Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 08:18, курсовая работа
Задачами написания данной работы являются:
Обобщение материала по данному вопросу;
Раскрыть общие и частные аспекты развития военного производства в данный период;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЩИЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ВОЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ПРЕДВОЕННЫЕ ГОДЫ 6
1.1. Политика государства в области военной промышленности в предвоенные годы 6
1.2. Состояние военной промышленности СССР и Германии к началу ВОВ 9
ГЛАВА I. ЧАСТНЫЕ АСПЕКТЫ РАССМОТРЕНИЯ ВОПРОСА РАЗВИТИЯ ВОЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР В ПРЕДВОЕННЫЕ ГОДЫ 15
2.1. Развитие кораблестроения в предвоенные годы 15
2.2. Особенности развития танкостороения в предвоенные годы 24
2.3. Развитие авиации в предвоенные годы 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
Литература 32
Принцип наклонного расположения лобовых броневых листов широко применялся еще со времени Первой мировой войны - он был использован и при создании самого знаменитого танка той далекой эпохи французского "Renault" FT-17.
В 30-е годы практически все танки мира выпускались по схеме: двигатель - на корме, трансмиссия - в носовой части. БТ был исключением: двигатель и трансмиссия - на корме. Через 25 лет весь мир поймет преимущество компоновки БТ.
Между тем, уже в 1917 году для "Renault" FT-17 применялась упомянутая компановка. И после Первой мировой войны "Рено" служил образцом для конструирования многих легких танков.
Танки БТ постоянно совершенствовались. Их запас хода был доводен до 700 км. Через 50 лет - это все еще мечта для большинства танкистов. В 1936 году серийные танки БТ форсировали по дну почти под водой глубокие реки. В конце ХХ века не все танки вероятных противников Советского Союза имеют такую способность21.
700 км мог пройти по шоссе на колесах только БТ-7М, которых было выпущено 715 экз., то есть 8,9% от общего производства танков БТ. Запас хода наиболее массовой модификации БТ - БТ-7 составлял 375 км (на гусеницах) и 460 км (на колесах); запас хода БТ-5 составлял соответственно 150 и 200 км, а БТ-2 - 120 и 200 км.
Современные основные боевые танки (50 и 60-тонные) на
одной заправке проходят в среднем 500 км
и, разумеется, на гусеницах. Этого им вполне
достаточно.
В 1936 году действительно 15 БТ-5 4-го механизированного
полка 4-й Донской казачьей дивизии имени
К.Е.Ворошилова в Белорусском военном
округе форсировали реку по дну во время
учений и в присутствии наркома обороны
СССР Ворошилова, начальника Генерального
штаба РККА А.И.Егорова и командующего
кругом И.П.Уборевича. Но это были специально
переоборудованные танки, которые получили
обозначение БТ-ПХ (подводного хода). И
дальше этих опытных образцов дело не
пошло. Во всяком случае о примерах их
боевого использования мне ничего неизвестно,
тогда как немцы в 1941 году в целях успешного
форсирования приграничных рек (в частности,
Западного Буга) применили танки, которые
могли преодолевать водные преграды глубиной
до 4 метров (эти танки готовились для проведения
операции "Морской лев"). Американский
основной танк "Абрамс" без предварительной
подготовки преодолевает водные преграды
глубиной 2,36 м, а с использованием комплекта
ОПВТ - глубиной до 4 метров. Немецкий основной
танк "Леопард-2" с использованием
комплекта ОПВТ также преодолевает водные
преграды глубиной до 4 метров.
В 1938 году на танках БТ начали устанавливать дизельные двигатели. Остальной мир начнет это делать через 10-20 лет.
Имеется в виду БТ-7М, который был оснащен 12-цилиндровым четырехтактным бескомпрессорным дизелем В-2 жидкостного охлаждения. Но эти танки, повторюсь, составляли лишь 8,9% от общего производства БТ. На остальных, то есть на подавляющем большинстве, были установлены карбюраторные двигатели - на самом массовом варианте БТ - на БТ-7 монтировался 12-цилиндровый карбюраторный четырехтактный авиационный двигатель М-17Т (выпускался по лицензии немецкой фирмы BMW). Мягко говоря, очень странным выглядит утверждение Суворова о том, что остальной мир начнет использовать дизели для своих танков через 10-20 лет. Наиболее массовый танк японских вооруженных сил "Ха-го" (производился с 1936 года по 1943 год) был оснащен дизельным двигателем фирмы "Мицубиси", дизельными были и танки "Чи-ха" (производился с 1937 года по 1942 год), "Те-ке", "Ке-ни", "Ке-то", "Ке-ри", "Ке-ну", "Ке-хо", "Чи-хе", "Чи-ну", то есть подавляющее большинство японских танков кануна и самой Второй мировой войны. Дизельным был и наиболее удачный польский танк 7ТР. Дизельными были итальянский танк М13\40 (1940 года), американские М3А3 (1941 года), М3А5, М4А2 (изготовлено 8053 единицы), М4А6, французский танк FCM (1936 года), наиболее сильно бронированный танк начального периода Второй мировой войны и единственный английский танк, состоявший на вооружении британской армии в течение всей войны, знаменитая Matilda II (с 1939 года по 1943 год было произведено 2987 единиц), один из наиболее удачных легких танков Второй мировой войны английский Valentine (модификации II - ХI, в 1940-1943 годах было произведено около 8 тысяч единиц, из которых 3782 танка были отправлены в Советский Союз), а также Matilda III, IY, Y.
Развитие советской авиации в предвоенные годы говорит в пользу версии В. Суворова, о подготовки СССР к вторжению в Западную Европу. Основу авиации составляли легкие ударные самолеты, а большинство истребителей имело возможность подвески ракетно-бомбового вооружения.
В конце 30-х годов в ВВС СССР образовалась брешь в виде отсутствия истребителя способного вести эффективный бой на больших высотах. Заполнить эту брешь должен был, созданный в 1940 году на базе МиГ-1, истребитель МиГ-3. Самолет получил высотный двигатель АМ-35А мощностью 1350 л.с. протектированную топливную систему и бронезащиту пилота. Вооружение было слабым уже на момент создания, а возможность его модернизация была ограничена конструкцией моторамы. Вызывает недоумение возможность подвески двух бомб ФАБ-100 и даже 6 реактивных снарядов на этот высотный истребитель, видимо советское командование имело на МиГ-3 не только "истребительные" планы (читайте В.Суворова). Отлично себя проявили МиГ-3 при обороне Москвы в 1941 году, сказывался высокий потолок и хорошая скорость на больших высотах. За годы войны было выпущено свыше 3 тысяч МиГ-3.
В предвоенное десятилетие в стране работало более двадцати ОКБ по самолетостроению, авиационные заводы обеспечивали массовый выпуск самолетов, моторов, приборов. Один за другим устанавливались рекорды грузоподъемности, дальности, высоты полета. Однако уже в 1937 году мировой рекорд скорости принадлежал немецкому "Мессершмитту-109Е".
Впервые в реальной боевой обстановке наши самолеты встретились с немецкими в 1936 году в небе Испании. Выяснилось, что наши истребители уже несколько уступают новейшим немецким истребителям, весьма перспективным в тактическом отношении.
Затем – опыт боевых действий авиации против японских войск в 1938 году на озере Хасан и в 1939 году в районе Халхин-Гол (Монголия, Китай). В это время уже довольно четко проявилось отставание нашей авиационной техники в скорости (горизонтальной и вертикальной) и вооружении.
В 1939 году на правительственном уровне были намечены срочные меры для ликвидации отставания нашей авиационной техники от немецкой. Было начато строительство новых и реконструкция старых авиационных заводов, созданы новые ОКБ и НИИ22.
Накопившиеся научно-
Этап характеризуется резким скачком в скорости полета, в увеличении потолка и дальности, в усилении вооружения, увеличении боевой живучести и улучшении ремонтопригодности боевых самолетов.
В эти годы на вооружение военных сил были приняты самолеты ТБ-3, Би-1, И-15, Ил-2, Ли-2, Миг-3, Пе-8, Як-9.
Быстрое развитие экономики
СССР в предвоенные годы и реконструкция
всего народного хозяйства на
новой технической основе создали
благоприятные условия для
Развернутое строительство большого морского и океанского флота, появление новых классов и типов кораблей, танков, самолетов сопровождались решением многих научно-технических проблем. Круг возникавших при этом вопросов постоянно расширялся, сами проблемы становились все более сложными, вызывая необходимость проведения большого объема научных исследований и экспериментов.
Развитие военной промышленности в свою очередь выдвинуло проблемы рационального конструирования, обеспечения прочности и живучести вооружения.
Важное место занимали
научно-исследовательские и
За годы первой пятилетки советское военное производство поднялось до уровня зарубежного.
Артемов В., Лубченков Ю.Н. История Отечества: С древнейших времен до наших дней: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. - 3-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», Мастерство, 2001. - 360 с.
Верт Н. История Советского государства. 1900 - 1991:Пер. с фр. 2-е изд. - М.: ИНФРА - М, Издательство «Весь МИР», 1998. - С. 544.
Военная библиотека Федорова// www.warlib.ru
История России. XX век / А.Н.Боханов, М.М. Горинов, В.П.Дмитренко и др. - М.: ООО «Издательская группа АСТ-ЛТД», 1998. - С. 608.
История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное /Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. - М.: ООО «ТК Велби», 2002. - 520 с.
Кулагин К.Л., Морозов
М.Э. Подводные лодки типа "Щ", III, V,
V-бис и V-бис-2 серии//http://wunderwaffe.kuz.
Мунчаев Ш.М., Устинов В.М., История России. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1998. - 592 с.
Оружие. История создания вооружения и боевой техники. // http://www.weapon.df.ru
Пырьев Е.В., Резниченко С.Н. Бомбардировочное вооружение авиации России 1912-45 гг. - М.: Редакционно-издательский центр Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, 2001. – 768 с.
Энциклопедия
Вооружений// http://www.gunsite.narod.ru/
Пособие по истории СССР/ Наумов Н.В., Сивохина Т.А. – М.: Высш. школа, 1984. – 287 с.
1 История России. XX век / А.Н.Боханов, М.М. Горинов, В.П.Дмитренко и др. - М.: ООО «Издательская группа АСТ-ЛТД», 1998. - С.317.
2 История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное /Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. - М.: ООО «ТК Велби», 2002. - С.377-378.
3 Верт Н.История Советского государства. 1900 - 1991:Пер. с фр. 2-е изд. - М.: ИНФРА - М, Издательство «Весь МИР», 1998. - С. 252.
4 История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное /Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. - М.: ООО «ТК Велби», 2002. - С.378
5 Верт Н.История Советского государства. 1900 - 1991:Пер. с фр. 2-е изд. - М.: ИНФРА - М, Издательство «Весь МИР», 1998. - С. 252-253.
6 Оружие. История создания вооружения и боевой техники. // http://www.weapon.df.ru
7 История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное /Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. - М.: ООО «ТК Велби», 2002. - 520 с.
8 Мунчаев Ш.М., Устинов В.М., История России. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1998. - 592 с.
9 Военная библиотека Федорова// www.warlib.ru
10 Артемов В., Лубченков Ю.Н. История Отечества: С древнейших времен до наших дней: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. - 3-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», Мастерство, 2001. - 360 с.
11 Верт Н. История Советского государства. 1900 - 1991:Пер. с фр. 2-е изд. - М.: ИНФРА - М, Издательство «Весь МИР», 1998. - С. 544.
12 История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное /Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. - М.: ООО «ТК Велби», 2002. - 520 с.
13 Военная библиотека Федорова// www.warlib.ru
14 Оружие. История создания вооружения и боевой техники. // http://www.weapon.df.ru
15 Мунчаев Ш.М., Устинов В.М., История России. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1998. - 592 с.
16
Кулагин К.Л., Морозов М.Э. Подводные лодки
типа "Щ", III, V, V-бис и V-бис-2 серии//http://wunderwaffe.kuz.
17 История России. XX век / А.Н.Боханов, М.М. Горинов, В.П.Дмитренко и др. - М.: ООО «Издательская группа АСТ-ЛТД», 1998. - С. 608.
18 Верт Н. История Советского государства. 1900 - 1991:Пер. с фр. 2-е изд. - М.: ИНФРА - М, Издательство «Весь МИР», 1998. - С. 544.
19 История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное /Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. - М.: ООО «ТК Велби», 2002. - 520 с.
20 Верт Н. История Советского государства. 1900 - 1991:Пер. с фр. 2-е изд. - М.: ИНФРА - М, Издательство «Весь МИР», 1998. - С. 544.
21 Оружие. История создания вооружения и боевой техники. // http://www.weapon.df.ru
22 Артемов В., Лубченков Ю.Н. История Отечества: С древнейших времен до наших дней: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. - 3-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», Мастерство, 2001. - 360 с.
Информация о работе Развитие военной промышленности в предвоенные годы