Реформаторская деятельность Екатерины II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 11:14, реферат

Описание работы

Минуло много лет, но споры о значении царствования Екатерины и о ее личности, вопреки утверждению многих, так и не утихли. Все новые и новые поколения историков, литераторов, публицистов возвращались к событиям далекого и, казалось бы, хорошо изученного прошлого, всматривались в дела и мысли той, кого современники называли «Семирамидой Севера», пытаясь понять, чем была для России эта необычная женщина, какое место занимает она в судьбе страны, какой след оставила в ее истории. Екатерину и после ее смерти восхваляли и порицали, как восхваляют или порицают живого человека, стараясь поддержать или изменить его деятельность.

Файлы: 1 файл

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ РЕФЕРАТ.docx

— 111.37 Кб (Скачать файл)

императрица  поручила  и  работу  над  проектом   нового   административного

устройства Украины. Теплов составил «Записку о Малой России», где, в  полном

соответствии с волей своей  державной  заказчицы,  доказывал,  что  нынешняя

система   управления   на   Украине   никак   не   соответствует   характеру

самодержавного  государства.  Разумовский,  после  переворота  попытавшийся,

наоборот, добиться того, чтобы гетманство на Украине  стало  наследственным,

легко уступил  и  в  конце  1764  года  вышел  в  отставку.  Для  сохранения

видимости,  что  автономия  Украины  не  уничтожается  вовсе,  была  создана

Малороссийская коллегия,  которую  возглавил  П.А.Румянцев.  Он  же  стал  и

генерал-губернатором Украины, чем  подчеркивалось, что такая смешанная  форма

управления носит временный, переходный характер.

 

      Румянцев   получил   подробную   секретную   инструкцию    императрицы

постепенно   ликвидировать   все   особенности   социально-политического   и

экономического устройства Украины  с тем, чтобы  она  стала  полноценной,  то

есть способной приносить пользу,  губернией  Российской  империи.  Екатерина

была недовольна тем,  что  на  Украине  сохранялись  монастырские  земельные

владения, что свободное передвижение украинских крестьян мешало сбору с  них

податей, да и точное число налогоплательщиков было неизвестно,  что  там  не

проводились рекрутские наборы и  никто  не  следил,  как  товары  уходят  за

границу. Иначе говоря, империя  не извлекала из этих земель всей той  выгоды,

на которую могла рассчитывать.

 

      Румянцев успешно  справился с возложенной  на  него  задачей.  Железной

рукой, хотя и опять же постепенно, за несколько десятилетий он  ликвидировал

все  остатки  былой  казачьей  вольницы,  изменил  прежнее  административное

деление по общероссийскому образцу  и для облегчения сбора податей  прикрепил

крестьян к земле, то есть фактически ввел на Украине крепостное право.

 

                            Крестьянский вопрос.

 

      Ошибочно  думать,  что  увлекшись  «Наказом»,  сенатской  реформой   и

реформами в области экономики  Екатерина  забыла  про  крестьянский  вопрос.

Просто она убедилась, что всякая попытка радикального его решения  неминуемо

вызовет волну дворянского протеста, которая может  захлестнуть  и  её  саму.

«Едва посмеешь сказать, что они (крестьяне) такие же люди, как  мы,  и  даже

когда я сама это говорю, - с горечью  писала императрица,  -  я  рискую  тем,

что в меня станут бросать каменьями. Но Екатерина не отступилась  от  своего

замысла и будучи искусным политиком  предпочитала  действовать  осторожно  и

неспеша.  Первые  свои  попытки  изменить  ситуацию   Екатерина   начала   с

Лифляндии. После посещения в 1764 году прибалтийских  провинций  она  велела

лифляндскому губернатору Ю.Ю. Броуну

 

      Обсудить отношение  крестьян и помещиков на заседании   ландтага  (орган

сословного представительства). На этом заседании Броун отметил, что  главное

зло  состоит  в  отсутствии  у  крестьян  права  собственности  и   требовал

установить  это  право  на  движимое  имущество,  а  также  регламентировать

крестьянские повинности и пресечь  продажу крестьян за  границы  Лифляндии  и

торговлю ими поодиночке. Принятые тогда меры  в  1816-1818  годах  облегчили

Александру I отмену крепостного права  в Прибалтике.

 

      В 1771 году правительство   Екатерины  предприняло  попытку   ограничить

продажу крестьян без земли, запретив торговлю ими  с  аукциона.  В  1773году

Сенат, ссылаясь на Наказ, предписал  строго соразмерять наказание крестьян  с

совершенным преступлением и, в  частности, сечь плетьми, а  не  кнутом,  ибо,

наказание кнутом в нашей стране почти равнялось смертной казни. В 1775  году

им было запрещено продавать  своих  крепостных  в  услужение  людям  на  срок

более 5 лет. В марте того же года уже упомянутым манифестом отменялось  (что

соответствовало планам Екатерины,  обозначенным  еще  в  черновиках  Наказа)

многие десятилетия существовавший закон,  по  которому  отпущенных  на  волю

следовало непременно вновь закрепостить. Теперь их было велено записывать  в

купечество или в мещанство. Так фактически впервые была  декларирована  сама

возможность освобождения от крепостных пут, и в России  появилась  категория

свободных граждан. Не случайно на это  екатерининское постановление  ссылался

впоследствии Александр I в своём  указе о вольных хлебопашцах 1803года.

 

      Свободными объявлялись  и питомцы  воспитательных  домов,  а  в  случае

брака –  их  супруг  или  супруга.  Запрещено  было  обращать  в  крепостную

зависимость церковников, пленных  и незаконнорожденных. Иначе  говоря,  сфера

крепостничества  сужалась,  ограничивалось  его  распространение  на   новые

категории населения. Так же я  хотел  бы  коснуться  такого  документа,  как

Дворянская грамота, где вопрос  о  владении  крепостными  обойден  стороной.

Лишь одна статья грамоты,  да  и  то  появившиеся  в  ней,  по-видимому,  на

последнем этапе работы над документом,  подтверждала  право  дворян  владеть

деревнями. Многих историков эта  статья ввела в  заблуждение,  ведь  понятно,

что деревня – это не только избы, но  и  живущие  в  них  крестьяне.  Однако

законодательная практика того времени  рассматривала деревни и крестьян   как

два самостоятельных субъекта владения.

 

      Характерна следующая  запись в бумагах императрицы,  позднее воплощенная

в одном из указов: «Всякий помещик  знает свою отмеженную  границу  –  земля,

лес и всё угодье его. Мужик его  же и все, что сей нажил и  выработал, его  же

».

 

      Не смотря на  то, что многие проекты Екатерина   не смогла  воплотить  в

жизнь, т.к. они не нашли широкой  общественной поддержки, тем  не  менее  она

создала  предпосылки   для  дальнейшего   реформирования   отношений   между

землевладельцами и крестьянами, что и произошло при Александре I.

 

 

                          Административная реформа.

 

 

                     Учреждения для управления губерний.

 

      Екатерина  не  питала  иллюзий  по  поводу  исполнения   изданных   ею

законопроектов. Она решила укрепить «властную вертикаль». Это её  желание  в

совокупности с давно назревшими проблемами  в  управлении  породило  главное

событие 1775 года появление на  свет  одного  из  важнейших  законодательных

актов Екатерины II — «Учреждения  для управления губерний».  Само  знакомство

с этим  обширным  документом  объемом  более  полутораста  печатных  страниц

убеждает, что готовя его, императрица  проделала  поистине  гигантский  труд.

Об этом свидетельствуют  и  многочисленные  черновики,  сохранившиеся  в  ее

архиве. Как единодушно  утверждают  историки  русского  права,  «Учреждения»

были новым словом в  законодательной  практике  России:  документ  отличался

простым и  ясным  языком,  без  сложных  иностранных  терминов  и  при  этом

детальной    разработкой    норм    государственного,     административного,

финансового, семейного и других  отраслей  права.  Созданная  по  губернской

реформе 1775 года система  местного  управления  просуществовала  до  реформ

1860-х годов,  а  введенное   ею  административно-территориальное   деление  —

вплоть до Октябрьской революции.

 

      За основу деления  страны на  губернии  Екатерина   взяла  территории  с

населением  в  300—400   тысяч   человек,   причем   никакие   национальные,

исторические или экономические  особенности во внимание не принимались.  Зато

так  было  гораздо  удобнее  осуществлять  управление  страной  из   центра.

Исполнительную  власть  в  губернии  возглавлял  губернатор   или   генерал-

губернатор,  при  котором   создавалось   губернское   правление.   Губернии

членились на уезды с населением в 20—  30  тысяч  человек.  Власть  в  уезде

возглавлял  городничий.  Для  управления  городами   учреждался   губернский

магистрат, а в самих городах  — городовые магистраты.

 

      Губернская реформа  1775 года стала  важным  этапом  по  окончательному

превращению России в  унитарное  государство  путем  введения  единообразной

системы  управления  на  всей  территории  империи.  Новые  земли,   которые

впоследствии присоединялись к  империи, сразу же получали  органы  управления

в соответствии с «Учреждениями». И хотя позднее, при Павле I и Александре  I

некоторые  национальные  окраины   вновь   обрели   отдельные   традиционные

институты власти, характер государства  в целом это изменить  уже  не  могло.

Важность  же  унификации  управления  состояла  прежде  всего  в  том,   что

громоздкая  конструкция,  которую  представляла   собой   многонациональная,

обширная по территории, с разнообразными  климатическими,  экономическими  и

культурными   условиями   Российская   империя,    становилась    необычайно

устойчивой.

 

      Введение  «Учреждений»  означало  и  судебную  реформу.  Еще  Петр   I

попытался  создать  самостоятельную  судебную  власть,  то   есть   судебные

учреждения, отделенные от органов  исполнительной власти.  Однако  после  его

смерти содержание самостоятельных  судов показалось новым  правителям  затеей

слишком  дорогой,  и  право   суда   возвратили   местным   администраторам.

Перечисляя «болячки» страны, обнаруженные в первые  годы  своего  правления,

Екатерина отмечала  и  то,  что  «та  же  места,  коя  решит  дело,  оная  и

исполняет».  Хорошо  знакомая  с  идеей  Монтескье  о  разделении   властей,

императрица установила новую систему  судебных органов. Правда, не  до  конца

независимых:  губернатору  вменялось  в  обязанность  бороться  с   судебной

волокитой.

 

      Как  уже   ясно  из  вышесказанного,  «Учреждения»   1775   года   были

многоцелевым  и  многоаспектным  документом.  Коснулись  они  и  еще  одного

важного  для  того  времени  вопроса.  Уже  в  Уложенной  комиссии   дворяне

выступали с требованием передать в их руки управление на  местах,  и  теперь

императрица решила пойти им навстречу.  Согласно  «Учреждениям»,  целый  ряд

должностей местной администрации  — заседатели судов разных ступеней,  в  том

числе  совестного,  уездные  судьи,  земские  капитан-исправники  и  др.   —

замещались выборными из местных  дворян. Казалось, что таким образом  дворяне

станут, с одной стороны, хозяевами  в своих губерниях, а с другой —  вышедшие

после 1762 года в отставку помещики смогут получать дополнительные  средства

к существованию, почти не выезжая  из своих имений. Но Екатерина не  забывала

и  об  интересах  страны.  Фактически  так  удавалось  вернуть   дворян   на

государственную   службу   и   заполнить   многочисленные   административные

должности, которые в ином случае рисковали  остаться  вакантными.  При  этом

дворянская сословная организация  как бы становилась частью  государственного

аппарата,  поскольку  все   дворянские   должности,   включая   предводителя

дворянства,  соотносились  с  Табелем  о  рангах  и  получали   определенный

классный чин.

 

      Екатерина понимала, что только издать новый закон  мало, и, как  могла,

зорко следила за судьбой  своего  детища.  «Князь  Александр  Алексеевич!  —

пишет она Вяземскому  в  ноябре  1775  года.  —  Всуе  будет  всякое  доброе

учреждение, ежели не падет жребий исполнения онаго  на  людей  совершенно  к

тому способных. На сем основании  возвращаю я доклад от  Сената...  о  чинах,

помещаемых в палаты судные  Тверскаго  и  Смоленскаго  наместничеств.  Я  не

могла оной утвердить потому, что  не вижу я тут людей, искусившихся  в  делах

ею  родов,  к  коим  они  определяются.  ...  Я  чаяла,   что   выбор   оных

соответствовать будет лучшей моей  надежде  и  что  к  сим  местам  взыщутся

искуснейшие из членов Юстиц - и  Вотчинной  коллегии,  с  коих  Сенат  лучше

знать может. И ради сего еще раз  я хочу повторить вам мое  желание,..  чтобы

из сих обоих мест в председатели палат  и  верхнего  земского  суда  избраны

были достойные люди, а хотя и  из других, но конечно такие, что  уже  на  деле

в своих способностях  испытаны...  должно  во  оные  ко  исполнению  частных

должностей избрать умеющих, а  не людей, что в делах новы  и  упражнялись  во

всю жизнь в иных званиях».

 

      Одним из важнейших  последствий введения «Учреждений»  было значительное

увеличение   армии   чиновников,   которые   все   больше   превращались   в

самостоятельную   и   грозную   политическую   силу.   Укрепление   аппарата

управления,   а   следовательно,   бюрократизация   страны   соответствовала

представлению о том,  каким  должно  быть  регулярное  государство.  Но  его

конструкция оставалась еще далеко не завершенной. В 1782  году  появился  ее

новый  важный  элемент  —  «Устав  благочиния»,  еще  один  плод   увлечения

императрицы законотворчеством.

 

      Если согласно  «Учреждениям», страна была разбита  на губернии, губернии

Информация о работе Реформаторская деятельность Екатерины II