Развитие этико - аксиологических взглядов в китайских и индийских духовных традициях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 19:00, доклад

Описание работы

Зарождение древнекитайской философской мысли приходится на VIII века до н.э Тогдашние мыслители занимались преимущественно моральной проблематикой, которой за актуальностью могли конкурировать разве что проблемы п построения идеального государства и права основном она касалась отношений между людьми разных социальных слоев, нравственности правителя, отношений в семье и т.д. Уже в древнейшей достопримечательности китайской народн й творчества \"Ши цзин\"

Содержание работы

1.етика даосской философии. этические категории в дао дэ цзин.
2.идея о "недеяния" в даосизме и его нравственное содержание.
3. конфуцианство как социально-этическая система. Принцип этики Конфуция. Этические идеи в Лунь-Юй.
4. основные ценности и принципы индуизма. Моральные ценности и личного идеала по древнему индийскому епосу.
5. этические идеи, нравственные ценности джайнизма и сикхизма.

Файлы: 1 файл

Тема 2.docx

— 59.28 Кб (Скачать файл)

Только с этой своеобразной позиции можно оценить наиболее известный общественно-этический  текст древней Индии — «Бхагавадгиту». Это произведение, важное с теологической  и религиозной точки зрения, имеет  очень большую этическую ценность. На своей боевой колеснице ожидает  начала сражения герой Арджуна. В рядах противников находятся его старые друзья, родители и учителя — люди, которых он знал всю свою жизнь и которых любил. Убежденность в правоте своего дела не облегчает его переживаний, и он думает, что не сможет биться с теми, кто ему дорог. Он оборачивается к своему другу Кришне, который занял место его возницы, и просит у него совета. Кришна начинает объяснять, что физическая смерть не влечет за собой смерть души и является событием сравнительно маловажным. Затем он наставляет, как следует рассматривать человеческую деятельность. Хороший путь — это не обязательно покой мудреца, который ищет спасения в медитации, ибо невозможно и бессмысленно воздерживаться от любой работы. Бог сам постоянно активен, и человек должен стараться быть деятельным, но без привязанности, без страсти и без честолюбия. Он должен выполнить функцию, которая возложена на него в обществе, членом которого он является, трудясь для вящей славы бога.

Учение «Бхагавадгиты» можно  свести к очень простой максиме: «Главное — делать то, что должно, не заботясь о результатах». В организованном обществе у каждого индивида есть своя роль, и каждому обстоятельству предписаны внутренне оправданные  действия; с точки зрения автора «Бхагавадгиты», эти действия соответствуют  священному закону и традициям клана  и социального класса. Правильный путь следует выбирать исходя из обстоятельств, а не из интересов или личных чувств. Таким образом, человек служит богу и приближается к нему, если придерживается этого идеала.

Очевидно, что жесткая  мораль «Гиты» защищает ценность установленного порядка от посягательств преобразователей и неверующих. Главное достоинство  брахмана — мудрость, воина —  мужество, вайшьи — искусный труд, а  шудры — служение; старательно  выполняя функцию своей касты  в меру своих способностей, во славу  бога и без честолюбивых устремлений, человек достигнет спасения, каким  бы ни было его общественное положение.

Но за этими наставлениями  была такая страстность великого религиозного поэта, которая преодолела узкие рамки общественного и  религиозного закона его времени. В  результате с эпохи Гуптов до наших дней эта вдохновенная книга столетиями влияла на сознание народов Индии, особенно в XX в. при Махатме Ганди. Мусульмане, христиане, так же как сами индусы, восхищались этим шедевром сакральной литературы, оказавшим крайне важное воздействие на индуизм.

 

5. Символ джайнизма. Джайнизм - одна из религий Индии, которая  возникла в VI столетии до н.э.  В современном мире живет около  3 млн. ее сторонников. Основателем  джайнизма считается Вардхамана, известный более по своим священным именам Джина ("Победитель") и Махавира ("Великий герой"). В основе джайнского канона лежат так называемые Джайна-сутры.

Согласно с джайнскими представлениями Махавира - последний из 24 тиртханкаров (букв. "тех, которые нашли брод"), т. е. существ, которые смогли освободиться от кармы, вырваться из круга перевоплощений и достичь абсолютного спасения. 

Родившись в семье кшатриев, Махавира в тридцать лет ушел из дома, вступил на путь аскезы, жил так 12-14 лет, познал истину, достиг просветления, после чего возвратился к людям и 30 лет проповедовал им свое учение. Согласно буддийским легендам, Джина встречался Буддой и вел с ним диспуты.

В джайнизме четко прослеживается конфликт с кастовой системой, связанной  с брахманизмом. По джайнизму, достичь  спасения может каждый человек, независимо от сословия и кастовой принадлежности. 

Джайнизм, как и одинаковый с ним по направленности буддизм, в центр своей доктрины поставил проблему бытия личности. В отличие  от буддизма, джайнизм отличает меньшая  внутренняя цельность, более тесная связь с отвергаемым брахманизмом, обусловившая в нем присутствие  черт догматизма и ритуализма. 

В основе джайнизма лежит  утверждение определяющего значения двух вечных, несотворенных и неразрушимых субстанций (таттв): дживы и адживы, выступающей в качестве пудгалы, акаши, времени, дхармы и адхармы. В зависимости от степени связанности с адживой, джива, определяющая процесс взаимодействия между сущностями, предстает в двух формах бытия: совершенном и несовершенном. В состоянии несовершенного бытия джива, находясь в соединении с материей, теряет свои потенциальные качества и повергается в состояние страдания; в состоянии совершенного бытия, освобождаясь от материи и оказавшись способной управлять своим бытием, джива переходит в состояние блаженства – состояние нирваны или мокши. 

Джайнизм исходит из идеи реинкарнации дживы в любой одухотворенной среде. Реинкарнация происходит под влиянием кармического тела, появившегося в результате предыдущих реинкарнаций. Достигший озарения джайн стремится замедлить этот процесс посредством постоянного воздействия (самвара), что предполагает постоянное соблюдение ряда духовных, словесных и физических запретов. 

Соответственно двум видам  бытия дживы джайнизм признает познание несовершенное – непосредственное и опосредованное, и совершенное – интуитивное, доступное только освобожденному от уз материи. 

Решающую роль в переходе бытия из несовершенного состояния  в совершенное играет этическое  воспитание личности. В отличие от буддизма джайнизм настаивает на обязательности жестких нравственных норм. Следствием этого является подчеркнутое различие между религиозной и светской моралью. 

Джайнский священнослужитель обязан исполнять пять Великих махаврат (зароков): 

- не убивать,

- не лгать,

- не воровать, 

- не иметь сексуальных  отношений, 

- не собирать ценности  бренного мира. 

Характерной особенностью джайнизма  является тщательная разработка правил и внешних форм аскетического  поведения и требование строжайшего  их соблюдения, в частности, принципа ахинсы. Соблюдение этого принципа ограничивает приверженцев джайнизма в основном торговыми и ремесленными кругами.Сикхизм

 

Символ Эк онкар, являющийся эмблемой Сикхизма, изображается обычно в сикхских храмах (Гурдвара). Он обозначает «Бог един», олицетворяя веру сикхов в единство Бога. По сути, это ОМ (АУМ), начертанный на пенджаби.

Сикхизм (от слова "сикх" - ученик) - одна из индийских религий, которая в конце XV - в начале XVI столетия возникла на почве объединения  индуизма и ислама. Последователей сикхизма, которые живут преимущественно  в индийских штатах Пенджаб и  Хариана, сейчас их около 12 миллионов. Основателем сикхизма считается Гуру Нанак. Основная святыня - священная книга "Ади-Грантх" находится в "Золотом храме" города Амритсар.

Сикхи веруют в Единого  Бога, которого не возможно описать. Для  них Бог - это добро и любовь. Слиться с Ним можно только под руководством Гуру - духовного  наставника. Главным Гуру считается  Нанак (всего сикхи признают десять Гуру, которые сменяли друг друга). Нанак провозгласил равенство всех перед богом и полную свободу от кастовых отличий и ограничений. Все Гуру выступили против брахманов, аскезы, за широкое участие мужчин и женщин в активной общественной жизни. Нанак выступил против индусского ритуала самосожжения вдов (сати) и неравноправия женщин. 

Население Пенджаба, поддержало учение главного Гуру и в скором времени здесь возникла большая  община сикхов, влияние и авторитет  которой все время росли. Она  жила по собственным правилам, изложенными  в священной книге сикхизма "Грантх Сахиб" ("Книга Владыка", или "Ади Грантх" - "Первая Книга" ли "Гуру Грантх" - "Книга Учителей"), где собраны проповеди первых сикхских Гуру во главе с Нанакой.

Сначала императоры Индии  поддерживали сикхов, но потом отношение  к ним резко изменилось. Их начали жестоко преследовать. В конце XVII столетия по приказу Аурангзеба девятый Гуру был публично распилен на куски. В ответ при десятому Гуру Говинде сикхи подняли вооруженное восстание. Говинда провел реорганизацию сикхских общин в могущественную политическую и военную силу. Все сикхи дали клятву быть готовыми отдать жизнь за общее дело. Так возникшая боевая дружина сикхов - хальса. В нее вошли все, кто мог носить оружие. Сикхи начали войну за создание собственного государства. В конце XVIII столетия в Пенджабе один из вождей сикхов Ранджит Сингх создал независимое сикхское государство со столицей в Лахори. Оно просуществовало недолго и пало в борьбе с англичанами, но память о независимости не исчезла.


Информация о работе Развитие этико - аксиологических взглядов в китайских и индийских духовных традициях