Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 19:00, доклад
Зарождение древнекитайской философской мысли приходится на VIII века до н.э Тогдашние мыслители занимались преимущественно моральной проблематикой, которой за актуальностью могли конкурировать разве что проблемы п построения идеального государства и права основном она касалась отношений между людьми разных социальных слоев, нравственности правителя, отношений в семье и т.д. Уже в древнейшей достопримечательности китайской народн й творчества \"Ши цзин\"
1.етика даосской философии. этические категории в дао дэ цзин.
2.идея о "недеяния" в даосизме и его нравственное содержание.
3. конфуцианство как социально-этическая система. Принцип этики Конфуция. Этические идеи в Лунь-Юй.
4. основные ценности и принципы индуизма. Моральные ценности и личного идеала по древнему индийскому епосу.
5. этические идеи, нравственные ценности джайнизма и сикхизма.
Только с этой своеобразной
позиции можно оценить наиболее
известный общественно-
Учение «Бхагавадгиты» можно свести к очень простой максиме: «Главное — делать то, что должно, не заботясь о результатах». В организованном обществе у каждого индивида есть своя роль, и каждому обстоятельству предписаны внутренне оправданные действия; с точки зрения автора «Бхагавадгиты», эти действия соответствуют священному закону и традициям клана и социального класса. Правильный путь следует выбирать исходя из обстоятельств, а не из интересов или личных чувств. Таким образом, человек служит богу и приближается к нему, если придерживается этого идеала.
Очевидно, что жесткая мораль «Гиты» защищает ценность установленного порядка от посягательств преобразователей и неверующих. Главное достоинство брахмана — мудрость, воина — мужество, вайшьи — искусный труд, а шудры — служение; старательно выполняя функцию своей касты в меру своих способностей, во славу бога и без честолюбивых устремлений, человек достигнет спасения, каким бы ни было его общественное положение.
Но за этими наставлениями была такая страстность великого религиозного поэта, которая преодолела узкие рамки общественного и религиозного закона его времени. В результате с эпохи Гуптов до наших дней эта вдохновенная книга столетиями влияла на сознание народов Индии, особенно в XX в. при Махатме Ганди. Мусульмане, христиане, так же как сами индусы, восхищались этим шедевром сакральной литературы, оказавшим крайне важное воздействие на индуизм.
5. Символ джайнизма. Джайнизм
- одна из религий Индии,
Согласно с джайнскими представлениями Махавира - последний из 24 тиртханкаров (букв. "тех, которые нашли брод"), т. е. существ, которые смогли освободиться от кармы, вырваться из круга перевоплощений и достичь абсолютного спасения.
Родившись в семье кшатриев, Махавира в тридцать лет ушел из дома, вступил на путь аскезы, жил так 12-14 лет, познал истину, достиг просветления, после чего возвратился к людям и 30 лет проповедовал им свое учение. Согласно буддийским легендам, Джина встречался Буддой и вел с ним диспуты.
В джайнизме четко прослеживается конфликт с кастовой системой, связанной с брахманизмом. По джайнизму, достичь спасения может каждый человек, независимо от сословия и кастовой принадлежности.
Джайнизм, как и одинаковый
с ним по направленности буддизм,
в центр своей доктрины поставил
проблему бытия личности. В отличие
от буддизма, джайнизм отличает меньшая
внутренняя цельность, более тесная
связь с отвергаемым
В основе джайнизма лежит
утверждение определяющего
Джайнизм исходит из идеи реинкарнации дживы в любой одухотворенной среде. Реинкарнация происходит под влиянием кармического тела, появившегося в результате предыдущих реинкарнаций. Достигший озарения джайн стремится замедлить этот процесс посредством постоянного воздействия (самвара), что предполагает постоянное соблюдение ряда духовных, словесных и физических запретов.
Соответственно двум видам бытия дживы джайнизм признает познание несовершенное – непосредственное и опосредованное, и совершенное – интуитивное, доступное только освобожденному от уз материи.
Решающую роль в переходе бытия из несовершенного состояния в совершенное играет этическое воспитание личности. В отличие от буддизма джайнизм настаивает на обязательности жестких нравственных норм. Следствием этого является подчеркнутое различие между религиозной и светской моралью.
Джайнский священнослужитель обязан исполнять пять Великих махаврат (зароков):
- не убивать,
- не лгать,
- не воровать,
- не иметь сексуальных отношений,
- не собирать ценности бренного мира.
Характерной особенностью джайнизма является тщательная разработка правил и внешних форм аскетического поведения и требование строжайшего их соблюдения, в частности, принципа ахинсы. Соблюдение этого принципа ограничивает приверженцев джайнизма в основном торговыми и ремесленными кругами.Сикхизм
Символ Эк онкар, являющийся эмблемой Сикхизма, изображается обычно в сикхских храмах (Гурдвара). Он обозначает «Бог един», олицетворяя веру сикхов в единство Бога. По сути, это ОМ (АУМ), начертанный на пенджаби.
Сикхизм (от слова "сикх" - ученик) - одна из индийских религий, которая в конце XV - в начале XVI столетия возникла на почве объединения индуизма и ислама. Последователей сикхизма, которые живут преимущественно в индийских штатах Пенджаб и Хариана, сейчас их около 12 миллионов. Основателем сикхизма считается Гуру Нанак. Основная святыня - священная книга "Ади-Грантх" находится в "Золотом храме" города Амритсар.
Сикхи веруют в Единого Бога, которого не возможно описать. Для них Бог - это добро и любовь. Слиться с Ним можно только под руководством Гуру - духовного наставника. Главным Гуру считается Нанак (всего сикхи признают десять Гуру, которые сменяли друг друга). Нанак провозгласил равенство всех перед богом и полную свободу от кастовых отличий и ограничений. Все Гуру выступили против брахманов, аскезы, за широкое участие мужчин и женщин в активной общественной жизни. Нанак выступил против индусского ритуала самосожжения вдов (сати) и неравноправия женщин.
Население Пенджаба, поддержало учение главного Гуру и в скором времени здесь возникла большая община сикхов, влияние и авторитет которой все время росли. Она жила по собственным правилам, изложенными в священной книге сикхизма "Грантх Сахиб" ("Книга Владыка", или "Ади Грантх" - "Первая Книга" ли "Гуру Грантх" - "Книга Учителей"), где собраны проповеди первых сикхских Гуру во главе с Нанакой.
Сначала императоры Индии поддерживали сикхов, но потом отношение к ним резко изменилось. Их начали жестоко преследовать. В конце XVII столетия по приказу Аурангзеба девятый Гуру был публично распилен на куски. В ответ при десятому Гуру Говинде сикхи подняли вооруженное восстание. Говинда провел реорганизацию сикхских общин в могущественную политическую и военную силу. Все сикхи дали клятву быть готовыми отдать жизнь за общее дело. Так возникшая боевая дружина сикхов - хальса. В нее вошли все, кто мог носить оружие. Сикхи начали войну за создание собственного государства. В конце XVIII столетия в Пенджабе один из вождей сикхов Ранджит Сингх создал независимое сикхское государство со столицей в Лахори. Оно просуществовало недолго и пало в борьбе с англичанами, но память о независимости не исчезла.