Референдум 1995 и 1996 годов и строительство президентской формы правления в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 01:42, реферат

Описание работы

Из истории известно значительное разнообразие государственных форм. Уже в Древней Греции и Риме знали различия между монархией и республикой, аристократией и демократией. В каждой из них можно выделить несколько основных компонентов, таких как политический режим, форма правления, форма государственного устройства.

Содержание работы

Введение
3
1. Органы власти и политическая система в советский довоенный период
4
1.1 Создание СССР
4
1.2 Активизация деятельности Советов
4
1.3 Конституции БССР и СССР
5
1.4 Репрессии
5
2. Органы власти и политическая система во вторую половину 1940-50-х гг.
7
2.1 Особенности внутриполитического положения БССР после окончания войны.
7
2.2 Советская общественно-политическая система в БССР в послевоенные годы.
7
2.3 Советы депутатов трудящихся.
8
3. БССР во второй половине 1950-х — 1980-е гг.
9
3.1 Начало десталинизации общества.
9
3.2 Повышение роли Советов депутатов трудящихся.
9
3.3 Повышение роли КПБ в руководстве страной.
10
3.4 Участие населения БССР в общественной жизни страны.
11
4. Период перестройки
12
4.1 Демократизация общественно-политической жизни.
12
4.2 Общественные движения и постепенный переход к многопартийности
12
5. РБ как независимое государство
14
5.1 Движение за государственный суверенитет
14
5.2 Принятие Конституции и введение должности Президента РБ
15
5.3 Референдумы 1995 и 1996г
15
5.4 Основы государственного строя суверенной Республики Беларусь
17
Вывод
19
Список литературы

Файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 48.45 Кб (Скачать файл)

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по курсу «ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ»

по теме:

«РЕФЕРЕНДУМЫ 1995 И 1996 ГОДОВ И СТРОИТЕЛЬСТВО ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ В БЕЛАРУСИ»

 

 

 

 

 

студентки педиатрического факультета,

группы № 148,

Маликзад Марии Раминовны

 

 

доцент:

Аниперков В. В.

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2014

 

 

Содержание

Введение

3

1. Органы власти и  политическая система в советский  довоенный период

4

1.1 Создание СССР

4

1.2 Активизация деятельности Советов 

4

1.3 Конституции БССР и СССР 

5

1.4 Репрессии

5

2. Органы власти и  политическая система во вторую  половину 1940-50-х гг.

7

2.1 Особенности внутриполитического  положения БССР после окончания  войны.

7

2.2 Советская общественно-политическая  система в БССР в послевоенные  годы.

7

2.3 Советы депутатов трудящихся.

8

3. БССР во второй половине 1950-х — 1980-е гг.

9

3.1 Начало десталинизации общества.

9

3.2 Повышение роли Советов депутатов  трудящихся.

9

3.3 Повышение роли КПБ в руководстве  страной.

10

3.4 Участие населения БССР в  общественной жизни страны.

11

4. Период перестройки

12

4.1 Демократизация общественно-политической  жизни.

12

4.2 Общественные движения и постепенный  переход к многопартийности

12

5. РБ как независимое  государство

14

5.1 Движение за государственный  суверенитет 

14

5.2 Принятие Конституции и введение  должности Президента РБ 

15

5.3 Референдумы 1995 и 1996г

15

5.4 Основы государственного строя  суверенной Республики Беларусь

17

Вывод

19

Список литературы

20


 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

       Из истории известно значительное разнообразие государственных форм. Уже в Древней Греции и Риме знали различия между монархией и республикой, аристократией и демократией. В каждой из них можно выделить несколько основных компонентов, таких как политический режим, форма правления, форма государственного устройства.

       В данной  работе речь пойдет о формах  правления Республики Беларусь (то  есть организация государственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан), их характеристике и особенностях с момента образования СССР.

Также будет рассмотрена политическая система Республики Беларусь, ведь для того, чтобы осуществлять власть, проводить определенную политику, субъекты политических отношений должны иметь для этого какую-то организационную структуру, механизмы.

Становление президентской формы правления будет рассматриваться в несколько этапов:

  1. БССР в довоенный период

  1. БССР в послевоенный период

  1. БССР в 1950-1980х гг.

  1. БССР в период перестройки

  1. РБ со второй половины 1980х г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Органы власти и политическая система в советский довоенный период

1.1 Создание СССР

        30 декабря 1922 г. в Москве открылся I Всесоюзный съезд Советов, который принял Декларацию об образовании СССР и Союзный договор, который законодательно оформил объединение РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в единое союзное государство — Союз Советских Социалистических Республик. Создание СССР открыло дорогу социалистическому национально-государственному строительству в БССР, включая и объединение этнических белорусских земель.

1.2 Активизация деятельности Советов

        В 20-е гг. важной общественно-политической проблемой стало совершенствование деятельности Советов. Активизация их работы должна была содействовать вовлечению в общественно-политическую жизнь более широких кругов населения. Вначале Советы действовали на основе Положения, принятого в 1922 г., которое не давало им почти никаких прав. Они слабо проявляли себя в восстановлении хозяйства и культурно-просветительной работе. В июле 1923 г. Сессия ЦИКа БССР отметила, что Советы не перестроили свою работу и недостаточно втягивают в нее широкие трудящиеся массы. Положения 1924 г., а затем и 1925 г. уже позволяли Советам обсуждать и решать вопросы местного характера.

        Существовал определенный разрыв между трудящимися и Советами, которые, собственно, и являлись их властными органами. Поэтому, с целью вовлечения трудящихся в общественно-политическую работу, при Советах создавались комиссии: сельскохозяйственные, культурно-просветительные, санитарные, финансово-налоговые, местного хозяйства и благоустройства, торгово-кооперативные. В целом в 20-30-е гг. становление советской общественно-политической системы осуществлялось успешно. Активизировались Советы, были отработаны формы и методы их деятельности, повысилась роль профсоюзов. Различные общественные организации охватывали почти все слои населения.

        В 30-е гг. активность трудящихся в выборах Советов повысилась. В 1934 г. в выборах в местные Советы участвовало 92,3% выборщиков. В декабре 1937 г. в выборах в Верховный Совет СССР участвовало 97,4% избирателей, причем 98,5% из них проголосовали за баллотировавшихся кандидатов в депутаты. Высокой была активность населения и во время выборов в Верховный Совет БССР в июне 1938 г.

 

1.3 Конституции БССР и СССР

        Трудящиеся Беларуси приняли активное, заинтересованное участие в обсуждении проекта Конституции СССР. В ней фиксировалось, что Советский Союз является социалистическим государством рабочих и крестьян при ведущей роли рабочего класса и что политическую основу его составляют Советы депутатов трудящихся. Основной закон вводил всеобщее избирательное право с прямым тайным голосованием без всяких ограничений, юридически закреплял равноправие всех граждан независимо от их национальности и расы, провозглашал свободу слова, печати, собраний, право объединения в общественные организации, что юридически расширяло демократические права трудящихся.

        В Конституции отмечалось, что экономическую основу страны составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность (государственная и кооперативно-колхозная) на орудия и средства производства. В то же время допускалось существование мелкого частного хозяйства крестьян и кустарей, основанного на личном труде. Конституция запрещала эксплуатацию человека человеком. В ней закреплялся принцип планового развития народного хозяйства. Целью социалистического производства утверждались увеличение общественного богатства, подъем материального уровня трудящихся. Конституция закрепляла основной принцип социализма: «От каждого — по его способностям, каждому — по его труду». Законодательно закреплялись социальные завоевания народа: право на труд, на отдых, на образование, на обеспечение в старости, в случае болезни, утраты работоспособности. Женщине предоставлялись равные права с мужчинами.

        19 февраля 1937 г. Чрезвычайный X II Всебелорусский съезд Советов принял Конституцию БССР. В ней содержались основные политические положения Конституции СССР. Каждый гражданин БССР объявлялся гражданином СССР, а каждому гражданину другой республики на территории БССР предоставлялись одинаковые права с гражданами Белорусской республики.

1.4 Репрессии

        В то же время политическая жизнь Беларуси в 20 —30-е гг. отличалась сложностью и противоречивостью. С одной стороны, имели место самоотверженный труд народа во имя социализма, пафос социально-экономического развития, значительные достижения в развитии экономики, повышение жизненного уровня народа. С другой — последовательная борьба с малейшими проявлениями политического инакомыслия, репрессии против представителей интеллигенции, рабочих и крестьян, военных кадров.

        В 20-е — начале 30-х гг. в Беларуси прошла кампания борьбы с национал-демократизмом. Эти расправы сыграли зловещую роль в создании на Беларуси обстановки всеобщей подозрительности, доносительства, клеветы, поисков вредителей и «врагов народа». За «недоносительство» даже предусматривалось наказание. В общественной жизни стал как бы узаконенным выдвинутый И. Сталиным принцип, что по мере укрепления социализма классовая борьба в стране будет усиливаться. Пропаганда была поставлена таким образом, что люди одобряли все действия партии и советской власти, верили в необходимость жестокой борьбы с «внутренними врагами социализма».

        Вторая половина 30-х гг. отличалась особым размахом репрессий в Беларуси. К этому времени в условиях культа личности в стране утвердился жесткий авторитарный политический режим. Партийная верхушка взяла на себя функции непосредственного государственного и хозяйственного руководства. Сама же партия все больше и больше превращалась в жестко централизованную организацию, в «орден меченосцев внутри государства советского». Отсутствие демократии в правящей партии приводило к свертыванию демократических процессов и в обществе в целом.

        Руководящая верхушка не доверяла партийным комитетам и организациям. Время от времени в партии проводились так называемые чистки. В 1937 г. во время наибольшего размаха репрессий были репрессированы многие наркомы, профсоюзные и комсомольские руководители, почти все, кто входил в белорусскую партийно-государственную элиту. Тяжелые утраты понесли научная и творческая интеллигенция Беларуси. Было репрессировано 26 академиков и 6 членов-корреспондентов Академии наук, большое количество рядовых ученых, преподавателей вузов, более 100 писателей. Репрессиям подверглись многие генералы и офицеры Белорусского военного округа.

        В конце 30-х гг. началась «чистка» и среди исполнителей массового террора — работников ОГПУ — НКВД. В 1939 г. был приговорен к высшей мере наказания ряд ответственных работников Наркомата внутренних дел БССР, в том числе пять председателей ОГПУ — НКВД Беларуси, некоторые их заместители.

        Следует заметить, что правды о творившихся беззакониях трудящиеся, как правило, не знали. Они с энтузиазмом поддерживали политику и все начинания партии и советской власти, самоотверженно трудились на благо своей Родины.

 

 

2. Органы власти и политическая  система в послевоенный период (вторая половина 1940-50-х гг.)

2.1 Особенности внутриполитического положения БССР после окончания войны.

        Вклад в борьбу со смертельно опасным врагом, каким являлась фашистская Германия, был отмечен выходом БССР на международную арену в качестве одного из государств — основателей ООН. Победа над врагом привела к признанию заслуг Беларуси на международном уровне и более глубокому единению народа и власти во внутриполитической жизни страны. У победившего в войне народа окрепло чувство собственного достоинства. Люди надеялись, что их жизнь улучшится, а роль в решении общественных дел возрастет. У населения возникали также надежды на перемены в политической жизни. Однако для власти главным было сохранение политической системы, сложившейся в довоенные годы.

        В БССР власть с определенным недоверием относилась к населению, проживавшему на оккупированной территории. Настороженным было отношение также к гражданам, подвергшимся репатриации, т. е. бывшим военнопленным, гражданским пленным, беженцам и переселенцам, которые возвращались на Родину. Поэтому среди освобожденного из-под оккупации населения и репатриированных из стран Европы активно действовали органы государственной безопасности.

2.2 Советская общественно-политическая система в БССР в послевоенные годы.

        В послевоенные годы в БССР, как и во всем Советском Союзе, полностью сохранилась советская общественно-политическая система. Она определялась существованием Коммунистической партии Беларуси, выполнявшей как политические, так и административные функции. Структурными элементами общественно-политической системы того времени были единственная политическая партия и органы государственной власти, в том числе Советы депутатов трудящихся, профсоюзы, различные общественные организации. Руководящая роль партии означала, что она являлась своеобразным ядром советской политической системы наряду с органами государственной власти и общественными организациями.

Информация о работе Референдум 1995 и 1996 годов и строительство президентской формы правления в Беларуси