Принятие Русью христианства, его влияние на судьбу Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 21:08, контрольная работа

Описание работы

События, происходившие на территории раннефеодального государства Киевская Русь, и связанные с переходом от политеизма в лице языческого идолопоклонничества к христианскому монотеизму, на наш взгляд актуальны по сей день. Много дискуссий вызывает не только причина принятия христианства князем Владимиром Святым, по прежнему, спорными остаются вопросы, касающиеся альтернатив в выборе религии в конце I тысячелетия, синкретизм двух религиозных систем – язычества и Православия, длительность процесса христианизации, и, разумеется, последствия принятия христианства.

Содержание работы

Введение 4
Язычество Руси 6
Начало проникновения христианства на Русь 9
Крещение Руси 13
Причины и предпосылки 13
Альтернативы на пути перехода к монотеизму 15
Крещение и борьба с язычеством 17
Влияние христианства на судьбу Руси 21
Заключение 26

Файлы: 1 файл

Крещение Руси.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Язычество сохранялось  в первое время существования  древнерусского государства и христианства, сосуществуя с христианством, а  пережитки язычества сохраняются  и до сих пор: Масленица, Ивана Купала, провожание зимы и многое другое.

 

 

 

 

 

 

 

 

Влияние христианства на судьбу Руси

 

Принятие христианства сразу поставило Русь в один уровень  с передовыми государствами того времени, облегчило дипломатические  связи, так как люди средневековья  придавали очень большое значение религии, а христианство охватило к этому времени примерно три четверти Европы, Закавказья и значительную часть Ближнего Востока. Одним из политических результатов крещения было то, что сын Владимира по договоренности с цесарем Византийской империи получил высочайший в Европе титул «цесаря», т.е. императора. А сын, внуки и внучки Владимира породнились с крупнейшими королевскими домами континента. Дело было, разумеется, не в одной религии, а и в объективном политическом могуществе Руси, но христианство оформило эту новую силу, и в Европе стало три монарха самого высшего ранга: цесарь Византии, император «Священной Римской империи» (Германия) и цесарь (царь) Руси, великий князь Киевский.

На Руси христианство появилось не в том первородном  виде, в коком оно было в первые века своего существования; оно давно уже перестало быть религией  бесправных и угнетенных, ожидавших компенсации лишь в потустороннем мире.

Со времен Константина  Великого (306 - 337), крестившего Византию, христианство стало государственной религией и все дальше и дальше отходило от принципов «нового завета», опираясь все в большей степени на полный коварства, жестокости и автократизма «ветхий завет» (Библию).

Силу такого государственного христианства составило сочетание  принципа незыблемости и безграничности власти, взятого из библии, с принципом покорности и смирения, взятым из евангельского учения. Вся последующая христианская литература шла по этому пути; христианское духовенство принимало активное участие в разработке государственного законодательства.26

Крещение Руси не следует представлять себе, как  одну простую перемену верований. Христианство, став господствующей религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в целом ряде новых установлений и учреждений. Из Греции пришла на Русь иерархия: в Киеве стал жить русский митрополит, поставляемый константинопольским патриархом; в других городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы (на первых порах их было пять, потом число их дошло до 15-ти). В Киеве и во всех епархиях строились церкви и устраивались монастыри; причты церквей и братия монастырей подчинялись своему епископу, а через него митрополиту. Таким образом власть митрополита простиралась на всю Русь и объединяла все духовенство страны. Вместе с христианством на Русь пришла письменность, а с нею книжное просвещение. Как ни слабо оно было на первых порах, оно все же оказывало могучее влияние на познавших его людей. Богослужебные и священные книги были принесены на Русь на доступном для всех языке славянском, том самом, на котором изложили их славянские первоучители святые Кирилл и Мефодий и их болгарские ученики.

Язык этих книг был вполне понятен русским и "книжное учение" было поэтому  не затруднено. Тотчас по крещении на Руси возникают школы с учителями-священниками и появляются книжники-любители просвещения, собиравшие и переписывавшие книги. Таким образом на Руси вместе с новым вероучением появились новые власти, новое просвещение, новые законы и суды, новые землевладельцы и новые землевладельческие обычаи. Так как Русь приняла верц из Византии, то все новое, что пришло вместе с верою, имело византийский характер и служило проводником византийского влияния на Русь.

Вместе с  Христовым учением о любви  и милости церковь принесла на Русь и начала византийской культуры. Уча язычников вере, она стремилась улучшить их житейские порядки. Под влиянием христианства отдельные лица из языческой среды изменяли к лучшему свои взгляды и нравы, шли вослед Христу и являли высокие примеры нравственной христианской жизни и даже подвижничества. О самом князе Владимире предание говорит, что он смягчился под влиянием новой веры, стал милостив и ласков. Среди дружины из земских людей появилось много благочестивных христиан, почитавших церковь, любивших книги и иногда уходивших от мирских соблазнов в монастыри и в пустынное житье. Через свою иерархию и примером ревнителей новой веры церковь действовала на нравы и учреждения Руси.27

Церковь старалась  поднять значение княжеской власти. Князей она учила, как они должны управлять: «воспрещать злым и казнить разбойников». Такой взгляд духовенство основывало на убеждении, что княжеская власть, как и всякая земная власть, учинена от Бога и должна творить Божью волю.

Очень грубо  было воззрение языческой Руси на князей, как на дружинных конунгов, которые берут дань за свои военные услуги земле и которых можно прогонять, если они не угодны, и даже убивать (как древляне Игоря). Церковь всячески боролась с таким взглядом и поддерживала авторитет князей, смотря на них как на прирожденных и богоданных государей. Когда князья сами роняли свое достоинство в грубых ссорах и междоусобиях ("которах" и "коромолах") , духовенство старалось мирить их и учить, чтобы они "чтили старейших" и "не переступали чужого предела". Так духовенство проводило в жизнь идеи правильного государственного порядка, имея пред собою пример Византии, где царская власть стояла очень высоко.

Найдя на Руси ряд  союзов, родовых и племенных, дружинных  и городских, церковь образовала собою особый союз - церковное общество; в состав его вошло духовенство, затем люди, которых церковь опекала и питала, и, наконец, люди, которые служили церкви и от нее зависели. В церкви не существовало рабство: рабы, подаренные церкви, обращались в людей лично свободных; они были только прикреплены к церковной земле, жили на ней и работали на пользу церкви. Таки образом, церковь давала светскому обществу пример нового, более совершенного и гуманного устройства, в котором могли найти себе защиту и помощь все немощные и беззащитные.

Церковь затем  влияла на улучшение семейных отношений и вообще нравственности в русском обществе. На основании греческого церковного закона, принятого и подтвержденного первыми русскими князьями в их «церковных уставах», все проступки и преступления против веры и нравственности подлежали суду не княжескому, а церковному.

Так широко было влияние церкви на гражданский быт  языческого общества. Оно охватывало все стороны общественного устройства, и подчиняла себе одинаково как  политическую деятельность князей, так  и частную жизнь всякой семьи. Это влияние было особенно деятельно и сильно благодаря одному обстоятельству.28

В то время, как  княжеская власть на Руси была еще  слаба и киевские князья, когда  их становилось много, сами стремились к разделению государства, - церковь  была едина и власть митрополита простиралась одинаково на всю Русскую землю. Настоящее единовластие на Руси явилось, прежде всего, в церкви, и это сообщало церковному влиянию внутреннее единство и силу.29

Наконец, христианская вера на Руси совершила переворот  в области пластического искусства. Языческая Русь не имела храмов и довольствовалась изваяниями идолов. Христианство повело к созданию громадных каменных храмов в главнейших городах. Киевский храм Успения Богоматери, получивший название Десятинной церкви потому, что Владимир уделил на его содержание «десятину» (то есть десятую часть) княжеских доходов, был древнейшим каменным храмом в Киеве. Каменные храмы в Киеве, Новгороде и в других главнейших городах Руси были созданы вслед за Десятинною церковью. Они строились по византийским образцам и украшались богатейшими мозаиками и фресками. Архитектурное дело и живопись под влиянием церковного строительства достигли в Киеве значительного развития. А с ними вместе развились и прочие искусства и художественные ремесла, в особенности же ювелирное дело и производство эмали.30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Христианство явилось  духовной основой всей европейской  цивилизации. В этом отношении выбор  Владимира означал и выбор  цивилизационной альтернативы. Принятие христианства определило выбор Руси, при этом православие во многом обусловило становление собственно русской цивилизации, ставшей разновидностью христианской европейской цивилизации.

В целом, принятие православия  в качестве официальной религии  способствовало развитию феодализма на Руси. Обращаясь к народу, православные священники, в противовес языческим идолам, проповедовали смирение, безропотное подчинение, отказ от накопления богатств и заботы о завтрашнем дне, ради «спасения души». Казалось бы, подобные проповеди должны были вызвать апатию у свободолюбивых язычников, но философская гибкость христианского богословия со временем сделала свое дело.

Крещение Руси – важнейший  переломный момент в российской истории, в развитии русской культуры. Для  восточнославянского мира это был культурный переворот, положивший начало глубоким изменениям во всех сферах жизни – от мировоззрения до быта и длившийся достаточно долго (до ХVI века).31

Появление понятия «русский народ» неотделимо от принятия православия. Влияние религии на самосознание масс было настолько велико, что племенные названия деревенских жителей были заменены на характеристику их религиозной принадлежности – «крестьяне» (т.е. христиане).

Мы не знаем, как произошёл  переход от язычества к христианству в сознании самого Владимира, но этот выбор князя ознаменовал собой решительный поворот всей отечественной истории. Язычество не ушло, оно слилось с христианством, придав ему своеобразную окраску. Оно живёт и сегодня в мировоззрении, традициях, фольклоре нашего народа. «Двоеверие» русских – это результат, в том числе и мудрости РПЦ: наряду с открытой борьбой против язычества она попыталась наполнить языческие традиции новым, христианским содержанием.

Важным оказалось то, что православие не проповедовало  идеи предопределения. И поэтому ответственность за грехи, творимые по собственной воле, ложилась на грешника. Это было понятно и приемлемо для язычников. Принятие христианских норм морали не было психологическим насилием для новообращённых, которые привыкли к элементарному противопоставлению добра и зла. Крещение дало нашим предкам высшую свободу – свободу выбора между Добром и Злом…32

Русь была признана как  христианское государство, что определило иной, более высокий уровень взаимоотношений  с европейскими странами и народами. Русская Церковь, с самого начала развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой, объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность.33

Перенесение на русскую  почву традиций монастырской жизни  придало своеобразие славянской колонизации северных и восточных окраин Киевского государства. Миссионерская деятельность на землях, населённых финноязычными и тюркскими племенами, не только вовлекала эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчала неизбежно болезненные процессы становления многонационального государства, которое впоследствии развивалось не на основе национальной, а религиозной идеи, было государством не столько русским, сколько православным.34Заимствование становилось основой для сотрудничества. Из постепенно осваиваемых достижений Византии вырастали ранее неведомые восточным славянам каменное зодчество, иконопись и фресковые росписи, школа и переписка книг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Белов О.А. Как была крещена Русь. – 2-е изд. – М. : Политиздат, 1989;
  2. Борисов Н.С. Церковные деятели средневековой Руси 13–17 вв. М. , 1988;
  3. Головатенко А. История России : спорные проблемы : Пособие для поступающих на гуманитарные факультеты. -  М . : Школа – Пресс, 1994;
  4. Голубинский Е. Е. История русской церкви. М. , 1901, т. 1;
  5. Гумилёв Л.Н. От Руси до России : очерки этнической истории. – СПб. : Лениздат, «Ленинград», 2008;
  6. Житие святого равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Руси. М. , 1999;
  7. Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви, тт. 1–2. М. , 1991;
  8. Левченко М. В. Очерки по истории русско-византийских отношений. М. , 1956;
  9. Макарий, митрополит. История русской церкви, тт. 1–2. М. , 1994–1995;
  10. Мезин С.А. История русской культуры X-XVIII веков. Книга для чтения-М. : Центр гуманитарного образования, 2000;
  11. Платонов С.Ф. Учебник русской истории. ООО корпорация «Фолиум Норд», 1994;
  12. Православная церковь в истории России. М. , 1991;
  13. Рыбаков Б.А. Предпосылки образования древнерусского государства (Очерки по истории СССР III - IX вв.) М. , 1958;
  14. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1989;
  15. Сахаров А. Н. Дипломатия древней Руси. М., 1980;
  16. Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции. М., 1998;
  17. Соловьев С.М. Сочинения книга 1, том 1 (с) М. : Мысль, 1958;
  18. Толстой М.В. История Русской Церкви. М., 1991;
  19. Цыпин В., протоиерей. История Русской Православной Церкви, 1917–1990. М., 1994;
  20. Щапов Я.Н. Государство и Церковь Древней Руси 10–13 вв. М., 1989.

1  Татищев В. Н. История Российская, глава 3

2  Карамзин Н. М. История Государства Российского. Т.1, глава 9.

3 Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви, тт. 1–2. М., 1991

4 Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1989

5 Там же.

6 Толстой М.В. История Русской Церкви. М., 1991

Информация о работе Принятие Русью христианства, его влияние на судьбу Руси