Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 08:59, реферат
Целью своей работы я ставлю более полное освещение событий, происходящих в данный исторический период. Время, в которое мы живем, - эпоха перемен. Я считаю, что выбранная мною тема и по сей день актуальна. Этот этап исторического развития нашей страны особенно интересен нам сейчас, в период экономических и политических реформ. Политический и правовой опыт наших предшественников мог бы позволить нам более профессионально и продуманно проводить эти реформы и не повторять их ошибок. Мы не задумываемся, что наш сегодняшний день связан с событиями и людьми далёкого прошлого. Это давным-давно умершие люди и столь же давние события.
Римские тексты в Кодексе Аларика были использованы с большими сокращениями, поэтому он получил впоследствии название «бревиарий», что означало «сокращенный» (Breviarium Alarcianum). Следует отметить, что этот весьма популярный в ряде стран Европы памятник римского права нередко издавался и под другими названиями, например: Lex Romana Visigothorum. С последующими изменениями и искажениями он действовал вплоть до начала широкой рецепции римского права.
Новая жизнь римского права в Западной Европе, его второе рождение, начинается в XI-XII веках. В основе этого бурно развивающегося процесса лежал целый ряд исторических факторов, среди которых особую роль сыграло оживление экономической жизни, особенно торговли. Зарождающиеся буржуазные отношения не могли пробиться сквозь гущу правовых обычаев и чисто феодального права, рассчитанного на замкнутое общество. Римское же право содержало в себе точные и готовые формулы закрепления абстрактной частной собственности и торгового оборота. Не случайно центром зарождения римского права стали города – республики Северной Италии, которые переживали в XI веке экономический подъём и представляли собой в то же время наиболее развитый в хозяйственном отношении регион Европы.
Однако рецепция римского права была вызвана не только экономическим фактором, но и социальными и духовными потребностями общества, которое остро нуждалось в правовом порядке, правовой стабильности, а соответственно и в распространении юридического образования и мышления.
Рецепцию римского права поддержала католическая церковь, увидевшая в нем средство, способное поддержать каноническое право и притязания пап на мировое господство.
Рецепцию римского права, в конечном счете, санкционировали и королевская власть, стремящаяся к централизации, а следовательно, и к юридизации всей общественной и государственной жизни. Именно римское право в это время проявило себя как наиболее разработанное, универсальное и рациональное право, содержащие регуляторы, необходимые для общества в целом и для основных его групп.
Римское право как никакой другой фактор эпохи средневековья способствовало преодолению государственных и иных территориальных границ, созданию единого стержня европейской правовой культуры, юридической науки и образования.
Важную роль в «открытии» римского права для средневекового общества сыграли университеты Северной Италии (в Ревенне, Падуе, Болонье и в других городах). После обнаружения в Пизе в середине XI века рукописи юстиниановых Дигест (копии VI-илиVII век), получившей впоследствии название Флорентийской рукописи, в университетах начинается систематическое изучение и преподавание римского права.
Особую известность приобрёл юридический факультет Болонского университета, который насчитывал к XIII веку около десяти тысяч студентов практически из всех стран Западной Европы. Его основателем был один из крупнейших средневековых знатоков римского права Ирнерий (1055-1130). Созданная им школа римского права, имевшая общеевропейское значение, получила название школы глоссаторов. Само название школы установилось потому, что глоссаторы, следуя за ранними канонистами, делали свои пояснения, уточнения и тому подобное по тексту юстиниановых памятников римского права в виде глосс, то есть записей (комментариев) на полях или между строчек рукописи. Для учебных целей профессор комментировал (глоссировал) классические документы слово за словом, строчка за строчкой, ставил перед студентами вопросы, классифицировал и обобщал правовой материал. Некоторые глоссы представляли собой суммированное изложение комментируемого отрывка (так называемые брокардики), другие содержали правила, выводимые из изучаемого текста (правовые максимы).
Глоссаторы составляли учебники права, включавшие краткий пересказ глосс и именовавшиеся суммами, сборники спорных вопросов, уточнений и различий, а также казусов, специально подобранных для пояснения источников. Они писали и самостоятельные труды по отдельным вопросам права. Школа глоссаторов проделала огромную работу по восстановлению и обработке классического римского права, по разъяснению устаревших или ставших к тому времени малопонятными текстов и терминов, по внутреннему упорядочению правовых памятников (прежде всего Дигест).
Аналитически сопоставляя содержащиеся в кодификации Юстиниана конкретный материал по тому или иному правовому вопросу, глоссаторы преодолевали казуистический характер, присущий классическому римскому праву, вводили в него широкие обобщения, создавали новую систематику. Так, посредством суммирования суждений римских юристов по отдельным видам договоров профессора – глоссаторы выработали общее понятие договора. Они четко различали личные и вещные права, создали единую концепцию вещного права в отличие от классических юристов, описывавших отдельные виды прав на вещи, более последовательно выделяли особенно важный для системы феодального землевладения институт владения и так далее. По существу именно с глоссаторов начинается развитие юридической науки в собственном смысле слова.
Хотя деятельность глоссаторов отличалась академизмом и не оказала непосредственного воздействия на практику феодальных судов, в дальнейшем по мере распространения римского права глоссы приобретали все больший авторитет, практически равный самому глоссируемому тексту. Со временем установилось правило: «То, что не признает глосса, не признает суд».
У Ирнерия, положившего начало систематическому изучению Дигест, было большое число последователей и учеников, среди которых наибольшую известность получили Булгар, Мартин, Уго и Яков (quattuor doctores). К числу видных глоссаторов XII-XIII веков относятся также Рогедио, Бургундио, Родже и другие. Деятельность глоссаторов подготовила почву для изучения и преподавания римского права и за пределами Италии, в том числе в Оксфордском университете в Англии (Вакарий).
Последним выдающимися представителем глоссаторов был Аккурций, который около 1250 года опубликовал в едином сборнике глоссы своих предшественников и современников, сделанные по тексту Кодекса, Дигест и Институции Юстиниана. Этот сборник, который насчитал 96.940 глосс, получил название gloss ordinaria («расположенная в порядке») или gloss magistralis («учительская»). Он превосходил по своей масштабности и тщательности обработки материала, по чёткости плана и устранению противоречий и так далее, все предшествующие работы глоссаторов. Этот сборник который впоследствии стали называть «Большая глосса» или даже просто «Глосса», в течении нескольких веков рассматривалась как образцовое и наиболее авторитетное руководство по римскому праву.
С «Большой глоссы» Аккурция, школа глоссаторов прекратила своё существование, уступив в последующем место постглоссаторам – новому поколению итальянских профессоров римского права. Наиболее известными среди них были Синус де Пистойя (1270-1339), Бартоо де Сассоферрато (1313-1357), Балдус де Убалдис (1347-1400). Но самым выдающимся постглоссатором был Бартоо, по имени которого саму школу нередко называли бартолистами. Становление этой школы было связано с новым экономическим и культурным подъёмом в Италии и в ряде других стран Западной Европы, который породил особую потребность в преодолении феодального правового партикуляризма, в распространении вневременного и абстрактного права. Именно таким правом благодаря постглоссаторам и предшествующей деятельности глоссаторов стало римское право, которое рассматривалось как «писаный разум».
Постглоссаторы не проявляли интереса к классическому римскому праву. Они занимались главным образом толкованием правовых понятий и отдельных отрывков из кодификации Юстиниана, содержавшихся в работах глоссаторов, с целью выведения так называемого общественного мнения учёных (communis opinion doctorum). Такая обработка римского права, хотя и отличалась крайней схоластичностью, способствовала превращению его в теоретическую базу формирующихся национальных правовых систем (даже в Англии, которая не знала рецепции римского права как таковой).
В своих комментариях постглоссаторы
нередко отступали от первоначальной
конструкции римского права, но провели
большую работу по его согласованию с
нормами средневекового канонического,
городского и обычного права. Именно в
системной обработке римское право, осуществлённой
постглоссаторами, оно вышло за рамки
простого «права учёных» и было воспринято
судебной практикой в большинстве стран
Западной Европы.
Эпоха средних веков составляет в значительной степени условно выделяемый период мировой истории. Он имеет лишь начальную точно обозначаемую грань – распад и падение Римской империи, которая в политическом и культурном отношении была своего рода кульминацией античного общества. Конечная грань эпохи растянулась на многовековый период, для разных народов Европы и Азии пришедшиеся то на XVI, то на XVIII век.
С распадом Римской империи, которому немало способствовали не только германские народы, но и вторжение кочевых объединений из глубин Центральной Азии, опустошивших входе Великого переселения народов огромные пространства, на государственно-политической карте Европы появились варварские королевства. В их недрах созрел и стал определяющим феодальный уклад социальных отношений.
Единство эпохе средних веков придаёт господство феодализма в социальных и политических отношениях. Это касается не только Европы с историческими особенностями её развития, но и государств Азии. Феодализм означал не только особую форму социально-экономических связей, связанную с вотчинным хозяйством, но существование особых, подчиняющих себе многие другие стороны жизни лично-служебных отношений, пронизывающих всё общество: от королей до последних по уровню социальной среды зависимых крестьян. Неизменной спутницей в феодализме и присущих ему правовых связей стала сословность общества, разделение его на жесткие слои, различающиеся по своим правам, привилегиям, отношению к государственной власти.
Эпоха средних веков не сформировала собственного, только ей присущего типа государственности. Государственная организация принимала вид раннефеодальной или феодально-ленной монархии на раннем этапе. Она принимала вид сословной монархии в период расцвета сословной независимости либо даже особых самоуправляющихся республик, однако, весьма далёких от ограниченной античной демократии. Наконец, в эту эпоху началось формирование государственности абсолютной монархии, которая станет едва ли не классической – по политическим и правовым принципам – формой государства на переходе от Средневековья к Новому времени.
В эпоху Средневековья произошло формирование национальных государств новых наций, исторически существующих доныне. В этом смысле тогда были заложены основы политических и правовых традиций большинства современных государств и правовых систем. В эту эпоху произошло становление современной государственной организации: по роли власти в жизни общество и её публичному содержанию, по взаимоотношению институтов власти, по характеру применения права. Составляющий важнейшее начало государственной организации последующих эпох представительный принцип реализации власти сложился именно в государстве Средневековья; именно с ним, а не с античным государством взаимосвязаны напрямую многие важнейшие принципы государственного правового уклада Нового времени.
Эпоха Средневековья была эпохой значительного, иногда доминирующего участия в государственной организации церкви – христианской в Европе, мусульманской или буддистской, синтоистской в странах Азии. Церковь была не только соучастницей многоразличной – от законодательной до судебной – государственной деятельности. Она привносила в политические идеалы государств и в право религиозные идеалы и принципы, которые по-новому включались в общую правовую культуру. Внутрицерковные и межцерковные события оказывали порой решающее влияние на историю государств, на развитие их политического уклада. Глобальный поворот в истории Средиземноморья, приведший к прямому соприкосновению Запада и Востока (в лице Оттоманской империи турок), связан с начавшимися по инициативе церкви крестовыми походами. Политический и правовой раскол на два полумира в Европе, обособивший государство славян и Россию, связан в корне с расколом христианской церкви на западную, католическую, и восточную. Решающим поворотом европейской, а от части и мировой истории стала церковная Реформация. С неё начались искания и идеалы, перенёсшие европейские государства и право в Америку.
Эпоха Средних веков стала
первой в мировой истории эпохой действительно
общемирового политического и правового
процесса. В известном культурному человечеству
мире практически не было значимых народов
на внегосударственной стадии жизни. Государства
пришли в тесное соприкосновение, влияли
друг на друга не только в военном, но и
в культурном, правовом отношении. Появились
новые, неведомые предыдущим эпохам межгосударственные
установления и почти единая правовая
культура.
Информация о работе Развитие государства и права западноевропейского средневековья