Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 08:59, реферат
Целью своей работы я ставлю более полное освещение событий, происходящих в данный исторический период. Время, в которое мы живем, - эпоха перемен. Я считаю, что выбранная мною тема и по сей день актуальна. Этот этап исторического развития нашей страны особенно интересен нам сейчас, в период экономических и политических реформ. Политический и правовой опыт наших предшественников мог бы позволить нам более профессионально и продуманно проводить эти реформы и не повторять их ошибок. Мы не задумываемся, что наш сегодняшний день связан с событиями и людьми далёкого прошлого. Это давным-давно умершие люди и столь же давние события.
Уральский техникум экономики и права.
Развитие государства и права западноевропейского средневековья.
Реферат по истории государства и права зарубежных стран.
Исполнитель: Зыкова И. Л.
Группа П-306
Руководитель: Липатникова Е. В.
Г. Екатеринбург 2006 год.
Оглавление.
Введение.
Для изучения я взяла тему: «Общая характеристика социально-экономического устройства. Развитие государства и права западноевропейского средневековья».
Целью своей работы я ставлю более полное освещение событий, происходящих в данный исторический период. Время, в которое мы живем, - эпоха перемен. Я считаю, что выбранная мною тема и по сей день актуальна. Этот этап исторического развития нашей страны особенно интересен нам сейчас, в период экономических и политических реформ. Политический и правовой опыт наших предшественников мог бы позволить нам более профессионально и продуманно проводить эти реформы и не повторять их ошибок. Мы не задумываемся, что наш сегодняшний день связан с событиями и людьми далёкого прошлого. Это давным-давно умершие люди и столь же давние события. Но человеческая память способна хранить исторические даты и выдающиеся личности. Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но и нравственности, неотъемлемая часть современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже “открытие” будущего. Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого. Именно по этому я решила изучить данную тему. Для этого я поставила несколько задач, которые раскрывала в главах своего реферата. В первой главе я рассмотрела средневековое государство в Западной Европе. Вторую главу посвятила праву Западной Европы.
Эпоха средних веков составляет условно выделяемый период времени мировой истории. Данный период имеет только начальную точно обозначаемую грань – распад и падение Римской империи. Конечная грань эпохи растянулась на несколько столетий. С распадом Римской империи, которому способствовали германские народы и нашествия кочевых объединений из Центральной Азии, появляются варварские королевства, где и возник феодальный уклад социальных отношений, придавших единство всей эпохи Средневековья. Неотъемлемым атрибутом феодализма стала сословность общества, разделение его на слои, различавшиеся по своим правам, привилегиям, отношению к государственной власти.
В эпоху Средневековья не возникла особого, присущего только ей типа государственности. На раннем этапе государственная организация уподоблялась раннефеодальной, феодально-ленной монархии; в период расцвета сословной монархии и начала образования абсолютной монархии, которая станет едва ли не классической по политическим и правовым принципам формой государства при переходе от Средневековья к эпохе нового времени.
В эпоху Средневековья происходит формирование новых наций и национальных государств; заложены основы политических и правовых систем большинства современных государств; произошло становление современной государственной организации. Представительный принцип как важнейшее начало государственной организации также возник в эту эпоху.
В средние века церковь – организация значительная, иногда даже доминирующая в государственной структуре.
Эпоха Средневековья стала
первой в мировой истории эпохой действительно
общемирового политического и правового
процесса.
Падение Западной Римской империи означало окончательное крушение античных политико-правовых порядков и гибель цивилизации, представлявшие собой высшее достижение древнего мира. На смену приходят средние века, тогда Западноевропейское общество надолго было отброшено назад и вынуждено было проделать новый виток развития от примитивных протогосударств к крупным и конглломеративным «варварским» королевствам, а в конечном счёте к централизованным национальным государствам. Сам термин «Средние века» западноевропейского происхождения, он восходит к Итальянским гуманистам XV-XVI века, видивших в средневековье длительную, но промежуточную эпоху между двумя великими европейскими культурами – античной и новой начавшейся с возрождения. Поэтому данный термин лишь со значительной долей условности может быть применен к государствам как Востока так даже и Восточной Европы.
Гибель Римской империи, хотя и повлекла за собой на долгое время утрату богатейших духовных ценностей античного мира (особенно его политико-демократического наследия), не была регрессом в истории государственности и человечества в целом. Развал Римской империи сделал возможным выход на политическую арену Западной Европы новых этносов и народов. Они уступали римлянам в политико-правовой культуре, но сумели в средние века создать свои, неизвестные странам Востока и античному миру, исторически более перспективные формы организации экономической, социальной и политической жизни.
Важным катализатором исторического развития, определившим уникальность западноевропейской цивилизации и в последующие века, были унаследованные от античности частная собственность, выступавшая в средние века, прежде всего в виде феодальных поместий, и христианская религия.
Влияние античных традиций в средневековой Европе с большой силой проявлялись в эпоху Ренессанса, когда в рамках феодального общества с невиданной для всего тогдашнего мира быстротой складываются материальные и духовные предпосылки капитализма.
История средневековья, которая охватывает в Западной Европе более тысячи лет, принято делить на периоды в зависимости от тех её аспектов, которые составляют предмет рассмотрения (хозяйственная жизнь и степень развития феодальных отношений, культура, религия и так далее). В мировой литературе нет единственного подхода и к самому понятию «феодализм», который нередко отождествляется с политической раздробленностью, с феодальной иерархией, с определённой ступенью церковной организации и так далее. В отечественной литературе последних лет доминировала марксистская трактовка феодализма как особой общественно-экономической формации. Соответствует и периодизация средневековья, которая связывалась, прежде всего, с уровнем развития феодального способа производства (становление феодализма – раннее средневековье; расцвет феодализма – развитое средневековье; упадок феодализма – позднее средневековье).
Периодизация учитывает, прежде всего, эволюцию и последовательную смену самих форм средневекового европейского государства, которые не были известны античному миру и которые, как это будет показано далее, кардинально отличаются от государственных форм, существующих в ту же эпоху в странах Востока.
Так в Европе в период ранних (варварских) государств, когда формирующийся класс земельных собственников-феодалов сплачивался вокруг королевской власти, пользовавшийся также поддержкой христианской церкви и крестьянов-общинников, первые, как правило, крупные государственные образования приобретали форму раннефеодальной монархии.
Развитие феодальных поземельных отношений базировавшихся на натуральном хозяйстве и на эксплуатации феодально-зависимого крестьянства, порождало и новые виды связей между земельными собственниками разного ранга, первые приобретали характер феодальной иерархии. В условиях крайней степени политической децентрализации, фактически феодальной раздробленности, единственным способом организации и поддержания государственной власти стали особые договорные отношения, построения на принципе сюзеренитета – вассалитета. Средневековое государство, превратившееся в Западной Европе в IX-XIII века в великое множество государств-поместий и отличавшееся крайней степенью экономической и политической децентрализации, приняло форму сеньориальной монархии.
Экономический подъём в XIII-XV веках, связан с ростом городов и развития торгового оборота, с накоплением капитала, породил сословную консолидацию западноевропейского общества. В новых условиях стало возможным постепенное территориальное объединение государства на национальной основе, усиление королевской власти, искавшей поддержки у представительных сословий. Для этого периода характерно становление сословно-представительной монархии.
Наконец в позднем средневековье (XVI-XVII века), когда полным ходом идёт разложение феодализма и формируется основные элементы капиталистической системы, только сильная королевская власть способна укрепить и поддержать пошатнувшееся общественное здание. Она смогла еще какое-то время обеспечить экономическое развитие и укрепить нарастающие общественные антагонизмы. Но при этом королевская власть всё более возвышается над обществом, делает ставку на бюрократический централизм, на военно-политическую силу, на устранение политической оппозиции. Таким образом, на своей последней стадии средневековое государство выступает в форме абсолютной монархии. Падение абсолютизма означало уже конец всего старого режима и начало Новой истории, давшей миру образцы представительной и демократической государственности.
Особенности западноевропейской модели средневековое государства определяется не только эволюцией монархического строя и последовательной сменой его форм. Для нее также характерной является (особенно в периоды децентрализации и территориальной раздробленности) диффузия политической (государственной) власти, которая переходит от короля в руки определённых светских и духовных магнатов, а также в поместья крупных земельных собственников. Сама политическая власть, дающая возможность управлять вассалами, крепостными и лично свободными крестьянами, горожанами, становится неотъемлемым атрибутом земельной собственности.
В таких условиях связи государства с другими элементами (институтами) политической системы становиться особенно сложными. В историческом западноевропейском средневековье сельская (крестьянская) община не порождала каких-либо особых проблем для государства. Она являлась простым объединением крестьян ведущих индивидуальное хозяйство и обладала минимальными административными и судебными функциями. В политическом плане она полностью находилась под властью короля, сеньора или церкви. Иначе строились отношения государства с теми средневековыми общественными институтами и объединениями, которые в Западной Европе обладали реальной политической властью, прежде всего с церковью и городами.
Особенно сложными и неоднозначными на разных ступенях средневековья были взаимоотношения государственной (королевской) власти и христианской церкви. Они нередко порождали острые конфликты, а в ряде случаев приводили к прямому противоборству.
В раннем средневековье «варварские» короли, принимая христианство, и получили тем самым поддержку церкви, подносили ей большие дары, прежде всего в виде обширных земельных владений. Так церковь постепенно превратилась в крупных земельных собственников, имеющие по сравнению с самими королями и светскими магнатами несомненное преимущество, ибо церковные и монастырские земли не подлежали дроблению и возврату в мирской земельный фонд. Отсюда возникла поговорка, что церковь держит земли «в мёртвой руке». Однако до IX-X века церковь, хотя её политический вес в обществе неуклонно возрастал, не была ещё в полном смысле политической организацией. Она являла собой духовные сообщества, оказывающие глубокое нравственное воздействие на верующих, а также способствующее формированию общеевропейской культуры и самосознанию. Церковь до XI века находилась ещё не под контролем римского папского престола, а под эгидой императоров и королей, обладающих в то время ещё относительно сильной властью.
Прогрессирующая во всей Западной Европе феодальная раздробленность, ослабившая королевскую власть, превращая её из публичной в частную, сеньориальную, способствовала росту политических амбиций и претензий Римских пап на мировое господство. Эти амбиции привели к разделу христианской церкви на восточную (греко-католическую) и западную (римско-католическую). Хотя формально раскол вытекал из расхождений по чисто религиозным вопросам (по догмату о происхождении святого духа, по учению о благодати, по порядку причащения и так далее), в основе раскола лежали, прежде всего, политические противоречия – борьба за руководство христианским миром и светской государственной властью.
Возрастающий авторитет римско-католической церкви опирался не только на земельные богатства, на священное писание и религиозное чувство верующих. Он имел под собой и созданную к этому времени мощную и централизованную церковную организацию, построенную на чётком определении клира от мирян, на строго иерархических началах жизни духовенства и на его безусловном подчинении епископату, римской курии и верховному понтифику – папе. Большую политическую силу последнему придавали и возникавшие ещё с VI века различные монашеские, а позднее духовно-рыцарские ордена, представлявшие собой строго централизованные объединения, уставы которых утверждаются папством по сути дела, в XI-XII веках (с так называемой папской революцией ), когда римские папы начинают претендовать на руководство всем христианским миром, римско-католическая церковь превращается в своеобразную надтерриториальную и общеевропейскую теократическую монархию. Она создала к этому времени свои политические, финансовые и судебные органы, свою дипломатическую службу. Наибольшего могущественного в качестве самостоятельного политического института в западноевропейском обществе католическая церковь добивается в XIII веке при папе Иннокентии III (1198-1216 годы), установившем порядок, при котором коронация европейских монархов должна была осуществлена актом римского папы. В это же время развернулась острая политическая борьба римского престола за отмену так называемой духовной инвеституры, то есть права светской власти утверждать выборы высших церковных лиц (епископов, аббатов) и вручать им символы духовной власти (кольцо и посох). В борьбе с европейскими монархами за политическое влияние римского папы прибегали и к таким сильнодействующим средствам, как наложение интердикта, то есть запрета совершения богослужений и религиозных обрядов, в пределах указанного государства, и даже к прямому отлучению от церкви «провинившегося» монарха. Так, при Иннокентии III были отлучены от церкви германский император, английский и французский короли.
Информация о работе Развитие государства и права западноевропейского средневековья