Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 08:59, реферат
Целью своей работы я ставлю более полное освещение событий, происходящих в данный исторический период. Время, в которое мы живем, - эпоха перемен. Я считаю, что выбранная мною тема и по сей день актуальна. Этот этап исторического развития нашей страны особенно интересен нам сейчас, в период экономических и политических реформ. Политический и правовой опыт наших предшественников мог бы позволить нам более профессионально и продуманно проводить эти реформы и не повторять их ошибок. Мы не задумываемся, что наш сегодняшний день связан с событиями и людьми далёкого прошлого. Это давным-давно умершие люди и столь же давние события.
Особый политический симбиоз церкви и государства в Западной Европе в средние века имел своим результатом создание целой системы специальных церковных трибуналов, призванных защищать устои христианского вероучения, бороться с еретиками, - инквизиции. Эти трибуналы отвергли варварские, дохристианские виды судебных доказательств (ордалии и так далее), пытались внести рациональное начало в уголовный процесс (письменное судопроизводство, система формальных доказательств и так далее). Вместе с тем инквизиция породила презумпцию виновности обвиняемого, целый ряд утонченных по своей жестокости истязаний обвиняемого и так далее, что явно выходило за рамки складывавшегося в западноевропейском средневековом обществе (особенно на поздних его ступенях) типа политико-правовой культуры.
Иную роль в формировании политического и правового сознания в Западной Европе сыграли средневековые города, некоторые из которых ввели своё начало от римских времён. Но наибольший бурный рост городов относятся к концу XI-XII векам, когда начинается быстрое развитие ремесла и торговли, зарождаются капиталистические отношения. Естественно города во всех сферах своей жизни испытали влияние феодальных порядков. Так, городские общины основывались и развивались долгое время на землях, составивших феодальную собственность королей и других светских сеньоров, монастырей и тому подобных. Первоначально городское население испытывает на себе те или иные формы личной зависимости от сеньора, но даже и в более позднюю эпоху, уже после приобретения личной свободы, оно в условиях господства феодальной власти не могло преодолеть сословную неполноценность. Даже сама основа городской жизни – производство и торговля не были свободны от всевозможных феодальных пут (цеховой строй, торговые монополии и так далее).
Но тем не менее по всей сути западноевропейского города (в отличие от городов Восточной Европы). Были как бы чужеродным телом в системе феодальных отношений и в политической жизни города (особенно в эпоху возрождения), горожане всё больше ориентировались на забытые, на долгое время античные демократические порядки, а не на феодальные методы властвования. Учитывая всё возрастающий экономический и политический потенциал городов, королевская власть особенно в XI-XIII века, искало у них политическую поддержку и финансовую помощь.
История средневековых городов – это борьба городского населения как за личную свободу и иные вольности и привилегии, так и за политическое самоуправление, а в ряде случаев и за полную независимость. Эта борьба особенно характерна для XI-XIII века, то есть того периода, когда ещё не получил силу процесс политического и централизованного и повсеместного усиления королевской власти. Политическая автономия городов в феодальном мире достигалась разными средствами: от вооруженной борьбы до простой покупки права самоуправления политико-правового статуса городов в разных странах в зависимости от конкретных исторических условий, от силы королевской власти отличных многообразных форм и видов. Наибольшая степень политической автономии в средневековом государстве имели городские общины, приобретая статус коммуны, то есть полного самоуправления. Отдельным городам, особенно при слабости центральной государственной власти, например в Италии, удалось приобрести статус самостоятельного государства - города. В таких городах – государствах устанавливалась обычно форма городской республики (Венеция, Флоренция, Генуя и так далее). Эти государства, несмотря на свои миниатюрные размеры и сравнительно не сложную систему управления, суда и так далее, занимали важное место в международной торговли и тем самым приобретали всё больший политический вес на европейской арене даже в тех случаях когда эти карликовые республики оказывались в руках местной олигархии, аристократии, плутократии и так далее. Города, будучи проводниками античных демократических традиций, уже самим своим существованием подрывали устои феодальных и содействовавших переходу к новым, более высоким формам государственно-правовой жизни.
Несмотря на характерный, особенно
для определённых периодов западноевропейского
средневековья, рассредоточенность политической
власти, главным институтом в политической
системе всё в большей степени становилось
государство. Его политическое значение
и вес определяется тем, что королевская
власть, даже в эпоху глубокой феодальной
раздробленности, являлась единственным
общепризнанным представителем страны
и народа в целом. Закрепляя феодальные
формы поземельной собственности, сословной
привилегии феодалов, средневековое государство,
как любое другое государство, осуществляло
общесоциальные функции (поддержание
мира, традиционного правового порядка).
В средние века в странах Западной Европы
сложилась и приобрела общесоциальную
ценность национальная государственность,
которая при всех её размерах в разных
странах стала стержнем единой европейской
культуры и цивилизации.
Средние века – это эпоха, когда в рамках складывающихся национальных государств постепенно формируются основы будущих национальных правовых систем. Этот длительный процесс завершается в большинстве стран уже в следующую историческую эпоху в новое время. Но именно в средние века определяются контуры и будущих крупных мировых правовых систем (семей права) – континентальной и англосаксонской, складываются их специфические и несхожие правовые институты.
Исходный «строительный материал» средневековое право черпало в правовых обычаях, которые долгое время оставались важнейшим источником права. За несколько веков в странах Западной Европы происходит сравнительно плавный и безболезненный переход от варварских (племенных) правовых обычаев к правовым обычаям феодальным, имеющим уже не персональный, а территориальный принцип действия. Расцвет феодализма в Европе в XI-XII века означало и повсеместное преобладание обычного права. К этому времени в западноевропейском обществе были утрачены многие элементы правовой культуры и даже письменности, получившей когда-то широкое развитие в античном мире, а поэтому и сама устная форма, в которой длительное время выражались обычаи, была практически единственно возможной.
Правовые обычаи достаточно ограничено интегрировались в феодальных отношениях, закрепляя все их основные виды. Прежде всего обычай (часть обычаев - договор) регулирует личностные и поземельные связи между самими феодалами – сеньорами и вассалами (ленное право). В равной мере правовые обычаи охватывают отношения между феодалами и крестьянами. Эта часть правовых обычаев (манориальное право) в наибольшей степени отражала положение крестьян, привязанных к земле и вынужденных работать на собственника (манора).
Со временем правовой обычай записывались и включались в хартии и другие жалованные грамоты, в которых сеньоры определяли привилегии и обязанности вассалов, горожан и крестьян. В силу сходства самых простейших форм регуляции феодальных отношений правовые обычаи даже при сохранении местных различий отличались тождественностью многих своих институтов и подходов. И это позволяло уже средневековым юристам находить в них определённую систему. Так, в XI веке появляются первые сборники с изложением основ принципа феодального права. Примером могут служить «Обычаи Барселоны» (1068 год), а также работа миланского ученого Умберто Де Орто под названием «Обычаи феодалов», в которых автор по существу впервые сделал попытку систематического изложения обычного феодального права. В более поздние периоды появляются другие частные записи правовых обычаев с попыткой их теоретического осмысления («Саксонское зерцало» в Германии, «Кутюмы Бовези» во Франции и так далее).
Реально действовавшие вплоть до буржуазных революций правовые обычаи, получившие основательную доктринальную обработку, стали одним из элементов национальной правовой культуры в общеевропейском масштабе.
Особую роль в становлении общеевропейских правовых культур сыграло городское право. В основном это было писаное право. Его положения фиксировались городскими статутами, королевскими или иными сеньориальными хартиями, пожалованными городу. Городское право, несмотря на закрепление в нем некоторых чисто феодальных институтов, по своему основному содержанию не являлось феодальным правом, оно скорее предвосхищало будущее буржуазное право, разрабатывало именно его принципы. Города широко использовали различные сборники международного торгового права и морских обычаев, составленные в городах Италии, Испании и так далее, и тем самым внесли заметный вклад в формирование единых правовых традиций в странах Западной Европы.
Особое место в процессе формирования общеевропейской правовой культуры в средние века занимало каноническое право. Оно возникло первоначально как право христианской церкви в целом. Затем, после раскола церкви сложились две самостоятельные ветви канонического права. В Западной и центральной Европе каноническое право получило под влиянием «папской революции » особенно большое развитие и превратилась в самостоятельную и эффективно действующую систему средневекового права. Восточная ветвь канонического права, оформившаяся в рамках Греко-православной церкви, действующая в Византии, а также в ряде других стран Юго-Восточной и Восточной Европы, но не имела здесь такого авторитета, как каноническое право на Западе.
Большую значимость норм каноническое право в западноевропейском обществе определялась рядом факторов. Прежде всего, каноническое право здесь разрабатывалось и поддерживалось могущественной римско-католической церковью и папством, о политической силе которых уже говорилось. Каноническое право отличалось универсальностью и экстерриториальностью, поскольку его нормы действовали во всех странах, принявших католицизм. Оно не знало государственных границ и соединяло в единое целое всех католиков. Каноническое право отличалось также широтой регулирования общественных отношений. Оно включало в себя вопросы, как духовной, так и светской жизни, было обязательным как для клириков, так и для мирян. Наконец, особый вес каноническому праву придавала его традиционность, поскольку оно своими корнями уходило в античность, в греческую философию и в римскую правовую культуру. Каноническое право вобрало в себя и передало последующим поколениям целый ряд норм римского права, его язык, что нашло своё отражение в формуле: «церковь живёт по римским законам».
Источники канонического права («старого права» - jus antique) восходят раннехристианской литературе (священное писание, Деяние Святых Апостолов, Послание к римлянам и другие). После эдикта императора Константина о свободном исповедании христианства (313 год) нормы церковного права закреплялись в императорских законах, в писаниях отцов церкви (Святого Августина и других), постановлениях религиозных и вселенских церковных соборов, где был установлен ряд основных догматов христианства и правил церковной жизни. Каноническое право развивалось также в решениях римских пап, получивших позднее название декреталий и сводившихся в особые сборники. Из них наибольшую известность получил сборник Дионисия Младшего (сер VI века). По решению Карла Великого в 802 году данный сборник получил официальное признание во Французском государстве. В середине IX века под видом собрания декреталий первых римских пап был составлен сборник декреталий, приписанный испанскому епископу Исидору Севильскому. Эти декреталии долгое время принимались за подлинные и использовались как источник канонического права вплоть до XV века, когда они утратили свою силу и получили название Псевдоисидоровы, или Фальшивые декреталии.
В XI-XII веках в период «папской революции» складывается «новое право» (jus novum). Именно в это время заканчивается процесс складывания канонического права в качестве самостоятельной правовой системы западноевропейского общества. Более чётким становиться его юридическое содержание. Утверждается само понятие «каноническое право» (jus canonicum). Главенствующим источником нового канонического права становиться папские конституции (буллы, бреве, энциклики, рескрипты и другие). С папы Григория VII начинается преподавание канонического права в университетах.
Решающую роль в переходе к новому каноническому праву сыграл составленный в 1140-1141 годах декрет Грациана («Гармония несогласующихся канонов»), в котором были сведены воедино около 3.800 канонических текстов. В последующем значительный вклад в преподавание и развитие канонического права внесли путём толкования и комментирования декрета Грациана профессора канонического права (канонисты).
В XII-XIII века папское правотворчество получило особенно широкий размах, в связи, с чем возникла необходимость дальнейшей систематизации канонического права. По указанию папы Григория IX в 1234 году был составлен сборник декреталий, не вошедших в декрет Грациана и объединивших в пяти книгах (Liber extra). В 1298 году при папе Бонифации VIII в дополнение к этому сборнику на базе более поздних церковных постановлений была создана шестая книга (Liber sextus), а при папе Иоанне XXII в едином сборнике были сведены декреталии и другие акты последующих римских пап, начиная с Климентия (constitutiones Clementinae).
Процесс систематизации канонического права в средние века имел своим конечным результатом составление в 1500 году обширного свода, который с 1580 года был признан в качестве официального источника права римско-католической церкви. По аналогии с Кодификацией Юстиниана он получил название Свода канонического права (corpus juris canonici). Средневековое каноническое право охватывало широкий круг вопросов и играло важную роль в правовой жизни западноевропейских стран. Оно регламентировало организацию церковной власти (право римского папы назначать на церковные должности, процедуру рассмотрения споров между священниками и так далее), а также отношения церкви со светской властью, статус церковной собственности и режим владения и пользования церковными землями, источники доходов церкви и так далее.
В каноническом праве содержались нормы, относящиеся к уголовному праву, в частности предусматривается список епитимий, налагаемых за убийство, ложную клятву и некоторые другие преступления. В нем закреплялись нормы относящиеся к договорному праву, к завещаниям, наследованию и особенно к брачно-семейным отношениям.
В XVI веке Реформация подорвала позиции католической церкви и ослабила влияние канонического права. На Тридентском соборе (1545-1563 годы), хотя и проходившем под лозунгами контрреформации, был осуществлён коренной пересмотр норм канонического права, сужена сфера церковной юрисдикции. Собор учредил Конгрегацию, которая официально толковала нормы канонического права, в частности решения самого собора. Потеснённое Реформацией каноническое право продолжало оставаться в западноевропейском обществе в новое время не только своеобразным юридическим феноменом, но и важным духовным фактором, оказавшим непосредственное воздействие на правовую культуру и на духовную жизнь католических стран.
Одним из наиболее значительных и уникальных явлений в правовой жизни Западной Европы стала рецепция римского права, то есть его освоение и восприятие средневековым обществом. После падения западной части империи римское право не утратило своего действия, но образованием варварских государств сфера его применения в Западной Европе сузилась. Оно сохранилось, прежде всего, на юге, у испанско-романского и галло-романского населения. Постепенно синтез римской и германской правовых культур привели к тому, что римское право стало оказывать влияние на правовые обычаи вестготов, остготов, франков и других германских народов.
Однако со временем собственно римские источники права выходят из употребления и забываются. Им на смену приходят упрощенное и варваризированное римское право, которое по приказу королей объединялось в специальные кодексы. Наибольшую известность получил Кодекс короля вестготов Аларика II, составленного в начале VI века. Основной источник Кодекса был опубликован еще в 438 году: Кодекс Феодосия II, а также законодательство других римских императоров, Институции Гая, Сентенции Павла и так далее.
Информация о работе Развитие государства и права западноевропейского средневековья