Реформаторская деятельность Екатерины II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 11:14, реферат

Описание работы

Минуло много лет, но споры о значении царствования Екатерины и о ее личности, вопреки утверждению многих, так и не утихли. Все новые и новые поколения историков, литераторов, публицистов возвращались к событиям далекого и, казалось бы, хорошо изученного прошлого, всматривались в дела и мысли той, кого современники называли «Семирамидой Севера», пытаясь понять, чем была для России эта необычная женщина, какое место занимает она в судьбе страны, какой след оставила в ее истории. Екатерину и после ее смерти восхваляли и порицали, как восхваляют или порицают живого человека, стараясь поддержать или изменить его деятельность.

Файлы: 1 файл

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ РЕФЕРАТ.docx

— 111.37 Кб (Скачать файл)

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ РЕФЕРАТ

 

 

 

                                  По курсу

 

                               История России.

 

 

 

                                   На тему

 

                  Реформаторская деятельность Екатерины  II

 

 

 

                            ученика 11 класса «Б»

 

                           Рахлевского Александра

                            aleksander@mailru.com

 

 

 

                                Москва, 2001

 

                                 Вступление.

 

      Минуло много лет,  но споры о значении царствования  Екатерины  и  о  ее

личности, вопреки утверждению  многих,  так и не утихли. Все  новые  и  новые

поколения  историков,  литераторов,  публицистов  возвращались  к   событиям

далекого и, казалось бы, хорошо изученного прошлого, всматривались в дела  и

мысли той, кого современники называли «Семирамидой Севера», пытаясь  понять,

чем была для России эта  необычная  женщина,  какое  место  занимает  она  в

судьбе страны, какой след оставила  в  ее  истории.  Екатерину  и  после  ее

смерти  восхваляли и порицали, как восхваляют или порицают живого  человека,

стараясь поддержать  или  изменить  его  деятельность.  И  Екатерины  II  не

миновал столь обычный и печальный  вид  бессмертия  —  тревожить  и  ссорить

людей после смерти. Ее имя  служило  мишенью  для  дискуссии  противников  и

приверженцев ее политического  направления. Уронить ее бюст или  удержать  на

пьедестале значило тогда дать то или другое направление жизни.

 

      Я считаю  тему  «Реформаторская деятельность Екатерины  II»   достаточно

актуальной, потому что в наше политически  и экономически нестабильное  время

очень сложно выбрать верный путь развития страны, и мне кажется,  что  ответ

на вопрос о правильной  дороге  в  нашей  истории,  которая,  как  известно,

повторяется, а именно в деятельности  Екатерины  II   скрыто  руководство  к

действию будущих правителей.

 

      Её  правительство  не разрушало все традиции  и  устои,  а  пользовалось

положительными  наработками   своих  предшественников,  тем  не  менее  ведя

государство по собственной программе. И значительное место в этой  программе

занимали  не  только  задачи  вытекающие   из   практических    потребностей

времени   (усиление   могущества   империи,   укрепление    государственного

строя и  позиций  в  нем  дворянства  и  пр.),   но  и  отвлеченные  теории,

усвоенные  императрицей  преимущественно   из   французской   литературы   -

Вольтера, Дидро,  Монтескье,  Д’Аламбера.  Это  последнее  обстоятельство  и

позволяет характеризовать ее время  как период "просвещенного абсолютизма".

 

      Смысл просвещенного   абсолютизма   состоял   в   политике   следования

идеям  Просвещения,   выражающейся   в   проведении   реформ,   уничтожавших

некоторые наиболее одиозные феодальные институты (а иногда делавшие   шаг  в

сторону   буржуазного  развития).   Мысль  о  государстве   с   просвещенным

монархом,  способным преобразовать  общественную  жизнь  на  новых,  разумных

началах, получила в XVIII веке   широкое  распространение.  Сами  монархи  в

условиях  разложения  феодализма,  вызревания  капиталистического    уклада,

распространения идей Просвещения  вынуждены были встать на  путь  реформ.   В

роли тогдашних "просветителей"  выступали  и прусский король Фридрих  II,  и

шведский - Густав III,  и  австрийский  император  Иосиф  II.  В  России  же

развитие и воплощение начал  просвещенного  абсолютизма  приобрело  характер

целостной    государственно-политической    реформы,    в   ходе     которой

сформировался новый государственный  и правовой облик абсолютной монархии.

 

      Внутренняя  и   внешняя   политика   второй   половины   XVIII   века,

подготовленная мероприятиями  предшествующих царствований,  отмечена  важными

законодательными актами,  выдающимися  военными  событиями  и  значительными

территориальными  присоединениями.  Это  связано  с  деятельностью   крупных

государственных и военных деятелей екатерининской  эпохи:   А.Р.  Воронцова,

П.А.  Румянцева,   А.Г.  Орлова,  Г.А.  Потемкина,  А.А.  Безбородко,   А.В.

Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других.

 

      Впрочем,  надо  признать,  что  многие  десятилетия   у  нас  в  стране

Екатерина II  особой  популярностью  среди  историков  не  пользовалась.  Ни

школьник, ни студент не нашли бы на страницах  своих  учебников  сведений  о

жизни императрицы, о ее личности, образе мыслей, творчестве. С 1907 по  1990

год ни  разу  не  переиздавались  «Записки»  Екатерины,  ее  пьесы,  статьи,

сказки, научные сочинения, законопроекты.  Когда-то,  еще  в  прошлом  веке,

известная  детская  писательница  и  педагог  А.О.Ишимова,  предваряя   свое

повествование  о  царствовании   Екатерины   Великой,   предупреждала   юных

читателей: «Вы будете  удивляться  делам  этой  государыни,  как  удивлялись

некогда дети греков и римлян, слушая рассказы о знаменитых подвигах богов  и

героев своих».  Большинству  детей  XX  века  слушать  и  читать  истории  об

императрице Екатерина II не довелось, хотя она была выдающимся  политическим

деятелем правившей Россией,  и  люди  окружавшие  императрицу  были  так  же

людьми незаурядными: Суворов,  Ушаков, Фонвизин, Державин,  Боровиковский  и

Баженов. Если имя Екатерины и  попадалось им на глаза,  то  лишь  в  связи  с

описаниями ужасов крепостничества, восстанием Пугачева или рядом с  не  очень

понятным, тогда, термином «просвещенный  абсолютизм».

 

      Увы, как говорится,  «свято место пусто не бывает»,  и взамен  серьезных

и добротных исследований любителям  истории долго  приходилось  удовлетворять

жажду познания  прошлого  историческими  романами.  Буйная  фантазия  многих

авторов чаще всего  рисовала  Екатерину  коварной,  жестокой  и  развратной,

главным занятием которой на протяжении трех с лишним десятилетий  пребывания

у власти было менять любовников. А  между тем, книги совсем иного  рода,  где

Екатерина  описывалась,  как  один  из  самых   выдающихся   государственных

деятелей в истории России, печатались  в  Англии,  США,  Германии,  Франции,

Италии. И уже в конце 1980-х  годов  посещавшие   Москву  западные  историки,

увидев обилие на книжных лотках новых изданий о    Петре  I,  с  недоумением

спрашивали: «Почему Петр? Почему не Екатерина?»

 

      Двухсотлетняя годовщина  со дня смерти Екатерины Великой,  отмечавшаяся

в 1996 году, стала поводом для  ученых разных стран вновь  вспомнить  о  той,

суждения о  которой  все  это  время  оставались  крайне  противоречивыми  и

неоднозначными. Видимо, это естественно, ведь  всякая  личность,  а  крупная

личность особенно, всегда противоречива. Но дело не только в  этом.  Сколько

бы десятков самых серьезных, умных  и глубоких докладов ни было бы  написано,

наверное, навсегда останется Загадка  Екатерины. Ибо как иначе можно  назвать

то,  что  во  второй  половине  XVIII  века  в  России  —  стране  с  такими

устойчивыми традициями на троне оказалась  женщина, да к тому же  не  имевшая

ровно никаких прав на престол, да к тому же свергнувшая с него  собственного

мужа, законного государя, да к тому же иноземка, до конца  жизни  говорившая

с немецким  акцентом?  И  не  просто  «оказалась»,  но  в  «эпоху  дворцовых

переворотов», то есть во времена, когда  удержаться на троне было не  так  уж

просто, пребывала на нем долгие 34 года, пока не сошла  в  могилу,  оставляя

по себе такую память, что даже известный своим мрачным взглядом  на  русскую

историю  Петр  Чаадаев  вынужден   был   признать:   «Излишне   говорить   о

царствовании Екатерины II, носившем столь национальный характер, что,  может

быть, еще никогда ни один народ  не отождествлялся до такой степени  со  своим

правительством, как русский народ  в эти годы побед и благоденствия».

 

      Как я уже сказал  события второй половины XVIII века  нам не могут  быть

безразличны, не только как часть  нашей  истории,  но  и  потому,  что  иные

проблемы той поры актуальны  и сегодня, а многие мысли и  суждения  Екатерины

II звучат так свежо и современно,  будто  высказаны  только  вчера.  И  лишь

архаичное построение фраз и  старомодные  обороты,  непривычные  для  нашего

уха, выдают автора, писавшего почти  два века назад.

 

      Жизнь всякого  человека в сущности загадка,  и даже он сам, к сожалению,

не всегда в состоянии объяснить  свои поступки. Тем более  непостижима  жизнь

человека, отдаленного от нас веками истории.  Ведь,  пытаясь  разобраться  в

его  судьбе  и  характере,  мы  непроизвольно  сравниваем   его   с   собой,

«переводим» слова и поступки двухсотлетней  давности на  современный  язык  —

совсем иной, чем тот, на котором  говорил он сам. А значит,  мы  обречены  на

ошибку. Но осознание этого  парадокса  не  может  служить  преградой  нашему

желанию познать прошлое, и потому стоит  попробовать  вновь  приглядеться  к

долгой, наполненной яркими событиями  жизни Екатерины  II,  к  перипетиям  ее

судьбы, к мыслям и поступкам  императрицы. И тогда, быть может, завеса  тайны

немного приоткроется, и мы, если не прикоснемся к  истине,  то,  по  крайней

мере, ощутим, что она близко.

 

 

 

                                  Биография

 

      София Августа  Фредерика родилась 21 апреля  (по  старому  стилю)  1729

года в городе Штеттине. Теперь он называется Щецин и находится  в  Польше,  а

в ту далекую пору  принадлежал  Пруссии.  Служил  прусскому  королю  и  отец

девочки, принц Христиан  Август  Ангальт-Цербстский,  имевший  чин  генерал-

майора прусской армии и командовавший  расквартированным в Штеттине полком.

 

      Мать Софии,  Иоганна   Елизавета,  была  дочерью  принцессы   Альбертины

Фредерики Баден-Дурлах и принца-епископа Любекского Христиана  Августа.  Его

родной брат, герцог Голштинский  Фридрих IV (Фридрих Карл), в  свою  очередь,

был женат на  Годвиге,  родной  сестре  шведского  короля  Карла  XII,  того

самого, что противостоял Петру I во время Северной войны.

 

      Мать Екатерины  часто брала в свои поездки  по городам Германии  старшую

дочь, которая, таким образом, с  раннего детства не была привязана  к  дому  и

привыкала к необходимости вести  себя в соответствии  с  правилами  приличий,

подчиняя им свои естественные наклонности. Между  тем,  София  росла  живой,

подвижной девочкой.

 

      Гувернантка принцессы,  отмечала в ней независимый  нрав, а  сама  София

более всего  любила  резвиться  с  другими  детьми,  предпочитая  грубоватые

мальчишеские забавы спокойным  и чинным играм девочек. Кардель  читала  своей

воспитаннице  книги  знаменитых  французов  —  Корнеля,   Расина,   Мольера,

благодаря  чему  девочка  рано  приохотилась   к   современной   французской

литературе, любовь к  которой  сохранила  на  всю  жизнь.  Домашние  учителя

обучали принцессу Софию тому, чему и надлежало учить  девушку  ее  круга,  —

истории и географии, немецкому  и французскому, музыке и богословию.

 

      Однако не все  ответы пастора удовлетворяли  принцессу. Так однажды  она

вступила с ним в жаркий спор, отстаивая право «великих мужей  древности»,  в

частности императоров Тита и Марка  Аврелия, на пребывание в раю, хотя они  и

не  ведали  Божественного  Откровения.  При  этом   пастор   апеллировал   к

Священному Писанию, а его ученица  — к принципам справедливости.  Другой  раз

София  во  что  бы  то  ни   стало,   захотела   узнать,   чем   был   хаос,

предшествовавший мирозданию.

 

      Отношения принцессы  с матерью сердечностью не  отличались.  Считалось,

что шансов на удачное замужество у Фике (так называли ее домашние)  немного,

и принцесса Иоганна Елизавета  воспитывала дочь в строгости.  В  семь  лет  у

Фике отобрали все игрушки, старались  подавлять всякие проявления гордости  и

высокомерия,  нередко  заставляя   целовать   край   платья   знатных   дам,

приезжавших к ним в дом. Однако  смиреннее  маленькая  принцесса  не  стала,

скорее наоборот: научилась скрывать свои истинные  чувства  и  притворяться,

что очень пригодилось ей впоследствии. Уже в  детстве  она  была  склонна  к

самостостоятельности.

 

      Почти все, что  нам известно о детстве Софии,  восходит к ее собственным

мемуарам. Свидетельств же людей, знавших  ее в те годы, очень мало. Но  разве

можно назвать обыкновенной женщину, уже в детстве  отличавшуюся  «серьезным,

расчетливым и холодным» умом, не склонную к легкомыслию? И разве  не  именно

эти качества столь необходимы политику? Очевидно, что  юная  принцесса  Фике

уже в детстве  обладала  многими  из  тех  качеств,  которые  и  сделали  ее

Екатериной Великой. К тому же находились люди, смотревшие  на  Софию  иначе.

Так, некий монах предсказал, что  в будущем ее ждут три  короны,  а  шведский

вельможа  граф  Гюлленборг  посоветовал  принцессе  Иоганне  Елизавете  быть

повнимательнее к дочери, заметив:  «Ваше  высочество,  вы  не  знаете  этого

Информация о работе Реформаторская деятельность Екатерины II