Проблема славянского энтогенеза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 11:48, контрольная работа

Описание работы

Проблема славянского энтогенеза

Содержание работы

Введение 3
1. Происхождение восточных славян 4
2. Проблема славянского этногенеза 9
3. Значение образования древнерусского государства 16
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по истории 1 сем..docx

— 51.91 Кб (Скачать файл)

Во всяком случае с IX в. мы уже имеем этногеографию восточного славянства, которую приводит древнерусский  летописец. Повесть временных лет сообщает нам о полянах, живших в Среднем Поднепровье в районе Киева, их соседях - древлянах, которые поселились в болотистом и лесистом Припятском Полесье. На северной оконечности восточнославянского мира жили словене ильменские, расселившиеся по берегам озера Ильмень; между Припятью и Западной Двиной жили дреговичи; соседями их были кривичи, огромный массив которых со временем распался на три ответвления: кривичей смоленских, полоцких и псковских, соседями полян со стороны степи были северяне, в бассейне реки Сож жили радимичи, а в бассейне Оки - вятичи. На самой южной оконечности восточнославянской территории, почти на побережье Черного моря поселились уличи и тиверцы. Долгое время историки не доверяли этой летописной географической схеме, но археология в начале XX столетия подтвердила ее. Помогли здесь... женские украшения. Оказалось, что один из наиболее распространенных типов женских украшений у восточных славян - височные кольца, различается по всей территории Русской равнины. Выяснилось, что определенные разновидности этих украшений совпадают с расселением того или иного восточнославянского "племени". Позднее эти наблюдения были подтверждены изучением и других элементов материальной культуры восточных славян.

Расселяясь по столь обширному  пространству, восточные славяне  сталкивались, входили в те или  иные отношения с народами, которые  населяли Восточную Европу до них  или пришли сюда в это же время. Известно, что балты жили вплоть до Москвы, о чем свидетельствует  изучение топонимики (географических названий), которые оказываются весьма устойчивыми и могут жить на протяжении столетий. Районы северо-востока были населены финно-уграми, а на юге издавна  обитали ираноязычные племена - потомки  уже известных нам сарматов. Военные  столкновения сменялись периодами  установления мирных отношений, шли  ассимиляционные процессы: славяне  как бы втягивали в себя эти  народы, но менялись и сами, приобретая новые навыки, новые элементы материальной культуры. Синтез, взаимодействие культур - важнейшее явление времени расселения славян по Русской равнине, прекрасно  иллюстрируемое данными археологических  раскопок.

Тюркскими племенами были хазары, которые во второй половине VII в. стали теснить болгар. Со временем они также оседают на землю, создают  свое раннегосударственное образование, которое охватило огромные территории Северного Кавказа, Нижнего Поволжья, Северного Причерноморья и частично Крыма. Центр Хазарского каганата, как стало называться это образование (хазарский правитель именовался каганом), находился в низовьях Волги. Этнических хазар-тюрок было не так много, основное же население составляли представители так называемой салтово-маяцкой культуры, которая состояла из представителей разноэтничного населения Восточной Европы, в том числе и славян. В основном население каганата было языческим, но хазарская верхушка приняла иудаизм. Часть восточнославянских племен, соседствовавших с границами (весьма расплывчатыми) каганата, должна была, по свидетельству летописи, выплачивать дань хазарам.

Грозная для восточных  славян опасность нависла и с  северо-запада. Скудная земля Скандинавского полуострова выталкивала в Европу большие отряды "искателей славы  и добычи, пенителей морей" - норманнов, которых называли на Руси варягами. Во главе отрядов стояли викинги ("берговые вожди"), происходившие  большей частью из знатных семей. Закаленные в боях и морских путешествиях, вооруженные эффективным оружием - секирой с остроконечным штыком, норманны были страшной опасностью для  многих стран Европы. Пик варяжских  набегов на Русь приходится на IX в.

В борьбе с варягами крепла военная организация славянского  населения, которая своими корнями  уходит в глубь веков. Как и  у многих других народов это сотенная система, когда каждое племя выставляло сотню воинов во главе с "сотским", а союз племен должен был, по всей видимости, выставлять тысячу, откуда и происходит должность "тысяцкого". Одним из военных руководителей был и  князь. Слово "князь" - общеславянское, заимствованное, по мнению лингвистов, из древненемецкого языка. Слово  это первоначально означало главу  рода, старейшину. Сведения о племенных  вождях-князьях сообщают нам иностранцы. Со временем, с ростом населения, племя, подразделявшееся на несколько родов, распадалось на ряд родственных  племен, которые образовывали племенной  союз. Такими племенными союзами, скорее всего и были летописные "племена" полян, древлян, дреговичей и т.д. Во главе этих союзов стояли вожди, возвышающиеся над вождями отдельных племен, входивших в союз (И. Я. Фроянов). Исторические свидетельства о подобных князьях содержит летописная легенда о Кие и его потомках, державших "княженье в полях". Такие княжения были и у других восточнославянских союзов племен. Князья отправляли и некоторые религиозные и судебные функции. В этом им помогал совет старейшин, или, как его часто называют древнерусские памятники - старцы градские (летописи употребляют термины "старейшины" и "старцы градские" как равнозначные). В летописных сообщениях старцы градские выступают в качестве полномочных руководителей общества, с которыми князья вынуждены были считаться. Даже во второй половине Х в., переломное время княжения Владимира, они еще участвовали в управлении и влияли на ход событий. Старцы-советники принимали участие в княжеской думе, княжеских пирах, которые выполняли важную социальную функцию - общения населения с князем. Старцие градские - племенная знать, которая занималась гражданскими делами.

В военных делах князю  помогала дружина. Она также зарождается  еще в недрах первобытнообщинного  строя, никак не нарушая доклассовой  социальной структуры. Дружина срасталась с князем и также как и князь исполняла определенные общественно полезные функции. Князь среди дружинников был не господином, а первым среди равных.

Еще одним важнейшим элементом  социально-политической структуры  было вече. Племенные веча - народные собрания - возникают в глубокой древности. О них писал еще  Прокопий Кессарийский, повествуя об антах и склавенах. Изучение древнейших свидетельств о вече свидетельствует  о том, что в нем участвовало  все население, включая знать. Народное собрание действовало непрерывно на протяжении IX-XI столетий, но со временем, по мере распада родоплеменных связей, оно активизировалось.

Эту триаду - князь, совет  старейшин и народное собрание - можно обнаружить во многих обществах, которые переживали архаическую  стадию развития. На какой же социально-экономической  базе основывалось общество восточных  славян в этот ранний период?

К IХ в. у восточных славян сложился комплекс социально- экономических и политических предпосылок для образования государства.     

Социально-экономические - родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, "соседской" общине. Произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли. Шёл процесс формирования социальных групп, выделились знать и дружина.

     Политические - появились большие племенные союзы, которые стали заключать между собой временные политические союзы. С конца VI в. известен союз племён во главе с Кием; арабские и византийские источники сообщают, что в VI- VII вв. существовала "Держава волынян"; новгородские летописи сообщают о том, что в IХ в. вокруг Новгорода существовало славянское объединение во главе с Гостомыслом. Арабские источники утверждают, что накануне образования государства существовали союзы больших племён славян: Куяба - вокруг Киева, Славия - вокруг Новгорода, Артания - вокруг Рязани или Чернигова.     

Внешнеполитические - важнейшим для образования и укрепления государств у всех народов было наличие внешней опасности. Проблема отражения внешней опасности у восточных славян стояла очень остро с самого появления славян на Восточно-европейской равнине. С VI в. славяне вели борьбу с многочисленными кочевыми племенами тюрок (скифы, сарматы, гунны, авары, хазары, печенеги, половцы и др.).     

Итак, к IХ в. восточные славяне своим внутренним развитием были готовы к образованию государства. Но завершающий факт образование государства восточных славян связан с их северными соседями - жителями Скандинавии (современные Дания, Норвегия, Швеция). В Западной Европе жителей Скандинавии называли норманами, викингами, а на Руси - варягами. В Европе викинги занимались разбоем и торговлей. Вся Европа трепетала перед их набегами. На Руси условий для морского разбоя не было, поэтому варяги в основном торговали и нанимались к славянам в военные дружины. Славяне и варяги находились примерно на одной ступени общественного развития - у варягов также происходило разложение родоплеменного строя и складывание предпосылок для образования государства.    

Как свидетельствует летописец  Нестор в "Повести временных лет", к IХ в. новгородцы и некоторые северные племена славян попали в зависимость к варягам и платили им дань, а южные племена славян платили дань хазарам. В 859 г. новгородцы прогнали варягов и перестали платить дань. После этого у славян началась междоусобица: они не могли придти к соглашению о том, кому же править ими. Тогда в 862 г. новгородские старейшины обратились к варягам с просьбой: прислать им на княжение кого-либо из варяжских предводителей. "Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами". На призыв новгородцев откликнулся варяжский конунг (предводитель) Рюрик. Так в 862 г. власть над Новгородом и его окрестностями перешла к варяжскому предводителю Рюрику. Случилось так, что потомки Рюрика смогли укрепиться у восточных славян в качестве предводителей.     

Роль варяжского предводителя Рюрика в русской истории заключается  в том, что он стал основоположником первой правящей династии на Руси. Всех его потомков стали звать Рюриковичами.      

После смерти у Рюрика остался  малолетний сын Игорь. Поэтому править  в Новгороде стал другой варяг - Олег. Вскоре Олег решил установить свой контроль над всем течением Днепра. Южным участком торгового пути "из варяг в греки" владели киевляне.     

В 882 г. Олег пошёл походом на Киев. Там в это время правили дружинники Рюрика Аскольд и Дир. Олег обманом выманил их за городские ворота и убил. После этого он смог закрепиться в Киеве. Два самых крупных восточнославянских города были объединены под властью одного князя. Далее Олег установил границы своих владений, обложил всё население данью, на подвластной ему территории стал следить за порядком и обеспечивать защиту этих территорий от вражеских нападений.     

Так было образовано первое государство восточных славян. 
 Позже летописцы начнут отсчёт времени "от лета Олегова", т.е. от того времени, когда Олег стал править в Киеве.     

Происхождение слова "русь". Со временем земли вокруг Киева, население Киева станут называть словом "русь". В исторической науке существует несколько версий по поводу происхождения этого названия. В настоящее время возобладала точка зрения, что так называлось варяжское племя, из которого происходил Рюрик. Позже это название закрепится за государством и за всеми восточными славянами.     

 

 

3. Значение образования древнерусского государства

 

Государство Русь, Киевская Русь (научное название Древнерусское  государство, Древняя Русь) по своему географическому положению сразу  заняло важное место в системе  европейских и азиатских государств. В это время в Западной Европе также происходил процесс образования  государств, хотя равные Руси по значению государства уже сложились. Русь развивалась как часть общемировой  цивилизации.

  • Но на дальнейший ход исторического процесса повлиял ряд следующих факторов:
    • суровый климат;
    • равнина, открытая со всех сторон;
    • сотни народов и народностей, находящихся на разной стадии развития;
    • отсутствие выхода к морю, необходимость которого становилась государственной потребностью;
    • отсутствие культурного наследия.

Славянофилы - представители  одного из направлений русского общества и философской мысли 40-50-х гг. XIX в., выступившие с обоснованием самобытного  пути исторического развития России, принципиально отличного от пути западноевропейского. Самобытность России, по мнению славянофилов, - в отсутствии в ее истории классовой борьбы, в русской поземельной общине и артелях, в православии как  единственно истинном христианстве.

Термин «славянофилы», по существу, случаен. Это название им было дано их идейными оппонентами  – западниками в пылу полемики. Сами славянофилы первоначально  открещивались от этого названия, считая себя не славянофилами, а «русолюбами» или «русофилами», подчеркивая, что  их интересовали преимущественно судьба России, русского народа, а не славян вообще. А.И.Кошелев указывал, что  их, скорее всего, следует именовать «туземниками» или, точнее, «самобытниками», ибо основная их цель состояла в защите самобытности исторической судьбы русского народа не только в сравнении с Западом, но и с Востоком.

Говоря о формировании русской нации, можно выделить два  исторических момента, сыгравших наиболее существенную роль в этом процессе. Речь идет, во-первых, о принятии христианства и, соответственно, построении культуры по греко-ближневосточному образцу  и, во-вторых, о постепенном смещении акцентов в сторону западноевропейской модели цивилизации как эталона образа жизни и развития экономики, политики, культуры. Такое смещение акцентов, начавшееся еще в допетровскую эпоху, получило наибольший расцвет в период царствования Петра I и с теми или иными отклонениями продолжается вплоть до сегодняшнего дня.

Славянофильская теория  – элемент русской духовной культуры XIX века и одновременно важный и необходимый этап ее развития, без которого не представим сложный и противоречивый процесс самоопределения отечественной культурной традиции.

Исходя из всего выше изложенного, следует считать основным тезисом  славянофилов – доказательство самобытного  пути развития России, точнее – требование «идти по этому пути», идеализация  главных «самобытных» учреждений –  крестьянской общины и православной церкви.

Информация о работе Проблема славянского энтогенеза