Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:14, курсовая работа
Цель данной работы заключается в попытке рассмотреть проблему происхождения этого загадочного народа. В этом автор опирается на труды древнегреческой и римской традиции, а так же данные развития этрусскологии последних столетий. В связи с поставленной целью возникает ряд задач:
Рассмотреть теории происхождение северной, восточной, автохтонной и пеласгийской гипотезы, а так же древние и современные теории, особое внимание уделить рассмотрению русской теории происхождения этрусков.
Выявить особенности общественно – политического устройства городов – государств и культурного развития народа.
Изучить природные условия, экономическое, социальное, политическое развитие Этрурии в период с VIII по V вв. до н.э. Проанализировать накопленные археологические данные об этруссках, а так же памятники их культуры с целью выяснения особенностей их социального быта и культуры.
Введение
Глава 1. Происхождение этрусков
Античные свидетельства
Дальнейшее развитие вопроса
1.3 Археологические сведения об этрусках
Глава 2 Государственное и общественное устройство
2.1 Этрусская конфедерация
2.2 Этрусские города – государства
2.3 Этрусская культура и религия
Заключение
Список литературы
К этрусской колонизации
относилась Вольсиния. Город вел
войны с римлянами на протяжении
IV и III вв до н.э., и в последствии
был разрушен, а неподалеку от него
образовались новые Вольсинии. Археологические
данные раскопок очень спорны, вследствие
чего, определить точное местонахождение
древних Вольсиний очень
Часто упоминается в древних источниках этрусский город Вейи, который, согласно сведениям Тита Ливия, вел войны уже в период «легендарных царей» Ромула31. Немировский, ссылаясь на Немушева, говорит о трех войнах Рима с вейями: первой, относящейся к начальному периоду Римской республики, второй – 438 – 426 гг до н.э. и третьей 406 – 396 гг. переданной вкратце как «десятилетняя осада Вей».
Имеются обширные археологические материалы, т.к. раскопки осуществляются с 1839 г. Были найдены укрепленные стены и храм, датируемый V в до н.э., некрополи с настенными изображениями.
Другой этрусский город, занимавший господствующее положение на пути в Адриатику, и входивший в 12-тиградие б. Клузий, «который в древности называли Камарис»32. В последствии он попал под власть Порсены и останки этого города не обнаружены.33
Город Арреция распологается «внутри страны в горах»34, а точнее в предгорьях Аппенин длиз Арма. В начале он принадлежал Тарквинии и являлся противником Рима.
Эти города являлись крепостями, господствовали над определенной сельской местностью.
2.3 Этрусская культура и религия
Наиболее полную и разностороннюю информацию о происхождении этрусков дает их духовная жизнь и религиозные верования.
Главным источником при изучении этрусского религиозно – мифологического мира являются рисунки, рельефы, скульптурные изображения. Так же существуют различные свидетельства об этрусской религии в произведениях Варрона, Цицерона, Ветрувия, Ливия, Плиния, Сервия35, в трудах которых можно почерпнуть данные о религиозном учении, пантеоне, культе и практике гадания, организации жречества. Но с использованием этих данных встает вопрос об их достоверности. Поэтому исследователи и сегодня обращаются к античным источникам и римским традициям, пытаются выявить их этрусские источники.
Некоторые источники указывают, что у этрусков отсутствовала литература, причем литература светская, оказавшая влияние на литературу Рима. Прежде всего, не подлежит сомнению приоритет в области театра, заимствованного ими у греков. Римляне считали этрусским и само слово, ставшее отображением названия самого актера в древности – nister.
С именем бога Сатурна, о культе которого у этрусской можно строить лишь предположения. На основании близкости его имени satres к этрусскому родовому имени satrma связано представление о его происхождении.
Значительно более подробные
сведения дошли до нас через латинских
писателей о религиозной
Согласно Цицерону этрусские
религиозные книги
libriharus – pisini являлись
трактатом о совершенствовании
гарустиций, т.е. содержала правила
гаданий по внутренностям
Fulgurales содержит учение
о смысле и значении молнии.
Это было весьма трудно, молнии,
в зависимости от места,
Rituales содержали правила
основания и устройства
Составной частью этих книг были прогнозы относительно продолжительности человеческой жизни, описание загробной осуществлялось и по погребальным ритуалам.
В Этрурии существовали авгуры, которые являлись толкователями предзнаменований по полету, крику и кормлению птиц. Правила этих толкований так же находились в книге.36
По мнению Ельницкого, священные книги заключали в себе так же не мало исторических сведений и являлись своего рода этрусской Библией, с ним соглашаются и другие исследователи.
Отголоски этрусской религии
можно найти в религии римлян.
В определенной степени это объясняется
тем, что что в основе этих двух
религий лежат общеиталийские религиозные
представления и культовые
Этрусская религия обладала
космогоническим учением, имеющим
точки соприкосновения с
Эти этапы создания на некоторых моментах сходны с Библией. Ученые Ж. Биде и Ф. Нюмона считают источником Суды сочинения еврейского автора, который был знаком с греческим и зороастрийской литературой. М. Паллатино полагает, что текст Суды – компеляция этрусских и христианских элементов в литературной обработке поздней эпохи Рима. А Паиньоль, возражает против обеих трактовок, находя элементы этрусской космогонии, изложенной Судой, в этрусском тексте того времени, когда христианство еще не существовало, а контакты этруссков сносителями иудаизма не достоверны и маловероятны.37
В эпоху Сасанидов, в котором время жизни человечества ограничивалось все то же цифрой – 12 тыс. лет, этрусское космогоническое учение восхордит к какому – то общему восточному источнику, а не к Библии.
Представление о человеческом веке перенеслось затем и на государственную жизнь, возникло учение о веках в жизни государства, которое затем, перешло в Рим, где столетние празднества, то же, что и этрусские ритуальные очистительные игры, исполнявшиеся по истечению века в жизни государства.. по истечению 9 веков, круг исторической жизни человечества должен был начинаться с начала.
Исследователь Немировский говорит о времяисчислении у этрусков и умбров сутками – от полудня, до полудня. По его мнению, это исчисление заимствовали умбры у этрусков, вычисление полудня требовали сложных жреческих правил. Необходимы были приспособления, сначала – примитивные, а затем более сложные. Этрусская неделя состояла из 9 дней. Девятый, праздничный день, предназначался для приветствия царя. В III в до н.э. римляне изменили такую последовательность и ввели восьмидневную неделю. Исследователям известны названия восьми месяцев этрусского календаря, но, скорее всего, их было больше, на это указывают археологические материалы. Наиболее крупной единицей измерения времени был век. Этрусский аналог слову «век» ученым неизвестен.38
Цензорин называет «веком» период человеческой жизни от рождения до смерти. Это понятие было перенесено на полис. Полисный век – это период жизни одного поколения граждан. Из этого следует, что этруски связаны не как этническое общество, а как полисное. Века Тарквиний, Цере, вей не совпадали. Но в другом отрывке того же Цензорина дается ясная концепция векоисчисления со ссылками на Веррона. Так же у древних авторов не было единого мнения об общем количестве веков, отпущенных этрусскому народу.39
Заключение
Изучение данной темы позволило сделать следующие выводы:
Рассмотрение проблемы происхождение
этрусков показало, что на данный момент
существует три теории происхождения
этрусков, но ни одна из них не имеет
преобладающего влияния, так как
с новым витком развития появляются
все более новые
Выявление общественно-политического устройства городов – государств Этрурии показало, что оно представляло собой конфедерацию 12 государств, которые являлись самостоятельными политическими образованиями, но носили не постоянный характер.
Анализ культурного развития
народа, позволил раскрыть основные религиозные
воззрения, космогонические представления
этрусков, а так же понятия о
времени и религиозные
В указанный хронологический период этрусская конфедерация достигла наивысшего развития политической и общественной отношений, после которого развитие идет по нисходящей линии.
Таким образом, данная тема предполагает дальнейшее изучение вопроса о влиянии Этрурии на становление и развитие римского общества, его культурных особенностей, а так же влияние и взаимодействие соседних с ними племенных образований, и, более того, выявление восточных элементов в самой культуре этрусков.
Список литературы:
Геродот История. В 9 книгах. - М., 1993
Корнелий Тацит. Сочинения: в 2 тт. т.1 – Анналы. Малые произведения. Т.2. – История – СПб., Наука, 1993.
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Перевод с греческого И. Алексеева – СПб, 1774
Страбон. География. В 17 книгах. Научно – издательский центр «Ладомир» - М., 1994
Тит Ливий. История Рима от основания города. – М., Наука, 1989.
7. Фукидид. История. \ Под ред. Боровского. – М., 1981
Андреев Ю.В. Раннегреческий полис – Л., 1976
Аптекарь Б.Б. К вопросу
об этрусках в работе Н.Л. Марра \\ Проблемы
истории докапиталистических
Ардзинба В.Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии – М., 1982
Бекштрем А. Исследования в области этрускологии. Выпуск 1 . СПб, Типография М.А. Александрова, 1908
Блаватский Т.В. Греческое общество во II тыс. до н.э. и его культура – М., 1976
Богаевский Б.Л. Этруски в работах Н.Л. Марра\\ история докапиталистических формаций. – М. – Л., 1935
Бурман Я. Моухова Б. Загадочные этруски – М., 1970
Вогэн А.К. Этруски. Изд-во «Кросс», 1998
Гордезиани Р.В. Этруски и картвильский. – Тбилиси, 1980
Залесский Н.Н. Этруски в Северной Италии. – Л., 1959
Залесский Н.Н. К истории этрусской колонизации Италии в VIII- IV вв. до н.э.
Залесский Н.Н. К социальной истории этрусков - Ученые записки ЛГУ. Вып. 17, 1950
Залесский Н.Н. Этруски.\\ Проблемы
истории докапиталистических
Залесский Н.Н. Этруски в Риме – Научные доклады высшей школы. – История науки – М., 1953, вып. 1
Ильинская Л.С. История и культура античной Италии и Рима в свете археологических открытий последних десятилетий – ВДИ, 1973, вып. 1
История Древнего Рима \ под ред. В. И. Кузищина. – М., 2000
Ихоленштейн Г. Историческое значение вопроса об этрусках – ВДИ, 1938, № 4.
Кондратов А.М. Этруски. Загадка номер один. – М., 1977
Мавлеев Е.В. «Книша жизни» у этрусков. Труды государственного Эрмитажа XVII век. – Л., 1976.
Мавлеев Е.В. Греческие мифы в Этрурии. О понимании этрусками греческих изображений. – Античный мир и археология. – Саратов, 1979
Малк И.Л. Проблема населения древнейшего Рима - ВДИ, 1979, №1.
Наговицин А.Е. Этруски. Мифология и религия этрусков. – М.,2000
Негай Ф.М. Рим и италики. Минск, 1963.
Негай Ф.М. Образование римского государства – Минск, 1972.
Немировский А.И. Этруски в греческой литературе и историографии. – ВДИ, 1976,№3.
Немировский А.И. Идеология и культура древнего Рима., Воронеж, 1964
Немировский А.И Этруски: от мифа к истории– М., 1983
Немировский А.И. Каталог этрусских кораблей в «Элиаде». – ВДИ., 1977, №1
Немировский А.И., Харсекин А.И. Этруски. Введение в этрускологию. Издательство Воронежского университета. – Воронеж, 1969,
Немировский А.И. История развития Рима и Италии. – Воронеж, 1962
Сестов В. Римское гражданство. – М., 1970
Тимофеева Н.К. Религиозно-мифологическая картина мира этрусков. – Новосибирск, 1980.
1 Страбон. География. Кн.2 , гл5 .11. М.., 1994. С. 118
2 там же с. 192
3 Буриак Л. Моухова Б. Загадочные этруски. – М., 1970. С. 25
4 там же с. 29
5 К. Тацит Аналлы. Кн. 4 , 55 СПб, 1993, с. 134
6 Буриак Л. Моухова Б. Загадочные этруски. – М., 1970. С.34
7 Тит Ливий. История Рима от основания города. Кн. V гл. 33 М., 1989 с. 138
8 Немиоровский А. И. Введение в этрусскологию. – Воронеж, 1962 с. 10
9 Фукидид . История. М., 1994 кн.4, 109; с. 208
10 немировский А. И. Этруски: от мифа к истории М., 1983, с. 37
11 Немировский А. И. Этруски : от мифа к истории. М.,1983 с. 45
12 Немировский А. И. Введение в этрускологию. – Воронеж, 1962 с. 24
13 Немировский А.И. Этруски: от мифа к истории. М.,1983 с 48
14 там же. С. 75
15 Негай Ф. М. Образование римского государства – Минск, 1972.с. 64
16 Немировский А. И., Харсекин А.И. Этруски. Введение в этрускологию. Издательство Воронежского университета. – Воронеж, 1969, с. 78
17 Аптекарь Б.Б. К вопросу об этрусках в работе Н. Л. Марра \\ Проблемы истории докапиталистических обществ. – М., 1935
18 Немировский А. И. Этруски : от мифа к истории. М.,1983 с 105
19 Немировский А.И., Харсекин А.И. Этруски. Введение в этрускологию. Издательство Воронежского университета. – Воронеж, 1969. С. 95
20 Немировский А.И., Харсекин А.И. Этруски. Введение в этрускологию. Издательство Воронежского университета. – Воронеж, 1969. С. 103
21 Немировский А.И., Харсекин А.И. Этруски. Введение в этрускологию. Издательство Воронежского университета. – Воронеж, 1969. С. 108
22 Немировский а. И. Истрория раннего Рима и Италии. Воронеж, 1962, с. 67
23 Страбон География. Кн.V , 2 - М., 1994 с. 206
Информация о работе Происхождение загадочного народа - этруски