Программы капиталистического реформирования России в XIX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 11:48, контрольная работа

Описание работы

1. Социально-экономическое развитие России в XIX веке. 2
2. Идейные течения и общественные движения XIX века 3
3. Либеральная идеология и кружки либералов. Славянофилы и Западники. 5
4. Правительственная и «охранительная» идеология и ее приверженцы (конституция М.Т. Лорис-Меликова). 11
5. Революционная идеология. От декабристов к кружкам народников 18
Список литературы: 22

Содержание работы

1. Социально-экономическое развитие России в XIX веке. 2
2. Идейные течения и общественные движения XIX века 3
3. Либеральная идеология и кружки либералов. Славянофилы и Западники. 5
4. Правительственная и «охранительная» идеология и ее приверженцы (конституция М.Т. Лорис-Меликова). 11
5. Революционная идеология. От декабристов к кружкам народников 18
Список литературы: 22

Файлы: 1 файл

ТЕМА 10.docx

— 57.09 Кб (Скачать файл)

ТЕМА 10. ПРОГРАММЫ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИИ В XIX В.

 

План

 

 

1. Социально-экономическое развитие России в XIX веке. 2

2. Идейные течения и общественные движения XIX века 3

3. Либеральная идеология и кружки либералов. Славянофилы и Западники. 5

4. Правительственная и «охранительная» идеология и ее приверженцы (конституция М.Т. Лорис-Меликова). 11

5. Революционная идеология. От декабристов к кружкам народников 18

Список литературы: 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социально-экономическое развитие России в XIX веке.

 

В первой четверти XIX в. Россия находилась в перекрестке между самодержавно-крепостническим строем и поисками новых форм организации социально-экономической и политической жизни. Этот противоречивый и сложный период русской истории связан с царствованием Александра I (1777-1825). Вступивший после убийства Павла I в 1801 г. на престол император Александр I унаследовал сложное внутреннее и внешнее состояние страны.

К началу XIX в. Россия была одним из крупнейших государств Европы. Основной отраслью экономики являлось сельское хозяйство, развивающееся экстенсивным путем. 95% населения проживало в деревне и было занято сельскохозяйственным трудом. Земля продолжала оставаться монопольной собственностью помещиков и государства. Крепостные крестьяне за пользование наделом земли несли повинности – барщину и оброк. В центрально-промышленных регионах страны получил распространение процесс отходничества крестьян на мануфактуры. Некоторые помещики в целях получения большей товарной продукции стремились использовать в своих хозяйствах наемный труд, новые технические средства и выращивать технические культуры [8].

Развитие промышленности, несмотря на общий рост числа предприятий, было невысоким. Важное значение имели крестьянские кустарные промыслы. Увеличивалось количество предприятий, где использовался преимущественно наемный труд. К 1825г. уже более половины числа рабочих капиталистической промышленности были вольнонаемными. Расширяло свои права купечество. Все это способствовало развитию капиталистических отношений, однако темпы развития промышленности и сельского хозяйства были низкими.

Александр I понимал, что экономическая и социально-политическая системы России нуждаются в серьезной модернизации. В первые же месяцы царствования им был принят ряд мер во внутриполитической жизни: уничтожена Тайная экспедиция, запрещено применение пыток в судопроизводстве и телесных наказаний к дворянам и купцам, разрешены свободный выезд за границу, ввоз книг, открытие частных типографий, выпущены многие заключенные из Петропавловской крепости.

Удовлетворяя  потребности дворянства, ориентированного на европейский рынок, правительство в 1802 г. разрешило вести беспошлинную торговлю через порт Одессу. Одновременно было утверждено положение о беспошлинном ввозе машин и механизмов для российской промышленности и сельского хозяйства. В 1801 г. был принят указ, по которому всем лицам свободного положения (купцам, государственным крестьянам) дано право покупать землю. Этот указ впервые начал разрушение монополии дворянства на землю. В 1803 г. последовал указ о вольных хлебопашцах, по которому дворяне по своему усмотрению могли отпускать крепостных крестьян за значительный выкуп на волю. Но при Александре I было отпущено всего 47 тыс. крепостных душ [2].

Был составлен  план либеральных преобразований в  стране, в разработке которого большую  роль сыграл Негласный комитет в  составе П.А. Строганова (1772-1817), В.П. Кочубея (1768-1834), Н.Н. Новосильцева (1768-1834), А. Чарторыйского (1700-1861). Первые попытки перестройки государственного управления и общественных отношений страдали незавершенностью, а международная обстановка и участие России в коалициях против Франции в 1805 и 1806-1807 гг. заставили Александра I временно отойти от внутриполитических проблем.

 

  1. Идейные течения и общественные движения XIX века

 

Общественное  движение в России в 1830 – 1850 гг. В  этот период во многом под влиянием восстания декабристов в России сложилось три направления общественного  движения [4]:

1) правительственное  или консервативное;(Идеологом консервативного направления был граф С.С. Уваров, разработавший «теорию официальной народности». )

Консерватизм (от лат – сохранять) - различные формы  приверженности ко всему старому  и противодействия всему новому. Направление общественной мысли  и политическое движение, ориентирующееся  на защиту традиционных устоев экономического и политического устройства.

В начале ХХ в. были созданы консервативно-монархические партии «Союз русского народа», «Русский народный союз имени Михаила Архангела» и др.

2) либеральное;(Толчком к активизации либерального движения и раскола его на два направления – западников и славянофилов послужили «Философические письма» П.Я. Чаадаева)

Либерализм –  Идеологическое и политическое течение, отстаивающее свободу предпринимательства, рыночную экономику, незыблемость частной  собственности, утверждение основ  парламентаризма, демократические  права и свободы. Революционный  путь преобразований отвергается. 2. Применительно  к личности – образ мышления и  деятельности, для которого характерны независимость по отношению к  традициям, догмам, привычкам; свободомыслие, вольнодумство; терпимость к различным взглядам, позициям.

Западничество –  одно из наиболее влиятельных идейных  течений в русской общественной мысли 30 – 50-х гг. 19 в., ориентированное  на развитие России в русле европейской  цивилизации. Оно было порождено активными поисками передовой русской интеллигенции того времени ответов на вопросы о грядущих социальных преобразованиях в стране, о выборе ею путей и форм развития. Представители этого направления общественно-политической мысли исходили из того, что прогресс в России невозможен без опоры на передовые ценности материальной и духовной культуры, накопленной странами Западной Европы [6].

Славянофильство – одно из наиболее влиятельных  идейных течений в русской  общественной мысли 40-х – 50-х гг. 19 в. Славянофилы выступали за отмену крепостного права - самой острой для России того времени проблемы Его сторонники обосновали необходимость  развития России по самобытному пути, отличному от пути народов Западной Европы. По их убеждению, в основе развития страны должны лежать три начала: православие, самодержавие, народность. Россия, по их мнению, в силу якобы ее особого  положения и веса в мире, должна была повести за собой другие народы. Западная цивилизация воспринималась славянофилами как «безбожная», с духом наживы, прагматизма и  эгоизма, где все продается и  все покупается, включая и самого человека. В связи с этим они  крайне негативно оценивали реформы  Петра I, способствовавшие развитию капитализма  в России. Славянофилы идеализировали политическое прошлое России и русский  национальный характер, высоко ценили самобытные особенности русской  культуры и очень надеялись, что  и в Западной Европе общественная жизнь будет также протекать  в соответствии с важнейшими христианскими  принципами и заповедями, а не вопреки  им.

3) революционное  (радикальное). (Теоретиками революционного  направления были А.И. Герцен  и Н.П. Огарев.)

Радикализм (лат. – коренной) – политические течения, группы, требующие решительных преобразований, реформ, всякого рода изменений, в том числе мелких и частных, для осуществления каких-либо программ, решения социально-политических проблем, достижения определенных целей. Политический радикализм отличает резкая (справедливая и несправедливая) критика властных структур, обвинения и упреки в нерешительности, медлительности, ошибочности действий [3].

Радикальные перемены - наиболее острая форма борьбы между  новыми и старыми, отживающими общественными  отношениями при резко обострившихся  социальных процессах. Важнейшие признаки – переход власти из рук одного класса в руки другого, смена господствующего способа производства и политического строя общества.

«Крестьянский» (русский) социализм – создателем теории крестьянского (русского) социализма является сторонник ликвидации крепостного  права и самодержавия в России А.И. Герцен (1812 – 1870 гг.). Он был убежден, что сельская община («мир») с ее коллективистской трудовой моралью  сможет стать зародышем нового и  справедливого общества. В этом смысле крестьянская община представляет собой  как бы «инстинктивный коммунизм», и это должно было помочь России избежать буржуазной стадии развития с ее острыми социальными противоречиями (высокая степень эксплуатации наемного труда, безработица, низкий уровень  жизни большой части трудящихся и т.д.) [1].

Но, с другой стороны, индивид, по мнению А.И. Герцена, был  подавлен общиной, поглощен ею. Поэтому  общину следует «оплодотворить»  западной наукой и иными достижениями цивилизации – политической свободой, правовыми нормами. Тогда русский  социализм станет соединением «храма науки» с «цехом человечества», т.е. с народными массами.

Теория «крестьянского»  социализма носила утопический характер. Позднее на ее основе была создана  народническая идеология.

 

  1. Либеральная идеология и кружки либералов. Славянофилы и Западники.

После поражения  восстания декабристов в стране началась полоса реакций. Пришедший  к власти в декабре 1825 г. Николай  I за годы своего тридцатилетнего правления (1825-1855) постоянно стремился укрепить самодержавную власть, подавить всякое вольнодумство. Николаевский режим опирался на определенную социальную базу — помещиков и бюрократию всех чинов и рангов. Яркое представление о мировоззрении привилегированных сословий дают заметки одного из крупнейших деятелей николаевской эпохи — управляющего III отделением Леонтия Васильевича Дубельта [7].

В своих заметках Л.В. Дубельт писал, что "первая обязанность честного человека: любить выше всего свое Отечество и быть самым верным подданным своего государя". У Дубельта понятия Отечества и самодержавия сливались совершенно: без царя, по его мнению, не могло быть и России. Залогом процветания России наряду с самодержавием Дубельт считал крепостничество. "Не дай Бог, — пишет он, — отменить крепостное право: "мужичок" сначала, может, и обрадуется, но потом, потеряв голову от магического слова "свобода", захочет попытать счастья в другом месте, пойдет шататься по городам, где потеряет свою святую нравственность, — и погибнет ." Вместе с тем он признавал необходимость просвещения. Истинное просвещение, по его мнению, должно быть основано на религии.

Одну из важнейших  задач верховной власти Дубельт видел в безжалостной борьбе с любыми проявлениями "ложного" западного просвещения, предлагал отгородиться идейно, установить непроходимый карантин для "чужих учений", стремящихся проникнуть в русское общество и развратить его [2].

В начале 30-х гг. XIX в. появилось на свет идеологическое обоснование реакционной политики самодержавия — теория "официальной народности". Автором этой теории был министр народного просвещения граф С.А. Уваров. В 1832 г. в докладе царю он выдвинул формулу основ русской жизни: "Самодержавие, православие, народность". В основе ее точка зрения, что самодержавие — исторически сложившийся устой русской жизни; православие — нравственная основа жизни русского народа; народность — единение русского царя и народа, ограждающее Россию от социальных катаклизмов. Русский народ существует как единое целое лишь постольку, поскольку сохраняет верность самодержавию и подчиняется отеческому попечению православной церкви. Любое выступление против самодержавия, любая критика церкви трактовались Уваровым как действия, направленные против коренных народных интересов.

Уваров доказывал, что просвещение может быть не только источником зла, революционных  потрясений, как это случилось  в Западной Европе, но может превратиться в элемент охранительный. Поэтому  всем "служителям просвещения в  России предлагалось исходить исключительно  из соображений официальной народности". Таким образом, царизм стремился сохранить и укрепить существующий строй.

В николаевской России становилось практически  невозможно бороться за социально-экономические  и политические преобразования. Попытки  русской молодежи продолжить дело декабристов  успеха не имели. Студенческие кружки конца 1820 — начала 1830 гг. были малочисленны, слабы и подвергались разгрому [9].

Кружок братьев  Критских. Продолжатели дела декабристов, группа молодых людей, объединилась вокруг трех братьев Критских - Петра, Михаила и Василия - студентов  Московского университета. Кружок начал  складываться в 1826 г., взяв за основу своей  деятельности политическую программу  декабристов и поставив целью "изыскивать средства для преобразования государства, ввести конституционное правление". Участники кружка говорили о цареубийстве и вооруженном перевороте, но в отличие от декабристов осуществление революционных преобразований они считали возможным только при активном участии народа. В основе их практической деятельности лежала пропаганда как метод борьбы: сначала пропаганда для привлечения новых членов тайной организации, а в дальнейшем - агитация в массах. Особое значение придавалось пропаганде среди солдат Московского гарнизона.

Информация о работе Программы капиталистического реформирования России в XIX в