
В Повести временных лет есть прямые свидетельства, указывающие о стремлении соседних государств обратить Русь в свою веру. В год 6494 (986). Пришли болгары магометанской веры, говоря: "Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету". И спросил Владимир: "Какова же вера ваша?". Они же ответили: "Веруем Богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина, зато по смерти, говорит, можно творить блуд с женами. Даст Магомет каждому по семидесяти красивых жен, и изберет одну из них красивейшую, и возложит на нее красоту всех; та и будет ему женой. Здесь же, говорит, следует предаваться всякому блуду. Если кто беден на этом свете, то и на том", и другую всякую ложь говорили, о которой и писать стыдно. Владимир же слушал их, так как и сам любил жен и всякий блуд; потому и слушал их всласть. Но вот что было ему нелюбо: обрезание и воздержание от свиного мяса, а о питье, напротив, сказал он: "Руси есть веселие пить: не можем без того быть". Потом пришли иноземцы из Рима и сказали: "Пришли мы, посланные папой", и обратились к Владимиру: "Так говорит тебе папа: "Земля твоя такая же, как и наша, а вера ваша не похожа на веру нашу, так как наша вера - свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц и все, что дышит, а ваши боги - просто дерево". Владимир же спросил их: "В чем заповедь ваша?". И ответили они: "Пост по силе: "если кто пьет или ест, то все это во славу Божию", - как сказал учитель наш Павел". Сказал же Владимир немцам: "Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого". Услышав об этом, пришли хазарские евреи и сказали: "Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого Бога Авраамова, Исаакова и Иаковля". И спросил Владимир: "Что у вас за закон?". Они же ответили: "Обрезаться, не есть свинины и заячины, соблюдать субботу". Он же спросил: "А где земля ваша?". Они же сказали: "В Иерусалиме". А он спросил: "Точно ли она там?". И ответили: "Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам". Сказал на это Владимир: "Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?".19
Согласно летописи, последним к киевскому князю пожаловал греческий философ. И в результате этой беседы, а также приходу из Руси послов в Царьград для испытания вер, выбор Владимира пал на греческое христианство. Следует заметить, что эта часть летописи, слепо принятая историками 18 века, в дальнейшем была опровергнута, а именно – по мнению более поздних исследователей «речь философа» и сохранившееся греческое известие о приходе из Руси послов в Царьград для испытания вер являются более поздними вымыслами и вставками в документы.
Однако, выбор Владимиром был сделан – принятие христианства из Византии. Данный шаг очевиден – с Византией Русь связывали самые тесные культурные и хозяйственные связи. Византия тогда была самой культурной и богатой страной из числа соседей Руси, а прекрасный храм Святой Софии и сегодня поражает воображение – что уж говорить о простодушных варварах тысячу лет назад!
«И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом» - так описывали свои чувства послы Владимира, ездившие в Царьград.20
Восточное (православное) христианство также не знало запретов и правил, которые могли вызвать неприязнь населения, например, запрет на употребление свинины в пищу в исламе или богослужение на латинском языке в западном христианстве (католицизме).
О том, как крестился князь Владимир и как от крестил свой народ, на Руси существовало много преданий. Не помня точных обстоятельств дела, одни рассказывали, сто князь крестился в Киеве; другие указывали место его крещения в городе Василеве (в 35 верстах от Киева) ; третьи говорили, что он принял крещение в Крыму, в греческом городе Корсуне (Херсонесе), после того как взял этот город у греков.
Лет сто спустя после крещения Руси летописец занес в свою летопись такое предание: в 988 году Владимир пошел с войсками на Корсунь и осадил его. Город упорно сопротивлялся. Владимир дал обед креститься, если возьмет Корсунь и действительно взял его. Не крестясь еще, он послал в Царьград к царям-братьям Василию и Константину, грозя идти на них и требуя за себя замуж их сестру Анну. Цари сказали ему, что не могут выдать царевну замуж за «поганого», то есть за язычника. Владимир ответил, что готов креститься. Тогда цари прислали ва Корсунь сестру свою и с нею духовенство, которое крестило русского князя и венчало его с царевною. Перед крещением Владимир заболел и ослеп, но чудесно исцелился во время самого таинства крещения. Помирясь с греками и отдав им Корсунь, он возвратился с православным духовенством в Киев и крестил всю Русь в православную греческую веру. 21
Таково сказание летописи. В нем, по-видимому, соединились в одну повесть разные предания: 1) предание о том, Владимиру предлагали свою веру болгары, хазары, немцы и греки, пришедшие в Киев и жившие в нем; 2) предание о том, что Владимир, не только пребывавший во тьме язычества, но пораженный и физическою слепотою, чудесно во время крещения прозрел сразу и духовными и телесными очами, и 3) предание о том, что для принятия греческой веры Владимир счел нужным осадить греческий город Корсунь, чтобы вместе с ним как бы завоевать и веру греческую, приняв ее рукою победителя.
По сказаниям греков и арабов вот что известно о походе Владимира на Корсунь: В то время в Византийской империи произошло восстание войска под предводительством полководца Варды-Фоки. Греческое правительство, не располагая силами, искало помощи у киевского князя Владимира. Союз был заключен (987): Владимир соглашался послать свои войска в помощь Византии, за что получал руку греческой царевны Анны, а сам обязывался принять христианство. Благодаря русскому вмешательству, мятеж был подавлен и Варда-Фока погиб (988) . Но Византийцы после победы не исполнили своих обещаний, данных Владимиру. Тогда Владимир начал войну с греками, осадил и взял Корсунь – главный греческий город в Крыму, и настоял на исполнении греками договора. Он принял христианство и получил в супружество царевну (989). Где именно был он крещен и когда именно состоялось крещение, в 988 или 989 году, точно неизвестно.22
Возвратившись из корсунского похода в Киев с греческим духовенством, Владимир начал обращать киевлян и всю Русь к новой вере. Он крестил в Киеве народ на берегах Днепра и его притока Почайны. Кумиры старых богов были повергнуты наземь и брошены в реку. На их местах были поставлены церкви. По преданию, новая вера распространялась мирно, за исключением немногих мест. Так, в Новгороде пришлось применить силу. В глухих углах (например, у вятичей) язычество держалось, не уступая христианской проповеди, еще целые века; да и по всей стране старые верования не сразу были забыты народом и сплетались с новым вероучением в пеструю смесь веры и суеверия.23
Летописцы и церковные писатели со временем стали называть князя киевского Владимира Святославовича (980-1015 гг.) Святым и равноапостольным, ставя ему в заслугу крещение Руси, но в народном былинном эпосе он остался архаичным мифологическим эпитетом, как «Володимер-Солнце». Этот солнечный признак роднил его с далеким мифическим соколотским (православным) царем Кола-ксаем, «Царем-Солнцем». Владимир был последним языческим князем Руси и только за ним удержалось это поэтическое, идущее из больших хронологических глубин прозвище.24
Задача христианизации Руси была решена далеко не сразу – лишь при потомках Владимира оно укрепилось, как с точки зрения государственной религии, так и в сознании людей. Тысячелетие язычество очень медленно отступало под настойчивым натиском православного духовенства. Деревня по существу стала христианской едва ли ранее XIII в., а пережитки языческих трупосожжений в виде огромных костров над могилой («дымы» по житию Константина Муромского) дожили кое-где до конца XIX в. В городах Киевской Руси строились церкви; они снабжались богослужебными книгами, утварью, обслуживались причтом; вокруг городов, сразу за крепостными стенами, возникали монастыри, являвшиеся «узлами прочности» церковной организации; духовенство устраивало в городах торжественные молебны, крестные походы, читало проповеди; но язычество продолжало быть сильным не только «по украином», но и в больших городах.25
Информация о работе Принятие Русью христианства, его влияние на судьбу Руси