Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 08:18, курсовая работа
Задачами написания данной работы являются:
Обобщение материала по данному вопросу;
Раскрыть общие и частные аспекты развития военного производства в данный период;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЩИЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ВОЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ПРЕДВОЕННЫЕ ГОДЫ 6
1.1. Политика государства в области военной промышленности в предвоенные годы 6
1.2. Состояние военной промышленности СССР и Германии к началу ВОВ 9
ГЛАВА I. ЧАСТНЫЕ АСПЕКТЫ РАССМОТРЕНИЯ ВОПРОСА РАЗВИТИЯ ВОЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР В ПРЕДВОЕННЫЕ ГОДЫ 15
2.1. Развитие кораблестроения в предвоенные годы 15
2.2. Особенности развития танкостороения в предвоенные годы 24
2.3. Развитие авиации в предвоенные годы 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
Литература 32
В техническом отношении
подводное кораблестроение
Переход на двухкорпусную
и полуторакорпусную
Использование сталей повышенной прочности, разработка новых методов расчета, норм прочности и рациональных приемов конструирования увеличили рабочую глубину погружения до 75 м при предельной 90 м. Разрыв между рабочей и предельной глубиной погружения составил около 20 % против 50 % на лодках дореволюционной постройки, что свидетельствовало о повышении прочности и надежности корпусов новых лодок. Коренные изменения по сравнению с лодками дореволюционной постройки претерпела система погружения и всплытия. Главный балласт стал размещаться в концевых и бортовых цистернах и заполняться самотеком через кингстоны. Этим был ликвидирован существенный недостаток старых лодок, подверженных влиянию изменения дифферентующего момента из-за расположения главного балласта в оконечностях. Для всплытия из подводного положения в позиционное предусматривалось продувание «средней» цистерны, а для срочного погружения - цистерны «быстрого погружения». Управление закрытием и открытием кингстонов и клапанов вентиляции балластных цистерн было механизированным и осуществлялось централизованно из центрального поста, также было централизовано управление системами продувания водяного балласта воздухом высокого давления. Все эти конструктивные меры сократили время перехода лодок из надводного в подводное положение, а также повысили надежность аварийного всплытия.
Для обеспечения безопасности эксплуатации аккумуляторных батарей предусматривалось групповое их размещение в герметически закрытых ямах с принудительной вентиляцией и установкой специальных приборов дожигания водорода. На новых лодках была введена система регенерации воздуха, увеличившая время пребывания под водой до 72 ч.
Торпедное вооружение лодок
перешло на использование торпед
533-мм калибра с увеличением
С созданием первых серий
подводных лодок связано
Перечисленные особенности
тактических и технических
Опыт Великой Отечественной войны показал, что подводные лодки советской постройки помимо высоких боевых возможностей обладали неплохой живучестью. В специальных трудах, посвященных рассмотрению боевых повреждений, полученных советскими подводными лодками в годы Великой Отечественной войны, описано 72 случая, когда подводные лодки даже при наличии серьезных боевых повреждений выходили победителями из схваток с противником и возвращались в свои базы. Так, подводная лодка Щ-407 Краснознаменного Балтийского флота постройки 1933 г. при выполнении боевого задания в Балтийском море с 12 августа по 28 сентября 1942 г. трижды получала боевые повреждения: от разрывов авиабомб, при обстреле тральщиком противника и от взрыва антенной мины. И во всех трех случаях личный состав подводной лодки сумел справиться с серьезными боевыми повреждениями, и подводная лодка возвратилась в базу16.
В итоге работ по двум первым кораблестроительным программам была заложена солидная научно-техническая и производственная база для ускоренного строительства подводного флота.
В соответствии с ориентацией на создание большого морского и океанского флота в 1937 г. была разработана десятилетняя программа военного кораблестроения, которой предусматривалось построить 15 линкоров, 15 тяжелых крейсеров, 28 легких крейсеров, 20 лидеров, 144 эсминца, 96 сторожевых кораблей, 204 тральщика, 18 минных и 14 сетевых заградителей, 6 мониторов, 348 торпедных катеров, 115 охотников за подводными лодками и 386 подводных лодок. На основе десятилетней программы разрабатывалась пятилетняя программа, которая вошла в третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР. Однако ни десятилетняя, ни пятилетняя программы официально не утверждались, но служили основанием для руководства судостроительной промышленности и Наркомата ВМФ при составлении ежегодных планов закладки и строительства кораблей. Эти планы согласовывались и утверждались ЦК ВКП(б) и СНК СССР.
Для обеспечения
Темпы постройки кораблей снизились настолько, что стала очевидной недостижимость плановых сроков их готовности. Тем не менее объем продукции военного судостроения продолжал нарастать. Общий тоннаж боевых кораблей флота с начала 1939 по 1941 гг. возрос почти на 160 тыс. т. Наращивание боевого потенциала военно-морских сил осуществлялось за счет вступления в строй новых надводных кораблей различного назначения - легких крейсеров, лидеров, эскадренных миноносцев, торпедных катеров, бронекатеров, охотников за подводными лодками, а также ускоренным строительством сильного подводного флота.
Подводные лодки строили в зависимости от тех задач, которые предстояло решать в войне. В предвоенном подводном кораблестроении для этих целей выделили три направления:
первое - большие, средние и малые торпедные подводные лодки для действий против надводных кораблей и транспортных судов на внутренних и морских коммуникациях противника;
второе - подводные лодки в качестве минных заградителей;
третье - крейсерские
подводные лодки с увеличенным
вдвое по сравнению со средними подводными
лодками торпедным боезапасом и
артиллерийским вооружением, обладающие
большой автономностью и
Географическое положение Советского Союза с его разобщенными морскими театрами влияло на создание определенных классов и типов подводных лодок. Подводные лодки строили преимущественно в западных районах страны и доставляли на Тихоокеанский и Северный флоты по внутренним водным и сухопутным путям сообщения. Этим в известной мере объяснялось массовое строительство средних подводных лодок, доставлявшихся на удаленные морские театры железнодорожным путем посекционно, и подводных лодок типа «М», которые отправлялись туда на железнодорожных транспортерах в полном сборе.
В годы второй пятилетки, отмеченной особенно бурным развитием подводных сил страны, строили преимущественно малые и средние подводные лодки. В третьей пятилетке большую часть построенных подводных кораблей составляли уже средние, большие и крейсерские подводные лодки, что явилось практическим воплощением курса на строительство большого морского и океанского флота.
По проектам, созданным до 1941 года, было построено 326 подводных лодок, в том числе 206 до начала войны 1941-1945 гг., 54 были достроены во время войны и 64 построены в первые послевоенные годы. У конструкторов эти лодки классифицировались по сериям - с I по XV; на флоте же они получили буквенные обозначения: «Д», «П», «Л», «С», «Щ», «К», «М».
Подводные лодки 1-й серии (типа "Декабрист") вступили в строй ВМФ в 1930 году, последняя лодка по проектам этого периода была сдана ВМФ в 1952 году (ПЛ "М-294", XV серии).
К сожалению, из всех русских подводных лодок, построенных в период с 1904 по 1952 годы, сохранились только 3 - подводная лодка "Д-2" ("Народоволец"), восстановленная ныне как музей на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, "К-21" в Североморске и "С-56" во Владивостоке. С мемориальной достоверностью удалось восстановить только подводную лодку "Д-2".18
Планом на 1931 год предусматривался выпуск 50 БТ-2 на ХПЗ, но реально построили лишь 3. К тому же корпуса и башни этих трех танков были выполнены не из брони, а из простой стали. И к тому же они не были приняты военной приемкой. Для установки на танки предназначались отработавшие летный ресурс авиамоторы М-5. Однако необходимого количества двигателей не было (мотор М-5 к тому времени уже сняли с производства), состояние же имевшихся было ниже всякой критики. Чтобы выйти из положения, в США закупили партию авиамоторов "Либерти" (копией которого являлся отечественный М-5), также отработавших летный ресурс. При этом состояние отлетавших американских двигателей было значительно лучше, чем М-5. Что касается качества сборки, то его наглядно демонстрирует "Доклад о ходе работ на ХПЗ за 1 квартал 1932 года": "Собранные и отправленные в распоряжение УММ РККА 6 машин не приняты ни военной приемкой УММ, ни техконтролем завода. Эти машины не могут быть боевыми и даже не могут быть использованы как учебные вследствие крайне низкого качества сборки. В результате, за 6 месяцев работы (серийное производство) собрано 6 негодных машин". Ситуация не слишком улучшилась и в дальнейшем. В сентябре 1932 года из 35 выпущенных и переданных в армию БТ-2 27 постоянно находились в ремонте. Возникли трудности и с опорными катками. Низкое качество резины приводило к разрушению грузошин по вентиляционным отверстиям и отрыву их от стального бандажа. Вместе с тем грузошины танка, полученного из США от Кристи, прошли по шоссе свыше 1000 км без каких-либо дефектов. В силу этих и иных причин план производства на 1932 год, предусматривавший изготовление 600 танков БТ, был сорван. Завод смог предъявить к сдаче только 434 машины, из которых военной приемкой были приняты 396, причем большая часть без вооружения. Всего в 1932-1933 годах изготовили 610 танков БТ-2, из которых 350 не имели пушек. Те же пушки, которые были все-таки установлены в танки, были чрезвычайно низкого качества, так как завод № 8 выпускал их без разработанного техпроцесса, кустарным (!) способом. Таким образом, к 1934 году танков БТ-2 с пулеметным вооружением было изготовлено больше, чем с пушечным19.
Это были танки, которые создал американский танковый гений - Дж. У. Кристи. Достижений Кристи не оценил никто, кроме советских конструкторов. Американский танк был куплен и переправлен в Советский Союз по ложным документам, в которых он числился сельскохозяйственным трактором. В Советском Союзе "трактор" выпускался в огромных количествах под маркой БТ - быстроходный танк. Первые БТ имели скорость 100 км в час. Через 60 лет каждый танкист позавидует такой скорости.
Заключение договора на поставку двух танков в полной комплектации с технологической документацией и правом на их изготовление в СССР было заключено в июне 1930 года между специальной закупочной комиссией под руководством Халепского И.А., тогдашнего начальника Управления механизации и моторизации (УММ) РККА, и американским конструктором Кристи. Кроме того, Кристи обязался предоставлять информацию о дальнейшей модернизации своего танка (М.1931). Общая стоимость контракта составила 160 тысяч долларов США. 24 декабря 1930 года машины отбыли из США в СССР. Вопреки утверждению Суворова обе стороны не делали никакой тайны относительно объектов сделки: Кристи официально уведомил госдепартамент США о том, что он продал Амторгу (торговая советско-американская организация) два танка и без проблем получил разрешение на вывоз. Впоследствии Кристи предложил советским представителям купить у него новейший образец своего творчества - "летающий танк" М.1932. Машина была приобретена СССР за 20 тысяч долларов США и тайно (в данном случае госдепартамент наложил запрет на продажу) летом 1932 года переправлена в Советский Союз, где получила наименование БТ-32. Она прошла испытания и даже была показана на военном параде в Харькове. Что касается М.1931, то танки, прибывшие в СССР в начале 1931 года, подверглись всестороннему изучению и испытаниям. В марте 1931 года машину доставили на полигон в Кубинку, где ее показали высшему и старшему командному составу РККА и членам правительства. Но еще раньше - 13 февраля 1931 года - постановлением РВС СССР танк приняли на вооружение под индексом БТ-220.
Первыми танками из серии БТ были БТ-2 (начало серийного производства - 1931 год) и БТ-5 (начало серийного производства - 1933 год). Максимальная скорость движения того и другого по шоссе - 52 км в час (на гусеницах) и 72 км в час (на колесах). Максимальная скорость движения 46-тонного советского (российского) Т-80У - 70 км в час, 57-тонного американского М1А1 "Абрамс" - 68 км в час, 55-тонного немецкого "Леопард 2" - 68 км в час, 54-тонного французского "Леклерк" - 71 км в час, 50-тонного японского "90" - 70 км в час.
Форма корпусов танков БТ была проста и рациональна. Ни один танк мира того времени, включая и танки, производимые для армии США, не имел такой формы брони. Лучший танк Второй мировой войны Т-34 - прямой потомок БТ. Форма его корпуса - это дальнейшее развитие идей великого американского танкового конструктора. После Т-34 принцип наклонного расположения лобовых броневых листов был использован на германской "Пантере", а потом и на всех остальных танках мира.
Информация о работе Развитие военной промышленности в предвоенные годы