Развитие военной промышленности в предвоенные годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 08:18, курсовая работа

Описание работы

Задачами написания данной работы являются:
 Обобщение материала по данному вопросу;
 Раскрыть общие и частные аспекты развития военного производства в данный период;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЩИЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ВОЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ПРЕДВОЕННЫЕ ГОДЫ 6
1.1. Политика государства в области военной промышленности в предвоенные годы 6
1.2. Состояние военной промышленности СССР и Германии к началу ВОВ 9
ГЛАВА I. ЧАСТНЫЕ АСПЕКТЫ РАССМОТРЕНИЯ ВОПРОСА РАЗВИТИЯ ВОЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР В ПРЕДВОЕННЫЕ ГОДЫ 15
2.1. Развитие кораблестроения в предвоенные годы 15
2.2. Особенности развития танкостороения в предвоенные годы 24
2.3. Развитие авиации в предвоенные годы 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
Литература 32

Файлы: 1 файл

курсовая военной промышленности в предвоенные годы.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

В 1939 г. комитет обороны  при СНК СССР вынес решение о резком сокращении числа строящихся линкоров и тяжелых крейсеров, а с начала июля 1941 г. их строительство было прекращено. Основные усилия были сосредоточены на создании легких сил флота. За 1939 - 1940 г.г. мощности судостроения увеличились в 3 раза. В 1940 г. промышленность передала военно-морскому флоту свыше 100 новых боевых кораблей различных классов. 
С возрастанием опасности войны ускорялось строительство новых и расширение действующих заводов боеприпасов на Урале, в Сибири, Заволжье. В результате принятых мер организационного характера и расширения научно-технической базы в указанной области было налажено производство почти всех видов боеприпасов, за исключением подкалиберных и кумулятивных. Выпуск последних был освоен лишь в годы войны.

Боеприпасы, выпускавшиеся  для снабжения армии и флота, имели высокие баллистические свойства, а некоторые виды боеприпасов  по своим качествам превосходили зарубежные образцы.

Выпуск снарядов, мин  и авиационных бомб в предвоенные  годы непрерывно возрастал. Только за 6 месяцев 1941 г. (с января по июнь) их производство увеличилось более чем в 1,5 раза. Однако Германия производила в то время боеприпасов значительно больше, чем Советский Союз.  
Несмотря на большие сдвиги в развитии военной промышленности, в производстве вооружения и боевой техники в 1939-1940 г.г., потребности Советских Вооруженных Сил по многим позициям удовлетворялись не полностью. Наиболее слабым местом являлось военное судостроение, производство зенитных и противотанковых орудий, артиллерийских припасов, средств механизированной тяги для артсистем и т.д. Указанные проблемы пришлось решать в трудных условиях военного времени8.

К войне с Советским  Союзом Германия готовилась долго и  основательно. Прежде всего была создана  мощная экономическая база агрессии, которая после 1938г. расширилась и укрепилась за счёт использования людских и материальных ресурсов побежденных и присоединившихся к агрессивному блоку государств.

До 1941г. немцы захватили  различных материалов и имущества  на сумму 9 млрд. фунтов стерлингов, что вдвое превышало довоенный национальный доход Германии. Французскими и другими трофейными автомашинами гитлеровцы обеспечили более 90 дивизий вермахта. В июне 1941г. почти 6,5 тыс. промышленных предприятий оккупированных стран Европы выполняли военные заказы рейха.

Захваченные гитлеровцами территории стали служить также  источником рабочей силы, что компенсировало нехватку её в промышленности и сельском хозяйстве Германии.

Нацисты широко практиковали и насильственный угон населения  в рабство, использования труда военнопленных. Так, уже 31 мая 1941г. общее количество иностранных рабочих и военнопленных, занятых в промышленности и сельском хозяйстве Германии, составляло 3020 тыс. человек, в том числе 1750 тыс. рабочих и 1270 тыс. военнопленных. 
Высокоразвитая энергетическая и промышленная база позволяла немцам быстрыми темпами наращивать военное производство. Принятая в августе 1940г. новая программа по выпуску вооружения и боеприпасов неукоснительно выполнялась. При этом особое внимание на создание и расширение авиационной промышленности. Так, в1939г. было выпущено 8300 самолётов, в том числе 4700 боевых. Общее количество военных самолётов, произведенных в 1940г., составило 10250, а в 1941г.-11030. Главное внимание уделялось выпуску бомбандировщиков. Перед войной с Советским Союзом германская авиапромышленность производила следующие марки самолётов, которые выпускались и действовали, как правило, на протяжении всей войны: одномоторный истребитель Мессершмитт-110. одномоторный бомбардировщик Юнкерс-87 и двухмоторные Юнкерс-88, Хенкель-111 и Дорнье-217, одномоторный истребитель Хеншель-1269.

По своим тактико-техническим  данным немецкие самолёты значительно  превосходили основные типы самолётов, имевшихся в составе советских  ВВС. Самолёты новых марок, не уступавшие или даже превосходившие по своим качествам немецкую авиацию, начали поступать на вооружение Красной Армии лишь перед войной.

Серьёзноё внимание в  фашистской Германии уделялось также  производству танков. Если в 1940г. их было выпущено около 2000 штук, то 1941г.- свыше 4000 . производство штурмовых орудий, бронеавтомобилей и бронетранспортеров в 1940г. достигло2150. Бронетанковый парк вермахта к началу войны против Советского Союза создавался в значительной степени за счёт боевой техники, производимой на заводах оккупированных Чехословакии, Франции и других стран.

В 1936-1941гг. германская танкостроительная  промышленность выпускала в основном лёгкие танки -Т-IIб и средние танки -Т-III и Т-IV. По своим тактико-техническим  данным они уступали новым советским Т-34 и КВ, но значительно превосходили все другие танки, имеющиеся в то время на вооружении Советской Армии.

Высокое развитие получило в Германии производство артиллерийско-стрелкового  вооружения и боеприпасов, которое  могло обеспечить интенсивные боевые действия массовой армии. Так, в 1940г. было произведено орудий калибра 75мм и выше около 5 тыс., в 1941г.- до 7 тыс., миномётов в те же годы по 4 тыс. штук, винтовок и карабинов в 1941г.-1352 тыс., в 1941г.-1359 тыс. Резко возрастал выпуск автоматического оружия для пехоты. В 1940г. было произведено 171 тыс. автоматов, а в 1941г.-325тыс.10

Таким образом, к началу войны против СССР германская военная  промышленность выпускала в массовом количестве очень совершенную боевую технику и вооружение. Наиболее высокого уровня достигло самолетостроение, а также производство танков и автоматического оружия. 
Для войны против СССР гитлеровское командование выделило (включая вооруженные силы своих союзников) 191 дивизию, в том числе 19 танковых и 14 моторизированных. В целом группировка, нацеленная на СССР насчитывала 5,5 млн. человек, около 4300 танков, 47,2 тыс. орудий и минометов, 4980 боевых самолетов и 192 боевых корабля. Против СССР было брошено 83% сухопутных войск вермахта, в том числе 46% танковых и 100% моторизованных дивизий. К тому же 4 из 5 имеющихся воздушных флотов гитлеровцы развернули для действия против Советского Союза. Все эти силы и средства к двадцатым числам июня 1941г. были развернуты вдоль западных границ СССР на четырёх стратегических направлениях.

 

Глава i. Частные аспекты рассмотрения вопроса развития военной промышленности СССР в предвоенные годы

2.1. Развитие кораблестроения в предвоенные годы

Для укрепления наших  морских сил на Тихоокеанском, Северном, Балтийском и Черноморском театрах в июле 1933 г. Советом Труда и Обороны было принято постановление «О программе военно-морского строительства на 1933-1938 гг.». Этим постановлением предусматривалось строительство подводных лодок, крейсеров, лидеров, эскадренных миноносцев, речных мониторов, торпедных и других катеров различного назначения. По количественному составу основного рода сил планировалось построить: 8 легких крейсеров, 50 лидеров и эскадренных миноносцев и 169 подводных лодок. И хотя намеченные планы строительства кораблей полностью выполнить не удалось, кораблестроительная программа второй пятилетки явилась важным этапом наращивания боевой мощи Военно-морского Флота.

В развернувшейся в это  время борьбе мнений по планированию развития Военно-Морского Флота возобладали  взгляды сторонников создания крупных надводных кораблей в качестве ядра флота - линкоров и тяжелых крейсеров. Признавалась необходимость создания достаточно сильного подводного флота.

За время пятилетней кораблестроительной программы 1933-1938 гг. флот получил 137 подводных лодок различных типов, 25 боевых надводных кораблей, 201 торпедный катер, 28 речных бронекатеров11.

Несомненно, что в течение  второй пятилетки страна существенно  продвинулась по пути создания нового флота. Была заложена научно-техническая, производственная база для дальнейшего развития военного кораблестроения.

В сфере военного кораблестроения  нарастание производственных мощностей  шло ускоренными темпами. В середине 30-х годов все основные судостроительные заводы в Ленинграде, Николаеве, Севастополе, Владивостоке, Сормове, Киеве, Зеленодольске были переведены на строительство боевых кораблей. К выполнению кораблестроительных программ привлекались заводы, ранее не занимавшиеся судостроением. Развивались смежные отрасли промышленности, налаживалась производственная кооперация в масштабе страны в интересах строительства кораблей, формировались кадры судостроителей, конструкторов, ученых, совершенствовалась опытно-экспериментальная база, приобретался опыт проектирования и строительства кораблей. Капиталовложения в судостроительную отрасль увеличились по сравнению с первой пятилеткой в пять раз, в широких масштабах осуществлялась реконструкция судостроительных предприятий.

Принятию кораблестроительной  программы 1933 г. предшествовал усиленный  поиск наиболее рационального состава корабельных сил флота и способов их боевого использования, уточнялось назначение Военно-Морского Флота в системе Вооруженных Сил страны. В качестве основных задач флота были установлены: недопущение высадки десантов на свою территорию и защита крупных промышленных и административных центров от разрушения ударами с моря; содействие сухопутным войскам в обороне и наступлении в прибрежной полосе; нарушение коммуникаций противника; нанесение ударов по его базам и военно-промышленным объектам на побережье. Для выполнения этих задач основным родом сил считались надводные корабли, включавшие большое число различных классов, а также составляющие самостоятельный род сил подводные лодки, главным предназначением которых являлись действия на морских коммуникациях. Важное значение придавалось воздушным силам флота. Основным районом боевых действий Военно-морского Флота при решении возложенных на него задач считались закрытые моря и прибрежная зона на севере и востоке. Боевые действия в океанах или удаленных морях не предусматривались. Этими соображениями на преимущественное использование флота в условиях закрытых морей и в прибрежной зоне открытых морей наряду с составом кораблей принятой в 1933 г. кораблестроительной программы определялась также направленность некоторых инженерных решений, принимавшихся при проектировании кораблей и, в частности, в таких областях, как мореходность, дальность плавания, автономность и др. 12

Сторонниками постройки  крупных кораблей для Военно-морского Флота были такие видные военные деятели, как наморси (начальник морских сил) В. М. Орлов, его заместитель И. М. Лудри, начальник Главморпрома наркомата тяжелой промышленности Р. А. Муклевич, командующий Тихоокеанским флотом и позднее (в 1937 г.) наморси М. В. Викторов и его заместитель Л. М. Галлер. Разработкой концепции создания крупных надводных кораблей ВМФ занималась специальная комиссия под руководством известного теоретика военно-морского искусства С. П. Ставицкого.

Для строительства кораблей нового флота необходимо было дальнейшее расширение научной и технической базы судостроения. Развернулось строительство новых судостроительных заводов, в том числе таких крупных, как заводы в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре. В смежных отраслях промышленности все большее число промышленных предприятий выполняло заказы флота, поставляя для кораблей оружие, боевую технику, энергетические установки, различные системы и устройства. К концу второго пятилетнего плана наука, техника и производство, судостроительная база страны достигли уровня развития, позволяющего строить корабли любых классов, включая тяжелые крейсеры и линкоры. К тому времени в судостроительную отрасль входило более двадцати заводов, скооперированных в процессе создания кораблей с сотнями предприятий смежных отраслей и ведомств. Вместе с развитием производственной базы судостроения была расширена сеть конструкторских бюро и научно-исследовательских учреждений.

В ведение судостроительной промышленности в 1938 г. была передана материально-техническая  и экспериментальная база с коллективом научных сотрудников научно-исследовательского института военного кораблестроения ВМФ, которая послужила основой для создания ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова. В январе 1939 г. в судостроительной отрасли был создан Броневой институт, выросший впоследствии в один из крупнейших научных центров страны в области материаловедения - ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей».

Выросли кадры ученых, конструкторов  и кораблестроителей. Были осуществлены теоретические и научно-технические разработки для проектирования крупных кораблей-линкоров, тяжелых крейсеров. Уже в 1935 г. в НИИВК, в сотрудничестве с другими НИИ ВМС, велись разработки по обоснованию боевого и технического облика будущих линкоров и тяжелых крейсеров. А в 1936 г. Конструкторское бюро судостроительной промышленности приступило к проектированию этих кораблей с проведением широкой программы опытно-конструкторских работ по созданию образцов оружия, техники, брони, выбору оптимальных конструкций боевой защиты и решению многих других вопросов, сопутствующих созданию новых для советского кораблестроения классов кораблей. Сама отрасль в 1939 г. была выделена в самостоятельный Наркомат судостроительной промышленности. Словом, накануне войны страна располагала отлаженным судостроительным комплексом, способным решать сложные задачи военного кораблестроения.

Для решения все усложнявшихся  задач нового морского строительства  в 1937 г. был образован самостоятельный  общесоюзный Наркомат Военно-Морского Флота. С этого времени Наркомат ВМФ получил собственный бюджет, фонды заготовок материальных средств, план заказов промышленности и т. д. 13

Центральные заказывающие управления Наркомата ВМФ располагали широкой  сетью своих военных представителей (контрольно-приемный аппарат) на заводах  и предприятиях промышленности, осуществляющих контроль за ходом работ и приемку готовой продукции, поставляемой для ВМФ. В предвоенные годы контрольно-приемный аппарат Наркомата ВМФ был наделен правами органов государственного контроля.

Для научного руководства делом строительства флота и его боевым использованием в Военно-Морских Силах была развернута система научно-исследовательских институтов, испытательных полигонов и других учреждений, которые сыграли важную роль в создании корабельного состава флота и в решении многих других вопросов военно-морского строительства.

В 1938 г. политическим руководством страны и правительством был взят курс на создание большого морского и океанского флота. В военном кораблестроении наступил новый этап, характеризующийся широким масштабом строительства кораблей всех основных классов, включая такие крупные, как линкоры и тяжелые крейсера.

Первенцы подводного кораблестроения - подводные лодки типа «Декабрист», «Ленинец» и «Щука» - были вполне современными по тому времени кораблями. «Декабристы» не уступали однотипным английским и американским подводным лодкам того же периода постройки и, в частности, английской подводной лодке типа «Оберон». Не уступали они и лучшим однотипным итальянским подводным лодкам типа «Витторио Пизани» водоизмещением 850 т, вооруженных 6-8-торпедными аппаратами, одной 100-мм пушкой, с надводной скоростью примерно 17 уз и дальностью плавания под дизелями при 8-узловой скорости 5000-9000 миль. «Декабрист» кроме восьми торпедных аппаратов и 100-мм артиллерийской установки имел еще одну 37-мм артустановку и при надводной скорости 8,5 уз дальность плавания его составляла 8500 миль.14

Подводная лодка типа «Щ», по водоизмещению (578 т) примерно одинаковая с итальянской подводной лодкой «Аргонавт» (640 т), имела примерно равные с ней тактико-технические характеристики. Единственное преимущество «Аргонавта»  перед «Щукой» состояло в артиллерийском вооружении - на ней была установлена 100-мм пушка, а на «Щуке»-45-мм. Но подводная лодка типа «Щ» превосходила «Аргонавт» по дальности плавания под дизелями (соответственно 5200 и 4000 миль).

Информация о работе Развитие военной промышленности в предвоенные годы