Референдум 1995 и 1996 годов и строительство президентской формы правления в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 01:42, реферат

Описание работы

Из истории известно значительное разнообразие государственных форм. Уже в Древней Греции и Риме знали различия между монархией и республикой, аристократией и демократией. В каждой из них можно выделить несколько основных компонентов, таких как политический режим, форма правления, форма государственного устройства.

Содержание работы

Введение
3
1. Органы власти и политическая система в советский довоенный период
4
1.1 Создание СССР
4
1.2 Активизация деятельности Советов
4
1.3 Конституции БССР и СССР
5
1.4 Репрессии
5
2. Органы власти и политическая система во вторую половину 1940-50-х гг.
7
2.1 Особенности внутриполитического положения БССР после окончания войны.
7
2.2 Советская общественно-политическая система в БССР в послевоенные годы.
7
2.3 Советы депутатов трудящихся.
8
3. БССР во второй половине 1950-х — 1980-е гг.
9
3.1 Начало десталинизации общества.
9
3.2 Повышение роли Советов депутатов трудящихся.
9
3.3 Повышение роли КПБ в руководстве страной.
10
3.4 Участие населения БССР в общественной жизни страны.
11
4. Период перестройки
12
4.1 Демократизация общественно-политической жизни.
12
4.2 Общественные движения и постепенный переход к многопартийности
12
5. РБ как независимое государство
14
5.1 Движение за государственный суверенитет
14
5.2 Принятие Конституции и введение должности Президента РБ
15
5.3 Референдумы 1995 и 1996г
15
5.4 Основы государственного строя суверенной Республики Беларусь
17
Вывод
19
Список литературы

Файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 48.45 Кб (Скачать файл)

        В условиях назревания кризисных явлений активизировалось движение за получение союзными республиками реального суверенитета — политической независимости и самостоятельности государства во внутренней и внешней политике.

        Усиление движения за независимость союзных республик содействовало активной поддержке идеи суверенитета в Беларуси. 25 августа 1991 г. был принят Закон «О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета БССР о государственном суверенитете БССР». 26 августа, Верховный Совет БССР принял Закон «Об обеспечении политической и экономической самостоятельности БССР». С этого времени прямое вмешательство союзной власти в деятельность республики прекратилось.

        19 сентября 1991 г. Верховный Совет принял рещение впредь Белорусскую Советскую Социалистическую Республику называть «Республика Беларусь», а в сокращенных и составных названиях — «Беларусь». В этот же день были приняты законы «О Государственном флаге Республики Беларусь» и «О Государственном гербе Республики Беларусь». Государственный флаг стал представлять собой прямоугольное полотнище с тремя горизонтальными полосами одинаковой ширины: сверху и снизу — белого цвета, посередине — красного. Государственным гербом стала «Погоня».

        После провозглашения независимости в Беларуси стали формироваться новые органы управления. Союзно-республиканские министерства и комитеты преобразовывались в государственные органы Республики Беларусь. Комитет госбезопасности при Совете Министров был переподчинен Верховному Совету, при этом ликвидировались службы политического сыска, некоторые другие управления. В кадровой политике КГБ усилились требования к профессионализму сотрудников. Совету Министров были подчинены пограничные войска КГБ, местные органы военного управления, железнодорожные войска, система гражданской обороны.

5.2 Принятие Конституции и введение должности Президента Республики Беларусь.

        Важное значение для закрепления суверенитета республики имело принятие Верховным Советом 15 марта 1994 г. Конституции Республики Беларусь. Республика Беларусь была провозглашена унитарным демократическим социальным правовым государством.

        Согласно Конституции, основанной на принципе разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной, — Верховный Совет Республики Беларусь являлся высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти Республики Беларусь. Главой государства и исполнительной власти стал Президент Республики Беларусь. Его полномочия включали важнейшие вопросы жизнедеятельности страны: защиту суверенитета, национальной безопасности и территориальной целостности Республики Беларусь, обеспечение политической и экономической стабильности, сохранение прав и свобод граждан.

       В 1994 г. первым Президентом Республики Беларусь был избран А. Г. Лукашенко.

        Однако функции разных ветвей власти оказались неточно определенными. В Верховном Совете группа депутатов стала добиваться ограничения полномочий Президента. На этом основании возникло острое противостояние между законодательной и исполнительной властями.

5.3 Референдумы 1995 и 1996г.

        Важную роль в разрешении этой проблемы сыграл республиканский референдум, проведенный по инициативе Президента 14 мая 1995 г. Президент получил поддержку граждан по всем четырем вопросам, вынесенным на общенародное обсуждение: о придании русскому языку статуса, равного с белорусским; об установлении новых Государственного флага Республики Беларусь и Государственного герба Республики Беларусь; об одобрении действий Президента, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией; о внесении изменений в Конституцию Республики Беларусь 1994 г., дающих возможность Президенту досрочно прекратить полномочия Верховного Совета в случае нарушения Конституции.

        С целью уточнения статей Конституции Республики Беларусь, посвященных осуществлению принципа разделения властей, требовалось проведение еще одного референдума. По конституционному положению единственным источником государственной власти в Республике Беларусь является народ. Поэтому по предложению Президента Парламент обратился непосредственно к народу и назначил на 24 ноября 1996 г. проведение республиканского референдума. На голосование были вынесены два проекта обновленной Конституции, предложенные один Президентом, второй — частью депутатов Верховного Совета. Проект Конституции, предложенный Президентом, предусматривал расширение его полномочий как главы государства. Депутатский проект, напротив, требовал существенного их ограничения. Также поднимались вопросы об отношения к смертной казни, о частной собственности на землю и о переносе Дня независимости с 27 июля на 3 июля. По сути, голосование отвечало на вопрос о том, кого поддержит белорусский народ.

        По официальной версии ЦИК Белоруссии результаты референдума были следующие:

По вопросам, инициированным президентом

  • за одобрение переноса Дня независимости проголосовали 88,18%

  • за принятие Конституции Республики Беларусь с изменениями и дополнениями, предложенными А. Г. Лукашенко, проголосовали 70,45%

  • за одобрение свободной, без ограничений, покупку и продажу земли проголосовали 15,35%

  • за отмену смертной казни проголосовали 17,93%

По вопросам, инициированным парламентом

    • за принятие Конституции Республики Беларусь с изменениями и дополнениями, предложенными депутатами фракций коммунистов и аграриев проголосовали 7,93%

    • за выборность руководителей местных органов исполнительной власти проголосовали 28,14%

    • за одобрение вопроса «Согласны ли Вы, что финансирование всех ветвей власти должно осуществляться гласно и только из государственного бюджета?» проголосовали 32,18%

         В 2001 г. А. Г. Лукашенко был избран Президентом РБ на второй срок. 17 октября 2004 г. на всенародное обсуждение был вынесен вопрос: «Разрешаете ли Вы первому Президенту Республики Беларусь Лукашенко А. Г. участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента и принимаете ли часть первую статьи 81-й Конституции Республики Беларусь в следующей редакции: „Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании?“», — его поддержало 79,4 % от числа граждан, внесенных в списки для голосования. На основании итогов голосования из статьи 81-й Конституции Республики Беларусь была исключена ее вторая часть: «Одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков».

5.4 Основы государственного строя суверенной Республики Беларусь.

        Согласно Конституции Главой государства является Президент Республики Беларусь. Он считается гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.

Полномочия Президента Республики Беларусь

  • назначает республиканские референдумы;

  • назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;

  • распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией;

  • с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра;

  • определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;

  • с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов;

  • с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;

  • обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики;

  • обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики; имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением;

  • подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;

  • имеет право отменять акты Правительства;

  • формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь; назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности;

  • является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь;

  • вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;

  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами.

        Представительный и законодательный орган власти — Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь. Он состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики. За Парламентом закреплены функции обсуждения и принятия законов, государственного бюджета, контроль за исполнением бюджета. Законы, принятые Парламентом, регулируют все важнейшие сферы государственной и общественной жизни. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется всем населением республики, которое обладает избирательными правами и относится к соответствующим избирательным округам. Совет Республики является палатой территориального представительства. Его члены избираются от областей, г. Минска, а также назначаются Президентом.

        Исполнительную власть в нашей стране осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь. В своей деятельности он подчинен Президенту и подотчетен Парламенту. Правительство состоит из премьер-министра, заместителей премьер-министра и министров.

        Судебная власть принадлежит судам и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти. Судебная система Республики Беларусь включает Верховный суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды. К хозяйственным судам относятся Высший хозяйственный суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и приравниваемые к ним суды, хозяйственные суды городов и районов. Контроль за конституционностью правовых актов в государстве осуществляет Конституционный суд Республики Беларусь.

Вывод

 

Президентская форма правления в Республике Беларусь формировалась постепенно.

Высшее руководство в Белорусской ССР с момента её провозглашения и вплоть до Августовского путча 1991 года осуществляла Коммунистическая партия Белоруссии в составе КПСС. Высшим органом Компартии Белоруссии был Центральный Комитет (ЦК), и Первый секретарь ЦК КП Белоруссии был фактическим руководителем республики в 1920-1991 годах.

Высшим законодательным органом Белорусской ССР в 1921-1938 годах был Всебелорусский съезд Советов, а в 1938-1991 годах - однопалатный Верховный Совет, депутаты которого (кроме выборов 1990 года), после обязательного одобрения руководством Компартии Белоруссии, избирались на безальтернативной основе на 4 года (с 1979 года - на 5 лет). Для ведения повседневной административной работы Верховный Совет избирал постоянно действующий Президиум, номинально выполнявший функции коллективного главы республики.

Информация о работе Референдум 1995 и 1996 годов и строительство президентской формы правления в Беларуси