Присоединение Сибири к России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 11:18, реферат

Описание работы

Целью данной работы является анализ исторических данных присоединения Сибири к России в XVI-XVII веках и нахождение нужной информации для решения следующих задач:
• Ханство Сибирское. Что это? Как образовалось Сибирское ханство
• Кто такой Ермак – казачий атаман

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Ханство Сибирское……………………………………………………5
1.1. Что такое Ханство Сибирское…………………………………………..5
1.2 Образование Сибирского ханства……………………………………….6
Глава 2. Предпосылки присоединения Сибири: Ермак и его экспедиция….7
2.1. Ермак, кто ты?.....................................................................................7
2.2. Экспедиция Ермака …………………………………………………10
2.3. Значение экспедиции Ермака………………………………………24
Глава 3. Окончательное присоединение Сибири…………………………….27
Глава 4. Присоединение восточной Сибири до разграничения территории с Китаем…………………………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………...37
Список литературы……………………………………………………………..39

Файлы: 1 файл

ИСПРАВЛЕННЫЙ реферат по истории.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Российской Федерации  
«Сибирский Государственный Индустриальный университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему: «Присоединение Сибири к России»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Давыдов П.П.

Группа: МЛ-08

Проверила:

Карсакова А.Н.

 

 

 

 

 

Новокузнецк

2008

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Ханство Сибирское……………………………………………………5

    1.1. Что такое  Ханство Сибирское…………………………………………..5

  1.2 Образование Сибирского ханства……………………………………….6

Глава  2. Предпосылки присоединения Сибири: Ермак и его экспедиция….7

2.1. Ермак, кто ты?.....................................................................................7

2.2. Экспедиция Ермака …………………………………………………10

2.3. Значение экспедиции Ермака………………………………………24

Глава 3. Окончательное  присоединение Сибири…………………………….27

Глава 4. Присоединение  восточной Сибири до разграничения  территории с Китаем…………………………………………………………………………..30

Заключение……………………………………………………………………...37

Список литературы……………………………………………………………..39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Сибирь – это огромная территория, протянувшаяся с запада на восток от Уральских гор до Тихого океана, а с севера на юг от Северного Ледовитого океана до Алтайских гор. Эта территория богата разного рода полезными ископаемыми, всевозможными экономическими и промышленными ресурсами. На территории Сибири даже в современное время есть такие места, где не ступала нога человека, а в XVI веке многие и не знали, что есть Сибирь – богатая и неисследованная территория. А кто знал о ней, тот не решался идти покорять этот невиданный край. Первым, кто отважился на отчаянный шаг, был Ермак – могучий и сильный атаман казачий. Он верил в бога и был уверен, что бог всегда с ним и его войском, и поможет ему в этом нелегком походе. Так все и было. Бог сопровождал Ермака на протяжении всего похода, но в конце он послушал своих соратников, и это погубило его. Ермак геройски погиб.

Причины присоединения  Сибири были следующие: богатство полезными  ископаемыми, лесными ресурсами, пушниной, драгоценными металлами, много было там пустующей плодородной земли и, конечно, частые набеги сибирских татар на восточно-европейскую часть страны.

Целью данной работы является анализ исторических данных присоединения Сибири к России в XVI-XVII веках и нахождение нужной информации для решения следующих задач:

    • Ханство Сибирское. Что это? Как образовалось Сибирское ханство
    • Кто  такой Ермак – казачий атаман
    • Поход Ермака и его значение
    • Присоединение Сибири после походов Ермака

Предметом исследования является Сибирь XVI-XVII века, а объектом исследования – казачий атаман Ермак. Метод исследования – традиционный анализ информации.

При написании данной работы была использована историческая литература, исторические журналы и  учебники по истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Ханство  Сибирское

    1. Что такое Ханство Сибирское?

 

Государство в Западной Сибири, образованное в 1495 ханом Махметом в результате распада Золотой Орды. Получило название по главной ханской ставке Сибирь (Кашлык). Центр — Чинги-Тура (ныне г. Тюмень), позднее — Кашлык. Сибирское ханство граничило с Пермской землей, Ногайской Ордой, на севере террерритория достигала низовьев Оби. В состав Сибирского ханства в XV-XVI веках входили земли башкир, живущих на восточных склонах Урала, по рекам Исеть, Миасс, Уй. Сибирские ханы совершали набеги на северо-восточную и центральную Башкирию и Уфимскую крепость. Ханство населяли тюркоязычные племена: аргыны, башкиры, карлуки, канглы, кыпчаки, найманы и др. Во главе государствава стоял хан. Административными центрами ханства являлись укрепленные городки. В 1555 году хан Едигер признал вассальную зависимость от Москвы, которая была разорвана в 1572 году ханом Кучумом. В 1582 году Ермак положил начало присоединению Сибирского ханства к России, которое завершилось в конце XVI века. На территории Сибирского ханства были построены русские крепости Тюмень (1586), Тобольск (1587), Березов (1593), Обдарск (1595) и др. Кучум со своими войсками откочевал на юг и продолжал оказывать сопротивление русским отрядам до 1598. Последним ханом Сибирского ханства был его сын Али, сохранивший власть на кочевьях верховий Ишима, Иртыша, Тобола.

 

 

 

 

1.2 Образование  Сибирского ханства

 

В начале первого тысячелетия  н.э. по территории Западной Сибири расселились сперва степные кочевники - Угры, а затем - самодийские племена. Последовал длительный, но естественный процесс смешения их с местными племенами, в результате чего образовались новые сибирские народности - ханты, манси, ненцы, селькупы. Формирование этих народностей еще не закончилось, когда им пришлось потесниться в более суровые северные области под давлением гуннов, начавших свое движение из Центральной Азии на запад. В VI-IX веках происходит смешение сибирских племен с новыми пришельцами - алтайскими и центрально-казахстанскими тюрками. В XIII веке сформировавшиеся было культурно-этнические группы опять изменяются, на этот раз под влиянием тюрков-кипчаков, вытесненных из степей татаро-монголами, а затем и под влиянием самих татаро-монголов, лавиной прокатившихся по Южной Сибири, частично там и осевших. Так к XV веку формируется новая этническая группа - тюркоязычные татары Западной Сибири, чаще называемые сибирскими татарами. Сибирские татары имели сильную феодальную верхушку, поэтому уже в XV веке здесь образовалось первое политическое объединение - княжество Великая Тюмень с центром в городке Чинги-Тура (в будущем г. Тюмень). В начале XVI века при распаде Золотой Орды земли Великой Тюмени вошли в состав нового политического объединения - Сибирского ханства, состоявшего из мелких улусов. Столицей Сибирского ханства стал городок Кашлык (он же Искер, он же Сибирь), находившийся на берегу Иртыша при впадении р. Сибирка в 16 км выше нынешнего г. Тобольска. Власть в Кашлыке постоянно оспаривали представители местного татарского рода Тайбугинов и потомки Чингисхана. Вспомним, что в свое время Чингисхан отдал Западную Сибирь старшему сыну Джучи, а тот - своему сыну Бытыю (Бату).

Глава  2. Предпосылки  присоединения Сибири: Ермак и  его экспедиция

2.1. Ермак, кто  ты?

 

К великому сожалению, источники  не сохранили точных данных о месте  и дате рождения Ермака. После смерти атамана различные волости и городки оспаривали честь именоваться его родиной. В северных деревнях население прилежно хранило предания об отважном покорителе Сибири. Одно из преданий гласит, что Ермак происходил из Потемского уезда Вологодской губернии. Другое предание свидетельствует, что родиной Ермака Тимофеевича были двинские волости.

Таким образом, не существует достаточного количества достоверных  данных, которые позволили бы нам  составить правдивое жизнеописание  Ермака Тимофеевича. И все-таки, вот какой портрет может предстать перед нашим взором. Ермак был среднего роста, борода черная, волосы кудрявые, глаза светлые и быстрые. Ни сильней, ни умней, ни становитей его не было в целой шайке. Роду было он простого. Дед его был посадский человек, жил в городе Суздале, и кое-как со дня на день перебивался. Звали его Афонасием Григорьевичем, по прозвищу Алениным. Переехал этот Афонасий во Владимир, лошаденками обзавелся и стал извозчиком. Случилось ему свести знакомство с Муромскими разбойниками — и стал он возить их. Дело было прибыльное, да недолго возил он их: вместе с ними в тюрьму попал. А у него росли два сына, Родион и Тимофей. Посидел Афонасий в тюрьме и бежал оттуда. Захватил своих детей и жену и переехал жить в уезд Юрьева-Польского. Тут он умер. Дети остались совсем без хлеба. Прослышали они, что на Чусовской реке, в вотчинах Строганова, можно хлеб зарабатывать, переехали сюда, и назвались Польскими. У Родиона родились — Дмитрий и Лука, у Тимофея — Гаврила, Фрол и Василий. Василий был особенно боек, силен и речист. Нанялся он на барки и ходил по Волге и Каме. Работа эта наскучила ему. Затосковал он по вольной жизни и ушел к донским казакам. Те были люди вольные — и царю служили, на татар в Крым ходили, а то и царя не слушались: и делали что хотели. Называться стал он не Василием, а Ермаком. Так его товарищи прозвали, когда он еще на барках ходил. Как артельный таган называли Ермаком, так и Василия Ермаком прозвали, потому что был он кашеваром. Так он на всю жизнь Ермаком и остался. За удаль выбрали Ермака старшиной Качалинской станицы и велели ему охранять рубеж от Астрахани до Дона; но Ермак охранял недолго: он набрал себе молодцев на подбор из казаков, ушел с ними на Волгу и стал разбойничать. Кто ни ехал по Волге — никому спуску не было: государеву ли казну везли, купцы ли свои товары, послы ли чужеземные ехали к царю либо от царя, — Ермак суда останавливал и выбирал из них все добро. С Волги поехал он на море Каспийское, напал на персидских и бухарских послов и ограбил их. Царь услыхал про Ермака и присудил к смертной казни его и его четырех атаманов. Присудить-то было легко, да казнить было трудно. У Ермака в шайке было больше пятисот человек, он увернулся от царского войска и ушел вверх по Волге. Задумал он из Волги пройти в Каму, на родимую свою сторону, а с Камы в Сибирь ехать. Про Сибирь он много слышал, захотелось ему самому поглядеть на нее и побиться с татарами. «А будет мне удача в Сибири, — думал Ермак, — пожалуй, и завоюю ее. Тогда и у царя заслужу, и у добрых людей».[4, 150].Приплыл он к одному городку, который Строгановы поставили. Строгановы обрадовались казакам, стали дарить и поить их. «Мы, — говорили они, — все для вас сделаем, только не давайте наших городков и поселенцев в обиду. А то совсем разоряют нас татары да вогуличи. Вот остяки народ смирный, обходительный, с теми жить можно».[4, 150].

Казаки подумали, подумали и остались у Строгановых. Но Ермаку не хотелось навсегда оставаться у  них. Он стал расспрашивать про Сибирь, про дорогу туда, про татар, которые  нападали на Строгановых. «Если татары приходят сюда из Сибири, стало быть, и нам можно туда пробраться, — думал Ермак. — Вот только оружия у нас нет хорошего». Стал он говорить об этом Строгановым, а они и рады были, говорят ему: «У нас уж и царская грамота есть на Сибирские земли».[4, 150].

— Что грамота, — говорит Ермак. — Надо достать сперва Сибирь — ведь она земля не царская. Я, пожалуй, тебе на целый свет грамоту дам — поди-ка возьми его.[4, 150]. Сибирь была богата полезными ископаемыми, лесными ресурсами, пушниной, драгоценными металлами, много было там пустующей плодородной земли и это все было во власти татар. Ермаку захотелось овладеть всем этим и выбить татар из Сибири, и решил он отправиться в Сибирь за всем этим богатством.

Строгановы дали ему  оружие, припасов съестных, лодки. Ермак  все обещал воротить им, если дело кончится благополучно. Взял Ермак себе толмачей, которые татарский язык знали, расспросил про дорогу, отстоял молебен, икон взял с собой, трех попов, да белого монаха и пошел в Сибирь. Вышел он 1 сентября 1581 года. Атаманами у него были: Иван Кольцо, Яков Михайлов, Никита Пан и Матвей Мещеряк.

В тот самый день, когда  Ермак ушел, на строгановские поселения  напали вогуличи. Пожгли деревеньки, соляные  варницы, хлеб всякий, а крестьян с  женами и детьми в полон забрали. Строгановы жалуются царю на вогуличей: «Пришли, — говорят, — нам ратных людей, а то приходим мы в конечное разорение от неприятелей». Царь послал. А один воевода, сердившийся за что-то на Строгановых, и отпиши царю: «Строгановы, — говорит, — воров казаков у себя держат. В тот день, как вогуличи напали на их поселение, казаки эти в Сибирь ушли».[4, с. 151].

Царь рассердился и  пишет к Строгановым: «Как смели  вы держать у себя воров казаков. Казаки нам, кроме худа, ничего не дали. А уж если вы призвали их к себе, так  пускай бы они у вас и жили, неприятелей отбивали. А теперь они пошли в Сибирь, только опять все дело испортят, с царем сибирским поссорят меня, да отобьют от меня остяков, что мне дань платят. Приказываю вам сейчас вернуть Ермака. Пускай в Перми живет и отбивает неприятелей, коли хочет мою милость заслужить». [4, с. 151].

Поздно вздумал царь ворочать казаков. Ермака и след простыл.

 

2.2. Экспедиция  Ермака

 

Поход свой начал Ермак  по речке Чусовой, потом перешел  в реку Серебрянку, которая впадала  в Чусовую. А Чусовая река быстра, камениста, и казаки плыли против воды, а потому грести было трудно. Устали они, и видят на берегу камень — сажень в 20 вышины, да в 30 ширины. А в камне дыра в рост человека. Казаки пошли к камню, посмотрели в дыру, а там большая пещера. Они вошли в нее и отдохнули там. Говорят, будто они в этой пещере зазимовали. Камень этот по сию пору называется Ермаковым камнем. Дальше видят они высокие скалистые горы — внизу лес, кедры, а верхушки под самые облака ушли. Это были Уральские горы. Когда вышли они в Серебрянку-реку, то поплыли между горами. В ином месте речка суживалась, нависали над нею скалы, лес нависал, а вода в реке была такая чистая, как серебро. Этой рекой шли они два дня и остановились. Плыть было трудно, потому что река была мелка, и вода лодок не поднимала. Ермак, однако, ухитрился. Велел он с лодок паруса поснимать и растянуть их поперек реки — вода подымалась, и судно проходило. С реки Серебрянки начинался так называемый Сибирский путь. Ермак стал говорить своим: «Мы мало людей встречали до сих пор, и вреда они нам никакого не делали — все больше только глазели на нас. А дальше что будет — Бог весть. Пожалуй, еще погонят нас назад, и нам укрыться будет негде. Давайте-ка построим тут городок».[4, с. 153]. Построили они тут земляной городок (крепостцу земляную), вытащили свои лодки из воды, и поволокли их до реки Жаровли. Тут опять пустили лодки на воду, и пошли Жаровлею и Тагилем до реки Туры. С этой речки начиналось Сибирское царство.

— Ну, теперь держать  ухо востро, — говорит Ермак казакам. — Стало люднее. Прежде всего, кочевой народ мы встречали — им что: нынче здесь, завтра там, стоит стадо перегнать с одного места на другое да становище перенести. А тут пошел народ землепашцев, станет за землю свою стоять.[4, с. 153].

Жили по этой реке вогулы, остяки и татары — и начальником у них был князь Епанча, подданный царя Кучума. Когда увидал он казаков на реке, собрал своих людей, пришел на берег и стал стрелять стрелами. Казаки зарядили свои ружья, да как выстрелят разом, так и повалились Епанчевы татары, кто со страху, кто ранен был, кто убит. В первый раз от роду слышали они, как из ружей стреляют, и думали сперва, что это гром. Потом, когда опомнились, вскочили и бросились бежать.

Ермак велел причаливать  к берегу. Причалили казаки к берегу, вышли из лодок и погнались за татарами. Многих перебили, разорили городок Епанчин (теперь Туринск) и несколько татарских деревенек (улусов). После дальше пошли — где встретят татар, сейчас в них стреляют, а татары со своими луками ничего против казаков не могут сделать.

Вошли казаки в реку Тавду  и поймали тут несколько татар. Один татарин был получше одет. Ермак спросил его: кто он и  откуда?

— Я Таузак, состою при  Кучуме-царе, — отвечал татарин.[4, с. 153].

— Расскажи мне все, что  знаешь про Кучума-царя, и я тебя не трону и отпущу, а если не скажешь правды, велю тебя убить. Вон, погляди, какие снаряды у нас.[4, с. 153].

Тут Ермак велел казакам  поставить железную кольчугу и стрелять в нее. Пули так насквозь ее и пронизывали. Татарин испугался и рассказал все, что знал.

— Кучум живет в  городе Сибири, а город этот стоит  на реке Иртыше. Сам Кучум теперь слеп, однако все еще он сильный  царь и всех в страхе держит; под  его начальством много князьков, и все ему дань платят. Есть у  него и храбрые воины, особливо родственник его Махметкул. Это такой богатырь, какого другого, все нашу землю пройти, не сыщешь. Кучума-царя многие не любят и не любят вот за что: народ тут все больше язычники, а Кучум стал насильно вводить Магометову веру. Войско у него есть и всяких снарядов военных много, а только нет у него вот таких луков как ваши. А были бы у него такие луки, он бы все земли покорил. Сибирь-город с бухарцами торгует — приезжают они к нам из своей земли с разными товарами и берут у нас меха. А идти к Сибири вам теперь Тавдою рекою, а Тавда в Тобол вошла, стало быть, пойдете вы после Тоболом, а из Тобола прямо в Иртыш — тут скоро и Сибирь будет.[4, с. 154].

Разузнал все это  Ермак и говорит татарину: «Ну, ступай теперь к Кучуму и скажи  ему, что я скоро в гости к нему буду».[4, с. 154].

Таузак пришел к Кучуму и говорит ему: «Пришла напасть  на царство твое — едут к нам  русские. Это все люди сильные, крепкие, и луки у них страшные. Когда  они из луков стреляют, то огонь  из них и дым большой выходит, и гремят они, словно гром на небеси. А стрелы, что из луков их выходят, не видать, а только уязвляют они до смерти и защититься от них никакими ратными сбруями невозможно — даже кольчуги железные на вылет пробивают».[4, с. 154]. Слушает Кучум и скорбит. Ему уже давно говорили про небесные знамения. Одни сказывали, что видели на воздухе город с христианскими церквами, и вода в Иртыше кровавою казалась. Другие сказывали, что приходит от Иртыша волк белый, а от Тобола черная собака и грызутся между собою. Шаманы (волхвы) сибирские говорили: «Волк белый — рать Кучумова, а собака черная — русские. Быть войне!» Они ходили по улицам и кричали: «Погибнет царство Сибирское от русских».[4, с. 154].

Информация о работе Присоединение Сибири к России