Проблема средневековых ересей в художественной кинематографии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Характеристика содержания ересей может быть только конкретно- исторической, так как ереси в период формирования христианства существенно отличаются от ересей IV—VII вв., а последние — от учений XI—XIII вв., не говоря уже о ересях эпохи Реформации. Вместе с тем можно выделить и некоторые общие черты. Для всех ересей идеал — раннее христианство, только более умеренные из них ограничивались целями переустройства религиозно-церковной жизни, а более радикальные — всех сфер жизни общества. Ереси возникают в центрах интеллектуальной жизни своего времени, которые совпадают с центрами развития ремесла и торговли, а значит и социально-политической жизни.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

В 1411 году архиепископ Збинек прямо  обвинил Гуса в ереси. Это обвинение  бросило тень на университет и  на короля Вацлава IV, который оказывал поддержку Гусу. Вацлав назвал заявление Збинека клеветой и приказал конфисковывать владения тех священников, которые распространяли эту «клевету». Збинек бежал в Венгрию.

В 1412 году антипапа Иоанн XXIII начал  продажу индульгенций, так как  хотел организовать поход против другого антипапы Александра V. Гус выступил как против индульгенций, так и против права иерархов христианской церкви поднимать меч на их врагов. Иоанн XXIII наложил на Гуса проклятие и интердикт. Чтобы не подвергать интердикту всю Прагу, Гус уехал в Южную Чехию, где шляхта не подчинялась решениям папы, где продолжил открыто критиковать церковную и светскую власть.

В 1414 г. Гус был вызван на Констанцский собор, имевший целью объединить Римскую католическую церковь и  прекратить Великий западный раскол, который к этому времени уже привёл к троепапству. Причем император Сигизмунд обещал Гусу личную безопасность. Однако, когда Гус прибыл в Констанц и получил охранную грамоту, оказалось, что Сигизмунд дал ему обычную подорожную грамоту. В присутствии папы (впоследствии признанного антипапой) Иоанна XXIII и членов Собора против Гуса выдвинули обвинение в ереси и организации изгнания немцев из Пражского университета. Ян Гус прибыл в Констанц в ноябре 1414 года, а в декабре он был арестован и заключен в одной из комнат дворца. Когда некоторые друзья Гуса обвинили Собор в нарушении закона и императорской клятвы о безопасности Гуса, папа ответил, что он лично ничего никому не обещал и не связан обещанием, которое дал император. Когда же императору Сигизмунду напомнили о данном им обещании, он отказался вмешиваться и защищать Гуса. Это принесло ему много неприятностей впоследствии, когда в 1419 г. он стал королем Чехии и был вовлечен в опустошительные Гуситские войны. Поначалу Гус отказывался говорить на допросах, и чтобы он начал говорить, ему зачитали смертный приговор, который можно было сразу же привести в исполнение, если Гус не будет защищаться. Вскоре Иоанн XXIII бежал изКонстанца, так как собор потребовал его отречения. Это ещё сильнее ухудшило положение Гуса, который раньше содержался относительно почётно как пленник папы, а теперь был предан констанцскому архиепископу, который посадил его на хлеб и воду.

8 мая 1415 года моравская шляхта  направила Сигизмунду петицию  с требованием освободить Гуса  и дать ему слово на соборе. 12 мая такой же протест выразил сейм Чехии и Моравии, а позже чешское и польское дворянство, находившееся в Констанце. Чтобы удовлетворить их, Сигизмунд организовал слушание дела Гуса на соборе, которое проходил с 5 по 8 июня. После вынесения смертного приговора Гусу, Сигизмунд и архиепископы много раз приходили к Гусу с просьбой, чтобы он отрёкся от своих убеждений, но он этого не делал.

1 июля Ян Гус направил собору  послание, в котором окончательно  отказался отречься от своих  убеждений. 6 июля 1415 г. Ян Гус, отказавшийся отречься от своих «заблуждений», по приговору собора был сожжён на костре. (8)

Смерть Гуса стала одним из поводов Гуситских войн, которые вели его сторонники (гуситы) против Габсбургов и их сторонников. В движении гуситов происходит раскол на почве несовпадения основных идей и дальнейших целей: радикальные гуситы («табориты»)требовали религиозной реформы; умеренные гуситы («чашники») перешли на сторону католиков.

Для того чтобы разобраться в  различиях взглядов двух ответвлений  гуситского движения, рассмотрим основные положения их идеологий.

Таборитами являлись представители  революционного антифеодального крыла  Гуситского революционного движения. К «общине таборской» (отсюда название — табориты) принадлежали разнородные  социальные элементы — широкие слои крестьянства, городская беднота, низшее духовенство, ремесленники, часть мелкого дворянства.

Определяющей в таборитстве (особенно в первый период движения) была революционная  антифеодальная крестьянско-плебейская идеология, в основе которой лежало хилиастическое учение о «царстве божьем на земле» — «царстве» всеобщего равенства и социальной справедливости.

Левое крыло составляли пикарты, выступления  которых встречали оппозицию  умеренных таборитов, выражавших интересы главным образом зажиточного крестьянства и состоятельных горожан. Несмотря на разногласия, табориты оставались основной военной силой восставшей Чехии.

Табориты создали полевое войско, которое руководствовалось боевым уставом Я. Жижки, разработали передовую  для того времени военную тактику, предусматривавшую манёвренность, применение боевых возов и артиллерии. Войско таборитов (предводительствуемое Микулашем из Гуси, Жижкой, Прокопом Великим) разгромило 5 крестовых походов, организованных реакцией против гуситов. Вместе с «сиротами» (так называли себя после смерти Жижки войска, бывшие под его непосредственным командованием) табориты совершили серию походов за пределы Чехии. (7)

Идеалом таборитов была демократическая  республика. Они отрицали всякую иерархию, как духовную, так и светскую. Основой их общественной организации была община, причем у них строго различались общины военные и семейные; обязанностью первых было исключительное занятие военным делом, вторых — ремесла, сельское хозяйство и доставление всего необходимого для войны.

Табориты стремились к уничтожению  господства немцев и к установлению полной самостоятельности и независимости  чешского элемента. Низший класс чешского народа крестьяне, мелкие мещане, составившие  главный контингент таборитов,—  были пропитаны ненавистью к католическому духовенству, которое, проповедуя милосердие и любовь к ближнему, эксплуатировало этого «ближнего» немилосердно.

Духовенство жило в роскоши  и богатстве, а народ был обложен  большими податями и налогами. Пражскому архиепископству, например, принадлежало до 900 сел и много городов, из которых иные равнялись по величине и благосостоянию городам королевским. Привилегии духовенства достигли таких размеров, что даже короли подумывали об их ограничении.

Неудивительно, что при первом призыве со стороны вожаков радикальных таборитов массы народа двинулись на гору Табор — главный оплот таборитов.

Никакие угрозы со стороны  властей и господ не могли удержать этого движения. Многие бросали свое имущество или продавали его  за бесценок, сжигали свои дома, расторгали общественные и семейные связи.

Угнетенный народ находил  утешение в новом учении, основанном исключительно на Священном Писании. Ему говорили на родном языке об евангельской простоте и любви, о  равенстве, о братстве. Религия в этой форме переставала быть для народа непонятным абстрактным учением, а делалась реальным воплощением божественной любви и милосердия.

Но, существующие противоречия таборитов с бюргерско-рыцарским  лагерем (так называемыми чашниками) привели к открытой войне между ними. В ряде битв (1423, 1424) чашники были разбиты. 30 мая 1434 войско таборитов потерпело поражение от объединённых сил чашников и феодально-католического лагеря в сражении при Липанах; отдельные отряды таборитов продолжали борьбу до 1437, когда пала их последняя крепость Сион.

Что касается отношения  таборитов к католической церкви, можем сделать вывод о том, что авторитетом для них служило  лишь Священное писание. Умеренные  табориты в целом не отрицали авторитет  церкви, скорее относились к ней с пренебрежением, требуя лишь ее удешевления, отмены церковных таинств, пышного католического культа.

Более радикальное крыло  отрицательно относилось к католической церкви. Отрицали все христианские святыни и обряды.

Теперь рассмотрим идеи противостоящего таборитам движения чашников. Чашники или, как их еще называли, каликстинцы являлись представителями умеренного крыла в Гуситском революционном движении 1-й половины 13 в. в Чехии.

Программа чашников, отражала интересы средних слоев городского населения, мелких и части крупных чешских феодалов; сформулирована в Пражских статьях 1420. Чашники требовали права причащения всех верующих (как мирян, так и духовенства) «под обоими видами», не только хлебом, но и вином (последнее в католической церкви ‒ привилегия духовенства), стремились к ликвидации засилья в Чехии немецких феодалов и немецкого городского патрициата, добивались секуляризации церковных земель, свободы проповеди в духе гусизма. (7)

Итак, заметим, что против самого института католической церкви чашники не выступали, но стремились к изменению в обрядах. В целом их цели носили довольно либеральный характер.

Важно отметить и такое  протестанское течение как анабаптизм,отделившееся во времена Реформации от главных  течений протестантизма.

Начало анабаптизма  относится к 1525, когда небольшая  группа верующих в Цюрихе под предводительством  Конрада Гребеля отошла от последователей Цвингли. В основанных ими общинах они придерживались апостольских правил: во главе их стояли пресвитеры , они придерживались принципов непротивления злу, общности имущества, обличали согрешивших братьев. Планы реформаторов завоевывать для протестантизма кантоны путем постепенных политических шагов, предпринимаемых магистратами, анабаптистами не признавались; они предлагали создавать свободные церкви услышавших благую весть, уверовавших и крестившихся. Жестоко преследовавшиеся церковными и светскими властями эти, как их называли, Швейцарские братья нашли отклику простых людей в германоязычных странах.

Анабаптисты– перекрещенцы, создававшие добровольные религиозные  сообщества на основе ревностного соблюдения новозаветных установлений. Социальной базой анабаптизма были городское плебейство, крестьянство, радикальные слои бюргерства. Пестрота социального состава предопределила неоднородность социально-политических и религиозно-догматических устремлений движения анабаптистов.

Общим в системе их взглядов было: отрицание крещения детей и требование вторичного крещения (в сознательном возрасте) при вступлении в анабаптистские общины; отрицание всякой церковной организации и иерархии, икон, таинств; отрицание необходимости каких-либо духовных и светских властей, отказ платить налоги, нести военную службу, занимать общественные должности; осуждение богатства и социального неравенства и призыв к введению общности имуществ; вера в установление тысячелетнего «царства Христова» на земле (хилиазм) как строя социальной справедливости и др.

На первых порах руководители и основные группы анабаптистов отрицали энтузиастические пророчества и  насилие, равно как и современные  им молитвы и символы веры, поддерживаемые вековыми традициями.

Анабаптисты – настоящие  бунтовщики. В качестве руководящей модели анабаптисты избрали раннехристианскую церковь.

Заканчивая рассматривать  еретические движения данного периода, сделаем небольшие выводы. Итак, ереси развитого средневековья  в XIV—XV веках становятся явлением повсеместным, дифференцируются, наполняются все более глубоким социальным и нравственно-философским содержанием.

Напротив, именно Западная Европа стоит на пороге Реформации, когда будет «сломлена духовная диктатура папства» и около половины западных христиан отпадет от римско-католической церкви. Решительные реформаторские расчеты с Римом сделаются неотвратимыми по мере развития в недрах феодализма зачатков капиталистического производства и разложения патриархально-средневековых отношений, на которые опиралась вся система традиционных институтов господства.

Реформационная идеология  имела долгую предысторию. Ее провозвестия мы находим уже в народных ересях XII века (прежде всего у лионского  проповедника Петра Вальда).

Английский священник, профессор Оксфорда Джон Уиклиф (1320—1384) и национальный герой Чехии, ректор Пражского университета Ян Гус (1371—1415) были обвинены в ереси. Они провозгласили такие существенные принципы коренной церковной реформы, как уравнение в правах мирян с духовенством, секуляризация церковных имуществ, упразднение большинства таинств и обрядов, отмена монашества. Они были строго преследуемы и караемы за свои взгляды.(6)

 

 

Отражение средневековой ереси в кинематографе.

На мой взгляд, в кинематографе нет подробного, детального отражения еретических течений, что были в средневековой Европе. (Имеется ввиду кинематограф художественный, а не документальный).

Вот список художественных фильмов, в которых затрагивается  данная тема.

Молот ведьм. Чехословакия, 1969 год,

Инквизитор: Колодец и  маятник. США, 1991 год.

Страшный суд. Великобритания, 2006 год.

Палач. Германия, 2006 год.

Суровое испытание. США, 1996 год.

Великий инквизитор. Великобритания, 1968 год.

Еретик. Италия, 2006 год.

В большинстве этих фильмов  больше затронута тема инквизиции, нежели самой ереси. Редко упоминается принадлежность еретика к какому либо конкретному движению. Я считаю, что ересь, как явление социальное, в них не рассмотрена. Жертвами инквизиции в большинстве фильмов выступают невинные люди, случайно попавшие под суд, подозреваемые в колдовстве или ведьмовсте, а не идейные еретики, т.е представители тех или иных философских течений.

В этом плане, некоторым  исключением можно считать фильм  «Страшный суд», главные герои  которого – марраны (термин конца 14-15 века, которым население Испании и Португалии называло евреев, принявших христианство и их потомство, независимо от степени добровольности обращения (10) ).

Не считая одного, все  фильмы из этого списка не основываются на реальных исторических персонажах или действиях. Тут выделяется итальянский фильм «Еретик» (L'eretico) основанный на биографии Чекко Д'Асколи. Чекко Д'Асколи - итальянский поэт и ученый, живший в конце XIII и в начале XIV столетий, автор дидактической поэмы "L'Acerba" (в этом названии заключается намек на трудность усвоения истины или, может быть, на трудность понимания самой поэмы, изобилующей темными местами) и комментария к астрономическому трактату Giovanni da Sacrobuono. Первое из этих сочинений представляет род энциклопедии средневековых знаний, написанной шестистрочными строфами (видоизменением терцин), сухим и бесцветным языком, с примесью диалектических особенностей. Здесь излагаются сведения по астрономии, метеорологии, антропологии, говорится о добродетелях и пороках (в связи с небесными явлениями), о любви (согласно теории Гвидо Гвиничелли), о животных (с моральным истолкованием их свойств, как в бестиариях), также разнообразные сведения по естественной истории и психологии. Среди обычных средневековых заблуждений попадается несколько научных истин. Автор намеревался затмить поэму Данте, наполненную, по его мнению, нелепыми вымыслами и ненужными аллегорическими прикрасами. Его собственная поэма чужда всего этого, но совершенно лишена всякого поэтического достоинства. Ч. усердно занимался астрологией; это обстоятельство послужило, может быть, поводом к обвинению его в ереси со стороны инквизиции. В 1324 г. он был допрошен инквизитором и присужден к суровому покаянию, с лишением права преподавания в Болонском унив. В 1327 г., находясь во Флоренции в качестве астролога герцога Карла Калабрийского, Ч. был снова вызван в суд инквизиции по обвинению в ереси и сожжен 16 сентября 1327 г. Той же участи подверглись его сочинения, хотя в них нет никаких еретических мнений. По смерти Ч. сделался героем народных легенд, являясь в них в качестве могучего чародея.

Информация о работе Проблема средневековых ересей в художественной кинематографии