Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 07:53, реферат
Рассмотрение периода правления Екатерины 2 как периода построения новой политической системы России, а именно просвещенного абсолютизма как новой формы самодержавия.
1. Введение стр. 2 - 3
2.Общая часть стр. 4 - 12
Реформы системы управления стр.4 - 6
Реформы законодательной базы, стр.7- 11
системы местного управления,
административного деления
Российской империи
Образовательная деятельность стр.11-12
Екатерины 2
3. Заключительная часть стр.13
4. Список используемой литературы стр.14
Императрица
стала решительно укреплять государственный
аппарат, усиливать единоначалие на всех
ступенях государственного управления.
Все большее значение приобретал Совет
при высочайшем дворе, руководимой лично
Екатериной. Он превратился в высший совещательный
и распорядительный орган, отодвинувший
Сенат на второй план.
РЕФОРМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ,
СИСТЕМЫ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ,
АДМИНИСТРАТИВНОГО ДЕЛЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ
ИМПЕРИИ
Важнейшей проблемой в первый период екатериненского царствования стала необходимость пересмотра законодательства Российской империи. Дело в том, что старое, действующее с 1649 года законодательство - « Соборное уложение » устарело и совершенно не годилось применительно к реалиям 2 половины века Просвещения. В середине 18 века все большее влияние на российское дворянство стали оказывать либеральные идеи французских и английских просветителей: А. Вольтера, Д. Дидро, Ж. Руссо, А. Смита, провозгласивших принципы свободы человеческой инициативы, уменьшение опеки государства над обществом, конституции (формального закрепления прав граждан), разделения властей - законодательной, исполнительной, судебной. Просветители верили в прогресс - неуклонное поступательное развитие общества и торжество разума. Екатерина 2 провозгласила идеи просветителей стержнем своей государственной политики. Вступив на престол, Екатерина 2 активно пыталась привести политическую систему России в соответствии со своими представлениями о просвещенном правлении.
Еще при Елизавете Петровне была образована Комиссия для подготовки нового Уложения, но активность этой комиссии была крайне низкой, поскольку императрица не проявляла интереса к ее деятельности.
На принятии нового законодательства настаивало как дворянство, так и набиравшее силу купечество. Екатерина решила придать этому делу большой размах, лично включившись в законотворческую работу. 14 декабря 1766 г. она подписала манифест о предстоящем созыве комиссии для подготовки нового Уложения.
Сама императрица уже около двух лет работала над «Наказом» - особой инструкцией для будущей комиссии.
«Наказ» представлял собой развернутый документ, в котором обоснованы и подробно изложены идеи просвещенного абсолютизма. Все содержание «Наказа» пронизывает основная мысль о том, что в такой огромной по территории и населению «европейской стране», как Россия, любая другая власть, кроме самодержавной, не только была бы вредна, но и разорительна для граждан. Государь в России является источником всякой государственной и гражданской власти. Утверждая идеи ничем не ограниченного абсолютизма, Екатерина вместе с тем призывала к терпимости и умеренности в законах и правительственной политике. Дворянство автор «Наказа» считала опорой государства; принадлежность к дворянскому сословию не только дает известные права и преимущества, но и налагает обязанности перед монархом и государством. Нарушение чести и «непорочности дворянского достоинства» влечет за собой «исключение из числа дворян и лишение дворянства».
В целом «Наказ» Екатерины 2 представлял собой причудливое соединение передовых идей просветителей с устаревшими к тому времени идеями кардинала де Ришелье об абсолютной монархии. «Наказ» не стал законом империи, да и не претендовал на это. Он призван был служить лишь инструкцией для работы Комиссии по подготовке нового Уложения (свода основных законов).
Основные пункты «Наказа»:
1.Россия есть европейская
2. Главное орудие преобразований - власть, государства в лице самодержавного государя.
3. Права гражданина
4. Расширение класса
Этот документ имел, так сказать, и внешнюю направленность: он должен был показать всей Европе просвещенность Екатерины 2, ее искреннее желание цивилизовать « страну варваров», каковой Россию все еще представляли.
«Наказ» Екатерины 2 произвел ошеломляющее впечатление не только на Россию, но и на Европу. Фридрих 2 сделал русскую императрицу членом Берлинской Академии наук, а французская цензура запретила распространение «Наказа» во Франции.
«Наказ» исходил из положения о том, что верховная власть «сотворена для народа» и действует «к получению самого большего от всех добра». Верховная власть, по мнению Екатерины, может быть только самодержавной.
Целью самодержавия Екатерина 2 объявила благо всех подданных. Девизом Уложенной комиссии были слова: «Блаженство каждого и всех».
В соответствии с манифестом Екатерины 30 июля 1767 г. в Грановитой палате Московского Кремля открылись заседания комиссий. В Москву съехались 564 депутата, избранных от всех сословий и городов Российской империи. Каждый депутат получил наказ, выражавший интересы избравшей его группы населения. Всего комиссия получила 1465 наказов, подавляющее большинство которых поступило от крестьян. Наибольшую остроту вызывало обсуждение крестьянского вопроса. Когда дворянский депутат Григорий Коробьин предложил строго определить в законе размер барщины и оброка, который помещики не могли бы изменять по своему усмотрению, а так же предоставить крестьянам право собственности на движимое имущество, против него ополчилось большинство дворян. Главным противником прогрессивных идей Коробьина выступил князь М. Щербатов, депутат от ярославского дворянства. Он решительно отверг любые попытки изменить существующие в России устои. Из логики рассуждений князя Щербатова следовало, что помещик для своих крестьян – такой же единоличный господин, как самодержец всероссийский – для всех подданных российской короны. Это было закономерное распространение идей абсолютной власти сверху донизу.
Дискуссии в Комиссии отличались необычайной остротой и продемонстрировали императрице как интересы и чаяния различных слоев населения, так и непримиримые противоречия между ними практически по всем вопросам.
Екатерина 2 увидела, что дворяне
не откажутся от своих прав
и привилегий. Общественное сознание
носило по преимуществу
В общем, деятельность комиссии по подготовке нового Уложения не была совершенно бесполезной, хотя она и не смогла выполнить свою главную задачу. Крупных преобразований в политическом строе не произошло.
Одним из важных практических шагов, предпринятых Екатериной 2 в это время, явилось решение о проведении реформы в областном управлении империи. Впервые в российском законодательстве появился документ, определивший деятельность местных органов государственного управления и суда. Эта система местных органов просуществовала до Великих реформ 60 – х годов 19 в. Введенное Екатериной 2 административное деление страны сохранилось до 1917 г.
7 ноября 1775 г. было принято «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Целью было создать упорядоченную систему областного управления и устранить недостатки прежнего устройства.
Вместо трех ступеней
Губернская реформа 1775 г. значительно укрепила государственную власть на местах. Разумеется, все должностные лица в губернском и уездном управлениях были дворянами.
Идя навстречу давним пожеланиям дворянства, императрица подписала 21 апреля 1785 г. «Грамоту на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства». Это был свод дворянских привилегий, получивший неофициальное название Жалованной грамоты дворянству, подтвердившей особое положение благородного сословия в Российской империи. Оно освобождалось от обязательной службы, личных податей, телесных наказаний, Имения объявлялись полной собственностью помещиков, которые, кроме того, имели право заводить собственные фабрики и заводы. Дворяне могли судиться только с равными себе и без дворянского суда не могли быть лишены дворянской чести, жизни и имения. Дворяне губернии и уезда составляли соответственно губернскую и уездную корпорации дворянства и избирали своих предводителей, а так же должностных лиц местного управления. Губернские и уездные дворянские собрания имели право делать представления правительству о своих нуждах.
Жалованная грамота ввела запись дворян в родословные книги, чем подчеркивалось формальное отличие их от других сословий. Среди самого дворянства также устанавливалось различие: в первую часть родословной книги в каждой губернии записывались дворяне, пожалованные властью (столбовые дворяне), во вторую часть – получившие дворянское звание на службе. Жалованная грамота подвела черту под длительной и сложной борьбы дворян как сословия за утверждение и расширение своих привилегий. Отныне дворянство уже и формально превратилось в первое сословие Российской империи.
21 апреля 1785 г. Екатерина 2 подписала еще один важный документ – Жалованную грамоту городам. Этот документ определял права и обязанности городского населения, систему управления в городах. Все горожане записывались в Городскую обывательскую книгу и составляли « Градское общество».
Городское население делилось на шесть разрядов. Первый из них включал живших в городе дворянство и духовенство; во второй входили купцы, делившиеся на три гильдии; в третий – цеховые ремесленники; четвертый разряд составляли постоянно жившие в городе иностранцы; пятый – именитые горожане, включавшие в свой состав лиц с высшим образованием и капиталистов. Шестой – посадские, которые жили промыслами или работой. Жители города каждые три года избирали орган самоуправления – Общую городскую думу, городского голову и судей.
Жалованная грамота ставила все шесть категорий городского населения под контроль государства.
При
всем значении Жалованная грамота не
дала городам большого преимущества
в силу крайней неразвитости городского
самоуправления. Вплоть до середины 19
века вся власть в городах фактически
была сосредоточена в руках дворянского
чиновничьего аппарата во главе с губернаторами
и городничими.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЕКАТЕРИНЫ
2
Воспитанная на идеях европейского Просвещения, Екатерина 2 всегда считала первейшим долгом покончить с невежеством своих подданных. По свидетельству ее секретаря А. Храповицкого, императрица убежденно говорила: «Коль скоро заведутся и утвердятся школы, то невежество истребится само собой; тут насилие не надобно». Екатерина 2 была последовательна в своем намерении всячески содействовать развитию народного образования. Когда Екатерина 2 заняла престол, государственные расходы на расходы на образование в России составляли всего 0,15 % бюджета. К 1794 году их доля возросла до 1,28 %.
Информация о работе Просвещенный абсолютизм Екатерины 2 новая форма самодержавия