Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 11:48, контрольная работа
Проблема славянского энтогенеза
Введение 3
1. Происхождение восточных славян 4
2. Проблема славянского этногенеза 9
3. Значение образования древнерусского государства 16
Заключение 20
Список использованной литературы 21
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ/НАПРАВЛЕНИЕ/
«Экономика»
К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А
По дисциплине: История
На тему: Проблема славянского этногенеза
Вариант № 3
Выполнил
_____1______семестр
Содержание
Введение 3
1. Происхождение восточных славян 4
2. Проблема славянского этногенеза 9
3. Значение образования древнерусского государства 16
Заключение 20
Список использованной литературы 21
Введение
В IV-VIII вв. н.э., в так называемую эпоху великого переселения народов, этническая карта Европы существенно менялась. Важную роль сыграло Северное Причерноморье, оно превратилось в своего рода магистральный путь для движения этносов с востока на запад. Политическое господство в причерноморских степях от сарматов переходит сначала к переместившимся сюда с побережья Балтийского моря готам (III в. н.э.), затем к гуннам (сер. IV-V вв.), от последних - в VI в. к аварам (по русским летописям - обрам).
В VI в. в евразийских степях началась смена иранских языков на тюркские по мере того как с исторической арены уходили ираноязычные скифы, сарматы, саки, а принадлежавшие им некогда территории оказывались под властью тюркоязычных народов.
Проблема славянского этногенеза до сих пор остается сложной. Здесь сохраняется немало дискуссионных вопросов. Сложности возникают в том, что археологические источники не дают сведений о языке населения - важнейшем этническом признаке, поскольку не все народы в древности имели свою письменность, а античные авторы Византии не всегда отличали восточных славян от южных и западных. Они называли славян венедами, антами и собственно славянами и т.д.
Большинство историков и археологов склоняется к мысли, что славяне являлись пришельцами. Они полагают, что на территории Восточной Европы славяне появляются в VII-VIII вв. н.э. В последнее время появилась версия о том, что заселение славянами Севера (будущей Новгородской земли) относиться к более раннему времени, чем освоение Приднепровья к V веку.
Но эта точка зрения не стала общепризнанной. Не дают однозначного ответа на вопрос и выдающиеся историки, авторы многотомных трудов по истории российского государства Н.М. Карамзин и С.А. Соловьев. Поэтому окончательное решение проблемы славянского этногенеза пока еще дело будущего.
1. Происхождение восточных славян
Ещё в начале 12 века русский
летописец, монах Киево-Печерского
монастыря Нестор, которого большинство
историков считают автором
Существует несколько
теорий происхождения славян. Одна
из таких теорий Нестора. Он, опираясь
на библейское сказание о том, что
после «Великого потопа»
Другая это теория Б. А. Рыбакова, по которой славяне это часть населения, проживающего под владычеством скифов в 5 веке до н. э. Геродот называл их скифы-пахари. Несмотря на то, что разработчик этой теории был археологом, его теория не подтверждена археологически.
Особенностью территории древней Руси, было то, что она носила равнинный характер. Народам, жившим на этой равнине, сложно было обособиться. Она как бы сближала и перемешивала их, помогала им обмениваться опытом, достижениями культуры, традициями и обычаями. Также территория расселения славян была богата водными путями (реками). Открытость границ с древних времен сделало территорию Руси местом постоянных миграций народов Европы и Азии. Также отсутствие естественных границ во многом определило постоянное противоборство наших далеких предков с кочевниками востока. С другой стороны та же открытость во многом облегчила постоянное расширение Руси за счет соседних земель, окружавших народов. Географическое положение, постоянная опасность русским границам и с востока и с запада, необходимость отвоевать себе выходы к морям приводили к тому, что русское общество становилось милитаризированным, то есть, проникнутым военными настроениями.
Славяне расселились на территории
от Ладожского озера по среднее течение
реки Днепр. От реки Буг до верховий
Днепра. Особенностью расселения славян
было то, что племенные союзы восточных
славян сложились в бассейнах
крупных рек, где впоследствии возникли
центры племенных княжеств. В районе
озера Ильмень и Двины
Основные занятия славян
исходили из особенностей земли. В лесах
практиковалось подсечно-огневое земледелие.
Степную же землю осваивали путем
переполоха. Но все равно урожайность
была низкая по причине резко-континентального
климата. Другие промыслы славян: рыболовство,
охота, также было очень распространено
бортничество. Новгородско-ильменский
край был богат лесами, там расцветал
пушной промысел. В южных областях
практиковалась охота на лосей и
медведей. Обилие рек, озер, хорошо разветвленная
воднотранспортная система
Общественный строй восточных славян
Накануне образования государственности славяне жили соседской общиной, в которой оформилась частная собственность. У каждой семьи было право на расчищенную земля — лядину. В славянском обществе выделялись военные вожди, и формировалась дружина. Дружина это особый вид населения, занимающейся только военной деятельностью, в частности нападением. Для обороны же существовало ополчение свободных общинников. Дружинники занимались не только завоевательными походами, но и управляли присоединенными землями. На Руси в то время сложилось предклассовое общество. Во главе стоял князь, которому подчинялись дружина и воеводы. Ниже шли смерды или как их ещё называли мужи (главы патриархальных семей, у которых было право участвовать в войске). Ещё ниже шли челядь — это члены семей мужей и холопы, у которых не было право участвовать в войске.
Культура и религия восточных славян
Сложной, разнообразной, с детально разработанными обычаями была религия восточных славян. Её истоки уходят в индоевропейское древние верования и ещё дальше к временам палеолита. Религия, существовавшая у разных народов до принятия ими христианства или ислама, называлась язычеством (многобожие). Славяне населили мир разными богами и богинями. Во главе славянских богов стоял великий сварог — бог вселенной. Его сыновья — сварожичи — солнце и огонь, были носителями света и тепла. Бог солнца Даждьбог весьма почитался славянами. Молились славяне роду и рожаницам — богу и богинями плодородия. Этот культ был связан с земледельческими занятиями населения и был, поэтому особенно популярен.
Бог Велес почитался у славян в качестве покровителя скотоводства, Стрибог повелевал ветрами. По мере слияние славян с некоторыми иранскими и угро-финскими племенами их боги перекочевали и в славянский пантеон. Так в 8-9 веках у славян почитался бог солнца Хорс. С началом военных походов у славян все больше на первый план выдвигается бог грома и молнии Перун. Появляется особое отношение к погибшим воинам (погребальные костры, курганы и так далее). У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников: Коляда, день весеннего равноденствия, масленица, 1-2 мая отмечают появление первых весенних всходов, праздник Ивана Купалы и так далее. Многие из этих праздников сохранились и сейчас. В каждом доме у славян были идолы богов, так же существовал культ Шуров, небольших семейных идолов домов.
Вопрос о возникновение
государства у Восточных славян
традиционно связан с двумя проблемами.
1. Какое именно событие послужило
началом становления
Русь к 9 веку представляла собой конгломерат союзов крупных племен. У каждого племени был главный город, у некоторых военные предводители - князья. К 9 веку сложилась соседская община, существовало местное право, 2 ярких центра государственности: Киев и Приильменье. За счет своего удобного географического положения и защиты лесными массивами Киев развивается очень быстрыми темпами. Приильменье также развивалось быстро за счет торговли и различных промыслов. В Приильменье проживал целый конгломерат племен в том числе и не славянского происхождения, отсюда не исключено, что существовала межплеменная рознь, что могло явиться поводом призвать князя - «арбитра» со стороны. Летопись рассказывает о призвании варяг полулегендарно, но, возможно, это была необходимость, чтобы защитить славян от других варяжских дружин активно действующих на Руси.
Первые русские князья
Первым русским князем был Рюрик. В 862 году Рюрик сел править в Ладоге. Затем он основал Новгород. После смерти Рюрика в 879 году власть захватывает Олег, который правил от имени малолетнего сына Рюрика — Игоря. В 882 году Олег предпринимает поход на Киев. Он обманом выманивает киевских князей (Аскольда и Дира) из города и захватывает Киев. Под властью Олега образуется государство восточных славян во главе с варягами. Главный город Киев. Управление осуществлялось за счет сбора дани. Это было ещё пока протогосударство. Но некоторые государственные функции все же были. Олег отбил у хазар 2 славянских племени, северян и радимичей. Обеспечил безопасность торговых путей на Восток и на Балканы. Также Олег вел активные и успешные войны с Византией, целью которых был грабеж и обеспечение льгот для купцов. После смерти Олега власть перешла к сыну Рюрика Игорю (912-945), который продолжал политику Олега. Он вел войны с Византией, но в то же время с ней был заключен союз против Хазарии. При Игоре мы узнали, как производится сбор дани с подвластных земель: полюдье осуществлялось с осени до весны. С дома (семьи) собирали мед, воск, меха, лён. Фиксированной дани не было, и превышение полномочий Игоря привело к убийству его древлянами.
Дальше княжила жена Игоря княгиня Ольга (945-962). Она жестоко отомстила древлянам за убийство мужа. Ольга установила фиксированный размер дани и погосты — места её сбора. В 957 году Ольга заключила военный союз с Византией против Хазар и предположительно приняла личное крещение в Византии. Сын Игоря и Ольги — Святослав (962-972) был ярым язычником. Он проводил мощную внешнюю политику. Он подчинил себе княжество вятичей, разгромил Волжскую Булгарию и Хазарский каганат. Святослав, уходя на войну, послал в наиболее важные земли Руси своих сыновей. Так же Святослав предпринял ряд походов на Византию. После одного из которых по приказу Византии был убит печенегами.
2. Проблема славянского этногенеза
Корни происхождения того или иного народа теряются в глубокой древности. Многочисленные миграции, смешения, ассимиляции еще в большей степени затрудняют работу исследователя. В основу этнической классификации народов положены лингвистические различия между ними, т.е. язык. В раннем железном веке на территории нашей страны обитали народы разных языковых семей: индоевропейской, урало-самодийской, алтайской, кавказской.
Но как же выделились славяне из огромного индоевропейского массива? Вопрос этот архисложный. Для его решения необходим синтез различных наук. Так, языкознание установило, что славянский язык в семье индоевропейских принадлежит к числу молодых. Данные сравнительного исторического языкознания свидетельствуют, что в тот период, когда праславянский язык выделился из индоевропейского и стал развиваться самостоятельно, наиболее существенные связи он имел с балтским. Что касается влияния иранского языкового мира, то он затронул только часть славян. Славяне жили в Центральной Европе и находились в контакте, прежде всего, с протогерманцами и протоиталиками. Ко всем этим наблюдениям лингвисты добавляют и анализ лексики, обозначающей географические объекты, животных, растения. В целом языкознание локализует первоначальную территорию обитания славян где-то в бассейне реки Вислы.
К сожалению, очень мало может
дать такая наука, как антропология,
так как единый антропологический
тип, характерный для всего ареала
обитания славян, не сформировался. Зато
археология может оказать неоценимую
помощь. Для нее наиболее важно
установить генетическую преемственность
при смене одной