Реформы 1860 – 1880-х гг. на территории Мордовии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 17:49, реферат

Описание работы

На рубеже 50-60-х гг. XIX в. в отечественной истории произошли два события, во многом предопределившие закономерное завершение поворота к процессу модернизации российского общества, обозначившегося в начале столетия: поражение России в Крымской войне и отмена крепостного права. Первое привело к осознанию необходимости коренных преобразований в социально-экономической системе, второе положило им начало и определило стратегию и тактику.
Несмотря на то, что российская экономика в первой половине XIX в., даже при сохранении крепостничества, развивалось поступательно, увеличивалось ее отставание от экономик раннеиндустриальных стран, обеспечивших стремительный экономический рост под влиянием промышленного переворота. Поражение России в Крымской войне, продемонстрировавшее это отставание, подтолкнуло правительство к созданию модернизационной политики, выражением которой стали великие реформы 1860-1880-х гг., которые оказали серьезное воздействие на экономику, способствуя ее капитализации.

Содержание работы

Введение
3
1. Аграргые преобразования в 1860-х гг. в мордовском крае
1.1 Предпосылки отмены крепостного права
4
1.2 Подготовка и отмена крепостного права
5
1.3 Значение отмены крепостного права
9
2. Буржуазные реформы
2.1 Судебная реформа
11
3. Реформы местного самоуправления
3.1 Земская реформа
15
3.2 Городская реформа
19
3.3 Военная реформа
22
Заключение
25
Список используемой литературы
26

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 60.30 Кб (Скачать файл)

Крестьянская реформа 1861 г. принесла свободу более чем 30 миллионам крепостных крестьян, расчистила дорогу для становления буржуазных отношений, экономической модернизации страны. Вместе с тем она имела половинчатый характер, служила компромиссом между государством и обществом, между двумя основными сословиями – помещиками и крестьянами, а также между различными общественно-политическими течениями. Реформа позволила сохранить помещичье землевладение, обрекла крестьян на малоземелье, нищету и экономическую зависимость от помещика. Она не смогла решить аграрный вопрос в России, которой оставался острым и в пореформенное время. Однако, несмотря на свою непоследовательность и противоречивость, она стала переломным моментом, гранью между Россией крепостной и Россией свободного предпринимательства, создав необходимые условия для утверждения капитализма в стране. По равнению с крепостной эпохой резко возросли темпы экономического развития, сложилась социальная структура, характерная для капиталистической страны: сформировались новые социальные слои населения – пролетариат и промышленная буржуазия. Изменилось и крестьянство. На смену темному, забитому, патриархальному крестьянину пришел человек, побывавший на заработках в городе, много видевший и многому научившийся.

Отмена крепостного права и последующие реформы в суде, образовании, печати, в области финансов, военном деле обеспечили прочное положение России в ряду крупнейших мировых держав.

 

 

 

 

                            2. Буржуазные реформы

                       2.1 Судебная реформа

 

До реформы 1864 г. в России не было единой судебной системы. Суд был представлен различными сословными учреждениями, иногда сочетающими в себе как судебные, так и административные функции. Подсудность не была четко определена законом, и на практике дело могло пройти до 14 инстанций. Из-за сложности и запутанности судебной системы хождение по судам приравнивалось современниками к «хождению по мытарствам», состав суда, как назначаемый, так и выборный, отличался пестротой. Отсутствие образования у судей и заседателей приводило к тому, что даже в Сенате образованные люди были большой редкостью, не говоря уже о судах первой инстанции. Зависимость суда и прокуратуры от администрации, давление которых было делом обычным, лишала суд самостоятельности и втягивала в неповоротливый бюрократический механизм, где процветали взяточничество.

Анализируя деятельность правительственных учреждений Саранского уезда Пензенской губернии в первой половине XIX в., Г. П. Петерсон отмечал: «В те времена на производство дел в том или ином направлении имели большое влияние знакомство, родство, взятка, слывшая впрочем, под более благозвучным названием «благодарность». Служебный произвол, превышение власти и недоступность законного восстановления нарушенных прав, особенно для представителей непривилегированных сословий, то есть мещан, разночинцев, крестьян, были явлением обычным. Ярким примером тому может служить дело о краснослободском мещанине Петре Линькове, который неоднократно сообщал пензенскому губернскому начальству о злоупотреблениях краснослободских чиновников. Он обвинял их в попустительстве махинациям винного комиссионера Савостьянова, преступными действиями родственника секретаря уездного суда Резепа Позднякова, захватившего имение и мельницу мещанки Константиновой. Но потом подвергся преследованиям со стороны временного отделения земского суда, которое обличал в произволе. Против него было возбуждено дело об оскорблении земского суда; он был схвачен и, несмотря на стужу, босиком отправлен в острог. Все попытки призвать к справедливости были напрасны, на доказательства, представленные в его доносах, не было обращено никакого внимания. В итоге указом Правительствующего сената от января 1851 г. Линьков был признан виновным «в оскорблении поносительными словами чиновников при исполнении имя обязанностей» и, учитывая «бытность него неоднократно под судом по делам подобного рода», он был подвергнут заключению в смирительный дом на 6 месяцев.

То, что дореформенный российский суд был одним из ярких показателей отставания страны от передовой Европы и не мог обеспечить защиту отношений собственности и прав личности в новых экономических условиях, связанных с ростом предпринимательства и торговли, с потребностью привлечения иностранного капитала, было достаточно очевидно. Необходимость коренных преобразований в системе правосудия осознавалась не только передовой общественностью, но и представителями власти. Но предпринимавшиеся до 60-х гг. XIXв. попытки совершенствования судебной системы терпели неудачу, сталкиваясь прежде всего с главным препятствием – существованием бесправия, которое как бы в насмешку над всякой здравой идеей носило имя крепостного «права».

20  ноября 1864 г. судебные  уставы получили высочайшее утверждение  императора и  были в тот  же день переданы Сенату.

На территории Мордовии проведение реформы началось с издания 30 июня 1868 г. высочайшего указа Правительствующему сенату, которым повелевалось приступить «к введению мировых судебных установлений… в губерниях: Вятской, Казанской, Костромской, Олонецкой, Пензенской, Самарской, Саратовской, Симбирской, Смоленской, Тамбовской и Черниговской…». Мировые судебные установления открывались на основании судебных уставов от 20 ноября 1864 г. и положения от 19 октября 1865 г. о введении их в действие.

Участковые и почетные мировые судьи избирались на чрезвычайных уездных земских собраниях.  На саранском уездном собрании было избрано 5 участковых судей, но так как округ включал лишь 3 мировых участка, Сенат утвердил 3 кандидатуры, получившие большее количество голосов: поручика П. А. Олферьева, поручика М. А. Дяткова и капитана гвардии А. Н. Салова. В должности почетных мировых судей были утверждены все 10 избранных саранским земством кандидатов. А в Краснослободском уезде в почетные судьи было избрано 6 человек, но Сенат исключил из списка почетного гражданина Алексея Александровича Соловьева «как не имеющего надлежащего образования и не получившего служебно-практического познания».

После утверждения Сенатом мировых судей и приведения их к присяге были определены сроки открытия съездов мировых судей и избраны их председатели и непременные члены. Так в г. Инсаре съезд открылся 21  июня 1869 г. Председателем его стал надворный советник Владимир Александрович Юшков, а непременным членом – поручик Николай Осипович Коновалов. В Краснослободском уезде председателем съезда был избран  почетный мировой судья князь Н. Н. Девлеткильдеев.

Реформа на территории Мордовии проводилась в 2 этапа и растянулась почти на 3 года. Так, окружной суд в г. Пенза, подсудность которого распространялась на несколько уездов нашего края, был открыт 6 июня 187 г. Территория Мордовии находилась также под юрисдикцией Тамбовского, Симбирского, Нижегородского окружных судов. Все они входили в Саратовский судебный округ.

 «Положения о нотариальной  части» от 14 апреля 1866 г. для оформления  юридических документов вводилась  должность нотариуса. В середине 80-х гг. XIXв. Нотариат окружного суда в г. Саранске и Краслослободске представляли два нотариуса, а в других уездных городах – по одному.

Современные исследователи отмечают, что фактически реформой 1864г. устанавливалась судебная реформа, рассчитанная на гораздо более высокий уровень социально-экономическиго и политического развития, чем существовала в России во второй половине XIX  столетия. Этим во многом и были вызваны все сложности и противоречия.

Но, несмотря на всю ограниченность судебной реформы, нельзя не признать ее одним из важнейших и лучших моментов нашей истории. Как писал М. Чубинский, «…она знаменует собой торжество общечеловеческих и общекультурных начал, получивших к нам хотя бы на время короткий доступ после долгого их гонения и отрицания».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               3. Реформы местного самоуправления

                              3.1 Земская реформа

 

Раскрепощение крестьян в 1861 г. повлекло за собой изменения в социально-политической сфере. Сословный принцип уходил в прошлое; на смену ему пришел принцип бессословности (или всесословности), характерный для буржуазного общества. Эта тенденция выражалась в требованиях различных слоев российского общества. И в итоге вела к обострению социальной напряженности. Еще в начале XIXв. М. М. Сперанский предлагал создать всесословный представительный орган парламентского типа, не наделенный законодательными функциями, при сохранении монархической власти – Государственную думу.

Проект земской реформы, разработанный комиссией Валуева, обсуждался в Совете министров в апреле 1862 г., а в июне он был в основном одобрен царем и опубликован в печати для обсуждения в дворянских собраниях. В марте 1863 г. после дополнительной переработки «Положение  о губернских и уездных земских учреждениях» с «Наказом» было послано во II отделении барону М. А. Корфу, который внес в эти документы целый ряд существенных изменений и дополнений. В мае 1863 г. все документы были представлены Валуевым в Государственный совет. В них предполагалось формировать земские учреждения не по сословному принципу, а на основе имущественного ценза, что должно было обеспечить преобладание в земствах представителей дворянства и крупных предпринимателей.

Оппонентом Валуева в Государственном совете выступал М. А. Корф, который полагал, что цель реформы – в разрушении старой системы местного самоуправления. Его поддерживал Д. А. Милютин, предлагавший уравнять в избирательных правах представителей всех сословий.

1 января 1864 г., по категорическому  требованию Александра II, «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» вступило в силу.

Круг деятельности земств в «Положении» был определен следующим образом.

  1. Заведование имуществами, капиталами и долговыми сборами земства.
  2. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, других сооружений и путей сообщения, содержащихся за счет земства.
  3. Меры обеспечения народного продовольствия.
  4. Заведование земскими благотворительными заведениями и прочие меры призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей.
  5. Управление делами взаимного земского страхования имущества.
  6. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.
  7. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и пределах, законом определенных, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.

Земские учреждения были выборными органами местного самоуправления, состоящими из уездных и губернских собраний (распорядительных органов). Избирались они сроком на 3 года, причем собрания в полном составе собирались один раз в году, а управы действовали постоянно.

Право избирать и быть избранными в земские учреждения получили фактически все сословия Российской империи, но избиратели делились на 3 группы (курии).

Для подготовки земской реформы в Пензенской губернии в июне 1864г. был создан временный губернский комитет во главе с губернатором В. П. Александровским.

Хотя земская реформа затрагивала интересы большинства самодеятельного населения, особой активности при проведении выборов не отмечалось. Так, по данным «Пензенских губернских ведомостей», в 1865 г. в Наровчатском уезде на первые земские выборы явилось 157 человек из 222 гласных. В 1868 г. в этом же уезде в выборах участвовало 14 человек от 225 избирателей, в Краснослободском уезде от 314 избирателей – 163 гласных.

Практически во всех уездах мордовского края наблюдалось снижение представительства дворянства и увеличение числа гласных от городских сословий. Исключение составляет Ардатовский уезд, где число гласных дворян и чиновников возросло за указанный период на 4,6%.

После того как в каждом из уездов были сформированы земские собрания, перед ними встала задача выборов исполнительных органов – уездных земских управ. Первая земская управа была избрана в марте 1865 г. в Краснослободском уезде. Ее председателем стал крупный помещик, дворянин Н. Н. Девлеткильдеев, членами – П. Я. Янов (дворянин) и Илья Денисов (крестьянин-собственник). Всего же по 7 уездам из 27 избранных членов уездных земских управ 18 были дворянами, 6 – крестьянами и 3 – купцами. Все председатели управ были представителями дворянского сословия.

Правительство изначально не планировало финансирование земских учреждений за счет казны, поэтому они сами должны были заботиться о собственном бюджете. Доходная часть земского бюджета формировалась из обложения земским налогом земель, лесов, городского недвижимого имущества. В 70-х гг. XIX в. более 50% дохода земству давал сбор с крестьянских земель. Из года в год этот процент возрастал. В 1883 г. в Краснослободском уезде сборы с крестьянских надельных земель составили 76,2% доходной части бюджета, в Норовчатском – 77,8%, в Спасском, Темниковском, Инсарском – свыше 60%.

Система земских сборов была довольно запутанной, она порождала различные злоупотребления, от которых больше всего страдало крестьянство, поэтому наблюдался рост недоимок по земским сборам. Так в 1883 г. недоимка по губернским и уездным сборам на территории мордовского края составила 247 787 рублей.

Необходимо отметить, что расходы на народное просвещение и здравоохранение в пореформенные годы в мордовском крае возросли почти в два раза, т.е. фактически часть средств, собираемых с крестьян, впоследствии возвращалось к ним через школы, больницы, богоугодные заведения и.т.п. Расходы на медицину резко возрастали в тех случаях, когда на территории края вспыхивали эпидемии.

Сельское хозяйство и связанные с ним отрасли всегда находились в центре внимания земских собраний. Земство оказывало крестьянству помощь в приобретении сортовых семян различных культур, в разведении породистого скота и рабочих лошадей, популяризировало новые приемы и методы хозяйствования, усовершенствованные орудия труда и сельскую технику. С этой целью с 1867 г. в Пензе стали проводиться сельскохозяйственные выставки.

Отметим то, что деятельность земских органов приносила крестьянству несомненную пользу, так как способствовала развитию капиталистических отношений в деревне, общему аграрному движению в аграрной сфере. В 1879 г. в Саранском, Краснослободском, Инсарском и Темниковском уездах появляются ветеринарные фельдшеры.

Согласно «Положению 1864 г.» на земство возлагалось забота о дорогах, мостах, плотинах, перевозах и верстовых столбах, особенно на почтовых трактатах. Земские собрания наряду с сохранение натуральной дорожной повинности ввели дородный денежный сбор. Это позволило увеличить ассигнования на ремонт дорог и мостов. По подсчетам К. М. Тимошкина, в 1870 г. Краснослободское уездное земство выделило на эти цели 4 292 руб., Темниковское – 3 943, Саранское – 2 265 руб.

В ходе буржуазных реформ 60-70-х гг. XIXв. Значительным изменениям подверглась система народного образования. По своей подчиненности все учебные заведения были разделены на три группы: министерские, земские и церковно-приходские.

Информация о работе Реформы 1860 – 1880-х гг. на территории Мордовии