Развитие воли в дошкольном возросте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:29, доклад

Описание работы

Воля и произвольность являются важнейшими качествами личности человека. Вряд ли найдётся родитель или учитель, который бы не стремился воспитать эти качества у своих детей. Все мы хотели бы видеть своих воспитанников волевыми, настойчивыми, целеустремлёнными и пр. Именно эти качества делают человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. Именно они позволяют ставить цели и добиваться своего. Можно полагать, что становление воли и произвольности является магистральной линией развития личности ребёнка.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 35.54 Кб (Скачать файл)

Следующий момент волевого действия – вторая фаза волевого процесса - стадия обсуждения и борьбы мотивов, выбор, использование и создание средств, способов и приемов достижения поставленной цели.Это обусловлено тем, что цели бывают различные и ставятся они в различных условиях. Сознательная постановка целей связана с конкретным учетом условий, средств и других возможностей их достижения. Если же цель возникает без учета таких возможностей или вопреки им, то она будет не вполне осознанной, недосягаемой и, значит, нереальной, нежизненной, чем-то вроде смутного влечения.Определение конкретных путей и возможностей достижения цели является основой планирования человеком своих действий и деятельности в целом.

После постановки цели и определения  средств ее достижения наступает  следующий момент волевого действия - третья фаза волевого процесса - принятие решения, то есть выбор действия в  соответствии с целью.Этот момент волевого действия объясняется тем, что постановка цели и определение средств ее достижения человеку даются далеко не всегда просто и легко. Особенно сложно это делать в нестандартной ситуации, в экстремальной обстановке.

Далее следует заключительная - четвертая  фаза волевого процесса - исполнение принятого  решения. Это завершающий момент волевого действия. Исполнить решение  – значит практически достигнуть цели. На этом и заканчивается конкретное волевое действие, составляющее элемент  волевой деятельности человека.

 

Роль различных видов деятельности в становление произвольности.

Начало разработки теории игры связывают  с именами таких мыслителей XIX века как Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт. Разрабатывая свои философские, психологические  и эстетические взгляды, они касались и игры как одного из самых распространенных явлений жизни, связывая происхождение  игры с происхождением искусства. Ф. Шиллер и Г. Спенсер полагали, что  основным импульсом к игровой  деятельности является избыток сил. В. Вундт склонен считать основным источником игры наслаждение, приносимое ею  Ф. Шиллер считал, что «игра возникла для удовольствия... Только играя, можно стать человеком». Торндайк утверждал: «Игра - это наследственный инстинкт». Бюхер: «Игра - как форма избытка энергии». Кант: «Игра - незаинтересованная деятельность... Занятие - само по себе» .

Швейцарский ученый К. Гросс считал игры изначальной школой поведения . Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни. Данный подход прост и мудр. Игра объективно - первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих. Природа как бы специально предоставила высшим животным и человеку длительный период детства, чтобы, играя, они развивали жизненно важные органы и функции.

Основатель психоанализа 3. Фрейд  развил мысль о компенсаторном характере  игры, связав ее с бессознательными механизмами психики. Первая функция  игры, по Фрейду, - это символическая  реализация бессознательных влечений, что дает очищение и оздоровление психики. Вторая функция игры связана  с тем, что в ней разрешаются, снимаются травматические ситуации, являющиеся источником невроза .

В современных языках понятие игры также чрезвычайно многозначно.

Видный теоретик игры Хёйзинга определяет это понятие следующей формулой: «Игра есть добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия», нежели «обыденная жизнь» [68,10]. Идеи Хёйзинга не потеряли актуальности. Ученый своей книгой «Человек играющий» доказывает, что творчество человека есть момент игры как момент истины. Рассматривая игровое действие в разных исторических пластах, Хёйзенга приходит к важнейшим обобщениям: игра - необходимый способ социальной жизни, объективная основа нашего существования.

Блестящий исследователь игры Д.Б.Эльконин полагает, что игра организует с помощью культовых символов деятельность и, значит, учит ориентироваться в явлениях культуры, помогает использовать их соответствующим образом. Специальными исследованиями установлено, что первые потребности ребенка социальны. Д.Б. Эльконин пишет: «Мир ребенка - это, прежде всего взрослый человек как важнейшая часть окружающей ребенка действительности, часть мира взрослых». Значит, игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых.

Личностные качества ребенка формируются  в активной деятельности, и, прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение  к действительности, особенности  взаимоотношений с окружающими  людьми. В дошкольном возрасте такой  ведущей деятельностью является игра. Прежде чем попытаемся охарактеризовать, в чем заключается ведущая  роль игры в развитии личности ребенка, обратимся к понятию ведущая  деятельность.

Ведущая деятельность определяется как  «...деятельность, с развитием которой  происходят главнейшие изменения в  психике ребенка и внутри которой  развиваются психические процессы, подготавливающие ребенка к новой, высшей ступени своего развития» (А.Н. Леонтьев). Общеизвестно, что всем этим признакам отвечает игровая деятельность. Она создает зону ближайшего развития и сама выступает как источник развития. Л.С. Выготский подчеркивает: «Через игровую деятельность и движется ребенок. В этом смысле она может быть названа ведущей, так как определяет развитие».

Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое  ребенок ей посвящает, а тем, что  она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются  и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому и умственному развитию.

В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному  участию в мире взрослых. В игре дети знакомятся с такими сторонами  действительности, как действия и  взаимоотношения взрослых. Свидетельство  тому - сюжеты и содержание игр. В  процессе игры дети берут на себя различные  роли, как бы замещают людей, наводящихся  между собой в определенных социальных взаимоотношениях, и их действия. Они  постигают суть отношений между  людьми, которая в других условиях остается от них скрытой, заслоненной  массой деталей. Уже на ранних и младших  возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность  быть самостоятельными, по своему желанию  общаться со сверстниками, реализовывать  и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем  выше уровень их общего развития и  воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений  детей, на воспитание активной позиции.

Н.К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного  возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная  форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения... изучает  растения, животных» .Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиально важное значение, если принять во внимание, что будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, главнейшее качество которого - совместное, коллективное решение задач, направленных на достижение общей цели.

Развивающее значение игры многообразно. По выражению С.Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней  проявляются и через нее формируются  все стороны психической жизни  личности» .Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым.

Игровая деятельность детей характеризуются  следующими особенностями :

Игра представляет собой форму  активного отражения ребенком окружающей его жизни людей. Изучение начальных форм игры и ее развития у маленьких детей Р.Я. Лехтман-Абрамович, Ф.И. Фрадкина, М.Ю. Кистяковская) показывает, что она возникает на основе подражания и манипулятивных действий с предметами.

 Отличительной особенностью  игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в  этой деятельности. Игра осуществляется  комплексными действиями, а не  отдельными движениями (как, например, в труде, письме, Рисовании). В  эти действия включается речь: старшие дети называют замысел  игры, ее сюжет, действующих лиц,  задают характерные для каждого  из них вопросы, высказывают  критические суждения и оценки  поведения других персонажей.

Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей. Игры детей меняются, потому что  они отражают изменяющуюся жизнь.

 Игра является формой творческого  отражения ребенком действительности. Играя, дети не стремятся к  точному и бездумному копированию  действительности, но вносят в  свои игры много собственных  выдумок, фантазии, комбинирования. Свобода выдумок, безграничные  возможности комбинирования, подчиняющегося  интересам, желаниям и воле  ребенка, являются источником  той глубокой и неиссякаемой  радости, которую творческая игра  обычно приносит детям.

Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, а значит, и развития познавательных и нравственных способностей и сил ребенка. В своих действиях  дети воссоздают виденное ими целостное  явление общественной жизни. Наблюдая жизнь людей, а потом снова  и снова отображая ее в своих  действиях, дети глубже познают окружающее. В таких играх формируются  ценнейшие качества воли и лучшие человеческие чувства. Игра становится эффективным средством познания ребенком действительности и развития лучших качеств личности.

 В развернутой форме игра  представляет собой коллективную  деятельность. Все участники игры  находятся в отношениях сотрудничества. Развернутая игра старших детей  объединяет всех ее участников  единым замыслом. Каждый из играющих вносит свою долю фантазии, опыта, активности в развитие принятого всей группой замысла. И в то же время каждый ребенок строго подчиняется правилам, которые диктует ему взятая на себя роль. Общими являются и переживания детей, увлеченных совместной творческой деятельностью, игрой, отражающей жизнь, с ее приключениями, опасностями, радостями и открытиями. В игре создаются исключительно благоприятные условия для развития у ребенка коллективистических отношений, чувства гуманизма.

 Разносторонне развивая детей,  сама игра тоже изменяется  и развивается. При систематическом  руководстве педагога игра может  изменяться:

а) От начала к концу. Последовательность отдельных эпизодов, воссоздаваемых детьми в игре, не всегда связана  с предварительным замыслом игры.

б) От первой игры к последующим  играм той же группы детей. Повторяя много раз даже одну и ту же игру, дети никогда не копируют ее. Каждый раз они играют по-новому, с новыми вариантами, что-то пропускают, что-то обыгрывают, детализируют. И пока эта  обработка выбранного сюжета продолжается, игра живет, обогащается мыслью и  фантазией детей. Когда же сюжет  исчерпан, т. е. сами дети больше не могут  вносить в игру новые варианты, игра застопоривается и глохнет. Воспитатель должен уметь «приоткрыть» детям новую сторону жизни людей, которую они отразили в игре, чтобы снова им стало интересно осваивать в игре новое содержание. Вот почему без руководства воспитателя дети, предоставленные самим себе, обычно не умеют развернуть интересную, содержательную и полезную игру.

в) Наиболее существенные изменения  в играх происходят по мере развития детей от младших возрастов к  старшим.

Сложность и противоречивость игры не перестают привлекать к себе внимание исследователей. Однако уже известные  закономерности игры позволяют педагогам  широко использовать эту ценную деятельность детей для успешного решения  многих образовательно-воспитательных задач. Для этого педагог должен уметь управлять игрой детей, использовать ее в педагогической работе.

Следовательно, игра как вид деятельности направлена на познание ребенком окружающего  мира путем активного соучастия  в труде и повседневной жизни  людей. В этом заключается цель игры, хотя, конечно, ни сам ребенок, ни взрослые ее намеренно не ставят. Эта цель сливается с мотивом игры, так  как единственным побуждением, направляющим активность ребенка на занятие игрой, является неудержимое и горячее  стремление его к познанию и деятельному  участию в жизни и труде  взрослых, с их практическими действиями, заботами и взаимоотношениями.

Средствами игры являются, во-первых, знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, переживаниях, выраженные в образах, речи, переживаниях и действиях ребенка. Во-вторых, способы действия с определенными предметами (с рулевым колесом, весами, градусником) в определенных жизненных обстоятельствах. И, в-третьих, те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.

Результатом игры являются более глубокие представления детей о жизни  и деятельности взрослых людей, об их обязанностях, переживаниях, мыслях и  отношениях. Результатом игры являются также формирующиеся в процессе игры товарищеские чувства, гуманное отношение  к людям, разнообразные познавательные интересы и умственные способности  детей. В игре развиваются наблюдательность и память, внимание и мышление, творческое воображение и воля. Важнейшим  результатом игры является глубокая эмоциональная удовлетворенность  детей самим процессом игры, в  наибольшей мере отвечающей их потребностям и возможностям действенного познания окружающего мира и активного  общения с людьми.

Информация о работе Развитие воли в дошкольном возросте