Развитие воли в дошкольном возросте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:29, доклад

Описание работы

Воля и произвольность являются важнейшими качествами личности человека. Вряд ли найдётся родитель или учитель, который бы не стремился воспитать эти качества у своих детей. Все мы хотели бы видеть своих воспитанников волевыми, настойчивыми, целеустремлёнными и пр. Именно эти качества делают человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. Именно они позволяют ставить цели и добиваться своего. Можно полагать, что становление воли и произвольности является магистральной линией развития личности ребёнка.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 35.54 Кб (Скачать файл)

 

ВГОУ ХАКАСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  им. Н.Ф. КАТАНОВА


 

 

 

ИЕНиМ

Кафедра ТФиТО

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему  

РАЗВИТИЕ ВОЛИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗВРАСТЕ.

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса, группа 1Д. Васильева И.А.

 

Проверила:

 

 

 

 

 

 

                                 Абакан 2012 г.

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Воля и произвольность являются важнейшими качествами личности человека. Вряд ли найдётся родитель или учитель, который бы не стремился воспитать  эти качества у своих детей. Все  мы хотели бы видеть своих воспитанников  волевыми, настойчивыми, целеустремлёнными  и пр. Именно эти качества делают человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. Именно они позволяют ставить  цели и добиваться своего. Можно  полагать, что становление воли и  произвольности является магистральной  линией развития личности ребёнка.

В этом солидарны практически все  классики отечественной психологии. Так, согласно Л. С. Выготскому, личность охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения, и соответственно развитие личности есть становление способности владеть собой и своими психическими процессами. Д. Б. Эльконин неоднократно указывал на то, что формирование личностного поведения — это возникновение произвольных действий и поступков. А. Н. Леонтьев полагал, что формирование воли и произвольности имеет кардинальное, решающее значение для развития личности ребёнка. Л. И. Божович также подчёркивала, что проблема воли и произвольности является центральной для психологии личности и её формирования.

Однако, несмотря на общепризнанную в  отечественной психологии фундаментальность  этой проблемы и её несомненную значимость для практики воспитания детей, интерес  к проблеме развития произвольности в детской психологии за последние  десятилетия заметно снизился. Такое  снижение интереса связано, по-видимому, с неопределённостью самих понятий  «воля и произвольность ребёнка». Эти понятия описывают самые  разные явления: произвольные движения, соподчинение мотивов, действия по инструкции, соблюдение моральных норм, целеполагание, моральный выбор, произвольность познавательных процессов, соблюдение правил поведения, действия по образцу, волевые усилия и пр. Остаётся непонятным, что объединяет столь различные феномены и почему они обозначаются одними терминами. В силу такой неопределённости понятий проблема формирования воли и произвольности оказалась включённой в другие разделы психологии — с одной стороны это развитие познавательных процессов, с другой — становление действий и операций, с третьей — формирование потребностно-мотивационной сферы ребёнка. В результате, задача, поставленная ещё Выготским, — определить своеобразные стадии или ступени, через которые проходит становление свободы воли ребёнка, — остаётся до сих пор нерешённой.

Научная неразработанность этой проблемы отражается и на практике воспитания детей. Единодушно признавая значение формирования воли и произвольности, начиная с раннего детства, педагоги не располагают какими-либо научно обоснованными методами формирования этих качеств. Большинство имеющихся на сегодняшний день методических рекомендаций ограничиваются лишь советами родителям и воспитателям: воспитывать волю и целенаправленность, учить владеть собой, сдерживать непосредственные желания, формировать способность преодолевать препятствия и пр. Являясь безусловно справедливыми, эти советы не дают конкретных приёмов формирования воли и произвольности ребёнка и общей стратегии воспитания этих важнейших качеств личности. В результате воспитательная работа, направленная на развитие воли и произвольности, сводится к таким же призывам или даже требованиям, адресованным уже детям: не бояться трудностей, доводить дело до конца, сдерживать свои желания и пр. Очевидно, что даже при самых благих намерениях воспитателей, но без понимания психологических основ формирования этих качеств, последовательная реализация этих требований не только не воспитывает, но и подавляет волю ребёнка. В силу этого разработка научно обоснованных методов и методик формирования воли и произвольности, начиная с раннего детства, является чрезвычайно важной.

Уровни и этапы развития волевого и произвольного поведения должны определяться не наличием или отсутствием  этого качества в индивидуальных действиях ребёнка, а специфическим  для каждого возраста содержанием  совместной жизнедеятельности со взрослым. Анализ этого специфического содержания на разных этапах раннего онтогенеза и построение единой возрастной линии развития воли и произвольности ребёнка и составляет основную цель.

 

Понятия «воля» и «произвольное поведение».

Воля - это сознательное регулирование  человеком своего поведения и  деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние  трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.Задачей воли является управление собственным поведением, сознательная саморегуляция активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия для нормальной жизни . Если заглянуть вовнутрь человеческого организма, то можно обнаружить, что в основе этой саморегуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим в указанной выше задаче может быть выделено два основных действия: активизация и торможение. Первую иногда называют также побудительной или стимулирующей.

Волевые, или произвольные, действия возникают у человека не сразу. Они  развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими  из непроизвольных движений являются рефлекторные, как, например, сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихание и т.п. К этому же типу движений относится отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету, невольный поворот головы в сторону раздавшегося звука и т.д. Непроизвольный характер носят обычно и наши выразительные движения: при удивлении человек поднимает брови и приоткрывает рот, радуясь, начинает улыбаться, в гневе невольно стискивает зубы, морщит лоб и т.д.

К непроизвольному типу поведения  относятся также импульсивные действия, неосознанные, не подчиненные общей  цели, например, на шум за окном, на нужный предмет и т.д. Специфическая особенность  волевого поведения заключается  в том, что человек внутренне переживает состояние «я должен», а не «я хочу». Сравним, например, выражения «я должен идти в школу» и «я хочу пойти на футбол»; «я должен вскопать грядку» и «я хочу выкопать клад», «я должен помочь брату» и т.д. Конечно, бывают случаи совпадения волевого и импульсивного поведения, например, «я хочу исполнить свой долг». Поэтому, образно выражаясь, жизнь человека представляет собой постоянную борьбу волевого и привычного, обыденного поведения. В противоположность непроизвольным, сознательные волевые действия, более характерные для поведения человека, всегда направлены на достижение поставленной цели. Именно сознательная целеустремленность действий характеризует волевое поведение. Однако не всякой цели можно достичь сразу: в этом случае потребуется несколько этапов. Таким образом, волевые действия могут быть достаточно сложными, состоящими из множества простых. Поэтому волевые действия могут включать в себя в качестве отдельных звеньев и такие движения, которые автоматизировались и потеряли свой первоначально осознанный характер.

Под произвольным поведением понимается сознательно контролируемое целенаправленное поведение, то есть осуществляемое в  соответствии с определенной целью, или образованным самим человеком  намерением.

Некоторые волевые действия носят  настолько сложный характер, что  могут быть выполнены только в  течение длительного времени. Так, альпинисты, решившие покорить горную вершину, начинают свою подготовку задолго  до восхождения. Сюда включаются и тренировки, и осмотр амуниции, и подгонка креплений, и выбор маршрута и т.п. Но главные  трудности ждут их впереди, когда  они начнут восхождение. Нередко  не менее трудной оказывается  и обратная дорога. Точно так же ученик, решивший приготовить для  школьной выставки модель физического  кабинета, будет вынужден действовать  по определенному плану, который  потребует длительного, тщательного, всестороннего обдумывания. Еще одним важнейшим признаком волевого поведения считается то, что оно проявляется при преодолении препятствий - внутренних или внешних. Внутренние, субъективные, препятствия обусловлены поведением человека, выполняющего волевые действия, и могут быть вызваны усталостью, желанием развлечься, страхом, стыдом, ложным самолюбием, инертностью, просто ленью и т.д.

Нередко человек, как бы защищая  свой внутренний мир, объясняет этим свое поведение и искренне считает  эту внутреннюю причину внешней, объективной. Так, ученик, не желая идти на контрольную, может вдруг почувствовать  себя больным. При этом истинная причина  оказывается скрытой от окружающих, которые могут не догадываться о  существовании у него побуждений, направленных на выполнение данного  действия. Или, например, ученик, опоздавший на урок из-за того, что ему не хотелось вставать с постели, может рассказать учителю, что у его бабушки  был сердечный приступ, а он должен был вызвать ей «скорую помощь»  и встретить врача.

Примером внешних препятствий  могут служить различные помехи, расцениваемые как барьеры, стоящие  на пути к достижению поставленной цели. Однако не любое действие, направленное на преодоление препятствия, называют волевым. Так, подросток, убегающий  от собаки, может преодолеть очень  сложный рельеф местности и даже залезть на высокое дерево, но никто  не назовет его действия волевыми.

Важнейшую роль в преодолении затруднений  на пути к достижению цели играет осознание  ее значения, а вместе с тем и  осознание своего долга как личности. Чем более значима цель для  человека, тем большее количество препятствий и лишений он готов  преодолеть. В некоторых случаях  достижение цели оказывается дороже жизни, и тогда волевые действия могут привести даже к смерти человека. В целом воля имеет условно-рефлекторную природу. На основе временных нервных  связей складываются и закрепляются различные ассоциации. Получаемая информация о действиях сличается с уже  имеющейся программой. Если поступившие  сведения не соответствуют созданной  в коре мозга программе, то изменяется либо деятельность, либо программа. Рефлекторная природа волевой регуляции поведения предполагает создание в коре мозга очага оптимальной возбудимости, который выступает в качестве носителя цели действия. Существующий в коре очаг оптимальной возбудимости нуждается в постоянной энергетической подпитке. Задачу энергетического снабжения коры выполняет ретикулярная формация, являющаяся своеобразным аккумулятором. Человек может проявить большую энергию при выполнении какого-либо дела, упорно стремиться к достижению цели именно благодаря тому, что ретикулярная формация поддерживает своей энергией очаг оптимальной возбудимости.

Таким образом, волевое поведение  является результатом взаимодействия многих весьма сложных физиологических  процессов мозга с воздействиями  внешней среды.Исследованиями установлено, что интенсивность волевого усилия зависит от следующих факторов:

- мировоззрения личности;

- моральной устойчивости личности (ответственность);

- степени общественной значимости  поставленных целей;

- установки по отношению к  деятельности;

- уровня самоуправления и самоорганизации  личности [5].

Однако одного лишь понимания значимости выполняемого действия или его соответствия моральным принципам недостаточно, чтобы заставить человека бороться с трудностями. Чтобы понимание  породило стремление, подавляющее и  подчиняющее себе многие другие желания, оно должно подкрепляться острыми  переживаниями, внутренней необходимостью так поступить. Это хорошо видно  на примере чувства долга. Чувство  долга является выражением того, что  требования морали были усвоены, приняты  и стали достоянием личности. После  этого чувство долга становится внутренним побуждением, внутренним стремлением  человека к нравственному поведению в любой ситуации, когда возникает борьба между эгоистическими устремлениями и общественными интересами.

Человеку часто путем волевых  усилий приходится преодолевать, ослаблять  и подавлять свои непроизвольные действия, вести борьбу с закрепившимися привычками, ломать сложившиеся стереотипы.

 

Волевые проявления в дошкольном возрасте.

Первые проявления волевых действий обнаруживаются вместе с появлением у ребёнка определённой направленности желаний, а отсюда и устойчивости цели действий. Так, А. Н. Давыдова находит  волевые проявления уже у детей  второго года жизни. По её данным, уже  в возрасте от одного года проявляется  моторное волевое усилие при столкновении с трудностями при достижении цели (хотя автор и прибегает к  такой оговорке, как «трудности в  детских масштабах»). Как отмечает Давыдова, у ребёнка раннего возраста моторное усилие ещё не может выдержать  борьбы с вставшими на его пути препятствиями и быстро истощается: ребёнок отказывается от достижения желаемого результата в пользу более  доступной цели.

Крайняя ситуативность поведения  детей раннего возраста и неустойчивость их желаний не позволяют говорить о наличии волевого поведения  у детей до 3 лет. Поэтому исследователи  очень редко используют термин «воля» применительно к поведению детей  раннего возраста (в отличие от произвольности). Но уже в дошкольном возрасте волевое поведение ребёнка  исследуется достаточно широко и  разносторонне. Можно выделить несколько  направлений таких исследований. Во-первых, это изучение устойчивости целей (целеустремлённости) у дошкольников разных возрастов. Во-вторых, — исследование влияния различных мотивов на эффективность волевых действий и на способность к волевым  усилиям. И, в-третьих, — изучение структуры  волевых действий через установление целе-мотивационных отношений.

 

Волевой акт всегда связан с приложением  усилий, принятием решений и их реализацией.

Для волевого акта характерно наличие  продуманного плана осуществления  каких-либо действий.

Волевой акт характеризует усиленное  внимание к действию и отсутствие непосредствен-ного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения (имеется в виду эмоционального, а не морального удовольствия).

Волевая деятельность всегда состоит  из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли, изучение волевых  действий ведет к правильному  пониманию воли в целом и успешному  решению задач ее воспитания.

Что же представляет собой волевое, то есть произвольное, преднамеренное действие, входящее в состав управляемой  человеческой деятельности (или каковы основные фазы волевого процесса)?

Первоначальным моментом всякого  волевого действия - его первой фазой  – является возникновение побуждения и постановка цели, на достижение которой  направляется данное действие. Цель можно  ставить как перед собой, так  и перед другими людьми, принимать или отвергать ее, когда она ставится кем-нибудь другим или обстоятельствами жизни.

Информация о работе Развитие воли в дошкольном возросте