Развитие ремесла и торговли в 17 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - охарактеризовать развитие ремесла и торговли в Росcии в 17 веке.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач
1. Рассмотреть основные тенденции развития ремесел в 17 веке;
2. Описать правила внутренней торговли;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...21 Развитие ремесла в России в 17 веке…………………………………………..5
1.1 Обработка дерева………………………………………………………….......5
1.2 Обработка льна, конопли и шерсти……………………………………......13
1.3 Гончарное производство…………………………………………………….16
2 Особенности развития торговли в 17 веке…………………………...............19
2.1 Правила внутренней торговли……………………………………………...19
2.2 Регламентация внешней торговли………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованных источников ……………………………………….....29

Файлы: 1 файл

курсовая по истории.docx

— 62.92 Кб (Скачать файл)

С усложнением вида сооружения увеличивалось и разнообразие строительных приемов, достигших удивительного  совершенства и виртуозности при  создании "премудрых" храмов или  пышных хором. В основе таких строений по-прежнему оставался сруб, варьируя которым народные зодчие достигали  большого художественного разнообразия. Срубы ставились друг за другом "стаей" и в несколько ярусов, а на каждом из них (на выпусках бревен) устраивались еще прирубы разных форм и размеров. Увеличивая количество углов с 4 до 6 и 8 - "по-круглому", мастера достигали  значительного увеличения площади, помещений и большой живописности ансамбля.

Простейшая рубка "в  обло" в таких строениях сменялась  рубкой "в лапу", когда вместо круглых бревен употреблялись четырехгранные брусья и концы их - без выпусков - соединялись прямоугольными выемками. Эта техника, более дорогая и  трудоемкая, позволяла дополнительно  обшивать стены и потолки тесом. Так, одна из парадных горниц Голицыных была "брусяная". Стены ее как снаружи, так и внутри, а также и потолок (подволока) были обшиты тесом. Судя по описаниям, в отделке подобных хором участвовали мастера разных специальностей: столяры отделывали оконные рамы и двери - нередко "створчатые" и "косящатые", токари украшали точеными балясинами перила лестниц и гульбищ, кузнецы прибивали к окнам луженые крюки, петли, скобы, а оконечники мастерили окончины и "вставни" для окон. В зависимости от материальных возможностей заказчика окна - их количество, размеры, отделка - имели много вариантов. Самыми простыми были окна волоковые, представлявшие собой неширокие прорези размером 30×40 см в толще двух бревен стены; с внутренней стороны они задвигались доской, ходившей ("волочившейся" - отсюда название) по специально вырезанным пазам. С наружной стороны - для освещения - в отверстие вставлялась окончина - деревянная рама, с натянутым на нее каким-либо прозрачным материалом. Самым доступным была пленка от бычьего или рыбьего пузыря - "окончины паюсные". Кроме того, были окончины слюдяные и реже - стекольчатые. Поскольку слюда состояла из маленьких кусочков, то ее сшивали - "шитуха" - или же оправляли в дерево или металл, составляя красивый узер из репьев, клеток, ромбов или овалов, украшая еще "личинами разных образцов".

В связи с большой потребностью в готовых окончинах выделяются специалисты оконничники, которые  выполняли заказы и работали на рынок. Один из них, Устин Ефремов Оконишников  в 1676 г. "по ряде" сделал для Спасской церкви в Устюге восемь оконниц "в  своей доброй слюде и железо белое  и прутье и крюки" - все за 8 руб. 20 алтын 4 деньги [15, с. 25] .

Изготовление средств  транспорта было второй важной отраслью деревообработки. Постройкой речных судов  занимались крестьяне по берегам  северных рек и в Поморье. Одна из крупных верфей находилась в Сибири, в Верхотурье, куда часто посылались плотники из Устюга.

Сведения о постройке  судов плотниками весьма скудные. Видимо, они также строились на заказ  артелью, как и здания. В документах Кирилло-Белозерского монастыря за 1607 г. говорится, например, о трех плотниках, которые "по найму" строили судно размером 10×2 сажени. Мелкие речные суда (дощаники, каюки, лодки, карбасы) продавались на рынках при условии, что каждый продавец предъявлял не более одного судна.

Сухопутные средства передвижения: сани, телеги, дровни - производились  повсеместно. В документах Кирилло-Белозерского монастыря особенно часто упоминается  село Санниково; судя по названию, жители его были потомственными специалистами  в этом виде производства. Сам монастырь  неоднократно покупал там в большом  количестве сани-пошевни и разные виды древесины.

Сани простые, телеги и  дровни в большом количестве продавались  на рынках. За сезон 1640 г., например, крестьяне  Устюжского уезда продали в Устюге 60 саней.

Выражение "с товарищи" показывает, что средства передвижения производились артелями, а наличие  специальностей - "колесник", "тележник" - так же, как среди рыночного  товара - "лубков санных", говорит  о разделении труда в этом виде ремесла.

Изготовление колес было связано со специальным оборудованием  для выгибания ободьев и особыми  инструментами ("снасть колесная"), состоявшими из ладил, скобелей, долот, молотков, разного размера буравов ("бурав большой, да два малых") для сверления отверстий для  спиц и осей.

Сложность их изготовления привела не только к выделению  мастеров-колесников, но и к продаже  колес как самостоятельного товара. Чаще всего их привозили вологжане комплектами на телегу или же штучные.

Заготовки для кузовов  саней-пошевней привозились из мест, связанных с добычей луба. Больше всего их поступало с юго-восточных  территорий Устюжского уезда, по реке Лузе, вместе с лыками, дугами, вожжами, кулями, рогожами и проч. Для изготовления телег и саней использовали самые  прочные породы дерева: дуб или  березу. Видимо, в XVII в. дуб стал уже  сравнительно дорогим материалом, так как в документах "сани дубовни" упоминаются редко [30, с.86].

Из бытовых деревянных изделий особенное распространение  получила выделка деревянных (лубяных) сундуков и деревянной посуды. "Коробья" - лубяной сундучок - в XVII в. служила  универсальным хранилищем: в нее  складывали ткани, платье, книги и  документы, деньги и драгоценности, посуду и даже съестные припасы. Коробьи  можно было встретить в имуществе  царя и в доме крестьянина, разница  заключалась только в их количестве у одного владельца. Так, по сведениям  известного историка И. Забелина, только у одной царицы Марьи Ильиничны  было пятьдесят две коробьи, и  в каждой из них хранились отдельно платье, шубы, волосники,. сорочки, простыни и т. п.

В изготовлении коробей, таким  образом, "а разных стадиях производства участвовали разные мастера: одни добывали луб и доставляли его в виде заготовок - "лупки коробейные"- на рынок, другие делали всю деревянную работу до конца, а кузнецы какую-то часть готовых сундуков оковывали  железными полосами и навешивали замки.

Развивается и производство деревянной посуды, техника изготовления и формы которой были унаследованы от предшествующих столетий.

По технике изготовления посуда разделялась на три основных вида: долблено-резную, токарную и бондарную.

Инструменты для выделки  деревянной долблено-резной посуды: топор, тесло, скобель, резцы, нож (ГИМ, отдел  дерева).Инструменты для выделки  бондарной посуды: уторники, циркуль, натяган, вертушка (ГИМ, отдел дерева).

По сравнению с последующими столетиями стоит отметить большое  разнообразие пород дерева, употреблявшихся  для выделки посуды. Осина, клен, карельская береза, липа, береза, кап ("рипчатое"), рябина ("деревцо шадровое"), вяз. Наиболее дорогими обладавшими красивой узорной древесиной были клен, карельская береза, кап.

Помимо описанных видов  посуды получили распространение и  бондарные изделия. Техника изготовления и формы их также весьма древнего происхождения. Для изготовления бондарной посуды пользовались специальными инструментами. Так, в одной из олисей имущества конца XVII в. упоминается бондарная "снасть": струг, ладило (станок для заготовки, отделки деталей и обручей), 2 топора, 2 бондарки (округло-изогнутые ножи с одной рукояткой), натяг, кирка, зауторник и размер (циркуль для вырезывания днища). Наибольшим спросом пользовались бочки. Лучшие изделия этого вида выделывались на Ветлуге, именно отсюда в Устюг привозились дубовые бочки разных размеров.

Из березовой коры делались туеса, а из лыка (липового и березового) плелись дорожные "переметные" сумки, лапти, короба, солонки. Из липового лыка плелись кули и рогожи, в  большом количестве привозившиеся  с Ветлуги.

Таким образом, с  древнейших времен дерево было самым распространенным материалом на Руси. Изделия из него служили человеку от рождения и до смерти, их можно было встретить и в имуществе царицы, и в крестьянском быту, деревянными были боярские хоромы и деревенское жилище, из дерева же строились средства транспорта, делались орудия труда, домашняя утварь и предметы обстановки. И в исследуемый период Русь с полным основанием можно было назвать "деревянной"[29, с. 12].

 

1.2 Обработка льна, конопли и шерсти

Районы наиболее развитого  производства полотна и холста совпадали  с льноводческими территориями страны; первое место среди них занимала Новгородско-Псковская область, значительное количество льна выращивалось также  на юго-востоке Вологодского, а также  в Ярославском, Костромском уездах. Отсюда лен в виде сырья, полуфабриката  или готовых изделий разных видов  в значительном количестве поступал на внутренние рынки страны и за границу [23, с. 76].

Чтобы представить себе своеобразие  этой продукции и характер специализации  в ее изготовлении, необходимо познакомиться  с технологией обработки льна и конопли.

Процесс этот был весьма трудоемким и длительным, включал  много стадий. Готовый лен выдергивали  руками, чтобы максимально сохранить  всю длину стебля, из которого получали затем волокно для пряжи. После  отделения головок семян (путем  продергивания пучков льна через  редкий гребень - "рядки") лен сначала  мяли, а затем трепали, чтобы освободить волокно льна от твердой наружной оболочки - "костры". Уже в XVI в. в Пскове на острове вдоль реки стояли целые ряды "трепалок" - специальных построек типа бань, где  производились эти работы, связанные  с большой пылью и грязью.

Обработка конопли, более  грубой, чем лен, требовала дополнительной операции: перед сушкой и трепкой  ее замачивали [18, с. 156].

После трепки волокна льна прочесывали через гребни разной частоты. Каждый раз от них отделялась какая-то более грубая часть, которая  шла на выделку низких сортов холста: хрящи, гребенинный, толстый и т. д. Судя по наличию на рынках XVII в. ткани "кострыж", даже отходы после трепки использовались для выделки самой  грубой ткани. Отходы после трепания (назывались "отрепье", после первого  чесания - "изгребье", после второго - "пачесы" (волокна, оставшиеся на гребне). До конца обработанное волокно - "куджель", "кудель" - шло  на выделку самого тонкого льняного полотна.

Подготовка волокна занимала первые осенние месяцы, а с 14 октября  начиналось прядение - самый длительный и трудоемкий процесс, продолжавшийся примерно 120-140 дней. Орудия прядения были (несложными: деревянная прялка для  прикрепления кудели и веретено. Вытягивая  левой рукой нить, пряха другой крутила веретено, тем самым скручивая  нить. Готовый отрезок нити наматывался  на веретено, закреплялся петлей, и  процесс продолжался. По наблюдениям  исследователей, в районах с развитой обработкой льна искусная пряха могла  напрясть до 300 аршин в сутки. Напряденные нитки либо сразу готовились к тканью, либо часть шла в окраску, так как пестрядь ткалась из цветных нитей. На ее производстве особенно специализировались ярославцы, где в числе ремесленников в середине века числятся пестрядильники и красильники.

Готовые ткани, если не шли  в дальнейшую окраску, то отбеливались.

Обработка шерсти для выработки  сукон несколько отличалась в  начальных и конечных стадиях  от процесса обработки льна. Собранная  после стрижки овец шерсть прежде всего очищалась. Для этого ее сначала разбирали руками, а затем "разбивали": шерсть клали на решетку, а над ней укрепляли лучок  со струной. Специальным бойком в  виде крючка струна приводилась в  движение, и ее колебание взрыхливало  пучки шерсти на решетке. При этой операции грязь ссыпалась через  решетку вниз, а очищенная шерсть оставалась на решетке. Прядение шерсти, ее размотка и ткачество не отличались от подобных же операций при выделке  льняных тканей.

Заключительная операция выделки сукон после тканья - валяние. Для этого сукно накатывали на деревянные скалки и, поливая водой, катали рубелем на станках с ребристой  поверхностью. В зависимости от качества шерстяной пряжи различались  и сорта выделанных сукон.

На рынках XVII в. продавалось  большое количество разного вида сукон: сермяжные, лятчина, ярига [16, с. 30].

На рынок поступали  не только ткани, но и готовая одежда, верхняя и нательная: кафтаны, полукафтаны, зипуны, однорядки, рубахи, порты. Наибольшим спросом пользовалась одежда из самых  дешевых и грубых тканей: зипуны сермяжные, такие же кафтаны и  сукманы, рубахи и штаны холщовые. Изготавливали одежду специалисты - "швецы", портные мастера, работавшие на заказ и на рынок . Крупные монастыри имели свои мастерские ("швальни"). В торговых центрах, таких, как, Великий Устюг или Ярославль, работало значительное число швецов: соответственно 23 и 55 человек.

Швецы работали и по деревням, получая за шитье плату или  какой-то кусок земли на время  для обработки. Так, в двух жалобах 1628 г. "портного швечишко", родом  из Белозерского уезда, на своих заказчиков-крестьян Кокшеньгской четверти Шевденецкой  волости, говорится, что в одном  случае за шитье двух зипунов белых  ему не заплатили "могорца", а  в другом - дали ему "полюбовно" уголок новины (под. репу), а потом  выгнали, не дав собрать урожай.

Таким образом, обработка  льна, конопли и шерсти требовало  много усилий, но тем не менее  продукция которая получалась в  результате, пользовалась большим спросом  на рынке.

 

1. 3Гончарное производство

В местах, где благоприятные  географические условия соединились  с подобными же социально-экономическими факторами (наличие рынков сбыта  и торговых путей, относительно более  свободное положение крестьян), производство гончарных изделий из ремесла  вырастает в товарное производство. Изделия становятся разнообразнее, совершенствуется мастерство.

Одним из центров производства чернолощеной глиняной посуды в XVII в. была Ярославская область, о чем свидетельствуют  сохранившиеся в музеях образцы. Лучшим сырьем для изготовления ее считались коломенские и псковские  глины [27, с. 254] .

Ярославская посуда обжигалась сосновыми смолистыми дровами, дававшими  густой черный дым. В коптящем пламени  она становилась черной, а лощеный  орнамент начинал "играть" блеском, напоминавшим темный металл с синеватым отливом.

Как и в XVI столетии, самым  массовым было производство горшков, кувшинов, мисок. Горшечники обслуживали в  основном местные нужды. Так, например, в Устюге в первой половине XVII в. было 6 горшечников, а ко второй половине века их число увеличивается до десяти. Видимо, работали они преимущественно  на заказ, так как на устюжском  рынке в числе товаров их изделия  не упоминаются.

Информация о работе Развитие ремесла и торговли в 17 веке