Противоречивый характер петровских реформ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:16, реферат

Описание работы

В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий.

Содержание работы

Введение.
Объективная необходимость преобразований России.
Противоречивый характер петровских реформ.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Петр 1.docx

— 57.20 Кб (Скачать файл)

    11. Реформы  (и войны) истощили народные силы,  но укрепили государство. 
      То, что  противоречивого  много,  говорит  о  двух  вещах:                                         

Во-первых, управление  государством,  тем  более таким большим и сложным как Рос сия,  и тем более в сложное время,  это -  крайне сложная и тяжелая задача. Построить "идеальное" государство было бы невозможно:  Петру, и России под его управлением, приходилось идти на компромиссы, так как улучшения в одном, с необходимостью 
приводили к жертвам, уступкам и напряжению сил в другом.                       

Во-вторых, только  по-настоящему  глубокие  преобразования могли   происходить  с таким количеством противоречий.   Уже одно это свидетельствует об импульсе,  который Петр  Великий,  своими реформами, придал развитию России.

 

 

 

  1. Противоречивый характер петровских реформ.

 
      Попробуем найти  источник  противоречий  в самих реформах. Конечно, то, что сегодня называют задачами или целями реформ, не осознавалось   так   ясно   в  то  время даже  самим Петром.  Но: противоречие в самой реформе это - противоречие между ее целью и результатом либо между процессом реформы и ее методами. Выделим, сначала аспекты преобразований: 
      1. ВОЕННАЯ реформа 
      2. ФИНАНСОВАЯ реформа 
      3. развитие ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ 
      4. СОЦИАЛЬНЫЕ преобразования 
      5. реформа ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

      6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ реформа

 
      Военная реформа  занимает  центральное   положение   среди др гих  преобразований  Петра.  Новая  система  регулярной армии потребовала проведения реформы финансовой системы,  чтобы  армию возможно  было бы содержать в боевой готовности.  Однако финансы требовали (как и  сегодня)   производственной базы  и  развитого рынка.  Надо заметить, что, даже при поверхностном обзоре, видна 
сложность задач стоявших перед царем-преобразователем.  Вряд  ли Петр так ясно представлял себе комплексность и взаимосвязанность проблем. Но, здесь как раз нет противоречия - названные реформы, раз  уж они были начаты,  не могли не вызвать "смежные" реформы. Изначально важна была воля Петра начать реформы,  а то,  что они затронули все сферы общественной жизни, было закономерно.

   Можно отметить  противоречивость в центральности положения военной реформы.  С одной стороны,  война отнимала у государства силы,    но   с   другой    побуждала к  развитию  (реформам). В.О.Ключевский написал по этому поводу:  "Обычно война -  тормоз реформы",   но   "Петр   I  попал  в  иное  соотношение  внешних столкновений с внутренней работой  государства  над  собой,  над самоустранением. При нем война является обстановкой реформы, даже более  - имела   органическую связь  с  его  преобразовательной деятельностью,   вызывала и  направляла  ее".  Ситуация  была для Петра I напряженной,  еще и потому,  что  он  правил  не  просто 
страной,  а  уже  империей,  но,  при  этом,  государство еще не окрепло и  его  силы постоянно  подтачивали  внешнеполитические военные конфликты.    

Важно также,  что,  при  всей  своей прогрессивности,  для простых трудящихся, преобразования обернулись новыми  налогами, повинностями и    тяготами,     намного превышавшими    тяготы предшествовавших царствований.  "Стали подати  тяжелы.  Государь завоевал многие города, а крестьянам льготы нет" - так выглядела финансовая реформа "снизу".       

Последние два  из  названных  пунктов  вызывали и вызывают споры.  "Петр взял из старой Руси государственные силы, верховную власть,   право,   сословия, а  у Запада  заимствовал технические средства   для  устройства  армии,  флота,   государственного   и народного   хозяйства,   правительственных   учреждений",  пишет Ключевский.  Действительно,  чтобы   развивать   промышленность, технику,  рынок и хозяйство Петр обратился к Западу.  Во-первых, ему нравилась западная Европа,  но главное - именно в Европе уже было  то,  что требовалось России.  (В данном вопросе,  в смелом обращении  к  Западу,  опять  проявляется  характер  Петра,   но проявляется и его ум).                                                             

Развитие Европы    тогда    уже    привело   к   появлению капиталистических     отношений     и    классов,     свойственных капиталистическому  обществу.  В этом то и заключается очередное противоречие.   Развитие   техники  и  способов   хозяйствования  в Европе  соответствовали капитализму,  а не русскому самодержавию. Вот,  например, и пришлось устраивать мануфактуры не как частные предприятия,  а скорее как поддерживаемые государством. Впрочем, это было необходимо,  как уже было сказано  выше,  для  развития финансовой системы, а значит и для новой армии.                
      Петр заставил дворян учиться и распределил  всех  служащих 
(в армии и в административных учреждениях) по "табели о рангах". Это - важная деталь социальных преобразований.  То, что подданные Петра  вдруг оказались в новой и непривычной для себя социальной системе   привело   общество в   движение.   Принуждение  к   новым занятиям и  отношениям   вызвало,   вследствие   обычной   инерции, реакцию,   скорее   даже   замешательство...  Чтобы    укрепить государство,  его  пришлось "взволновать",   привести в движение, хотя общество и так "не спало".  Это – же   противоречие,  ведь, казалось бы,  что   общество не   должно   пребывать в состоянии, похожем на смятение, чтобы стать крепким и быть устойчивым...

В Петровскую эпоху российская экономика, и, прежде всего промышленность, совершила гигантский скачок. В то же время развитие хозяйства в первой четверти XVIII в. шло путями, намеченными предыдущим периодом. В Московском государстве XVI-XVII в. существовали крупные промышленные предприятия - Пушечный двор, Печатный двор, оружейные заводы в Туле, верфь в Дединове и др. Политика Петра в отношении экономической жизни характеризовалась высокой степенью применения командных и протекционистских методов.

В сельском хозяйстве возможности  совершенствования черпались из дальнейшего освоения плодородных  земель, возделывания технических культур, дававших сырье для промышленности, развития животноводства, продвижения  земледелия на восток и юг, а также  более интенсивной эксплуатации крестьян. Возросшие потребности  государства в сырье для российской промышленности привели к широкому распространению таких культур, как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял выращивание льна и конопли, а также табака, тутовых деревьев для шелкопрядов. Указ 1712 г. предписывал создавать коневодческие хозяйства в Казанской, Азовской и Киевской губерниях, поощрялось также овцеводство.

В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две  зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и плодородный Юг, где дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины.  Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами строились города (на строительстве Петербурга работали 40 тыс. крестьян) , мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рекрутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводились новые.

Главной целью политики Петра  все время являлось получение  как можно больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд. Были проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г. единицей обложения становилась "душа" мужского пола, вне зависимости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с государственных крестьян - 1 руб. 10 коп. в год).

Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государства (примерно в 4 раза; к концу правления Петра они составляли до 12 млн. руб. в год).

В промышленности произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры.  При Петре было основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их создание. Политика государства была также направлена на ограждение молодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин (Таможенный устав 1724 г.) Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, но использование на ней преимущественно труда крестьян - посессионных, приписных, оброчных и др. - делало ее крепостническим предприятием. В зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфактуры делились на казенные, купеческие и помещичьи.

В 1721 г. промышленникам было предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием (посессионные крестьяне). Государственные казенные заводы использовали труд государственных крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мастеров. Они в основном обслуживали тяжелую промышленность - металлургию, судоверфи, рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого потребления, работали и посессионные, и оброчные крестьяне, а также вольнонаемная рабочая сила. Помещичьи предприятия полностью обеспечивались силами крепостных помещика-владельца.  Протекционистская политика Петра вела к появлению мануфактур в самых разных отраслях промышленности, зачастую появлявшихся в России впервые. Основными были те, которые работали на армию и флот: металлургические, оружейные, судостроительные, суконные, полотняные, кожевенные и т.п.

Поощрялась предпринимательская  деятельность, создавались льготные условия для людей, которые создавали  новые мануфактуры или брали  в аренду государственные. В 1711 г. в указе о передаче московским купцам А. Турчанинову и С. Цынбальщикову полотняной мануфактуры Петр писал: "А буде они оной завод радением своим умножат и учинят в нем прибыль, и за то они... получат милость".

Возникают мануфактуры во многих отраслях - стекольной, пороховой, бумагоделательной, парусинной, полотняной, шелкоткацкой, суконной, кожевенной, канатной, шляпной, красочной, лесопильной и многих других. Огромный вклад в развитие металлургической промышленности Урала внес Никита Демидов, который пользовался особым расположением царя. Возникновение литейной промышленности в Карелии на базе уральских руд, строительство Вышневолоцкого канала, способствовали развитию металлургии в новых районах и вывели Россию на одно из первых мест в мире в этой отрасли. В начале XVIII в. в России выплавляли около 150 тыс. пудов чугуна, в 1725 г. - более 800 тыс. пудов (с 1722 г. Россия экспортировала чугун) , а к концу XVIII в. более 2 млн. пудов.

К концу царствования Петра  в России существовала развитая многоотраслевая  промышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Урале. Крупнейшими предприятиями были Адмиралтейская верфь, Арсенал, петербургские пороховые заводы, металлургические заводы Урала, Хамовный двор в Москве. Шло укрепление всероссийского рынка, накопление капитала благодаря меркантилистской политике государства. Россия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары: железо, полотна, юфть, поташ, пушнину, икру.

Тысячи россиян проходили  в Европе обучение разным специальностям, и в свою очередь иностранцы - инженеры-оружейники, металлурги, мастера  шлюзного дела нанимались на российскую службу. Благодаря этому Россия обогащалась самыми передовыми технологиями Европы.

В результате Петровской политики в экономической области за сверхкороткий  срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта. 
      Усиление государственной  власти было достигнуто с помощью реформы (усовершенствования)  государственного управления. Петру удалось вмешиваться даже в дела православной  церкви;  он  хотел провести церковную реформу в духе протестантства.  Образование в 1721 году Синода (Духовной коллегии со светским лицом во  главе) 
и подчинение   церкви   государству,   превращение  ее  в  часть государственного аппарата было важным шагом на  пути  укрепления самодержавной власти царя.

 
      "Административная реформа",  пишет В.О.Ключевский,  "имела подготовительную цель  -  создать   общие   условия   успешного исполнения остальных реформ;  но управление получило пригодную к тому   постановку,   когда   основные   реформы, военная  и  частью финансовая,   были   уже   в   полном   ходу".   Таким  образом, преобразования управлении также  противоречивы.  Можно  сказать, что   когда   сформировалась  новая  система управления,  это было знаком того, что государство окрепло. Впрочем, без этого "знака" усиления бы и не произошло.                               

На первых   порах   продолжал   действовать  прежний  круг правительственных органов,  несколько расширенный за счет  вновь открытых приказов. Новые приказы уже получали определенные права и обязанности общероссийского масштаба. Централизация и иерархия административных структур была еще не четкая, не было четкости и в вопросе о том,  какое ведомство, чем занимается.  Тем  временем царь  все реже обращался к услугам Боярской думы.  Пожалования в бояре при  Петре   I   прекратились.   Он   поручал   важнейшие государственные   дела   наиболее преданным ему лицам,  не слишком считаясь  с  их родословной  и  ценя  прежде  всего  способности помощников.   В   1711   году   был   создан   Сенат   -  высший законодательный,  распорядительный и  исполнительный  орган  при 
царе. Введение должности генерал-прокурора ("ока государева") со штатом чиновников на местах усилило надзор верховной  власти  за деятельностью всех звеньев государственного аппарата.      

В 1718-1720   годах   была  окончательно  упразднена  сеть прежних правительственных учреждений - приказов. Вместо приказов Петр  I   организовал   коллегии.  Большое  преимущество  коллегий состояло в том,  что они ведали вполне  определенными  участками государственного управления и распространяли свою деятельность на всю территорию страны.  Коллегию возглавлял президент,  при  нем 
были  советники  и другие должностные лица.  Принцип совместного (коллегиального) обсуждения  текущих  дел  также  отличал  новые центральные учреждения. Петр I не раз напоминал, чтобы решения в коллегиях принимались "с общего совету". Делами армии занималась Военная коллегия.  Морским флотом ведала Адмиралтейств-коллегия. Ей же было поручено наблюдение за корабельными лесами.  Сношения 
с  иностранными  государствами осуществляла Коллегия иностранных дел. К  тому  времени  русская   дипломатическая   служба   уже претерпела   большие   перемены.  В частности,  при правительствах других государств были учреждены постоянные посольства и миссии. Учитывая   особое   значение   международных   связей  России  и необходимость оперативно принимать нужные  решения,  Петр  I  во время   своих   частых   разъездов   имел   походную  посольскую канцелярию.  Ведомство финансов страны  сосредоточилось  в  трех коллегиях.  Камер коллегия  занималась  сбором  налогов и других поступлений в казну, то есть приходной частью бюджета. Расходами ведала    Штатс-коллегия.    Ревизион-коллегия     контролировала финансовую  деятельность   государственного   аппарата.   Высшим судебным ведомством являлась Юстиц-коллегия, но судебными делами занимался и Сенат.  При создании коллегий учитывалось  возросшее значение торговли и промышленности. Коммерц-коллегии вменялись в обязанность торговые    дела.     Берг-коллегии     -     горная промышленность, а    Мануфактур-коллегии    -   прочие   отрасли промышленности. 
      Несколько позднее других была создана Вотчинная  коллегия, 
в круг   обязанностей  которой  входила  охрана  земельных  прав феодалов. Особое место в системе  центральных  правительственных учреждений занимали   ведомства   политического   сыска,   через застенки которых прошли тысячи   участников   народных  восстаний. Сначала эти функции выполнял Преображенский приказ, позже Тайная канцелярия, которая начала свою деятельность с дела сына Петра - 
царевича Алексея, осужденного за заговор против царя. 
      Порядок работы  Сената  и коллегий,  взаимоотношения между ними, обязанности чиновников, оформление и прохождение дел – все получило строгую   систему,   было закреплено  в законодательстве изданием особых инструкций и "Генерального  регламента".  Однако становление новых  учреждений  проходило не без трудностей.  Что было "гладко на бумаге",  в жизни выглядело совсем иначе. Тем не 
менее формировалась   довольно   стройная   система  управления. Реформы Петра I распространились и на местное управление.  В 1708 году вышел указ,  согласно которому вводилось губернское деление государства. Всего  было  учреждено  8   губерний: Московская, Ингерманландская (Прибалтика, Карелия, Петербург), Архангельская, Казанская,  Киевская,  Смоленская,   Азовская   и Сибирская. Но, впоследствии, число губерний увеличилось, так как прежние оказались слишком   крупными.   После окончания  Северной войны была  закончена городская реформа:  центральным ведомством по городским делам стал Главный Магистрат,  а на местах учредили городские магистраты.  Так  как  ведущая роль в них принадлежала верхам посада, то   малоимущие  слои  горожан  практически  были устранены от участия в деятельности магистратов. 
      ...Присвоение очередного ранга (по "Табели о рангах", 1722 года) производилось за служебные заслуги. Таким образом, принцип родовитости, знатности   происхождения,   которая   обеспечивала служебное положение, независимо от способностей и заслуг, теперь был заменен  принципом личной выслуги.  Петр добивался,  чтобы в 
управлении государством  принимали  участие  те,  кто   на   это способен, и настолько, насколько способен. Путем выслуги в число военных и гражданских чинов чаще,  чем ранее,  открывался доступ выходцам из   недворянских   слоев   населения (дослужившись  до классных чинов,  такие лица получали дворянское звание). Дворяне теперь становились чиновниками,  а чиновники - дворянами.  Новое положение дел придало обществу динамичности, но и внесло раскол, подготовило бюрократическую "диктатуру"... 
      При Петре   I   царская   власть   стала    неограниченной (абсолютной). В  предисловии  к  Воинскому  уставу  власть  царя теперь определялась  так:  "Его  величество  есть   самовластный монарх, который  никому  на  свете  в своих делах ответу дать не должен". Он   управляет   государством   "по   своей   воле и благомнению". В России оформился абсолютизм.

Информация о работе Противоречивый характер петровских реформ