Проблемы женского образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2015 в 05:47, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение проблем женского образования в истории педагогики.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю становления женского образования на Руси;
2. Выявить противоречия женского образования XIX в;
3. Охарактеризовать проблемы получения профессионального и высшего образования в России XIX в;
4. Выявить основные тенденции развития женского образования в ХХI веке.

Содержание работы

Введение................................................................................................3
Глава 1. История технологий женского образования в мире.............5
1.1. Становление женского образования на Руси................................5
1.2. Противоречия женского образования в России XIX в...............8
1.3. Проблемы женского профессионального образования в России XIX в……………………………………………………………………………...12
1.4. Проблемы получения высшего образования в дореволюционной России..............................................................................................................16
Глава 2. Технологии женского образования в ХХI веке.....................20
Заключение............................................................................................23
Список использованной литературы..................................................25

Файлы: 1 файл

проблема образования женщин.docx

— 49.35 Кб (Скачать файл)

В 1897 году в Петербурге был открыт женский мединститут, причем окончившие этот Институт женщины-врачи получили равные с мужчинами права как напрактическую врачебную деятельность, так и на государственную службу [8,67].

Возникали частные высшие учебные заведения для лиц обоего пола: Шанявского университет в Москве, Психоневрологический институт В.М. Бехтерева (1908),Вольный университет в С.-Петербурге (1910). Однако дипломы женских высшихучебных заведений не давали дополнительных прав при трудоустройстве посравнению с гимназическим аттестатом, за исключением Медицинского института,выпускницы которого получали диплом врача и право на государственную службу.

В 1906 году было разрешено принимать женщин и в университеты, впрочем, через некоторое время снова отмененное. Однако в 1911 году было разрешено допускать женщин к экзаменам за полный университетский курс. С 1910началось уравнивание в правах выпускных свидетельств высших женских курсов имужских учебных заведений. Постепенно был открыт прием женщин во все высшиеучебные заведения России и, таким образом, женщины благодаря своей настойчивости, выдержке и талантливости добились в образовании полного равноправия. В 1913 году женщин среди петербургского студенчества было уже 37,2% [19,83]. Высшее женское образование стало общепризнанным.

После 1917 женские высшие учебные заведения вошли в состав единой высшей школы. После революции  несколько увеличилось число учащихся девочек внародных школах и средних учебных заведениях. Но основная масса женщиндореволюционной России не только было лишена возможности получать специальноеобразование, но и оставалась неграмотной [19, 87].

Важным событием в истории женского образования является первый Всероссийский съезд по вопросам образования женщин, который состоялся в 1912 году. На немподвергалась расширенной критике существующая система образования женщин,строго встал вопрос о равенстве в правах женщин и мужчин в образовании.

Съезд принял много обстоятельных решений и дал толчок дальнейшему развитию женского образования. Женщины России оказались на пути к положению наиболееобразованных женщин мира.

Следует отметить, что трудности с получением женщинами высшего образования существовали не только в России, но и в других странах. Например, в Германииженщины получили право обучаться в университетах лишь с 1890 г. Серьезнымпрепятствием на пути увеличения представительства женщин в вузах Германииявлялись неограниченные права преподавателей университетов в подборестуденческого контингента. В ряде университетов Германии присутствие женщин-студенток на лекциях зависело от согласия профессора-мужчины. Только вовремена Веймарской республики (1919 г.) право женщин на высшее образование ипрофессиональную деятельность было закреплено в конституции Германии. Первыминемецкими женщинами-профессорами были М. Врангель и М. Вертинг, получившиезвание профессора в 1923 г. и долгие годы остававшиеся единственнымиобладательницами этого почетного научного звания. Любопытный факт: согласнотогдашнему законодательству, женщина-профессор в Германии не имела права назамужество. Лишь для профессора Врангель, обладавшей всемирной известностью, правительство земли Баден-Вюртенберг сделало исключение.

 

 

 

 

 

 

  Глава 2. Технологии  женского образования в ХХI веке

К началу XXI века достигнут прогресс в сфере женского образования: в некоторых странах девочки и мальчики имеют равные возможности в этомотношении. Существенно возросло число девушек и женщин, зачисляемых в высшиеучебные заведения. Вместе с тем прошло уже более десяти лет после принятияВсемирной конференцией по вопросам образования для всех (Джомтьен, Таиланд,1990 год) Всемирной декларации «Образование для всех» и Рамок действий поудовлетворению потребностей в базовом обучении, и тем не менее приблизительно100 миллионов детей, в том числе по меньшей мере 60 миллионов девочек, неимеют доступа к начальному образованию, а из 960 миллионов неграмотныхвзрослых в мире более двух третей составляют женщины. Высокий уровеньнеграмотности, характерный для большинства развивающихся стран, в частностистран Африки, расположенных к югу от Сахары, и некоторых арабских стран, по-прежнему является серьезным препятствием для улучшения положения женщин иразвития [30,14].

Но как показывает история, ХХ век не решил всех противоречий в женском образовании. Несмотря на то, что женщины всего мира могут получать образование наравне с мужчинами, остается еще множество проблем в этойобласти. До сих пор существует дискриминация в отношении к женскомуобразованию в развивающихся странах, таких как Афганистан, Ирак, Иран и т.д.На церемонии открытия Десятилетия грамотности Организации Объединенных Наций,проходившей в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке 13 февраля 2003 г., заместительГенерального секретаря ООН Луиза Фрешетт подчеркнула, что эта проблема«остается частью незавершенных дел XX века. Поэтому в ХХI веке одной изисторий успеха должноcтать распространение грамотности на все человечество».

Отметив, что женщины составляют две трети всех неграмотных взрослых, г-жаФрешетт сказала, что образование представляет собой предпосылку для«здорового, справедливого и процветающего мира», и что нет более эффективногоинструмента развития, чем обучение девушек и женщин. В связи с этим в первыедва года Десятилетия акцент будет сделан на проблеме «Грамотность и гендер».

«Когда женщины образованны и наделены необходимыми правами, это немедленно приводит к заметным преимуществам: «здоровье семей улучшается, они лучшепитаются, их доходы, накопления и вложения идут вверх, — сказала она. — А то,что верно для семей, верно и для сообществ, и, в конечном счете, для каждойстраны в целом» [29,11].

Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан указал, что «грамотность — это ключ, отворяющий темницу людских страданий, ключ к высвобождению потенциала каждогочеловека, ключ, открывающий путь к свободе и надежде», и подчеркнул, чтоДесятилетие — это «напоминание о том, что грамотность представляет собой одноиз человеческих прав». Это особенно верно в отношении женской грамотности,сказал он. «Все новые и новые исследования говорят нам о том, что для целейразвития нет более эффективного инструмента, чем образование девушек иженщин». Г-н Аннан призвал международное сообщество удвоить усилия пообучению девочек, которые составляют в мире большинство детей, не посещающихшколу.

В период правления талибов в Афганистане женщинам не разрешалось работать, а девочкам было запрещено посещать школу. После талибов образование вновь сталов Афганистане первоочередным делом для всех граждан.

Правительство Афганистана и ЮНЕСКО приступили 28 января 2003 г. к осуществлению крупного проекта по обучению чтению и письму жителей этойстраны, в которой уровень грамотности является одним из самых низких в мире.

По оценкам ЮНЕСКО, читать и писать умеют только 51,9% афганских мужчин (в возрасте 15 лет и старше) и 21,9% женщин. Проект «Развитие грамотности инеформального образования и Афганистане» (LAND AFGAN) призван сократитьгендерный разрыв в этой области путем создания национальной сети учителейчтения и письма, владеющих современными неформальными методами обучения[30,11].

В рамках проекта «Снова в школу» ЮНИСЕФ с 6 февраля вновь развернул в Афганистане кампанию в поддержку образования для девочек. За шесть недель довозвращения детей в школьные классы и начала второго полного года обученияМинистерство образования Афганистана распространяет новые учебные материалы, полученные от ЮНИСЕФ. Особое внимание уделяется повышению охвата девочекначальным школьным образованием. ЮНИСЕФ совместно с Министерством работаетнад обеспечением в этом году 4,5 млн мальчиков и девочек всем необходимым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Начиная с момента своего становления, женское образование, обнаруживало ряд противоречий, и в большинстве случаев зависело от отношения общества к женщине в целом и ее образованию в частности.

Остановившись более подробно на проблемах женского образования в России, было замечено, что долгое время в обществе сохранялось негативное отношение к женскому образованию. У женщин, особенно это касается низших сословий, существовали трудности в получении любого образования (будь то начальное, среднее или высшее). Образование и воспитание женщин проводилось в соответствии с потребностями общества и носило прагматический, утилитарный характер. Воспитательно-образовательный процесс находился в прямой зависимости от влияния общественного мнения, которое формировало женский "идеал".

C момента формирования в XVIII в. высших  учебных заведений дискриминация  женщин в сфере высшего образования  являлась официальной государственной  политикой вплоть до начала XX в. Долгие годы государственные  высшие учебные заведения предназначались  исключительно для лиц мужского  пола. Состав студенчества жестко  регулировался по признаку пола. Вопреки протесту общественности  России ее власти были принципиальными  противниками совместного обучения  мужчин и женщин в средней  и высшей школе.

И все же, женское образование - великое завоевание женщин XIX в. Именно образование давало женщинам возможность самим заработать свой хлеб, выбирать свою судьбу. Но, как заявила на Всероссийском съезде по женскому образованию, журналистка и общественный деятель А.В. Тыркова: "...Внутренний рост женского "Я" требует нового сознания женственности. Ведь не утрачивать свою женственность, а только расширять и освобождать её хочет новая женщина" [12,c.156].

Итак, проблемы женского образования имеют давнюю историю и во многом эти проблемы определялись отношением к женщине. Менялось отношение к женщине - менялось и отношение к женскому образованию.

В заключение хочется отметить, что женское образование - это не раздельные уроки или раздельное обучение, это даже не идеология преподавания. Это признание равных прав и возможностей, это равное отношение к образованию женщины и мужчины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и русского

государства 14 - 17 веков. / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. – М.:

Педагогика, 1985. -363с.

2. Европейская педагогика от античности до нового времени. Сб. науч. трудов, ч. 3. М., 1994, с. 158-165.

3. Евстратова А. И., Никонов И. И. Развитие высшего женского

образования в России в ХIХ веке // Женщины в отечественной науке и образовании. Иваново, 1997. С. 33–35.

4. Женщина в гражданском обществе: Материалы VI конф.,посв. теории и истории женского движения / Сост. и отв. ред. Г.А.Тишкин. - СПб.,

2002.

5.Иванов А. Е. Высшая школа России в конце ХIХ — начале ХХ века. М., 1991.

6. Константинов Н. А., Медынский Е. М., Шабаева М. Ф. История

педагогики. Учеб. Для педвузов. Государственное учебно-педагогическое

издательство министерства просвещения РСФСР, М, 1956 – 479с.

7.  Кочина П. Я. Софья Васильевна Ковалевская. М., 1981.

8.  Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней: В 2 т. СПб., 2000.

9. Москалева М. Ю. К вопросу о концепции женского образования

в России во второй половине ХIХ — начале ХХ века // Женщины в отечественной науке и образовании. Иваново, 1997. С. 28–30.

10. Проблемы образования в отечественной и зарубежной социологии // Традиционные и инновационные процессы в современном образовании: Материалы Вторых Сибирских педагогических чтений 2-4 ноября 1995 г. – Томск, 1996. – С. 56-62.

11.Пушкарева Н. Л. Первые российские женщины-ученые // Женщины в отечественной науке и образовании. Иваново, 1997. С. 2–5.

12.Рослякова А.И. Из истории женского профессионального образования. Российские женщины и европейская культура: материалы V конференции, посвящённой теории и истории женского движения / Сост. и

отв.ред. Г.А. Тишкин. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.149-157

13.Рябова Т.Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья. Иваново, 1999.

14. Симонова М.В. Проблема женского образования во второй половине XIX века // Женщины в социальной истории России. - Тверь, 1997. - С.39-46.

15.Тишкин Г. А. Женский вопрос в России в 50-60-е годы XIX в. - Л., 1984

16. Успенская В. И. Женские гендерные иследования в системе университетского образования // Управление качеством подготовки специалистов. Тезисы научной конференции в ТвГУ. Апрель 1997 г. Тверь, 1997.

17. Успенская В. Феминизм и гендерные исследования в системе высшего образования //Феминизм и гендерные исследования. Учебное пособие. Тверь, 1999.

18. Федосеева Э.П. Бестужевские курсы - первый женский университет в России. М., 1980.

19.Фрадкин Ф.А. Лекции по истории отечественной педагогики. М., 1995.

20. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и

начала Нового времени. М., 1991.

21. Чич С. Н. Государственная система общеобразовательной

подготовки женской молодежи на Кубани в ХIХ - начале ХХ века / Науч. ред.

И.Я.Куценко; Адыг. респ. ин-т гуманит. исслед. - Майкоп, 1993. - 86 с.:

22. Чупахина Е.А. Высшие женские курсы по публикациям русских

журналов 1870-80-х гг. // Сибирь на этапе становления индустриального общества в России (XIX - нач. XX вв.). - Новосибирск: ИИ СО РАН, 2002. -

С.168-171.

23. Шабанова Е.Г. Роль частных высших учебных заведений Москвы и С.-Петербурга (Петрограда) в женском движении (1905-1917 гг.) :Автореф. дис. канд. ист. наук / МГУ им. М.В.Ломоносова. - М., 1996. - 27 с.

24. Шабунин А.В. Женские врачебные курсы при Медико-хирургической академии и Николаевском военном госпитале: (К 125-летию основания) / Под общ. ред. Микиртичан Г.Л.; Воен.-мед. музей МО РФ. - СПб., 1997. - 68 с.:

25.  Шинелева Л.Т. Женщина и общество. М.,1990.

26.  Шнырова О. В. Проблема женского образования в российской

общественной мысли 60-х годов ХIХ века // Женщины в отечественной науке и образовании. Иваново, 1997. С. 36–39.

27. Юровская Э.П. Проблема женского образования в России XVIII в. и педагогические идеи Дж.Локка // Русская культура и мир. - Ниж. Новгород,

Информация о работе Проблемы женского образования в России