Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2015 в 05:47, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение проблем женского образования в истории педагогики.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю становления женского образования на Руси;
2. Выявить противоречия женского образования XIX в;
3. Охарактеризовать проблемы получения профессионального и высшего образования в России XIX в;
4. Выявить основные тенденции развития женского образования в ХХI веке.
Введение................................................................................................3
Глава 1. История технологий женского образования в мире.............5
1.1. Становление женского образования на Руси................................5
1.2. Противоречия женского образования в России XIX в...............8
1.3. Проблемы женского профессионального образования в России XIX в……………………………………………………………………………...12
1.4. Проблемы получения высшего образования в дореволюционной России..............................................................................................................16
Глава 2. Технологии женского образования в ХХI веке.....................20
Заключение............................................................................................23
Список использованной литературы..................................................25
В 1897 году в Петербурге был открыт женский мединститут, причем окончившие этот Институт женщины-врачи получили равные с мужчинами права как напрактическую врачебную деятельность, так и на государственную службу [8,67].
Возникали частные высшие учебные заведения для лиц обоего пола: Шанявского университет в Москве, Психоневрологический институт В.М. Бехтерева (1908),Вольный университет в С.-Петербурге (1910). Однако дипломы женских высшихучебных заведений не давали дополнительных прав при трудоустройстве посравнению с гимназическим аттестатом, за исключением Медицинского института,выпускницы которого получали диплом врача и право на государственную службу.
В 1906 году было разрешено принимать женщин и в университеты, впрочем, через некоторое время снова отмененное. Однако в 1911 году было разрешено допускать женщин к экзаменам за полный университетский курс. С 1910началось уравнивание в правах выпускных свидетельств высших женских курсов имужских учебных заведений. Постепенно был открыт прием женщин во все высшиеучебные заведения России и, таким образом, женщины благодаря своей настойчивости, выдержке и талантливости добились в образовании полного равноправия. В 1913 году женщин среди петербургского студенчества было уже 37,2% [19,83]. Высшее женское образование стало общепризнанным.
После 1917 женские высшие учебные заведения вошли в состав единой высшей школы. После революции несколько увеличилось число учащихся девочек внародных школах и средних учебных заведениях. Но основная масса женщиндореволюционной России не только было лишена возможности получать специальноеобразование, но и оставалась неграмотной [19, 87].
Важным событием в истории женского образования является первый Всероссийский съезд по вопросам образования женщин, который состоялся в 1912 году. На немподвергалась расширенной критике существующая система образования женщин,строго встал вопрос о равенстве в правах женщин и мужчин в образовании.
Съезд принял много обстоятельных решений и дал толчок дальнейшему развитию женского образования. Женщины России оказались на пути к положению наиболееобразованных женщин мира.
Следует отметить, что трудности с получением женщинами высшего образования существовали не только в России, но и в других странах. Например, в Германииженщины получили право обучаться в университетах лишь с 1890 г. Серьезнымпрепятствием на пути увеличения представительства женщин в вузах Германииявлялись неограниченные права преподавателей университетов в подборестуденческого контингента. В ряде университетов Германии присутствие женщин-студенток на лекциях зависело от согласия профессора-мужчины. Только вовремена Веймарской республики (1919 г.) право женщин на высшее образование ипрофессиональную деятельность было закреплено в конституции Германии. Первыминемецкими женщинами-профессорами были М. Врангель и М. Вертинг, получившиезвание профессора в 1923 г. и долгие годы остававшиеся единственнымиобладательницами этого почетного научного звания. Любопытный факт: согласнотогдашнему законодательству, женщина-профессор в Германии не имела права назамужество. Лишь для профессора Врангель, обладавшей всемирной известностью, правительство земли Баден-Вюртенберг сделало исключение.
Глава 2. Технологии женского образования в ХХI веке
К началу XXI века достигнут прогресс в сфере женского образования: в некоторых странах девочки и мальчики имеют равные возможности в этомотношении. Существенно возросло число девушек и женщин, зачисляемых в высшиеучебные заведения. Вместе с тем прошло уже более десяти лет после принятияВсемирной конференцией по вопросам образования для всех (Джомтьен, Таиланд,1990 год) Всемирной декларации «Образование для всех» и Рамок действий поудовлетворению потребностей в базовом обучении, и тем не менее приблизительно100 миллионов детей, в том числе по меньшей мере 60 миллионов девочек, неимеют доступа к начальному образованию, а из 960 миллионов неграмотныхвзрослых в мире более двух третей составляют женщины. Высокий уровеньнеграмотности, характерный для большинства развивающихся стран, в частностистран Африки, расположенных к югу от Сахары, и некоторых арабских стран, по-прежнему является серьезным препятствием для улучшения положения женщин иразвития [30,14].
Но как показывает история, ХХ век не решил всех противоречий в женском образовании. Несмотря на то, что женщины всего мира могут получать образование наравне с мужчинами, остается еще множество проблем в этойобласти. До сих пор существует дискриминация в отношении к женскомуобразованию в развивающихся странах, таких как Афганистан, Ирак, Иран и т.д.На церемонии открытия Десятилетия грамотности Организации Объединенных Наций,проходившей в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке 13 февраля 2003 г., заместительГенерального секретаря ООН Луиза Фрешетт подчеркнула, что эта проблема«остается частью незавершенных дел XX века. Поэтому в ХХI веке одной изисторий успеха должноcтать распространение грамотности на все человечество».
Отметив, что женщины составляют две трети всех неграмотных взрослых, г-жаФрешетт сказала, что образование представляет собой предпосылку для«здорового, справедливого и процветающего мира», и что нет более эффективногоинструмента развития, чем обучение девушек и женщин. В связи с этим в первыедва года Десятилетия акцент будет сделан на проблеме «Грамотность и гендер».
«Когда женщины образованны и наделены необходимыми правами, это немедленно приводит к заметным преимуществам: «здоровье семей улучшается, они лучшепитаются, их доходы, накопления и вложения идут вверх, — сказала она. — А то,что верно для семей, верно и для сообществ, и, в конечном счете, для каждойстраны в целом» [29,11].
Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан указал, что «грамотность — это ключ, отворяющий темницу людских страданий, ключ к высвобождению потенциала каждогочеловека, ключ, открывающий путь к свободе и надежде», и подчеркнул, чтоДесятилетие — это «напоминание о том, что грамотность представляет собой одноиз человеческих прав». Это особенно верно в отношении женской грамотности,сказал он. «Все новые и новые исследования говорят нам о том, что для целейразвития нет более эффективного инструмента, чем образование девушек иженщин». Г-н Аннан призвал международное сообщество удвоить усилия пообучению девочек, которые составляют в мире большинство детей, не посещающихшколу.
В период правления талибов в Афганистане женщинам не разрешалось работать, а девочкам было запрещено посещать школу. После талибов образование вновь сталов Афганистане первоочередным делом для всех граждан.
Правительство Афганистана и ЮНЕСКО приступили 28 января 2003 г. к осуществлению крупного проекта по обучению чтению и письму жителей этойстраны, в которой уровень грамотности является одним из самых низких в мире.
По оценкам ЮНЕСКО, читать и писать умеют только 51,9% афганских мужчин (в возрасте 15 лет и старше) и 21,9% женщин. Проект «Развитие грамотности инеформального образования и Афганистане» (LAND AFGAN) призван сократитьгендерный разрыв в этой области путем создания национальной сети учителейчтения и письма, владеющих современными неформальными методами обучения[30,11].
В рамках проекта «Снова в школу» ЮНИСЕФ с 6 февраля вновь развернул в Афганистане кампанию в поддержку образования для девочек. За шесть недель довозвращения детей в школьные классы и начала второго полного года обученияМинистерство образования Афганистана распространяет новые учебные материалы, полученные от ЮНИСЕФ. Особое внимание уделяется повышению охвата девочекначальным школьным образованием. ЮНИСЕФ совместно с Министерством работаетнад обеспечением в этом году 4,5 млн мальчиков и девочек всем необходимым.
Заключение
Начиная с момента своего становления, женское образование, обнаруживало ряд противоречий, и в большинстве случаев зависело от отношения общества к женщине в целом и ее образованию в частности.
Остановившись более подробно на проблемах женского образования в России, было замечено, что долгое время в обществе сохранялось негативное отношение к женскому образованию. У женщин, особенно это касается низших сословий, существовали трудности в получении любого образования (будь то начальное, среднее или высшее). Образование и воспитание женщин проводилось в соответствии с потребностями общества и носило прагматический, утилитарный характер. Воспитательно-образовательный процесс находился в прямой зависимости от влияния общественного мнения, которое формировало женский "идеал".
C момента формирования в XVIII в. высших
учебных заведений
И все же, женское образование - великое завоевание женщин XIX в. Именно образование давало женщинам возможность самим заработать свой хлеб, выбирать свою судьбу. Но, как заявила на Всероссийском съезде по женскому образованию, журналистка и общественный деятель А.В. Тыркова: "...Внутренний рост женского "Я" требует нового сознания женственности. Ведь не утрачивать свою женственность, а только расширять и освобождать её хочет новая женщина" [12,c.156].
Итак, проблемы женского образования имеют давнюю историю и во многом эти проблемы определялись отношением к женщине. Менялось отношение к женщине - менялось и отношение к женскому образованию.
В заключение хочется отметить, что женское образование - это не раздельные уроки или раздельное обучение, это даже не идеология преподавания. Это признание равных прав и возможностей, это равное отношение к образованию женщины и мужчины.
Список использованной литературы
1. Антология педагогической мысли Древней Руси и русского
государства 14 - 17 веков. / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. – М.:
Педагогика, 1985. -363с.
2. Европейская педагогика от античности до нового времени. Сб. науч. трудов, ч. 3. М., 1994, с. 158-165.
3. Евстратова А. И., Никонов И. И. Развитие высшего женского
образования в России в ХIХ веке // Женщины в отечественной науке и образовании. Иваново, 1997. С. 33–35.
4. Женщина в гражданском обществе: Материалы VI конф.,посв. теории и истории женского движения / Сост. и отв. ред. Г.А.Тишкин. - СПб.,
2002.
5.Иванов А. Е. Высшая школа России в конце ХIХ — начале ХХ века. М., 1991.
6. Константинов Н. А., Медынский Е. М., Шабаева М. Ф. История
педагогики. Учеб. Для педвузов. Государственное учебно-педагогическое
издательство министерства просвещения РСФСР, М, 1956 – 479с.
7. Кочина П. Я. Софья Васильевна Ковалевская. М., 1981.
8. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней: В 2 т. СПб., 2000.
9. Москалева М. Ю. К вопросу о концепции женского образования
в России во второй половине ХIХ — начале ХХ века // Женщины в отечественной науке и образовании. Иваново, 1997. С. 28–30.
10. Проблемы образования в отечественной и зарубежной социологии // Традиционные и инновационные процессы в современном образовании: Материалы Вторых Сибирских педагогических чтений 2-4 ноября 1995 г. – Томск, 1996. – С. 56-62.
11.Пушкарева Н. Л. Первые российские женщины-ученые // Женщины в отечественной науке и образовании. Иваново, 1997. С. 2–5.
12.Рослякова А.И. Из истории женского профессионального образования. Российские женщины и европейская культура: материалы V конференции, посвящённой теории и истории женского движения / Сост. и
отв.ред. Г.А. Тишкин. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.149-157
13.Рябова Т.Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья. Иваново, 1999.
14. Симонова М.В. Проблема женского образования во второй половине XIX века // Женщины в социальной истории России. - Тверь, 1997. - С.39-46.
15.Тишкин Г. А. Женский вопрос в России в 50-60-е годы XIX в. - Л., 1984
16. Успенская В. И. Женские гендерные иследования в системе университетского образования // Управление качеством подготовки специалистов. Тезисы научной конференции в ТвГУ. Апрель 1997 г. Тверь, 1997.
17. Успенская В. Феминизм и гендерные исследования в системе высшего образования //Феминизм и гендерные исследования. Учебное пособие. Тверь, 1999.
18. Федосеева Э.П. Бестужевские курсы - первый женский университет в России. М., 1980.
19.Фрадкин Ф.А. Лекции по истории отечественной педагогики. М., 1995.
20. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и
начала Нового времени. М., 1991.
21. Чич С. Н. Государственная система общеобразовательной
подготовки женской молодежи на Кубани в ХIХ - начале ХХ века / Науч. ред.
И.Я.Куценко; Адыг. респ. ин-т гуманит. исслед. - Майкоп, 1993. - 86 с.:
22. Чупахина Е.А. Высшие женские курсы по публикациям русских
журналов 1870-80-х гг. // Сибирь на этапе становления индустриального общества в России (XIX - нач. XX вв.). - Новосибирск: ИИ СО РАН, 2002. -
С.168-171.
23. Шабанова Е.Г. Роль частных высших учебных заведений Москвы и С.-Петербурга (Петрограда) в женском движении (1905-1917 гг.) :Автореф. дис. канд. ист. наук / МГУ им. М.В.Ломоносова. - М., 1996. - 27 с.
24. Шабунин А.В. Женские врачебные курсы при Медико-хирургической академии и Николаевском военном госпитале: (К 125-летию основания) / Под общ. ред. Микиртичан Г.Л.; Воен.-мед. музей МО РФ. - СПб., 1997. - 68 с.:
25. Шинелева Л.Т. Женщина и общество. М.,1990.
26. Шнырова О. В. Проблема женского образования в российской
общественной мысли 60-х годов ХIХ века // Женщины в отечественной науке и образовании. Иваново, 1997. С. 36–39.
27. Юровская Э.П. Проблема женского образования в России XVIII в. и педагогические идеи Дж.Локка // Русская культура и мир. - Ниж. Новгород,