Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2015 в 05:47, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение проблем женского образования в истории педагогики.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю становления женского образования на Руси;
2. Выявить противоречия женского образования XIX в;
3. Охарактеризовать проблемы получения профессионального и высшего образования в России XIX в;
4. Выявить основные тенденции развития женского образования в ХХI веке.
Введение................................................................................................3
Глава 1. История технологий женского образования в мире.............5
1.1. Становление женского образования на Руси................................5
1.2. Противоречия женского образования в России XIX в...............8
1.3. Проблемы женского профессионального образования в России XIX в……………………………………………………………………………...12
1.4. Проблемы получения высшего образования в дореволюционной России..............................................................................................................16
Глава 2. Технологии женского образования в ХХI веке.....................20
Заключение............................................................................................23
Список использованной литературы..................................................25
В том же 1858 году открылось еще 3 мариинских женских училища в Петербурге, одно - в Твери, а через год - в Вышнем Волочке и Саратове. Всего до конца века было открыто 31 училище, из них 6 - в Москве, 11 - в Петербурге, остальные - в западных губерниях.
Передовые педагоги во главе с Вышнеградским стремились не только дать воспитанницам училищ общее образование, но подготовить их к участию в общественной деятельности. В связи с тем, что по окончанию училищ воспитанницы получали звание домашней наставницы, по инициативе Вышнеградского в 1860 году при Петербургском мариинском училище был открыт педагогический одногодичный класс, через три года преобразованный в двухгодичные педагогические курсы для подготовки учительниц и воспитательниц. Курсы имели два отделения: естественно-математическое и гуманитарное. К обучению допускались не только выпускницы женских училищ, но и окончившие институты благородных девиц и т.п. Эти курсы положили начало женскому педагогическому образованию в России [14,c.39].
Период общественного подъема 60-х годов, вынудивший царское правительство пойти на известные уступки общественной инициативе в области образования вообще и женского в частности, сменился эпохой реакции. Еще в 1864 году специальным циркуляром было предписано преподавать естественные науки «не иначе, как с всегдашним указанием на премудрость божию как естественный источник блага». На педагогических курсах при мариинских гимназиях анатомия и физиология были исключены из преподавания.
Таким образом, к середине XIX в. в России сложилась следующая система женского образования: приходские училища, частные пансионы, институты и несколько училищ, возникших в некоторых населенных пунктах страны на местные средства и руководствовавшихся особыми положениями. Эти учебные заведения не могли удовлетворить потребности в женском образовании, особенно для средних классов населения. Как писал В. Биншток: «Действительно, женские институты, обязанные своим существованием и успехами высоким попечением Августейшего Дома, предназначены были для сословия дворян, офицеров и чиновников, причем и из лиц этих категорий доступны были далеко не всем. Приходские женские училища недостаточны были по своему низкому курсу. Наконец, частные пансионы существовали не везде, да и там, где находились, оказывались слишком дорогими для большинства родителей среднего состояния» [6,c.64].
По мнению современного западного историка Рошель Дж. Ритгалда, "Россия в то время была пионером в вопросах женского образования, политическогоравноправия женщин, а также женских организаций" [30,13].
В конце 19 в. получило развитие среднее специальное женское образование - сельскохозяйственное, коммерческое, техническое и др. Педагогическоеобразование женщин осуществлялось в пепиньерских классах и педагогических классах женских институтов. Первые педагогические курсы были созданы Вышнеградским в 1863. Педагогические классы открывались при министерскихМариинских частных гимназиях и епархиальных училищах. Создавались женскиешколы и семинарии земствами и частными лицами. В конце 1860-х гг. женское образование стало на твердую почву. Девушки,окончившие курс в гимназиях, могли даже преподавать в младших классах, но неимели возможности получения высшего образования. Между тем молодые учительницы скоро почувствовали большие пробелы в своих познаниях и поняли,что гимназия — только начало, а не конец ученья [6,c.289].
Безусловно, XIX век обнаружил множество проблем в женском образовании, основной из которых являлось его устройство по сословному принципу,оторванность от жизни, косность, иноязычность обучения, пренебрежение к русской культуре.
И все же несмотря на противоречия, в XIX веке были сделаны значительные успехи в области женского образования.
1.3. Проблемы женского профессионального образования
в России XIX в.
Вопрос о женском профессиональном образовании был выдвинут в России в конце XIX века, когда вовлечение в производство большого количества женщин потребовало некоторой их предварительной профессиональной подготовки.
Еще в 1888 году при Министерстве народного просвещения была учреждена комиссия по вопросам женского профессионального образования. Комиссия разработала «Положения о двух типах женских профессиональных школ». Предполагалось, что в школах первого типа будет установлен семигодичный срок обучения. В первых пяти классах должны были изучаться общеобразовательные предметы, а в двух последних - специально ремесленные. В школах второго типа срок обучения ограничивался четырьмя годами, причем преподавание общеобразовательных и специальных предметов проводилось на всех курсах.
Организация этих школ не была осуществлена. Лишь в 1900г. при отделении «Ученого комитета по техническому и профессиональному образованию Министерства народного просвещения» был создан специальный отдел для руководства уже существующими тогда немногочисленными женскими профессиональными учебными заведениями.
К началу ХХ века (1901г.) во всей России насчитывается только 129 небольших женских профессиональных школ, в которых было 9920 учащихся [12, c. 140]
Как отмечает А.И. Рослякова, «отсталость женского профессионального образования отмечалась даже правительственными органами» [12,c. 151]. Так, в объяснительной записке к проекту закона о женских профессиональных учебных заведениях, представленного Министерством народного просвещения в Государственную Думу 18 февраля 1914г. говорилось: «Женское профессиональное образование в России не организовано и развито в весьма недостаточных размерах. Законоположения, касающиеся народного просвещения, не предусматривают ни общих руководящих начал, ни способов для распространения и правильной постановки сего образования. Существующие в значительном числе учебные заведения для профессионального образования женщин обязаны своим учреждением преимущественно частной инициативе: открываясь и развиваясь без определенного плана, они остаются не объединенными и, в большинстве случаев, не имеют ни ясно выраженной цели преподавания, ни твердо установившегося учебного курса, ни соответствующей организации, ни прав, ни преимуществ» [11, c. 2].
Подавляющее большинство женских профессиональных школ и курсов обучало белошвейному, вышивальному, вязальному, кружевному, портновскому и некоторым ремеслам, считавшимися тогда в России женскими профессиями.
Проблемами женского профессионального образования в царской России занимался известный педагог и историк И.Н. Михайлов. Он полагал, что женское профессиональное образование в России было обусловлено потребностями самой жизни и распространялось преимущественно по частной инициативе. Школы организовывались неудачно, потому что учредительницы брали за основу лишь свои личные, субъективные взгляды на женское профессиональное образование.
И.Н. Михайлов подразделял женские профессиональные школы на четыре разряда или категории:
1) Профессиональные школы. По уровню
образования они приближались
к женским прогимназиям, но в
них усиленно преподавались
белошвейное дело, вышивание, изящное рукоделие, изготовление одежды и т.д.
2) Специальные школы, классы, курсы
(при гимназиях и прогимназиях)
3) Женские профессиональные
4) Школы, в которых преподавались
различные ремесла, рисование, иногда
счетоводство и черчение и
при поступлении требовалось
знание курса только начальной
школы. В этих школах
Отдельное, но немаловажное значение представляли учебные мастерские. Они существовали иногда отдельно, самостоятельно, но чаще при профессиональных школах. В них ученицы приучались непосредственно к ремеслу.
Женщины стремились получать высшее образование наравне с мужчинами. Но долгое время вопрос о высшем образовании женщин оставался под запретом. Бытовало мнение, что серьезное преподавание несовместимо с присутствием в вузах женщин. Однако стремление женщин к высшему образованию невозможно было сдержать.
Получение высшего образования в России являлось особенной проблемой для женщин в дореволюционной России. До конца 19 века доступ в ВУЗы женщинам был закрыт. Первые русские женщины, получившие высшее образование, учились за границей.
Первым кратковременным опытом явилось слушание 10 женщинами платных лекций по химии А.И. Шерера в С.-Петербурге в 1823. В 1859-61 женщины посещали в качестве вольнослушательниц Петербургский и Московский университеты, а в 1862-64 - Медико-хирургическую академию. Константинов Н. А., Медынский Е. М., Шабаева М. Ф. История педагогики. Учеб. Для педвузов. Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, М, 1956
В 1870 основаны Владимирские курсы в С.-Петербурге, где читались лекции для лиц обоего пола, в 1872 - общеобразовательные курсы В.И. Герье в Москве и курсы учёных акушерок при Медико-хирургической академии в С.-Петербурге (с 1876 - Женские врачебные курсы), в 1878 - высшие женские курсы в С.-Петербурге (Бестужевские курсы) и Киеве. В 1886 приём слушательниц на все курсы был прекращён, в 1889 - возобновлён лишь на Бестужевские курсы, а в Москве высшее женское образование приобрело форму "коллективных уроков" при Обществе воспитательниц и учительниц.
В 1897 году в Петербурге был открыт женский мединститут, причем окончившие этот Институт женщины-врачи получили равные с мужчинами права как на практическую врачебную деятельность, так и на государственную службу. Однако дипломы женских высших учебных заведений не давали дополнительных прав при трудоустройстве по сравнению с гимназическим аттестатом, за исключением Медицинского института.
Важным событием в истории женского образования является первый Всероссийский съезд по вопросам образования женщин, который состоялся в 1912 году. На нем подвергалась расширенной критике существующая система образования женщин, строго встал вопрос о равенстве в правах женщин и мужчин в образовании. Съезд принял много обстоятельных решений и дал толчок дальнейшему развитию женского образования. Женщины России оказались на пути к положению наиболее образованных женщин мира.
Таким образом, вовлечение в производство большого количества женщин в XIX веке обнаружило и проблемы в женском профессиональном образовании.
1.4. Проблемы получения высшего образования в дореволюционной России
Женщины стремились получать высшее образование наравне с мужчинами. Но долгоевремя вопрос о высшем образовании женщин оставался под запретом. Бытоваломнение, что серьезное преподавание несовместимо с присутствием в вузахженщин. Однако стремление женщин к высшему образованию невозможно былосдержать.
Получение высшего образования в России являлось особенной проблемой для женщин в дореволюционной России. До конца 19 века доступ в ВУЗы женщинам былзакрыт. Первые русские женщины, получившие высшее образование, учились заграницей.
Первым кратковременным опытом явилось слушание 10 женщинами платных лекций по химии А.И. Шерера в С.-Петербурге в 1823. В 1859-61 женщины посещали вкачестве вольнослушательниц Петербургский и Московский университеты, а в1862-64 - Медико-хирургическую академию [6,31].
Но это еще не было полным равенством женщин в правах на высшее образование. В регулярные высшие учебные заведения женщины еще непринимались. По Уставу 1863 доступ женщин в университеты не был разрешён, чтовынуждало их уезжать для обучения в Западную Европу [8,56].
Только в одном Цюрихском университете обучалось в 1873 году 108 русских женщин. Кроме них из всех других государств обучалось в этом университете всего 20иностранных женщин. В 1867-1868 г. две русские женщины (Н. П. Суслова и М. А. Бокова) окончили за границей медицинский факультет и стали одними из первых в мире и первыми в России женщинами-врачами.
В 1874 г. окончила Геттингенский университет Софья В. Ковалевская
и защитила докторскую диссертацию по математике ("теорема Ковалевской"). В 1884г. она стала профессором Стокгольмского университета и затемчленом-корреспондентом Российской Академии Наук. Профессорами стали Ефименко,Андрианова, Щеглова и другие русские женщины. Таковы результаты высшегоженского образования, полученного, главным образом, за границей.
Однако далеко не все русские женщины, даже получившие докторскую степень в престижных зарубежных университетах, могли без помех продолжать свою научно-преподавательскую карьеру на Родине. Нередко они должны были повторно, теперьуже в России, подтвердить свое право на занятия научной работой. При том, чтоне всегда это право им предоставлялось властями [6,39].
В 1870 основаны Владимирские курсы в С.-Петербурге, где читались лекции для лиц обоего пола; в 1872 - общеобразовательные курсы В.И. Герье в Москве икурсы учёных акушерок при Медико-хирургической академии в С.-Петербурге (с1876 - Женские врачебные курсы), в 1878 - высшие женские курсы в С.-Петербурге (Бестужевские курсы) и Киеве. В 1886 приём слушательниц на всекурсы был прекращён, в 1889 - возобновлён лишь на Бестужевские курсы, а вМоскве высшее женское образование приобрело форму "коллективных уроков" приОбществе воспитательниц и учительниц [14,64].
Тем не менее женщинам, стремящимся к высшему образованию приходилось преодолевать огромные трудности. Косность в семье, когда девушкам нередкоприходилось рвать с родителями, противодействовавшими их образованию; косность в обществе, когда курсистки нередко считались "нигилистками", нарушающими общественные традиции; косность в правительственныхкругах, когда отдельные представители власти видели и стремлении женщин кобразованию признаки протеста против существующего строя - все это требовало отженщин исключительной выдержки.