Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 14:45, реферат
1) Правление Ярослава Мудрого.
2) Развитие феодальных отношений.
3) Русь при Ярославичах.
4) Русь при внуках Ярослава Мудрого.
5) Владимир Мономах.
Реферат
на тему
«Рассвет Руси XI - первая треть XII века»
Нижний Новгород 2013
Содержание
Ярослав - сын полоцкой княжны Рогнеды и Владимира Святославича. Уже в 987 г. ему в княжение были отданы ростовские земли. Но, после того как умер старший сын великого князя Вышеслав, началось княжение Ярослава в Новгороде. Смерть великого киевского князя спровоцировала жестокую борьбу за власть между его детьми. Киевский престол был захвачен Святополком, получившим в народе прозвище Окаянный. Он убил своих братьев Бориса и Глеба, княживших соответственно в ростовских и смоленских землях и Святослава, посаженного отцом в землях древлян. Победить Святополка смог только Ярослав, ставший после этого великим князем. Но с князем тмутараканским Мстиславом ему справиться не удалось и все земли Руси вновь оказались под властью Киева только после смерти Мстислава в 1036 году. Характеристика Ярослава Мудрого и всего периода его правления является неоднозначной, но все историки сходятся на том, что прозвище свое князь полностью оправдал.
Князь был женат на Ингигерде, дочери конунга шведов. Поскольку в летописях упоминается два имени жены Ярослава Ирина и Анна, историки делают вывод о том, что имя Ирина она получила при крещении, а Анна – после ухода в монастырь.
В годы правления Ярослава Мудрого 1019 – 1054 государство Киевская Русь достигло своего расцвета. Оно стало одним из сильнейших в Европе. Деятельность Ярослава Мудрого была направлена на то, чтобы укрепить не только стольный город, но и все свои обширные владения. При нем было заложено несколько новых городов.
Благодаря разумной внешней политике
Ярослава Мудрого авторитет государства
на международной арене
В последний раз Киевская Русь при
Ярославе Мудром столкнулась с Византией.
Конфликт завершился подписанием договора
о мире, подкрепленного династическим
браком. Сын князя Всеволод женился
на византийской принцессе Анне. Ярослав
использовал династические
Реформы Ярослава Мудрого охватили
практически все сферы жизни
общества. Великий князь придавал
большое значение просвещению, и
внутренняя политика Ярослава Мудрого
была направлена на повышение образованности
и грамотности. Князь построил училище,
где мальчиков обучали «
Краткий список заслуг и достижений Ярослава Мудрого во время его правления:
1. После примирения Ярослава
с Мстиславом в 1024 г., междоусобицы
прекратились
За 30 лет правления Ярослав много сделал
для укрепления русского государства,
за что был назван "Мудрым".
2. Укрепление православия
Во время правления Ярослава
был построен ряд церквей и
храмов
Также было устроено первое на Руси книгохранилище
(библиотека).
3. Укрепление Руси
При Ярославе были возвращены русские
земли до реки Сана, отвоёванные у восточных
славян Болеславом Храбрым. Также были
окончательно разбиты печенеги.
4. Первые законы
Был разработан первый сборник русских
законов в письменной форме, названный
"Русской правдой". Сборник этот,
отражающий подвергшиеся православному
влиянию старые обычаи славян, поражает
своей гуманностью: в нём нет никаких жестоких
наказаний, а только "виры", т.е. штрафы.
5. Связи с заграницей
Ярослав много делал для развития сношений
с иностранными государствами. Так, сам
он был женат на шведской королевне; три
его сына -- на германских принцессах, а
один, Всеволод -- на дочери византийского
императора, Константина Мономаха. Триего
дочери стали королевами Норвегии, Венгрии
и Франции.
6. Новый порядок княжения
Ярослав также, для предотвращения споров
и войн за великокняжеский стол, попытался
ввести определённый порядок княжения:
вся семья Рюриковичей (т.е., потомков легендарного
Рюрика) княжит сообща; каждый князь получает
в управление "волость", т.е., какой-то
район страны.
7. Новый порядок ведёт к борьбе
Порядок княжения, заведенный Ярославом,
в теории, должен был обеспечивать целость
русской земли, так как князья не владели
волостями, а только управляли ими какое-то
время.
На деле же всё оказалось иначе. Вскоре
после смерти Ярослава Мудрого в 1054 г.
начались ссоры из-за великокняжеского
стола. Сначала киевский стол по очереди
занимали три сына Ярослава -- Изяслав,
Святослав и Всеволод (четвёртый сын, Владимир,
рано умер). Но уже среди них возникла борьба
за великокняжеский стол: Изяслав был
выгнан из Киева и Святослав правил при
его жизни.
Ответ на вопрос, почему Ярослава прозвали
Мудрым, кроется не только в любви
князя к книгам и церкви, но и
его великих деяниях, сделавших
Русь одним из сильнейших государств.
Правда, появилось это прозвище относительно
недавно, во второй половине 19 века. Во
времена своего правления князь
был известен как «Хромец». Он действительно
был хром, но этот недостаток считался
признаком особой силы и ума. И
краткая биография князя
Со второй половины XI в. летописи все чаще и чаще стали сообщать о крупном феодальном землевладении. Составитель летописного "Начального свода" (1093 - 1095), игумен Киево-Печерского монастыря Иван, подчеркивает усиление поборов, рост "вир" и "продаж", жадность и алчность князей и их дружинников. Села становятся "жизнью" бояр.
Из "Жития" Феодосия Печерското узнаем, что Феодосий, живший в Курске, ходил в села своих родителей, где работал наравне с рабами. В этом "Житии" речь идет не только о вотчинах родителей Феодосия. Подобных землевладельцев-феодалов в Курске XI - начале XII в. было немало. Среди них были и такие крупные феодалы, как "властитель града" Курска, к которому попал на службу Феодосий, и многочисленные более мелкие феодалы, такие, как дружинники курского князя, знаменитого Буй-Тур-Всеволода, воспетые в "Слове о полку Игореве". Князь Изяслав Ярославич, несомненно, имел большие вотчины, в том числе и под Дорогобужем, о чем свидетельствует "Русская Правда". Сын его, Ярополк Изяславич, дал "десятину... от всих скот своих святой богородице, и от жита". В 1106 г., после окончания войны, Мстислав Владимирович "распустил дружину по селам". В "Житии" княгини Ефросиньи Полоцкой встречается упоминание о том, что ей принадлежало село под Полоцком. Это было в 20-х годах XII в.
Крупные города днепровского левобережья
в XI-XII вв. были окружены селами, принадлежащими
князьям, боярам, монастырям, дружинникам.
Вокруг Чернигова были расположены:
Гостничи (или Стояничи, невдалеке
от Елецкого монастыря), Семинь, "сельцо
святого Спаса", Гюричев, Олегово
Поле. Сейчас они представляют собой
сплошную массу остатков селищ, датируемых
по находкам вещей X-XII веками. Вокруг Переяславля
лежали села Кудиново, Енчино (или Янчино),
Стряково и Мажево сельцо. Тут же
находились загородный княжеский Красный
двор и зверинец. Дошли до наших
дней в виде остатков селищ расположенные
в те времена у Новгород-Северска
села Мелтеково и Игорево сельцо.
Но селищ, датированных X-XII вв., под Новгород-Северским
так много, что, несомненно, оба названные
выше села были далеко не одиноки. В
Игореве сельце находился княжеский
двор. Под Любечем стояли многочисленные
богатые села князей. По мере развитая
феодальной земельной собственности
росло богатство князей, состоявшее
из сел, угодий, всякой "готовизны"
и зависимых людей. В середине
XII столетия на Левобережье Днепра крупные
княжеские вотчины стали
Растет в XII в. и боярское землевладение. Об этом говорят и "Русская Правда" и летописи. Правда, сведения о боярском землевладении скудны, но это объясняется спецификой дошедших до нас источников; летописи, как уже говорилось, мало интересовались феодальной собственностью на землю, а такие источники, как "Русская Правда" Ярославичей, были посвящены в первую очередь охране княжеской собственности и жизни княжих мужей.
И, тем не менее, мы узнаем, что, например, в 1146 г., во время восстания, киевляне разгромили сельские дворы дружинников князей Игоря и Всеволода и захватили много скота и "имения".
Князь Изяслав говорил своим дружинникам, что, уйдя с ним, они лишились "своих сел и своих жизней". Эти слова, приведенные летописцем, свидетельствуют о том, что феодальная земельная собственность дружинников - явление совершенно обычное. "Пространная Русская Правда", относящаяся к XII в., берет под свою защиту и княжескую, и боярскую вотчины. Так, например, устанавливая размер виры (штрафа) за убийство "княжих мужей" - конюхов, конюших, поваров, огнищных, сельских и ратайных тиунов и рядовичей, - "Пространная Русская Правда" добавляет: "Тако же и за бояреск". Это значит, что наряду с княжескими слугами существовали подобные же категории слуг и у бояр, что в свою очередь указывает на широкое распространение боярского землевладения. То же "Пространная Правда" говорит о боярских холопах, о наследовании собственности бояр и дружинников, которая в отличие от собственности смердов может передаваться не только сыновьям, но и дочерям и на которую князь не имеет права претендовать. В XII в. распространяется и условное феодальное землевладение. Это - "милостники" "Пространной Русской Правды" и "дворяне" летописей, далекие предки помещиков.
Наконец, следует отметить также быстрый рост крупного монастырского землевладения. Грамота Мстислава Владимировича и сына его Всеволода Мстиславича, выданная между 1125 и 1132 гг., закрепила за новгородским Юрьевым монастырем село "Буйце... с данью и с вирами, и с продажами". Тот же Всеволод Мстиславич снова (между 1125 и 1137 гг.) одаривает Юрьев монастырь. Одной грамотой он жалует ему земли по Волхову и "по ручью в Мячино", а другой - Терпужский погост Ляховичи, земли, лес, борти, ловища на Ловати, людей и коней. Таким же щедрым по отношению к церкви был и Изяслав Мстиславич, пожаловавший (между 1146 и 1155 гг.) новгородскому Пантелеймонову монастырю "землю село Витославиць и смерд и поля Ушьково...". В 1150 г. князь Смоленский Ростислав Мстиславич пожаловал Смоленской епископи села Дросенское и Ясенское с землями, сенокосными угодьями, озерами, вместе с населявшим эти села людом.
Пять сел с челядью подарила Киево-Печерскому монастырю дочь князя Ярополка, следуя примеру отца, пожаловавшего в 1158 г. тому же монастырю волости Небольскую, Деревскую и Лучскую.
Земли жалуются, продаются, покупаются, передаются по наследству. Данная грамота Антония Римлянина Антониеву монастырю говорит о том, как он купил "у Смехна да у Прохна у Ивановых детей у посадничих землю у Волхова", заплатив за нее большие деньги.
Феодальное землевладение: княжое, монастырское, боярско-дружинное, "старшей" и "молодшей" дружины, "старой", "нарочитой" чади и т. п. - широко распространяется по всей территории земли русской. Оно вытесняет и подчиняет себе общинное землевладение. Князья, бояре-дружинники, монастыри захватывают земли и угодья общинников, подчиняют последних себе и закабаляют их, превращая в зависимый, феодально эксплуатируемый люд, в рабочую силу своих вотчин.
Чем больше росла и укреплялась
феодальная земельная собственность,
чем больше развивалось вотчинное
хозяйство князей и бояр, тем большее
значение приобретали слуги-управители,
выходившие из рядов "молодшей" дружины
князя. Члены "передней", старшей
дружины теперь сами занялись вотчинными
и хозяйственными делами, окружив
себя ключниками и старостами, помогавшими
им эксплуатировать сельский люд. Они
уже меньше интересуются княжескими
делами, да и князь теперь меньше
нуждается в старших
Зато укрепляется "молодшая" дружина. Из ее среды и выходят "княжие мужи", творившие суд и расправу, собиравшие судебные штрафы, таможенные сборы, следившие за выполнением населением повинностей (повоз, мостовщина, городовое дело), управлявшие городами и волостями. В рядах "молодшей" дружины мы находим и управителей огромного княжеского хозяйства. Князь постоянно окружен ими, он советуется с ними, делится с ними частью своих доходов (даней, вир, военной добычи). Выполняя определенные поручения князя, эти "княжие мужи" кормятся за счет населения. Так, например, по "Русской Правде" вирник получал от населения деньги, солод, мясо, рыбу, хлеб, сыр, пшено, кур, овес и т. д. По-видимому, некоторые члены "молодшей" дружины получали за службу и земли.
Огнищане и тиуны, ведавшие княжеской вотчиной, приобретают все большее и большее значение в политической жизни княжества и становятся правой рукой князя по управлению его вотчиной.
Крупное феодальное землевладение - боярские и монастырские вотчины, - выраставшее в разных местах древней Руси, естественно, концентрировалось вокруг больших городов, становившихся центрами областей.