Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2015 в 05:47, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение проблем женского образования в истории педагогики.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю становления женского образования на Руси;
2. Выявить противоречия женского образования XIX в;
3. Охарактеризовать проблемы получения профессионального и высшего образования в России XIX в;
4. Выявить основные тенденции развития женского образования в ХХI веке.
Введение................................................................................................3
Глава 1. История технологий женского образования в мире.............5
1.1. Становление женского образования на Руси................................5
1.2. Противоречия женского образования в России XIX в...............8
1.3. Проблемы женского профессионального образования в России XIX в……………………………………………………………………………...12
1.4. Проблемы получения высшего образования в дореволюционной России..............................................................................................................16
Глава 2. Технологии женского образования в ХХI веке.....................20
Заключение............................................................................................23
Список использованной литературы..................................................25
Содержание
Введение......................
Глава 1. История технологий женского образования в мире.............5
1.1. Становление женского образования
на Руси..........................
1.2. Противоречия женского образования в России XIX в...............8
1.3. Проблемы женского профессионального
образования в России XIX в……………………………………………………………………………
1.4. Проблемы получения высшего
образования в дореволюционной России........................
Глава 2. Технологии женского образования в ХХI веке.....................20
Заключение....................
Список использованной литературы....................
Введение
В начале 21 века все области нашей жизни претерпели качественные изменения. Конечно же, эти изменения коснулись воспитания и образования молодого поколения нашей страны.
Поскольку современная педагогика отличается инвариативностью и гуманизмом, то возникли предпосылки возникновения мужских и женских школ. Следует отметить, что это обуславливает более широкий выбор способ образования подрастающего поколения. На фоне создавшихся изменений имеет смысл более глубоко вникнуть в историю раздельного обучения мальчиков и девочек в нашей стране.
В Конституции образование закреплено как одно из прав человека. Также образование является одним из средств, которые помогают достичь равенства и мирного развития. Дело в том, что предпосылками к началу получения женщинами образования послужило то, что отношения между мужчинами и женщинами были неравноправны. Для выравнивания этих отношения было создано женское образование.
Отношение к образованию женщин долгое время было противоречивым. Причиной этому служило то, что по устоям общества женщина должна была находиться дома, где главой был отец или муж. Из-за подобного отношения и появились некоторые проблемы в женском образовании.
Актуальность данной проблемы все сильнее начинает проявляться в процессе вовлечения женщин в процесс производства.
Исследованию женского образования в разное время уделялось большое внимание.
Изучая данную проблему, я ознакомилась с трудами исследователей советского периода. Это Н.А. Зиневич, В.П. Лапчинская, К.И. Львов, Н.И. Молодых, Ф.Ф.Шамахов. Их работы явились основательной базой для последующих исследований проблем женского образования.
Среди современных исследований по проблеме женского образования следует отметить следующие работы: Модзалевского Л.Н. «Очерк истории воспитания иобучения с древнейших времен до наших дней» [11], Евстратова А. И., НиконовИ. И. «Развитие высшего женского образования в России в ХIХ веке» [6],Москалева М. Ю. «К вопросу о концепции женского образования в России вовторой половине ХIХ — начале ХХ века»[12], Пушкарева Н. Л. «Первые российскиеженщины-ученые», Симонова М.В. «Проблема женского образования во второйполовине XIX века [17].
Замечательна в этом плане книга Юровской Э.П. «Проблема женского образованияв России XVIII в. и педагогические идеи Дж.Локка» [29], в которой наиболее полно раскрываются проблемы начального, среднего и высшего образования женщинв дореволюционной России.
Исследованию отношения к женщине
в мире и к женскому образованию в частности
посвящены работы Лабутина T.Л. «Ранние
английские просветители о роли и местеженщин
в обществе» [30], Рябова Т.Б. «Женщина в
истории западноевропейскогосредневеков
Цель курсовой работы – изучение проблем женского образования в истории педагогики.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю становления женского образования на Руси;
2. Выявить противоречия женского образования XIX в;
3. Охарактеризовать проблемы получения профессионального и высшегообразования в России XIX в;
4. Выявить основные тенденции развития женского образования в ХХI веке.
Глава 1. История технологий женского образования в мире
1.1. Становление женского образования на Руси
Первые сведения об обучении девочек в России относятся к 11 в. В 1086 годуАнна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве. Дочь полоцкого князя Ефросиния в основанных ею монастырях обучала не только монахинь, но женщин-мирянок. В первой половине 16 века митрополит Данил в своих поучениях говорил, что обучениенеобходимо не только монахам, но мирянам - «отрокам и девицам» [1,29].
На Руси учебные заведения именовались училищами: слово школа вошло в обиход начиная с XIV века. Уже в первой половине XI века нам известны дворцоваяшкола князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым вНовгороде в 1030 году. Содержание образования, как и в учебных заведенияхЗапада, составляли восходящие к античности семь свободных искусств:
грамматика, риторика, диалектика (так называемый тривиум), арифметика,геометрия, музыка и астрономия (так называемый квадривиум). Особые школысуществовали для обучения грамоте и иностранным языкам; в 1086 году в Киевебыло открыто первое женское училище. По образцу киевской и новгородской придворах русских князей открывались и другие школы – например, в Переяславле,Чернигове, Суздале школы создавались при монастырях [11,23].
Официальной точкой отсчета становления женского образования принято считать 5 мая 1764 г., когда последовал указ Екатерины II Сенату о воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском монастыре, который вскоре стал известен как Смольный монастырь, а в документах именовался «Воспитательным обществом благородных девиц». Воплощались в жизнь просветительские планы императрицы и ее окружения «преодолеть суеверие веков, дать народу своему новое воспитание и, так сказать, новое порождение». Мечта Екатерины II и И. И. Бецкого создать новую породу людей не осуществилась. Но зато в корне изменилось представление общества о назначении женщины. А. В. Никитенко писал о том, что Екатерине Великой «Россия обязана пониманием высокого значения женщины и превращением ее из куска сладкого мяса или пирога, начиненного физическими восторгами, в существо мыслящее, благородное, в великое орудие народного перерождения и очеловечения».
Однако еще до учреждения Смольного института «женщины у нас учились и даже учили; они учились и учили в частных пансионах, в семьях, еще раньше в теремах и монастырях», - сообщала Е. О. Лихачева в «Материалах для истории женского образования в России (1086 -1799)». Автор данного «почтенного труда» признала, что скудость и недостаточная достоверность материалов, касающихся XI - XII вв., не позволяет нарисовать яркую картину женского образования этого периода. И все же есть основания полагать, что вплоть до XVII в., «образование мужского и женского пола шло у нас более или менее рука об руку», потому что под образованием понималась грамотность и начитанность в божественных книгах.
Разумеется, разница в образовании мужчин и женщин существовала с самого начала распространения просвещения в Древней Руси, что обусловливалось специальными целями. Женщины не могли быть ни священниками, ни подьячими, ни приказными, и уже поэтому число даже просто грамотных между ними должно было быть меньше. Тем не менее, «на каком бы низком уровне ни стояло у нас тогда общее просвещение, женщины по отношению к этому общему просвещению находились совершенно в таких же условиях, как и мужчины. Для них существовали те же способы приобретения и расширения знаний, какие находились в распоряжении у всего русского народа».
Мальчики и девочки учились грамоте у «мастеров» и «мастериц», а высшее, по тому времени, образование, особенно со второй половины XIV в., сосредоточивалось в монастырях. Женщины же из богатых семей занимались чтением в теремах: «устав каждодневной жизни требовал чтения как душеспасительного подвига». Происшедшее со второй половины XVII в. изменение содержания образования (изучение латинского языка и элементов светской науки: грамматики, риторики, арифметики) коснулось и женщин: так, царевна Софья усвоила «чуть ли не все науки, с которыми явились в Москву западнорусские ученые». Тогда же впервые обозначилось различие между мужским и женским образованием: основанная в Москве в 1687 г. Славяно-греко-латинская академия, в которой преподавались «семь свободных наук», предназначалась только для учащихся мужского пола.
В царствование Петра I это различие усилилось: император обращал внимание только на образование мужчин. Несмотря на то, что Петр I ничего не сделал в прямом смысле для женского просвещения, вся его реформаторская деятельность сильно сказалась и на последнем. Отмена затворничества уничтожила многие патриархальные обычаи, поощрение браков с иностранцами, а главное, любовь Петра к образованным людям отразились и на образовании женщин, которое за его царствование значительно продвинулось вперед. Понятно, что это было чисто внешнее, атрибутивное образование: знание этикета, иностранных языков, умение танцевать. При Петре I появились школы, в которых могли обучаться и девочки, например, в Москве при лютеранской церкви в немецкой слободе и в С.-Петербурге при церкви Св. Петра. При Петре I был принят указ, касающийся женского обучения при монастырях. Этот указ, датированный 24 января 1724 г., предписывал монахиням воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек, сверх того, обучать рукоделию. «Таким образом, монастыри были единственными женскими воспитательными заведениями, о которых в течение всей нашей истории, до императрицы Екатерины II, было упомянуто в законодательном акте».
В годы правления Елизаветы Петровны, указом 1754 г., предписывалось обучать женщин «бабичьему делу» в акушерских школах Москвы, С.-Петербурга, а затем и в провинциальных городах. В это же время появились частные пансионы, в некоторых из них учились мальчики и девочки вместе. Родители, хотя и немногие, стремились дать детям, в том числе и девочкам, хорошее образование: обучали их иностранным языкам и развивали у них вкус к чтению книг. Так, княгиня Е. Р. Дашкова владела четырьмя языками, занималась музыкой, танцами, рисованием, много читала. Она, конечно, была исключением и в течение очень долгого времени оставалась единственной русской женщиной, имевшей европейское образование. В эпоху Екатерины II было сделано для образования вообще и для женского в особенности несравненно более, чем в прежнее время. В год ее смерти (1796), кроме воспитанниц Смольного института (с двумя отделениями: для дворянских и для мещанских девиц), обучалась еще 1121 девушка в народных училищах разных губерний. «За все же время существования училищ в столице (1781) и по губерниям (с 1786) всех учившихся в народных школах девочек показано за все 16 лет 12595».
Безусловно, такая постановка женского образования и такой ничтожный в количественном отношении его результат для огромной Российской империи свидетельствовали о том, что правительство совершенно не понимало, какое значение имеет «просвещение и воспитание женщины, этой главнейшей и могущественнейшей силы для улучшения нравов семейных и общественных», - как писал впоследствии А. Н. Страннолюбский.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что женское образование в России формировалось достаточно длительное время.
1.2. Противоречия женского образования в России XIX в.
В первой половине XIX в. заметных улучшений в сфере женского образования не произошло. Хотя можно отметить, что, по примеру «Воспитательного общества благородных девиц», подобные средние женские учебные заведения стали возникать в других городах империи. Затем уставами учебных заведений от 5 ноября 1804 г. и от 8 декабря 1828 г. разрешено было открытие женских приходских училищ - учебных заведений с элементарным курсом обучения. Они «учреждались весьма медленно, так как сознание в необходимости женского образования очень поздно проникло в те слои общества, для которых эти заведения были предназначены».
Женские училища предназначались в основном для девочек городских сословий «среднего достатка». Согласно «Положению», женские училища делились на два разряда - шестигодичные и трехгодичные. В училищах первого разряда преподавались закон божий, русский язык, арифметика, основы геометрии, география, общие сведения из естественной истории и физики, всемирная и русская история. Желающих, кроме того, обучали за дополнительную плату чистописанию, рисованию и рукоделию, иностранным языкам (французскому и немецкому), танцам, музыке, пению. В училищах второго разряда воспитанницам преподавали закон божий, краткую грамматику русского языка, сокращенную русскую историю, географию, начала арифметики, чистописание и рукоделие. Училища обоих разрядов преследовали одну и ту же цель: «сообщить ученицам то религиозное, нравственное и умственное образование, которого должно требовать от каждой женщины, в особенности же от будущей матери семейства».
После издания «Положения» 30 мая 1858 года женские училища были открыты во многих городах - Вологде, Тотьме, Усть-Сысольске, Твери, Самаре, Моршанске, Ржеве, Чернигове, Туле, Смоленске, Нижнем Новгороде и др. Инициатива их открытия принадлежала местным обществам. К 1865 году в России насчитывалось уже 176 женских училищ.
В 1858 году по инициативе инспектора Павловского женского института Н.А. Вышнеградского ведомства учреждений императрицы Марии открыло в Петербурге первое женское училище для приходящих учениц, названное мариинским. В училище принимались девочки от 9 до 13 лет всех сословий, за исключением крепостных. Однако большинство поступивших принадлежало к господствующим классам. Из 162 принятых в 1858 году 97 были дочерьми дворян и чиновников (около 70%), 20 из купеческих семей (14%), 12 - дети духовенства (8%), 10 - из мещан (7%) и только одна крестьянка (менее 1%). Примерно такое же процентное соотношение состава учащихся в учебных заведений этого ведомства сохранялось и позже.