Референдум 1995 и 1996 годов и строительство президентской формы правления в Беларуси
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 01:42, реферат
Описание работы
Из истории известно значительное разнообразие государственных форм. Уже в Древней Греции и Риме знали различия между монархией и республикой, аристократией и демократией. В каждой из них можно выделить несколько основных компонентов, таких как политический режим, форма правления, форма государственного устройства.
Содержание работы
Введение 3 1. Органы власти и политическая система в советский довоенный период 4 1.1 Создание СССР 4 1.2 Активизация деятельности Советов 4 1.3 Конституции БССР и СССР 5 1.4 Репрессии 5 2. Органы власти и политическая система во вторую половину 1940-50-х гг. 7 2.1 Особенности внутриполитического положения БССР после окончания войны. 7 2.2 Советская общественно-политическая система в БССР в послевоенные годы. 7 2.3 Советы депутатов трудящихся. 8 3. БССР во второй половине 1950-х — 1980-е гг. 9 3.1 Начало десталинизации общества. 9 3.2 Повышение роли Советов депутатов трудящихся. 9 3.3 Повышение роли КПБ в руководстве страной. 10 3.4 Участие населения БССР в общественной жизни страны. 11 4. Период перестройки 12 4.1 Демократизация общественно-политической жизни. 12 4.2 Общественные движения и постепенный переход к многопартийности 12 5. РБ как независимое государство 14 5.1 Движение за государственный суверенитет 14 5.2 Принятие Конституции и введение должности Президента РБ 15 5.3 Референдумы 1995 и 1996г 15 5.4 Основы государственного строя суверенной Республики Беларусь 17 Вывод 19 Список литературы
Компартия
Беларуси, которая была составной частью
ВКП(б), в годы войны понесла большие потери.
Борьба коммунистов с врагом значительно
повлияла на укрепление авторитета компартии
среди населения. Большинство из вступавших
в КП(б)Б искренне связывали с ней свою
судьбу. На 1 января 1946 г. количество членов
партии в БССР составляло 48,2 тыс. человек,
а в 1955 г. — 145 тыс.
2.3 Советы депутатов
трудящихся.
В соответствии
с Конституцией БССР 1937 г. Советам депутатов
трудящихся принадлежали главные функции
государственного руководства и организации
общественной жизни. Восстановление Советов
на освобожденной из-под оккупации территории
осуществлялось по инициативе партийных
комитетов.
В 1947
г. состоялись первые в послевоенные годы
выборы в высший законодательный орган
государственной власти республики —
Верховный Совет БССР, а в 1948 г. — в местные
Советы. Председателем Президиума Верховного
Совета БССР в 1948 г. был избран В. И. Козлов.
Исполнительные
функции советской власти принадлежали
Совету Народных Комиссаров БССР, который
в 1946 г. был переименован в Совет Министров.
Исполнительная власть осуществляла практическую
реализацию решений, исходивших от ЦК
КП(б)Б и Верховного Совета БССР. Она несла
ответственность за развитие народного
хозяйства, культуры, обеспечение благосостояния
населения и др.
Деятельность
Советов подчинялась задачам восстановления
и развития народного хозяйства, улучшения
материальных условий жизни населения.
Советы утверждали планы экономического
развития на подчиненной им территории
и организовывали трудящихся на их выполнение.
3. БССР во второй половине
1950-х — 1980-е гг.
3.1 Начало десталинизации
общества.
После
смерти И. В. Сталина 5 марта 1953 г. внутриполитическое
положение в стране начало понемногу изменяться.
Начался пересмотр дел незаконно осужденных.
Был отменен обязательный минимум выработки
трудодней в колхозах, введенный в 1939 г.
Но осуществлялось это медленно и с ограничениями.
Одним из инициаторов преобразований
выступил Н. С. Хрущев, избранный в сентябре
1953 г. Первым секретарем КПСС. Значительным
событием на пути к смене сталинского
внутриполитического курса явился ХХ
съезд КПСС, состоявшийся в 1956 г. В конце
работы съезда на закрытом заседании делегаты
заслушали доклад «О культе личности и
его последствиях», с которым выступил
Хрущев. Таким образом, десталинизация
была направлена на преодоление последствий
политического режима, существовавшего
при Сталине, и культа его личности, и связана
с демократизацией общественно-политической
жизни. Период смягчения политического
режима, начала реабилитации жертв политических
репрессий, перемен в общественной и культурной
жизни СССР получил название «оттепель».
«Оттепель»
способствовала оздоровлению морально-политической
атмосферы в обществе. Однако десталинизация
проходила непоследовательно. Осуждались
преступления Сталина в первую очередь
против партии, а не народа. Поскольку,
как и раньше, сохранялась однопартийная
система, возможности для полной демократизации
общественно-политической жизни в стране
оставались ограниченными. В этих условиях
пост руководителя Компартии Беларуси
в 1956 г. занял К. Т. Мазуров.
3.2 Повышение
роли Советов депутатов трудящихся.
Согласно
Конституции Белорусской ССР 1937 г. провозглашалось,
что вся власть в БССР принадлежит Советам
депутатов трудящихся, составляющим политическую
основу республики. Высшим законодательным
органом государственной власти был Верховный
Совет БССР, избиравшийся на 4 года. Однако
на деле Советы действовали под непосредственным
руководством коммунистической партии,
которой фактически и принадлежала власть.
В годы
десталинизации вопрос об обеспечении
конституционного полновластия Советов
не ставился. Внимание было сконцентрировано
на активизации и улучшении их деятельности.
Реальным
результатом расширения роли Советов
в эти годы явилось регулярное проведение
их сессий (собраний). На сессиях Верховного
Совета БССР обсуждались все вопросы жизнедеятельности
республики: народнохозяйственные планы
пятилеток, бюджет, здравоохранение и
образование, пенсионное и бытовое обеспечение,
развитие культуры, торговли и др. Среди
функций законодательной власти особенно
важной являлось утверждение государственного
бюджета. Он представляет собой сводный
план сбора доходов государства и использования
полученных средств на покрытие всех видов
государственных расходов.
Происходило
укрепление связи Советов с трудовыми
коллективами и избирателями вообще. К
участию в работе Советов привлекался
широкий круг людей, не являвшихся депутатами.
На этом основании внедрение демократических
принципов в деятельность Советов значительно
расширилось.
Выборы
в Советы проводились на безальтернативной
основе. Это означает, что кандидаты, которые
предлагались для избрания, предварительно
утверждались партийными органами. Результаты
голосования за выдвинутого кандидата
на выборах всегда превышали 99 %.
3.3 Повышение
роли КПБ в руководстве страной.
В 1964
г. Н. С. Хрущев был освобожден от должности
Первого секретаря ЦК КПСС. Курс проводимых
им реформ хотя и изменил внутриполитический
климат в Советской стране, однако к коренным
преобразованиям не привел. Сохранилась
руководящая роль коммунистической партии.
В экономике по-прежнему господствовали
государственная и колхозная формы собственности.
В избирательной системе продолжала существовать
практика выборов депутатов, чьи кандидатуры,
как правило, согласовывались с партийными
руководителями.
Реформы советской общественно-политической
системы не вывели страну на принципиально
новый путь развития. Проблема поиска
оптимальных направлений развития оставалась
актуальной. Тем не менее новое руководство
СССР во главе с Л. И. Брежневым сочло для
себя лучшим не будоражить страну новыми
реформами, а опираться преимущественно
на опыт использования административно-командных
методов управления.
Такой
курс означал прежде всего дальнейшее
укрепление роли коммунистической партии
во всех сферах жизни общества. Такое положение
было официально закреплено в принятой
в 1977 г. Конституции СССР, получившей неофициальное
название «Конституция развитого социализма».
Коммунистическая
партия Беларуси, согласно шестой статье
Конституции БССР 1978 г., провозглашалась
руководящей и направляющей силой в обществе,
ядром политической системы. Даже в Конституции
СССР 1936 г. — «Конституции победившего
социализма» (как и в Конституции БССР
1937 г.) такой записи не было. Это сопровождалось
быстрым количественным ростом партии.
Считалось,
что в партии действует принцип коллективного
руководства. На деле же на всех ступенях
партаппарата выделялись первые лица.
В условиях централизованного руководства
как в партии, так и в стране от этих первых
лиц в значительной степени зависело принятие
соответствующих решений. Первым секретарем
ЦК КПБ в 1965—1980 гг., а значит, фактически
руководителем республики был П. М. Машеров.
3.4 Участие населения
БССР в общественной жизни страны.
Общественная
активность населения БССР во второй половине
1960-х — первой половине 1980-х гг. была достаточно
высокой. Объяснялось это тем, что в годы
«оттепели» люди получили веру в возможность
установления истинного народовластия
и восстановления справедливости. Немаловажное
значение имела и деятельность партийных
и правительственных руководителей. У
жителей Беларуси существовало и существует
поныне чувство уважения к руководителю
республики П. М. Машерову. Это также способствовало
росту общественной активности.
Основной формой общественной жизни являлось
участие в выборах и работе Советов народных
депутатов, партийных, профсоюзных, комсомольских
и других общественных организаций. Население
БССР участвовало в массовых собраниях,
митингах, грандиозных уличных шествиях,
посвященных празднованию дней Октябрьской
революции и Первого мая, Победы и освобождения
БССР от немецко-фашистских захватчиков.
В соответствии
с новой Конституцией возрастала роль
общественных организаций. Количество
их участников значительно увеличилось.
Так, например, комсомол Беларуси в 1972
г. объединял в своих рядах более 1 млн
молодых людей. Это соответствовало идеологии
«развитого социализма», означавшей отказ
от планов строительства коммунизма до
1980-х гг. и тезиса об отмирании государства.
Поскольку направление движения к коммунизму
сохранялось, то и повышение роли общественных
организаций должно было соответствовать
расширению участия общества в руководстве
БССР.
4. Перестройка
4.1 Демократизация
общественно-политической жизни.
В 1985
г. Генеральным секретарем ЦК КПСС был
избран М. С. Горбачев. Политика, начатая
с 1985 г. частью руководства СССР во главе
с М. С. Горбачевым, получила название перестройки.
Она привела к значительным переменам
во внутриполитической и международной
жизни, связанным с демократизацией, попытками
ускорения социально-экономического развития.
В результате противоречий и непоследовательности
политики перестройки произошло обострение
кризиса во всех сферах жизни советского
общества.
Перестройка
затронула всех и каждого в отдельности.
Одним из ее реальных достижений в общественно-политической
жизни во второй половине 1980-х гг. стала
гласность — принцип открытости информации
о прошлом и настоящем страны, возможность
выражать критическое отношение к власти
и идеологии того времени, реализовывать
на деле провозглашенные Конституцией
БССР 1978 г. демократические свободы слова
и печати. Перестройка предусматривала
лишение партийных органов государственных
функций и обеспечение всевластия Советов
народных депутатов. В избирательную систему
были внесены соответствующие изменения.
Важным шагом на пути расширения роли
народа в решении государственных дел
стало принятие в 1988 г. Закона «О народном
обсуждении важных вопросов государственной
жизни Белорусской ССР». В 1989 г. состоялись
выборы народных депутатов СССР. Они впервые
проводились на альтернативной основе.
В 1990
г. в соответствии с новым избирательным
законом состоялись выборы народных депутатов
в Верховный и местные Советы народных
депутатов БССР. Однако в условиях однопартийности
большинство мест получили сторонники
Коммунистической партии Беларуси. Вместе
с тем впервые в истории Верховного Совета
БССР в нем возникла парламентская оппозиция
— группа депутатов, чьи взгляды не совпадали
либо противоречили мнениям депутатского
большинства.
В этих условиях вместо формального единогласного
утверждения законов в Верховном Совете
БССР проходило их обсуждение.
4.2 Общественные
движения и постепенный переход к многопартийности
В условиях,
когда записанные в Конституции демократические
свободы получили реальное воплощение,
наряду с существующими стали возникать
новые общественные объединения. Создание
общественных движений и формирование
многопартийности стали возможными только
в условиях ослабления руководящей роли
КПБ. Однако партийное руководство в Беларуси
было склонно отстаивать однопартийную
систему. Компартия Беларуси продолжала
считать себя руководящей и направляющей
силой общества, несмотря даже на то, что
в 1990 г. третий Внеочередной съезд народных
депутатов СССР отменил шестую статью
в Конституции СССР.
Главным
для КПБ в этих условиях было не допустить
создания новых политических партий. Поэтому
зарождение и формирование многопартийности
в Беларуси проходило весьма сложно и
противоречиво. И все же процесс создания
политических партий и общественных объединений
в республике продолжался. Рост общественного
и политического самосознания населения
привел к возникновению в 1989 г. общественно-политического
движения Белорусский народный фронт
«Возрождение» (БНФ).
В 1990
г. был принят Закон СССР «Об общественных
объединениях», закрепивший право граждан
на свободное объединение и создание политических
партий, движений. Поэтому открыто противостоять
такому процессу для КПБ становилось практически
невозможным.
В начале
1990-х гг. в Беларуси возникло около 10 политических
партий. Среди них Белорусская социал-демократическая
громада, Объединенная демократическая
партия Беларуси и др.
Последней попыткой вернуть страну в доперестроечное
время стал так называемый августовский
путч 1991 г. — попытка государственного
переворота. Он был организован группой
высших партийных и государственных руководителей
в Москве в то время, когда М. С. Горбачев
находился на отдыхе в Крыму. Провал путча
ускорил крах КПСС и КПБ. В связи с этими
событиями 25 августа 1991 г. Верховный Совет
БССР, принял Постановление «О временной
приостановке деятельности КПСС — КПБ
на территории Беларуси». Это постановление
действовало до 1993 г.
КПБ
была запрещена и законодательно отстранена
от власти, которая в полном объеме перешла
к Верховному Совету. Формирование многопартийности
явилось огромным шагом на пути установления
демократии в республике. Однако большинство
созданных партий оставались немногочисленными
по своему составу. Практически они представляли
собой объединения узкого круга единомышленников,
не имевшие широкой поддержки. Одной из
причин этого являлась неподготовленность
общественного сознания к введению многопартийности.
5. РБ как независимое государство
5.1 Движение
за государственный суверенитет.
Переход
во второй половине 1980-х гг. к перестройке
общества на демократических основах
и постепенное ослабление союзной власти
обусловили необходимость решения национальной
проблемы. Пока власть СССР оставалась
сильной, национальный вопрос считался
решенным. Республики, согласно Конституции
СССР, провозглашались равноправными
и независимыми. Однако их реальная независимость
отсутствовала. На самом деле они находились
в полном подчинении союзной власти и
центральным партийным органам.