Референдум 1995 и 1996 годов и строительство президентской формы правления в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 01:42, реферат

Описание работы

Из истории известно значительное разнообразие государственных форм. Уже в Древней Греции и Риме знали различия между монархией и республикой, аристократией и демократией. В каждой из них можно выделить несколько основных компонентов, таких как политический режим, форма правления, форма государственного устройства.

Содержание работы

Введение
3
1. Органы власти и политическая система в советский довоенный период
4
1.1 Создание СССР
4
1.2 Активизация деятельности Советов
4
1.3 Конституции БССР и СССР
5
1.4 Репрессии
5
2. Органы власти и политическая система во вторую половину 1940-50-х гг.
7
2.1 Особенности внутриполитического положения БССР после окончания войны.
7
2.2 Советская общественно-политическая система в БССР в послевоенные годы.
7
2.3 Советы депутатов трудящихся.
8
3. БССР во второй половине 1950-х — 1980-е гг.
9
3.1 Начало десталинизации общества.
9
3.2 Повышение роли Советов депутатов трудящихся.
9
3.3 Повышение роли КПБ в руководстве страной.
10
3.4 Участие населения БССР в общественной жизни страны.
11
4. Период перестройки
12
4.1 Демократизация общественно-политической жизни.
12
4.2 Общественные движения и постепенный переход к многопартийности
12
5. РБ как независимое государство
14
5.1 Движение за государственный суверенитет
14
5.2 Принятие Конституции и введение должности Президента РБ
15
5.3 Референдумы 1995 и 1996г
15
5.4 Основы государственного строя суверенной Республики Беларусь
17
Вывод
19
Список литературы

Файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 48.45 Кб (Скачать файл)

        Компартия Беларуси, которая была составной частью ВКП(б), в годы войны понесла большие потери. Борьба коммунистов с врагом значительно повлияла на укрепление авторитета компартии среди населения. Большинство из вступавших в КП(б)Б искренне связывали с ней свою судьбу. На 1 января 1946 г. количество членов партии в БССР составляло 48,2 тыс. человек, а в 1955 г. — 145 тыс.

2.3 Советы депутатов трудящихся.

        В соответствии с Конституцией БССР 1937 г. Советам депутатов трудящихся принадлежали главные функции государственного руководства и организации общественной жизни. Восстановление Советов на освобожденной из-под оккупации территории осуществлялось по инициативе партийных комитетов.

        В 1947 г. состоялись первые в послевоенные годы выборы в высший законодательный орган государственной власти республики — Верховный Совет БССР, а в 1948 г. — в местные Советы. Председателем Президиума Верховного Совета БССР в 1948 г. был избран В. И. Козлов.

        Исполнительные функции советской власти принадлежали Совету Народных Комиссаров БССР, который в 1946 г. был переименован в Совет Министров. Исполнительная власть осуществляла практическую реализацию решений, исходивших от ЦК КП(б)Б и Верховного Совета БССР. Она несла ответственность за развитие народного хозяйства, культуры, обеспечение благосостояния населения и др.

        Деятельность Советов подчинялась задачам восстановления и развития народного хозяйства, улучшения материальных условий жизни населения. Советы утверждали планы экономического развития на подчиненной им территории и организовывали трудящихся на их выполнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. БССР во второй половине 1950-х — 1980-е гг.

3.1 Начало десталинизации общества.

        После смерти И. В. Сталина 5 марта 1953 г. внутриполитическое положение в стране начало понемногу изменяться. Начался пересмотр дел незаконно осужденных. Был отменен обязательный минимум выработки трудодней в колхозах, введенный в 1939 г. Но осуществлялось это медленно и с ограничениями. Одним из инициаторов преобразований выступил Н. С. Хрущев, избранный в сентябре 1953 г. Первым секретарем КПСС. Значительным событием на пути к смене сталинского внутриполитического курса явился ХХ съезд КПСС, состоявшийся в 1956 г. В конце работы съезда на закрытом заседании делегаты заслушали доклад «О культе личности и его последствиях», с которым выступил Хрущев. Таким образом, десталинизация была направлена на преодоление последствий политического режима, существовавшего при Сталине, и культа его личности, и связана с демократизацией общественно-политической жизни. Период смягчения политического режима, начала реабилитации жертв политических репрессий, перемен в общественной и культурной жизни СССР получил название «оттепель».

        «Оттепель» способствовала оздоровлению морально-политической атмосферы в обществе. Однако десталинизация проходила непоследовательно. Осуждались преступления Сталина в первую очередь против партии, а не народа. Поскольку, как и раньше, сохранялась однопартийная система, возможности для полной демократизации общественно-политической жизни в стране оставались ограниченными. В этих условиях пост руководителя Компартии Беларуси в 1956 г. занял К. Т. Мазуров.

3.2 Повышение роли Советов депутатов трудящихся.

        Согласно Конституции Белорусской ССР 1937 г. провозглашалось, что вся власть в БССР принадлежит Советам депутатов трудящихся, составляющим политическую основу республики. Высшим законодательным органом государственной власти был Верховный Совет БССР, избиравшийся на 4 года. Однако на деле Советы действовали под непосредственным руководством коммунистической партии, которой фактически и принадлежала власть.

        В годы десталинизации вопрос об обеспечении конституционного полновластия Советов не ставился. Внимание было сконцентрировано на активизации и улучшении их деятельности.

        Реальным результатом расширения роли Советов в эти годы явилось регулярное проведение их сессий (собраний). На сессиях Верховного Совета БССР обсуждались все вопросы жизнедеятельности республики: народнохозяйственные планы пятилеток, бюджет, здравоохранение и образование, пенсионное и бытовое обеспечение, развитие культуры, торговли и др. Среди функций законодательной власти особенно важной являлось утверждение государственного бюджета. Он представляет собой сводный план сбора доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.

        Происходило укрепление связи Советов с трудовыми коллективами и избирателями вообще. К участию в работе Советов привлекался широкий круг людей, не являвшихся депутатами. На этом основании внедрение демократических принципов в деятельность Советов значительно расширилось.

        Выборы в Советы проводились на безальтернативной основе. Это означает, что кандидаты, которые предлагались для избрания, предварительно утверждались партийными органами. Результаты голосования за выдвинутого кандидата на выборах всегда превышали 99 %.

3.3 Повышение роли КПБ в руководстве страной.

        В 1964 г. Н. С. Хрущев был освобожден от должности Первого секретаря ЦК КПСС. Курс проводимых им реформ хотя и изменил внутриполитический климат в Советской стране, однако к коренным преобразованиям не привел. Сохранилась руководящая роль коммунистической партии. В экономике по-прежнему господствовали государственная и колхозная формы собственности. В избирательной системе продолжала существовать практика выборов депутатов, чьи кандидатуры, как правило, согласовывались с партийными руководителями.

         Реформы советской общественно-политической системы не вывели страну на принципиально новый путь развития. Проблема поиска оптимальных направлений развития оставалась актуальной. Тем не менее новое руководство СССР во главе с Л. И. Брежневым сочло для себя лучшим не будоражить страну новыми реформами, а опираться преимущественно на опыт использования административно-командных методов управления.

        Такой курс означал прежде всего дальнейшее укрепление роли коммунистической партии во всех сферах жизни общества. Такое положение было официально закреплено в принятой в 1977 г. Конституции СССР, получившей неофициальное название «Конституция развитого социализма».

        Коммунистическая партия Беларуси, согласно шестой статье Конституции БССР 1978 г., провозглашалась руководящей и направляющей силой в обществе, ядром политической системы. Даже в Конституции СССР 1936 г. — «Конституции победившего социализма» (как и в Конституции БССР 1937 г.)   такой записи не было. Это сопровождалось быстрым количественным ростом партии.

        Считалось, что в партии действует принцип коллективного руководства. На деле же на всех ступенях партаппарата выделялись первые лица. В условиях централизованного руководства как в партии, так и в стране от этих первых лиц в значительной степени зависело принятие соответствующих решений. Первым секретарем ЦК КПБ в 1965—1980 гг., а значит, фактически руководителем республики был П. М. Машеров.

3.4 Участие населения БССР в общественной жизни страны.

       Общественная активность населения БССР во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг. была достаточно высокой. Объяснялось это тем, что в годы «оттепели» люди получили веру в возможность установления истинного народовластия и восстановления справедливости. Немаловажное значение имела и деятельность партийных и правительственных руководителей. У жителей Беларуси существовало и существует поныне чувство уважения к руководителю республики П. М. Машерову. Это также способствовало росту общественной активности.

         Основной формой общественной жизни являлось участие в выборах и работе Советов народных депутатов, партийных, профсоюзных, комсомольских и других общественных организаций. Население БССР участвовало в массовых собраниях, митингах, грандиозных уличных шествиях, посвященных празднованию дней Октябрьской революции и Первого мая, Победы и освобождения БССР от немецко-фашистских захватчиков.

        В соответствии с новой Конституцией возрастала роль общественных организаций. Количество их участников значительно увеличилось. Так, например, комсомол Беларуси в 1972 г. объединял в своих рядах более 1 млн молодых людей. Это соответствовало идеологии «развитого социализма», означавшей отказ от планов строительства коммунизма до 1980-х гг. и тезиса об отмирании государства. Поскольку направление движения к коммунизму сохранялось, то и повышение роли общественных организаций должно было соответствовать расширению участия общества в руководстве БССР.

 

 

4. Перестройка

4.1 Демократизация общественно-политической жизни.

        В 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М. С. Горбачев. Политика, начатая с 1985 г. частью руководства СССР во главе с М. С. Горбачевым, получила название перестройки. Она привела к значительным переменам во внутриполитической и международной жизни, связанным с демократизацией, попытками ускорения социально-экономического развития. В результате противоречий и непоследовательности политики перестройки произошло обострение кризиса во всех сферах жизни советского общества.

        Перестройка затронула всех и каждого в отдельности. Одним из ее реальных достижений в общественно-политической жизни во второй половине 1980-х гг. стала гласность — принцип открытости информации о прошлом и настоящем страны, возможность выражать критическое отношение к власти и идеологии того времени, реализовывать на деле провозглашенные Конституцией БССР 1978 г. демократические свободы слова и печати. Перестройка предусматривала лишение партийных органов государственных функций и обеспечение всевластия Советов народных депутатов. В избирательную систему были внесены соответствующие изменения. Важным шагом на пути расширения роли народа в решении государственных дел стало принятие в 1988 г. Закона «О народном обсуждении важных вопросов государственной жизни Белорусской ССР». В 1989 г. состоялись выборы народных депутатов СССР. Они впервые проводились на альтернативной основе.

        В 1990 г. в соответствии с новым избирательным законом состоялись выборы народных депутатов в Верховный и местные Советы народных депутатов БССР. Однако в условиях однопартийности большинство мест получили сторонники Коммунистической партии Беларуси. Вместе с тем впервые в истории Верховного Совета БССР в нем возникла парламентская оппозиция — группа депутатов, чьи взгляды не совпадали либо противоречили мнениям депутатского большинства.

         В этих условиях вместо формального единогласного утверждения законов в Верховном Совете БССР проходило их обсуждение.

4.2 Общественные движения и постепенный переход к многопартийности

        В условиях, когда записанные в Конституции демократические свободы получили реальное воплощение, наряду с существующими стали возникать новые общественные объединения. Создание общественных движений и формирование многопартийности стали возможными только в условиях ослабления руководящей роли КПБ. Однако партийное руководство в Беларуси было склонно отстаивать однопартийную систему. Компартия Беларуси продолжала считать себя руководящей и направляющей силой общества, несмотря даже на то, что в 1990 г. третий Внеочередной съезд народных депутатов СССР отменил шестую статью в Конституции СССР.

        Главным для КПБ в этих условиях было не допустить создания новых политических партий. Поэтому зарождение и формирование многопартийности в Беларуси проходило весьма сложно и противоречиво. И все же процесс создания политических партий и общественных объединений в республике продолжался. Рост общественного и политического самосознания населения привел к возникновению в 1989 г. общественно-политического движения Белорусский народный фронт «Возрождение» (БНФ).

        В 1990 г. был принят Закон СССР «Об общественных объединениях», закрепивший право граждан на свободное объединение и создание политических партий, движений. Поэтому открыто противостоять такому процессу для КПБ становилось практически невозможным.

       В начале 1990-х гг. в Беларуси возникло около 10 политических партий. Среди них Белорусская социал-демократическая громада, Объединенная демократическая партия Беларуси и др.

                Последней попыткой вернуть страну в доперестроечное время стал так называемый августовский путч 1991 г. — попытка государственного переворота. Он был организован группой высших партийных и государственных руководителей в Москве в то время, когда М. С. Горбачев находился на отдыхе в Крыму. Провал путча ускорил крах КПСС и КПБ. В связи с этими событиями 25 августа 1991 г. Верховный Совет БССР, принял Постановление «О временной приостановке деятельности КПСС — КПБ на территории Беларуси». Это постановление действовало до 1993 г.

        КПБ была запрещена и законодательно отстранена от власти, которая в полном объеме перешла к Верховному Совету. Формирование многопартийности явилось огромным шагом на пути установления демократии в республике. Однако большинство созданных партий оставались немногочисленными по своему составу. Практически они представляли собой объединения узкого круга единомышленников, не имевшие широкой поддержки. Одной из причин этого являлась неподготовленность общественного сознания к введению многопартийности.

      

 

5. РБ как независимое государство

5.1 Движение за государственный суверенитет.

        Переход во второй половине 1980-х гг. к перестройке общества на демократических основах и постепенное ослабление союзной власти обусловили необходимость решения национальной проблемы. Пока власть СССР оставалась сильной, национальный вопрос считался решенным. Республики, согласно Конституции СССР, провозглашались равноправными и независимыми. Однако их реальная независимость отсутствовала. На самом деле они находились в полном подчинении союзной власти и центральным партийным органам.

Информация о работе Референдум 1995 и 1996 годов и строительство президентской формы правления в Беларуси