Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 14:45, реферат
1) Правление Ярослава Мудрого.
2) Развитие феодальных отношений.
3) Русь при Ярославичах.
4) Русь при внуках Ярослава Мудрого.
5) Владимир Мономах.
Вместе с развитием феодальных
отношений развивалось и
Большую роль в развитии феодальных
отношений на Руси и укреплении феодальной
государственности сыграла
Церковь боролась с пережитками родового строя: многоженством, кровной местью, обычаем умыканья невесты и т. п. Церковь не только способствовала укреплению феодальных отношений - она сама становилась крупным феодалом. Церковь приобретала земли, на которых сидели и трудились на ее пользу всевозможного рода "церковные люди". В пользу церкви шла десятая часть всех княжеских доходов, доходов от суда и торга.
Христианская церковь освящала феодальные порядки. Она утверждала деление общества на "господ" и "рабов" и требовала подчинения последних первым. "Рабы да повинуются господину своему", - проповедовалось в церкви.
Церковь требовала смирения, обещая за кротость блаженство рая, а за неповиновение угрожая муками ада. Проповедью, что у бедного отнимется, а богатому придается, церковь подчеркивала извечное деление на богатых и бедных. Эта проповедь, звучавшая с амвонов православных храмов, поражавших своим великолепием умы русской "простой чади", достигала определенных результатов. Она поднимала престиж "господ", способствовала утверждению господства богатых над бедными.
Церковь укрепляла власть князя, освящая ее авторитетом религии. "Всякая душа властям предержащим пусть повинуется, - ибо нет власти, аще не от бога", - заявляла церковь. Князь - помазанник божий, наместник бога на Земле. Его власть имеет божественный характер, его дела благословляются самим богом. "Ты поставлен еси от бога на казнь злым, а добрым на милование", - говорят епископы Владимиру.
Светская и духовная власти переплетаются. Митрополит Иларион заявляет о князе Владимире: "Понеже бо благоверие его с властью сопряжено".
Естественно, что христианская религия на Руси распространяется прежде всего среди верхушки древнерусского общества. Ее колыбелью были княжеский двор и терем, княжеские хоромы и гридницы. И первыми христианами были не простые сельские и городские люди, а прежде всего "княжие мужи" всех рангов и "старейшины градские", "нарочитая чадь". Христианская мораль сливается с моралью дружины, господствующего класса феодалов.
Каково же было положение народных масс?
Основную массу населения
В древнейших, дошедших до нас источниках, в договорах князей Олега и Игоря с Византией, заключающих в себе отрывки еще более древнего "Закона Русского", в "Русской Правде" Ярослава говорится о холопах (рабах) и челяди.
Челядь - древнейший термин, обозначающий всякого рода зависимый люд. "Челядь" - прежде всего рабы, приобретаемые главным образом в результате захвата в плен ("полона"), в процессе войн. Но понятие "челядь" несколько шире, чем собственно раб - "холоп" или "роба". Эти последние выступают в более поздних источниках под названием "челядин полный". Итак, всякий холоп - челядин, но не всякий челядин - холоп. Челядью являются и слуги, работающие в хозяйстве господина и ведающие его хозяйством, и всякого рода зависимый и эксплуатируемый люд. Но не челядь составляла основную массу сельского населения. В глубокой древности для обозначения его существовал один термин - "люди". Термин "люди" в обозначение сельского населения, несомненно, уходит в первобытную древность и среди славян был широко распространен от Ладожского и Онежского озер до Балкан и Эгейского моря, где болгарское слово "люднэ" обозначало сельское население в целом. Термин "люди" в смысле "сельское население", "данники", существовал и на севере, в новгородских землях, где, заимствованный из русского языка, он стал самоназванием вепсов ("людики"), вошедших в состав карельской народности.
Такое социальное значение термина "люди" сохранилось и гораздо позднее; еще в XVIII и XIX вв. о крестьянах и дворовых, принадлежавших каким-либо Шереметьевым или Юсуповым, говорилось, как об их "людях". Вместе с тем на Руси с каких-то пор (установить точно это пока невозможно) сельское население в целом стало обозначаться термином "смерд". Термин "смерд" уходит в седую даль времен, к тем временам, когда люди разных племен чаще всего называли себя просто "люди". Конечно, это слово в разных языках звучало различно: "мар", "мард", "мер", "морд", "мурд". Но оно характерно и для индоевропейских языков (иранское murd - муж, человек; французское mari - муж) и для финно-угорских, где мы встречаем его в названиях мордва, меря, мурома, мари, удмурты. Слово "смерд" отложилось и в названиях многих географических пунктов самых различных мест Восточной и Центральной Европы. В качестве примера можно привести такие названия, как "Смерды", "Смердино", "Смурд", "Смердина", "Смердовское" и др.
Постепенно термин "смерд" начинает
обозначать то же, что и "люди",
"простая чадь" сел и весей.
Позднее он вытеснится словом "крестьянин".
В источниках XII-XIII вв. мы уже часто
встречаем термин "смерд", обозначающий
сельское население вообще (смерды
- данники, поданные; смерды - жители сел;
смерды - работники, землепашцы, страдники
и т. п.). Как и позднее термин
"крестьянин", слово "смерд"
в древней Руси имело несколько
значений. Смердом именовали свободного
общинника-земледельца, обязанного лишь
платить дань князю и выполнять
некоторые повинности. Смердом называли
вообще любого поданного, буквально "находящегося
под данью", подчиненного, зависимого.
Смердом назывался в недалеком
прошлом еще свободный данник,
ныне княжеским повелением, т. е. путем
внеэкономического принуждения, ставший
рабочей силой княжеской или
боярской вотчины. Такое разнообразие
значения термина "смерд" обусловлено
тем, что по мере развития феодальных
отношений усложнялось
Аналогия "смерда" и "крестьянина" идет и дальше. Как в XVIII в. термин "крестьянин" обозначает различные категории крестьян: частновладельческих, помещичьих (крепостных) и дворцовых, принадлежащих царю, монастырских (тоже крепостных) и государственных, формально не являвшихся крепостными, так и во времена Киевской Руси термин "смерд" обозначал и сельское население вообще, и определенную его группу, и при этом едва .ли не самую многочисленную, представлявшую собой основную массу феодально зависимого и эксплуатируемого люда.
Начало правления Изяслава. В
До этого рокового года на Руси произошло два важных события. 1-е в 1061 году. Половцы (светловолосые племена куманов, которые и получили от русичей свое название от цвета волос – «полова» означало рубленую солому, имеющую матово-желтый цвет), пришедшие в южнорусские степи на смену печенегам, предприняли первый поход на Русь. Всеволод, находившийся ближе всех к границе, в Переяславле, выступил им на встречу, но потерпел поражение. Однако для половцев это была «разведка боем» и, пограбив, они ушли в степь.
Следующее событие произошло в 1067 году. Против Ярославичей выступил князь полоцкий Всеслав, правнук Владимира Красное Солнышко, род которого пошел от родного брата Ярослава Мудрого – Изяслава от общей матери - Рогнеды. За Всеславом ходила репутация колдуна и оборотня, однако это ему не помогло. Ему удалось занять Новгород, однако Ярославичи выступили совместно, нанесли поражение Всеславу, освободили Новгород, а самого Всеслава отвезли в Киев и заключили в темницу.
Новые междоусобицы. А потом настал роковой 1068 год и относительный мир на Руси рухнул.
Началось все с большого похода половцев, против которых выступили дружины 3-х братьев. Половцы одержали убедительную победу над русскими войсками в битве на реке Альте. Изяслав бежал в Киев. Киевляне, боявшиеся, что половцы придут к стенам города, потребовали от него выдать им оружие, дабы обороняться от врага. Изяслав отказался, не без основания опасаясь, что это оружие может обернуться против него самого, не пользовавшегося большой любовью столичных жителей. Этот отказ вывел киевлян из себя. Было собрано вече для решения дальнейших действий. Так началось 1-е Киевское восстание. Восставшие отправились громить терема бояр, затем дошло дело до княжеских палат. Изяслав не став дожидаться своей участи, собрался вместе с сыном Мстиславом и бежал в Польшу. Пограбив, киевляне поняли, что остались без князя. Однако долго думать не стали, вспомнили о томящемся в темнице Всеславе Полоцком и предложили стать их князем. Всеслав не стал спорить, быстро согласился. Скоро Святослав Ярославич, князь Черниговский, наголову разбил половцев, сняв на время угрозу с Руси.
Изяслав нашел полное взаимопонимание с польским королем Болеславом II, который обещал ему помощь в возвращении киевского престола. Польское войско, ведомое сыном Изяслава – Мстиславом, в 1069 году двинулось к Киеву. Всеслав бросил столицу и бежал в родной Полоцк. Киевляне, вновь оставшись без князя, решили пустить Мстислава в город, взяв с него обещание, что тот не будет преследовать зачинщиков и участников мятежа. Мстислав обещал, вместе с поляками въехал в город и начал казни восставших. Лишь когда с основными мятежниками было покончено в город вернулся Изяслав. Поляки же, как и полвека назад, не торопились возвращаться на родину. Тогда киевляне, при молчаливом согласии князя, который стал теперь тяготиться бывшими союзниками, применили старое проверенное средство – массовые ночные убийства загулявшихся поляков. Те вынуждены были ретироваться.
На промежуток между 1069 и 1073 годами, когда мир временно возвратился на русскую землю, судя по всему, приходится появление дополнения к «Русской Правде» - «Правда Ярославичей», хотя ряд исследователей склонны датировать ее появление более ранним периодом. В любом случае она отражала новые социально-экономические реалии, а также показывала возросший уровень русской государственности. Большое внимание в тексте «Правды Ярославичей» уделяется защите княжеской вотчинной собственности, однако преследуется нарушение имущественных прав и личной безопасности жителей страны в целом. Кроме того, в новом законе нет места обычаю кровной мести. «Русская Правда» его ограничила, «Правда Ярославичей» - отменила.
Однако мир долго продолжаться не мог. Уж очень велики были амбиции Святослава, и все больше падала вниз популярность Изяслава в среде киевлян, грозившаяся достичь «нуля». События активизировались в1073 году.
В этом году до Святослава и
Изяслав намеревался вновь найти союзника в лице польского короля. Но Болеслав II, взяв богатые дары (Изяслав вывез из Киева практически всю казну), отказал князю – изгнаннику. Тогда Изяславдвинулся дальше – в Германию, просил помощи даже у папы римского, дав, по одной из версий, вассальную присягу престолу святого Петра.
А в это время на Руси правил Святослав. Узнав об отказе польского короля помогать его старшему брату, он оправил дружину под командованием своего сына Олега и сына Всеволода – Владимира Мономаха воевать против чехов – главных противников поляков. Поход для молодых князей оказался более чем успешным – они нанесли ряд поражений объединенному чешско-германскому войску и заключили почетный мир (1076 г.).