Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:14, курсовая работа
Цель данной работы заключается в попытке рассмотреть проблему происхождения этого загадочного народа. В этом автор опирается на труды древнегреческой и римской традиции, а так же данные развития этрусскологии последних столетий. В связи с поставленной целью возникает ряд задач:
Рассмотреть теории происхождение северной, восточной, автохтонной и пеласгийской гипотезы, а так же древние и современные теории, особое внимание уделить рассмотрению русской теории происхождения этрусков.
Выявить особенности общественно – политического устройства городов – государств и культурного развития народа.
Изучить природные условия, экономическое, социальное, политическое развитие Этрурии в период с VIII по V вв. до н.э. Проанализировать накопленные археологические данные об этруссках, а так же памятники их культуры с целью выяснения особенностей их социального быта и культуры.
Введение
Глава 1. Происхождение этрусков
Античные свидетельства
Дальнейшее развитие вопроса
1.3 Археологические сведения об этрусках
Глава 2 Государственное и общественное устройство
2.1 Этрусская конфедерация
2.2 Этрусские города – государства
2.3 Этрусская культура и религия
Заключение
Список литературы
Особенно разультативными были раскопки некрополя Вольтерры в северной части Тосканы. Они дали множество расписных сосудов IV – III вв. до н.э., а позже погребальные урны из алабастра с барельефом.
XIX век называют эпохой
великих археологических
Во второй половине XIX века было открыто значительно меньше памятников этрусской культуры, чем в первой половине века.. внимание археологов было обращено к культурам раннего бронзового и железного века на той территории. Которая впоследствии принадлежала этрускам.
С 50-х гг. XIX века осуществляются
раскопки в Витербо и Нарчи. Там
обнаружены великолепные этрусские
саркофаги и ряд архаических
надписей, в то века осуществляются
раскопки в Витербо и Нарчи. Там
обнаружены великолепные этрусские
саркофаги и ряд архаических
надписей, в то же время раскапываются
погребения в Орвьето, где особенно
прославилась могила «Голини», фресками,
изображающими этрусское
Глава 2. Государственное и общественное устройство
Этрусская конфедерация
Общественное развитие этрусской не привело к созданию сильного государства с единой центральной властью. Характерной особенностью их государственной организации была раздробленность, во многом напоминавшая положение, существовавшее в греческих полисах. Этрусские государственные образования - это ряд мелких региональных государств, число которых, по сообщениям античных авторов равнялось двенадцати. Будучи фактически независимыми, они составляли некое политически не прочное объединение, которое принято называть конфедерацией, союзом или лигой.17
Из литературных и эпиграфических источников. Характерной особенностью их государственной организации была раздробленность, во многом напоминавшая положение, существовавшее в греческих полисах. Этрусские государственные образования - это ряд мелких региональных государств, число которых, по сообщениям античных авторов равнялось двенадцати. Будучи фактически независимыми, они составляли некое политически не прочное объединение, которое принято называть конфедерацией, союзом или лигой.
Из литературных и эпиграфических источников известны названия большинства городов – государств, входивших в состав союза. Ими несомненно были Цеора, Тарквини, Руселлы, Ветулония, Популония, Клкузий, Арреций, Перузия, Волатерры. Двенадцатым членом могли быть Фезулы или Кортона. В более раннее время союзу принадлежали так же Вейи, захваченные и разрушенные в самом начале IV века до н.э. После падения Вей их место заняла, по - видимому, Понулания, остававшаяся до этого, несмотря на свое экономическое значение лишь портом и крупным центром металлургии в составе государства Воллатерр.
Очевидно, не было случайностью, что этрусская конфедерация складывалась из двенадцати городов. Аналогичным для нее мог послужить союз греческих ионических поселений в Малой Азии, с которыми этруски уже на заре своей истории поддерживали тесные отношения, и влияние которых не осталось бесследным, в частности при формировании их религии и культуры. Подобное же двенадцатиградие сложилось позже в этрусской колонизации – в Паданской области и Кампании.
Каждую весну в святилище
богини Толтумны, в Толсиниях, собирались
главы и представители
Фактически они могли сводиться к выполнению некоторых официальных, культовых и других почетных обязанностей.
После ликвидации конфедерации должность главы конфедерации не была устранена, но, как следует из свидетельства Ливия, критский «царь» стал носить жрический титул, что же касается самого объединения, то оно постепенно превращалось в преимущественно религиозный союз, а единство в его действиях было далеко не всегда..
Все известное нам о
практической деятельности городов
показывает, что каждый поступал совершенно
самостоятельно - воевал, мирился, заключал
договоры независимо от других и от
общего согласия. Из Ливия, мы, например,
узнаем, о неоднократных обращениях
во время союзных встреч жителей
Вей к другим городам за поддержкой
в их тяжелой борьбе с Римом. Ответ
был каждый раз отрицательный
и мотивировался тем, что Вейи,
якобы, начали борьбу по собственной
инициативе и поэтому должны ее и
продолжать. Позже, Тарквиния и Цере
также оказались лишенными
Вообще, этруски крайне редко предпринимали что – либо сообща. В то же время не прекращавшиеся распри и соперничество еще более ослабили их распыленные силы.
В конечном счете, отсутствие единства вылилось в одну из наиболее существенных причин их военных неудач, приведших страну к подчинению Риму.
До нас дошли не только сведения древних античных и римских авторов, но и материальные источники: развалины городов и поселений, захоронения и надгробия, предметы повседневно обихода и роскоши, драгоценности и многое другое почти все они усыпаны письменами,
Хотя многие надписи содержат сведения о городе – государстве у этрусков. В основном, это краткие и понятные надписи, указывающие на тот или иной участок земли, принадлежащий городу. Тексты дают так же сведения о принадлежности владельца к какой-либо общественной группе, о занятии им определенной должности.
Этрусские города – государства представляли экономическое целое, хотя и отличались по характеру своей экономики. Противоречие между интересами различных городов – государств нередко выливались в конфликты.
Представления о городе –
государстве как социальном и
политическом феномене у этрусков можно
судить из надписей и эпитафий. Тексты
в них краткие и потому понятные
для прочтения. Они указывают
на тот или иной предмет или
участок земли, принадлежащий городу,
тексты дают так же представления
о принадлежности покойного к
какой – либо общественной группе,
занятии им какой – либо должности.
Исследователи стояли на различных
точках зрения относительно характера
этрусского города. Одни ученые в нем
видели в нем нечто совершенно
отличное от греческого полиса и римской
Civitas, их доводы сводились к высказыванию
о том, что этрусский город
не был полисом, поскольку в нем
не было организации граждан. Ученый
Г. Рикс, придерживается другого взгляда,
в своих выводах он опирается
на анализ анамостической формулы в
надписях Северной Этрурии, в частности
Перузии. Рикс установил существование
гражданства в этрусских
Так же как и в любом античном полисе, политическим, экономическим и административным центром этрусского государства был город, что дает основания называть его городом-государством. Этрусские полиса, так же как и, например, Афины, имели свои порты: полис Цере располагал портом Тирги, полис Тарквинии - портом Грависки. Но эти порты входили в полис, а их свободные граждане были гражданами Цере и Тарквинии.
В римских источниках этрусские государства фигурируют под названием главного города. Например Тит Ливий и Страбон, говоря о «тарквинийцах», «вольсинийцах», «вейянах», понимают граждан всего полиса, а так же свободных обитателей расположенных на их территории портов. Каждый город – государство в экономическом плане являлся целостной структурой с определенной специализацией: в Популонии первое место в экономике занимала добыча и обработка металлов, в Клузии сельское хозяйство. Нередко экономические различия приводили к военным конфликтам между полисами.
Территория занимаемая полисом
занимаемая не большой. Об этом косвенно
свидетельствуют локальные
Возвращаясь к вопросу о структуре этрусского порлиса можно сказать, что он сложен в связи с отсутствием этрусских источников, по словам Немировского единственным прямым свидетельством о структуре этрусского полиса является краткая характеристика Вергилия о своей родине Мантуе:
Мантуя! Предками славишся ты, но единого рода.
Рода имеешь ты три, по четыре племени каждом.
Ты же сама их глава, сильная кровью этрусской
Этот отрывок требовал
разъяснения еще в древности.
Современные исследоваетли в
результате сопоставления его с
устройством городов в самой
Италии и за ее пределами, пришли квыводу:
деление народа не тридцать частей,
а плеимени на три части, в древности
раасмтривалась как воля богов и
и х установление. Такое установление
было характерно для стран восточного
средиземноморья и
2.2 Этрусские города-государства
По данным литературных источников
и археологии древнейшие города-государства
возникли на западном побережье Апеннинского
полуострова известного грекам как
Этрурия. Этрусские тиррены были
древнейшими строителями
Этрусские города, в том числе и те, которые специализировались на морской торговле были расположены, по меньшей мере, в 6-7 км от моря.
Эту особенность нельзя объяснить
боязнью нападения пиратов, так
как в период основания городов
в Этрурии не было других пиратов,
кроме самих этрусков, а греческие
мореплаватели очень редко
Страбон указывает, что там, где этруски могли действовать согласованно, они не только могли защитить себя от нападения противников, но в свою очередь нападать и совершать дальние походы.23
Но так же он указывает на то, что «побережье лишено гаваней. Поэтому основатели городов или совершенно избегали моря или же выставляли впереди укрепления со стороны моря чтобы эти города не оказались легкой добычей для нападения с моря»24. это высказывание Страбона относится к Популонии и можно ли его применить к остальным городам побережья, объясняя тем самым их удаление от моря вглубь страны, является спорным вопросом.25
Цере находился в 7 км от моря, занимая возвышенность, удобную для защиты. Он входил в конфедерацию этрусских городов, т.к. город был расположен близко к Риму, то сохранилось много легенд об основании и истории Цере. Например, Тит Ливий в Истории Рима рассказывает о постановлении диктатора Камилла, по поводу договора о гостеприимстве с церийцами.26 Во время вторжения галлов в Цере скрылись весталки со своими святынями. Цере имел торговые связи с Восточным Средиземноморьем. Этому способствовало наличие богатых залежей медной руды. Об этом свидетельствуют данные археологии. Из Коринфа в Цере доставлялись керамические изделия, из Сирии и Кипра золотые и серебряные сосуды.
Портом Цере был Пирги, находящийся от него в 13 км. Пирги был известен своим храмом, который был разграблен в 374 г до н.э. флотом Дионисия Сиракузского. В 1957 году были обнаружены остатки храма, позволяющего датировать его V в до н.э.27
Крупным городом этрусской конфедерации были Тарквинии. Город господствовал над обширной плодородной областью. Тарквинии часто упоминались Титом Ливием28 в связи с войнами, которые римляне вели за господство в Италии. Например, тарквинийцы и вийяне откликнулись на призыв изгнанного царя Тарквиния и выступили против римлян.
В северной Этрурии выделился город Ветулония Силлий Италик считает, символы царской власти в Риме – фасции, изумрудное кресло и тора с пурпурной каймой были заимствованы из Ветулония29.
Одним из наиболее знаменитых
этрусских городов была Популония,
расположенная «на высоком мысе
круто спускающемуся к морю в
виде полуострова». Сервий считаеи
Популонию древнее других этрусских
городов, связывал историю этого
города с жителями Корсики, которые
участвовали в его основании.
Но Немировский, ссылаясь на данные археологии,
исключает возможность
Информация о работе Происхождение загадочного народа - этруски